Тема 7. Политический процесс

Понятие политического процесса. Политические процессы как взаимодействие политических сил, выражение потребностей, интересов, ценностей социальных групп и слоев в политической сфере, как деятельность субъектов политики. Структура и характерные особенности политического процесса.

Типология и этапы политического процесса. Многообразие их видов. Политические изменения и политическое развитие. Роль кризисов в политических процессах.

Политическое участие, его формы и разновидности. Мотивы и функции политического участия, его условия и механизмы. Политический протест. Конформизм и экстремизм. Культура политического участия. Электоральное участие, его необходимость и значение.

Процесс принятия политических решений, его структура и особенности. Подготовительный этап: формулирование целей и задач, анализ условий и ресурсов. Этап принятия политических решений. Методы анализа альтернатив и принятия решений. Этап реализации политических решений. Методы и механизмы контроля и корректировки решений. Политическая борьба и политическое сотрудничество. Критерии эффективности политических решений.

Особенности политических процессов в современной России.

Тема 8. Политическая идеология

Понятие идеология и его роль в общественной жизни. Сущность и особенности политической идеологии. Нормативно-регулятивный и экспансионистский характер политической идеологии. Функции политической идеологии, ее взаимодействие с общественной психологией. Структура и уровни политической идеологии. Государство и идеология.

Основные идеологические течения современности. Критерии классификации политической идеологии. Фундаментальные ценности либерализма и современный неолиберализм. Конституирующие принципы консерватизма и неоконсерватизм. Социализм и коммунизм: принципы, ценности, исторический опыт реализации идей. Перспективы социализма в современной России. Идеология социал-демократии о концепции социального государства. Национализм и этно-политические идеологии. Фашизм как идеология. Религиозно-политические идеологии.

Основные идеологические направления в современной России. Соотношение идеологии и социального интереса. Роль идеологических мифов в российской политической жизни. Влияние идеологических ориентаций на экономические отношения и процессы. Основные тенденции развития российского политического сознания.

Тема 9. Политическая культура

Содержание и характеристика политической культуры, ее социальные функции. Структура и уровни политической культуры. Институционализация политической культуры в обычаях, традициях и правовой системе. Политическая культура как часть культуры общества. Массовая и элитарная культура. Понятие субкультуры и контркультуры. Политическая культура личности.

Критерии классификации политической культуры. Комплексный подход. Типология политической культуры. Ведущие модели политической культуры: сравнительный анализ. Традиционная и современная российская политическая культура, ее специфика и тенденции развития.

Формирование политической культуры и его ведущие факторы. Политическая культура и политическое сознание. Понятие политического сознания. Сущностные и основные черты политической социализации, ее функции, структура и этапы. Первичная и вторичная социализация. Основные типы политической социализации. Характерные особенности и тенденции политической социализации в России.

Общая литература по курсу «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994.

Бенетон Ф. Введение в политическую науку. М.: Весь мир, 2002.

Борисов Л.П. Очерки истории политических учений. – М.: Белые альвы, 1997.

Василенко А.В. Политология: Учеб. -метод. пособие для юристов / А.В. Василенко, В.И. Сальников, А.А. Слинько. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000.

Василик М.А., Вершинин С.С. Политология. Элементарный курс. – М.: Гардарика, 2001.

Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2001.

Гончаров Д.В., Гонтарева И.Б. Введение в политическую науку. М.: Юристъ, 1996.

Горелов А.А. Политология: Учебник. – М.: Флинта, 2002.

Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М.: NOTA BENE, 2000.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2000.

Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: РОССПЭН, 1997.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Д.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2000.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Учеб. – М.: Юрист, 2003.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. М.: Университет, 1999.

Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. – М.: РОССПЭН, 1998.

Кола Д. Политическая социология. – М.: Весь мир, ИНФРА, 2001.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: ПРИОР, 2001.

Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Под ред. А.О. Бороноева, М.А. Василика. М.: Гардарика, 2000.

Панарин А.С. Политология: Учебник. – М.: Велби, 2004.

Политическая культура: теория и национальные модели. М.: Интерпракс, 1994.

Политическая наука: Новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. – М.: Вече, 1999.

Политология: Альбом схем / Сост. Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. М.: Юристъ, 1998.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.И. Марченко. М.: Зерцало, 1997.

Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарика, 2004.

Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Г.В. Полуниной. М.: АКАЛИС, 1998.

Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. М.: Гардарика, 1999.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

Радугин А.А. Политология: Курс лекций. М.: Центр, 2003.

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2001.

Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М.: Радикс, 1994.

ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и методы исследования в политической науке.

2. Политика как социальное явление, ее структура и функции.

3. Типы, виды, методы и средства политики.

4. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

5. Политическая власть, ее структура, функции, ресурсы.

6. Легитимность политической власти, ее типы.

7. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

8. Типы политических систем.

9. Сущность и структура политического режима. Типы политических режимов.

10. Тоталитаризм: понятие и характерные черты.

11. Авторитаризм как политический режим.

12. Демократия как политический режим.

13. Государство в политической системе общества: признаки, теории происхождения, типы и формы.

14. Правовое государство: сущность, основные принципы.

15. Понятие и структура гражданского общества. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.

16. Понятие политической элиты. Классические и современные теории элит.

17. Типы политических элит и способы их формирования.

18. Понятие и концепции политического лидерства.

19. Структура и функции политического лидерства, его типология.

20. Политические партии: сущность, структура, функции.

21. Типология партий и партийных систем.

22. Политическое участие и его разновидности.

23. Группы интересов (давления). Проблема лоббирования.

24. Понятие политической культуры, ее структура и функции.

25. Типология политической культуры, ее особенности в современной России.

26. Политическая социализация: понятие, концепции, типы.

27. Политическое сознание: понятие, уровни, функции. Особенности массового политического сознания в современном российском обществе.

28. Политическая идеология, ее особенности, функции, уровни.

29. Либерализм и неолиберализм как политическая идеология.

30. Консерватизм и неоконсерватизм как политическая идеология.

31. Социал-демократизм как политическая идеология.

32. Национализм как политическая идеология.

33. Политический процесс: понятие, структура, циклы.

34. Типология политических процессов. Политические процессы в современной России.

35. Электоральный процесс: понятие, функции, основные этапы.

* * *

1. Политология – наука об устройстве, распределении и осуществлении власти, проводимой через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида. Объектом политологии являются политические отношения, политическая система, государство, политические партии, политическая идеология, политическая культура и т.д., а предметом – власть, закономерности ее функционирования. Поэтому политическая власть, ее сущность, политические системы и режимы, правовое государство и гражданское общество, формы правления и территориальное устройство, партийные и избирательные системы, политические процессы и его субъекты, политические конфликты и политические технологии – ключевые проблемы политологии.

Основные функции политологии:

1) методологическая – выводы политической науки служат основой для конкретных политических теорий, изучающих общественные явления;

2) познавательная – политология формирует знания о политике, ее закономерностях и роли в обществе;

3) идеологическая – она служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности;

4) регулятивная – оказывает непосредственное влияние на политическое поведение людей;

5) оценочная – позволяет судить о значимости или приемлемости политических институтов, общественного строя, событий;

6) прогностическая – раскрывает тенденции развития политических процессов, позволяя предвидеть возможные политические события.

В исследованиях политология использует следующие методы: системный (рассмотрение политической системы как целого, саморегулирующегося механизма), структурно-функциональный (политика – некая целостность, где каждый элемент выполняет определенные функции), поведенческий (изучение политики как живой, овеществленной деятельности), сравнительный (через сопоставление однотипных явлений), конкретно-исторический (изучение явлений в последовательном временном развитии), социологический (выяснение зависимости политики от общества), нормативный (оценка явлений с точки зрения этических ценностей), субстанциональный (исследование первоосновы политики – власти, отношений господства и подчинения), психологический (с ориентацией на конкретного индивида) и др.

2. Термин «политика» ввел Аристотель, который рассматривал ее как цивилизованную форму общности, служащую достижению общего блага. Современное понимание политики многозначно. Политику определяют как политические действия, отношения между группами интересов по вопросу власти и лидерства, сфера деятельности или профессия, принципы и убеждения отдельной личности, общая совокупность взаимодействующих и конфликтующих общественных отношений, а также отношения между лидерами и не-лидерами в любом социальном организме.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов, к которым относятся:

1) субъекты политики (индивиды, группы, организации, активно участвующие в принятии политических решений и в реализации государственной власти);

2) социальные институты (партия, профсоюз, церковь, СМИ);

3) социальные общности (слои, классы, элиты, массы) и отдельная личность (лидер, рядовой гражданин);

4) политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов;

5) политическое сознание (система мнений и оценок, утверждений участников политики);

6) политическая психология (эмоции, чувства);

7) политическая идеология (система представлений, на основе которой строится участие в политической жизни);

8) политическая культура, определяющая характер взаимодействия участников политической жизни.

К функциям политики относятся:

ü функция управления взаимодействием людей и групп;

ü функция обеспечения целостности и стабильности общества (политика предлагает варианты желаемого будущего, улавливая тенденции развития);

ü интегративная функция – обеспечивает единство общества и согласованность разнообразных социальных интересов;

ü функции мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности;

ü функция контроля и регулирования, обеспечивая согласование интересов групп и принятие решений;

ü функция политической социализации (в результате человек включается в социальные отношения для эффективного выполнения своих ролей);

ü гуманитарная функция (создание гарантий прав и свобод личности, гражданского мира).

Успешное осуществление указанных функций обеспечивает поступательное развитие общества.

3. Виды политики – внешняя (рассматривает взаимодействие субъектов международных отношений) и внутренняя (деятельность государства по управлению делами общества). Направления политики: аграрная, военная, техническая и т.д. Отметим, что тип политики определяется по средствам и целям – силовая, стимулирующая и убеждающая. Политика возникает и осуществляется ради определенных целей. Основная цель политики – единство общества, увязывание и согласование частных интересов и стремлений граждан с общей целью и интересами всего общества.

Средства политики – это инструменты практического осуществления целей. По сути, это есть конкретные факторы влияния субъектов политики на объекты (забастовки, электоральная борьба, вооруженные действия). Методы политики – это способы воздействия средств политики на объекты (принуждение, убеждение и стимулирование).

В вопросе о соотношении цели и средств в политике существует три основных подхода:

1. Цель оправдывает средства. Нравственный характер политики определяется ее целью; и для достижения благородных целей годятся даже самые безнравственные средства.

2. Средства господствуют над целью. Это предполагает нравственный приоритет средств над целью, т.е. нравственность воплощается в действительность через средства политики. Пример – идеология ненасилия М. Ганди.

3. Компромиссный подход. И цель, и средства играют собственную роль.

Основное условие эффективной политики – нравственное соизмерение целей и средств, за счет чего возможно ситуативное разрешение противоречия между ними. Конечно, бывает, когда нужно действовать по принципу «меньшего зла», но безнравственные средства разлагают политических субъектов, ставя под сомнение эффективность политики, применение даже законного и обоснованного политического насилия.

4. Политика – инструмент сознательного регулирования общественных отношений. Она связана со всеми сферами общества. Эта взаимозависимость объясняет происхождение политических процессов экономическими, идеологическими, культурными и другими факторами. Политику иногда называют концентрированным выражением экономики, т.к. в политике отражаются и реализуются интересы социальных групп, которые согласуются через политические институты и отношения. В результате политика может стимулировать или тормозить развитие общества. Кроме того, политика занимается регулированием производства, обмена, распределения и потребления. Так, при управлении экономикой командно-административными методами политика подчиняет себе экономику. Однако экономический строй автоматически не предопределяет содержание политических отношений. Заметим, что согласно теории развития структурно-функционального анализа, политика – одна из подсистем общества, испытывающая воздействие других подсистем.

Также политика тесно связана с правом, которое закрепляет основные политические принципы, отношения, границы допустимого, формы деятельности оппозиции и др. В результате политическая воля, оформленная юридически, приобретает новое качество, становится общеобязательной и формально обоснованной. Политика нередко вторгается в правовую сферу, что неизбежно и закономерно, т.к. право – это совокупность норм, которые установлены и поддерживаются государством.

Реализация политических интересов связана и с нравственным выбором. Мораль может усиливать или ослаблять решительность субъектов на пути к поставленной цели. Но в связи с усложнением социальных взаимосвязей в политике выросло приоритетное значение компетентности.

Можно также отметить, что длительное время существовала связь между политикой и религией, т.к. власть пыталась опираться на авторитет церкви.

5. Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, возможность и способность определенной социальной группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических решениях и действиях, политических и правовых нормах. Политическая власть характеризуется легальностью использования силы; верховенством по отношению к любой иной власти; публичностью; наличием единого центра принятия решений; многообразием ресурсов. Она реализуется через организацию и поэтому носит опосредованный характер.

Основными структурными элементами власти являются:

1. ее субъект (участники политических отношений),

2. объект (политические отношения, политическая система, политическая культура, политические партии и пр.);

3. ресурсы и

4. процесс, приводящий в движение все элементы.

Политическая власть выполняет следующие основные функции: вырабатывает стратегию управления обществом; принимает конкретные решения по основным направлениям развития общества; регулирует общественные процессы и отношения; регулирует конфликты в социальных отношениях; обеспечивает контроль за стабильностью и направленностью развития общества.

Для того чтобы осуществлять власть субъект власти должен располагать ресурсами, т.е. средствами и методами, которые обеспечивают влияние на общество. Виды ресурсов: 1) экономические (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и пр.); 2) социальные (способность изменять социальный статус); 3) информационные (знания и информация, средства их распространения); 4) силовые (армия, полиция, тюрьмы и пр.); 5) демографические (т.к. человек – универсальный ресурс, создающий другие ресурсы).

6. Легитимность – это признание обществом правомерности официальной власти. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти. Поэтому она выражает осознание предпочтительности признанного порядка над захватом власти силой и произволом. Иначе говоря, легитимность – это политическая оценка и принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей. Конечно, не все граждане принимают данную власть, есть несогласные и критики ее. Но легитимность означает, что принимаемые законы выполняются основной частью общества. Проблемы достижения легитимности возникают во время частой смены властвующих элит или модернизации общества.

Основные типы легитимности разработаны М. Вебером. Он выделил:

1. Традиционную легитимность (в ее рамках есть патриархальная легитимность, основанная на прямых и односторонних связях) и сословная (характерна для монархий и основана на подчинении кодексу чести при относительной автономности подданных).

2. Харизматическую легитимность, которая присуща обществам, где нет свободы и прав человека, т.к. ее принцип основан на авторитарности лидера.

3. Рационально-правовая легитимность (выражает рациональный интерес людей к власти на основе демократических процедур, т.е. предполагает подчинение закону, а не людям).

Выделяют также идеологическую легитимность, которая определяет власть с помощью идеологии, и националистическую, базирующуюся на национальном единении и чувствах.

Заметим, что независимо от типа легитимности, власть должна быть эффективной, успешно выполнять свои управленческие функции.

7. Политическая система подразумевает политическое устройство общества. Понимание о системном характере общества разрабатывали Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и др. Считается, что политическая система общества – разветвленная интегрированная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Структура политической системы включает в себя (с точки зрения структурно-функционального подхода) ряд подсистем:

1. институциональную (политические институты, формы правления, политические партии и организации, избирательная система и т.д.);

2. нормативную (политические, правовые, моральные нормы и ценности, традиции и убеждения, регулирующие поведение граждан и деятельность институтов);

3. коммуникативную (все формы взаимодействий и отношений, возникающих в процессе функционирования и развития политической системы по поводу управления обществом;

4. функциональную (методы политической деятельности, способы осуществления власти);

5. идеологическую (политические идеи, теории, политическое сознание и политическая культура, помогающие определить цели и пути их достижения при решении политических проблем общества).

Функции политической системы: определение целей, задач, путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; распределение материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов государства и социальных групп; разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; обеспечение стабильности политического строя; формирование политического сознания и приобщение членов общества к политической деятельности; контроль за соблюдением выполнения законов и правил.

8. Одна из первых классификаций политических систем исходит из характера взаимодействия системы с внешней средой. По этому критерию выделяются закрытые (бывшие социалистические страны) и открытые (демократические государства Запада) политические системы. Распространена классификация по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества – тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Общепризнанной является типология Г. Алмонда по типу политической культуры. Он выделил 4 типа политических систем: 1) англо-американский (США, Канада, Англия), где высокая степень разделения политических ролей между участниками политического процесса, высокая стабильность, разделение властей, а превыше всего – свобода личности, благосостояние и безопасность; 2) европейско-континентальный (Франция, Германия, Италия), отличающиеся расколотостью политической культуры, идеалов и ценностей, а также разделением политических ролей внутри класса, группы, партии, хотя все это имеет в основе либеральные ценности; 3) доиндустриальный (страны Азии, Африки, Латинской Америки) представляет смесь западных ценностей и этнических традиций, переплетение местных субкультур, в основе которых – ценности рода, общины, племени. Поэтому найти согласие здесь трудно, наблюдается высокий потенциал насилия, личный авторитаризм; 4) тоталитарный, создающий принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а общество контролируется монолитной партией.

Существуют и другие типологии. Например, марксизм исходит из типа формации и характера социально-экономической сферы общества, выделяя рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую системы. Политическую систему можно характеризовать и как стабильную – нестабильную, централизованную – децентрализованную.

9. Политический режим – совокупность форм и методов осуществления политической власти, определяющая характер политической жизни в стране и отражающая уровень политической свободы в обществе. Иначе говоря, он определяет средства и методы реализации власти. Его изменение нередко приводит к смене типа политической системы. Основными структурными элементами политического режима являются: форма и роль государства; партийная и избирательная системы; структура политических институтов; принцип легитимности. Можно сказать, что политический режим обеспечивает стабильность власти, приемлемую для нее динамику и направленность политических процессов, управляемость граждан, реализацию интересов властвующей элиты.

В зависимости от критериев выделяют различные типы политических режимов: традиционный (закрытый характер борьбы за лидерство, незначительное политическое участие, консерватизм); соревновательная олигархия (открытая борьба за лидерство, ограниченные возможности политического участия, ориентация на революцию); военный (закрытый характер борьбы за лидерство, незначительные возможности политического участия, консервативные или реформистские ценности); популистский или мобилизационный (закрытая борьба за лидерство, умеренное политическое участие, революционные или адаптивные ценности); коммунистический (закрытый характер борьбы за лидерство, широкие возможности политического участия, революционные ценности); либерально-демократический (открытая борьба за лидерство, широкие возможности политического участия, реформистские или адаптивные ценности).

Большинство политологов на основе признаков многопартийности, легальной оппозиции, разделения властей выделяют авторитарный и демократический режимы, а в зависимости от социального состава правящей элиты – военные, гражданские, теократические, патриархальные, квази-демократические. Используются при характеристике политического режима и формы правления с выделением монархического и республиканского видов. Но классическими формами режимов являются тоталитарный, авторитарный и демократический.

10. Тоталитарный режим – это политический режим, который стремится к установлению полного контроля над различными сторонами жизни человека и всего общества, подчинением всей социальной системы коллективным целям и официальной идеологии. Термин «тоталитаризм» был введен идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. При тоталитарном строе (сталинизм в СССР, фашизм в Германии и Италии) государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрытым образом одним человеком или группой лиц из правящего режима. Такая система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей.

Признаки тоталитарного режима: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни; общество полностью отчуждено от политической власти; существует монопольный государственный контроль над всеми сферами общества, вплоть до личной жизни; регулирование общественных отношений осуществляется по принципу «дозволено только то, что разрешено законом»; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам и недоступна для контроля со стороны народа; преобладающим методом управления становится принуждение и террор; систематически применяются массовые репрессии; существует господство одной партии, фактическое сращивание ее аппарата с государством; права и свободы человека и гражданина носят декларативный и формальный характер, отсутствуют реальные гарантии их реализации; наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения; невозможность контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов.

11. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа, при некоторой автономии личности и общества во внеполитических сферах. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений. Авторитаризм предполагает отсутствие конкурентной электоральной борьбы для смены элит. Такой режим готов опереться на силу, хотя и не использует массовые репрессии. При этом иногда допускается ограниченное число партий, профсоюзов и других организаций, которые сохраняют подчиненное положение властям. Сама же власть занимается в первую очередь проблемами обеспечения собственной безопасности, а также общественного порядка, обороны и внешней политики.

Характерные черты авторитаризма: концентрация власти в руках политического лидера или группы лиц; наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь; ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественных организаций; отсутствие огромного репрессивного аппарата; разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством; наличие некоторых формальных элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

Авторитаризм возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине ХХ в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки, став переходной ступенькой их эволюции в сторону демократии или тоталитаризма.

12. Демократический режим – это способ функционирования политической системы, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел. Характерные черты современной демократии: избрание органов власти путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании и наличии альтернатив; исключительное право парламента издавать общегосударственные законы; разделение властей; многопартийность; принятие решений большинством при уважении прав и интересов меньшинства.

Демократический режим может функционировать при определенных условиях: контроль гражданского общества над деятельностью государственных органов; отсутствии привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей полного и своевременного информирования граждан; гарантии равноправия граждан. При этом демократический режим эффективно работает в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если они не удовлетворяют их интересам.

Заметим, что демократия как политический режим менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем общества, т.к. она требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, терпимости к другим точкам зрения. Демократия как форма взаимоотношений власти и граждан оказывается уязвимой в изменяющихся условиях; однако она достаточна эффективна в высокоорганизованных обществах.

13. Центральным институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные, является государство. Оно обеспечивает целостность разнообразных политических институтов, осуществление управления и порядка в обществе. Государство – особая форма организации политической власти, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального аппарата. Признаки государства: единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны; независимая нация как основополагающий элемент государственности; наличие публичной власти, отделенной от общества и имеющей аппарат принуждения; суверенитет государственной власти от всякой другой внутри страны и в международных отношениях; общеобязательный характер правовых норм государственной власти, которая также взимает налоги с населения.

Существуют различные теории происхождения государства. Теократическая теория исходит из того, что «вся власть от Бога», а божественное право придает власти авторитет. Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где правитель заботится о подданных, а те должны ему повиноваться. Договорная теория рассматривает государство как результат соглашения людей для защиты своих прав и собственности. Марксистская теория объясняет возникновение государства расколом общества на классы вследствие разделения труда и появлением частной собственности. Теория насилия считает государство результатом внутреннего или внешнего завоевания, что приводит к установлению господства победителей и делению общества на классы.

По способу организации высшей власти выделяют 2 типа государств: монархии (абсолютные и конституционные) и республики (парламентские и президентские). По национально-территориальной организации государства подразделяют на 3 формы – унитарное государство, федерация, конфедерация.

14. Правовое государство – это форма осуществления и суверенитета народа, призванная обеспечить основополагающие права и свободы личности. Его концепция разрабатывалась И. Кантом, Д. Локком, Ш. Монтескье. Правовое государство – это государство, в котором господствует право. При этом право следует понимать как естественное право, которое присуще каждому человеку от рождения. В основе этой теории – стремление оградить граждан от произвола власти. Поэтому отличительные признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах общественной жизни; максимальная гарантия прав и свобод человека; равенство всех перед законом; взаимная ответственность гражданина и государства; разделение и баланс властей; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов. Все эти признаки определяют приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены государством и его действиями.

В правовом государстве по отношению к гражданам применяется принцип «Разрешено все, что не запрещено законом». По отношению к государству действует метод разрешения, определяющий его активность рамками права. Однако реальная свобода человека, его социально-экономические, культурные, экологические и другие права могут обеспечиваться через взаимодействие общества и государства. А это предполагает активную социальную, образовательную политику, определенный курс в области занятости и т.д. Поэтому во многих странах принцип правовой государственности дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни, социального государства.

15. Гражданское общество – это сфера жизнедеятельности частных лиц, групп, институтов, которая не контролируется непосредственно государством. В широком смысле гражданское общество – та часть общественных явлений и отношений, которая не охватывается государственными структурами. В узком значении гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Поэтому оно представляет собой совокупность частных лиц, групп, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.

Для возникновения гражданского общества необходимы предпосылки: экономические (многоукладная экономика, разнообразие форм собственности), политические (разделение властей, политический плюрализм, верховенство закона), духовные (отсутствие монополии одной идеологии, свобода совести, цивилизованность).

Структура гражданского общества включает в себя: политические партии и лоббистские организации, создаваемые при органах власти; общественно-политические организации и движения; союзы предпринимателей и благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; ассоциации избирателей, политические клубы; независимые СМИ; церковь и семью. Заметим, что в гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные социальные связи.

Становление гражданского общества в РФ идет вместе с формированием демократической государственности, правового государства. Важнейшей проблемой остается: в экономической сфере – развитие форм собственности и участие народа в ее владении и распоряжении; в социальной сфере – формирование новой социальной структуры общества, гарантии прав и свобод; в духовной – развитие общей и политической культуры. Без решения этих проблем невозможно становление демократии и обеспечение основ и условий для становления и развития гражданского общества.

16. Политическая элита – группа (совокупность групп), выделяющаяся из общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. Элита существует в любой сфере человеческой деятельности, в т.ч. политической. Являясь активным организованным меньшинством, она ориентирована на власть и принимает общезначимые решения в рамках политической системы.

Основные теории элит были выдвинуты в начале XX в. Сам термин «элита» ввел Г. Моска. Одним из первых теорию элит разработал В. Парето. По его мнению, в зависимости от форм осуществления власти элита делится на «лис» (ее чертами является хитрость, изворотливость) и «львов» (характеризуется решительностью, предпочтением насилия). Политические изменения происходят через смену элит, когда прежняя элита становится непригодной, чтобы управлять. Другую теорию предложил Р. Михельс. Он обосновал закон «олигархии»: демократия невозможна, т.к. массы разрозненны и неспособны к коллективным действиям без руководства со стороны организованного меньшинства. Поэтому демократия неэффективна и находится под контролем олигархии.

В современных теориях элит различаются трактовка элиты и ее роль в обществе. Так, ценностные теории исходят из того, что элитарность – условие функционирования общества, а элита – относительно сплоченная группа компетентных людей, поэтому принадлежность к ней определяется высокими способностями и т.п. Концепция плюрализма элит отрицает сплоченность элиты, утверждая, что доступ в нее открывают прежде всего личные способности. Различия между элитой и массами условно, т.к. в демократическом обществе существуют функциональные элиты, осуществляющие управление, а не политическое господство. Леволиберальные концепции исходят из глубокого различия между элитой и массой, т.к. элита стремится к обеспечению своего господства, осуществляя рекрутирование кадров из своей среды на основе ресурсов влияния, конформистской социальной позиции и пр.

17. Политическая элита неоднородна, поэтому ее классификация зависит от исследовательских подходов. Та часть элиты, которая обладает государственной властью, называется правящей, а лишенная ее – контрэлитой (оппозиционной). По способу обновления выделяют элиту закрытую (пополняется выходцами из определенных классов, сословий) и открытую (доступ в нее открыт выходцам из всех социальных групп).

Сама элита делится на несколько групп:

1. высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства;

2. средняя – к ней относят около 5 % населения, выделяющегося по доходу, профессиональному статусу, образованию;

3. маргинальная – группы, у которых отсутствует один из трех показателей предыдущей группы;

4. административная – высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов, осуществляющих исполнительные функции).

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные (напр., аристократия), ценностные (лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные позиции), властные (непосредственные обладатели власти) и функциональные (профессионалы-управленцы).

Существует 3 способа формирования элиты.

1. Антрепренерской (предпринимательской) системе присущи: ориентация на личностные качества кандидата; отбор кандидатов на властные позиции из различных групп общества; ограниченное число требований, которым должен отвечать кандидат. Эта система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты.

2. Система гильдии предполагает множество требований к соискателю на пост и отбор кандидатов узким кругом руководящих работников, что обеспечивает высокую степень предсказуемости политики, снижая возможность конфликтов внутри элиты.

3. Номенклатурная система предполагает замещение должностей только партийными организациями определенного уровня. Кандидат последовательно поднимается со ступеньки на ступеньку должностей. Здесь исключены конфликты внутри элиты, высокая преемственность политического курса, культивируется личная преданность кандидата руководителю.

18. Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов общества в целом. Его сущность составляют отношения господства и подчинения. Рост в древности разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности усложнили социальные отношения, что потребовало упорядочивания поведения индивидов и согласования их потребностей и действий. Поэтому появился политический лидер – человек, способный определять общие цели, средства их достижения, организовывать процесс разделения ролей и функций внутри общества. То есть лидерство связано с руководящим статусом, обладанием властью. Его неформальный аспект выражается в способности выполнять роль лидера и признания за ним права на руководство со стороны общества, группы.

Политическое лидерство имеет сложную природу. Ее раскрывает ряд взаимодополняющих и ограничивающих друг друга концепций. Теория черт Ф. Гальтона объясняет феномен лидерства наследственностью. Лидер рассматривается как обладатель выдающихся качеств (ум, воля, организационные способности, готовность взять на себя ответственность и др.), которые отличают его от иных людей. Ситуационная теория считает, что лидер появляется в результате сочетания места, времени и обстоятельств, а поскольку то или иное качество оказывается востребовано, то индивид становится лидером. Психоаналитическаяконцепция З. Фрейда основывается на объяснении лидерства через бессознательное сексуальное влечение, которое в политической деятельности проявляется в стремлении к безграничной власти, наслаждении от унижения других, в жажде разрушения. Интегративная теория М. Херманн стремится учесть влияние всех факторов. Поэтому на появление лидера влияют черты самого лидера, приверженцы и последователи лидера, а также ситуация и задачи, которые призван выполнить лидер.

19. Политическое лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние личности, занимающей властные позиции, на общество, группу, объединение. В структуре лидерства обычно выделяют 3 главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо сказываются на эффективности лидерства.

Политический лидер играет важную роль в жизни общества. Он выполняет следующие функции: 1) интегративную (согласование и объединение различных групп интересов на основе общих идей, ценностей и идеалов); 2) ориентационную (достижение целостности и гармонии социальных интересов осуществляется через выработку курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества); 3) инструменталистскую (лидер не только провозглашает программу или идею, но предлагает механизм ее осуществления посредством принятия практических решений); 4) мобилизационную (лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе на основе возбуждения энтузиазма населения, создания определенных экономических стимулов). Но в зависимости от конкретной ситуации лидер может выполнять функции социального арбитража и патронажа, легитимации строя, обеспечения коммуникации власти и масс.

В политологии широко распространена типология М. Вебера. Он различал: традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиции (вожди племен, монархи); рационально - легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность» при избрании лидера демократическим путем; харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в его выдающиеся качества, оцениваемые посредством эмоций.

20. Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан и социальных групп, которая ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Любая партия имеет основные черты: ее целью является борьба за власть, четкая организационная структура, солидарность, согласие в отношении средств и способов достижения цели.

Структура партии включает 3 уровня: 1) блок избирателей (массовая база партии); 2) рядовые члены партии и ее сторонники; 3) партийные лидеры и партийный аппарат. Заметим, что через партии люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия обеспечивает прямые и обратные связи народа и государства. Кроме того, любую партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентаций и др.

Всем партиям присущи некоторые общие функции: 1) согласования и обобщения разнородных интересов различных групп и граждан; 2) представительства интересов (формулирование интересов в программах или лозунгах и доведение их до властных структур; 3) коммуникации (обеспечение взаимосвязи власти и общества); 4) политической социализации (передача политического опыта, пропаганда определенных политических ценностей и пр.); 5) политического рекрутирования (отбор кандидатов на руководящие должности); 6) функция реализации власти (в тоталитарных системах властвующие партии сосредотачивают в своих руках весь объем властных полномочий).

21. Существует множество критериев классификации политических партий. Наиболее существенные из них: 1) социальный подход (т.е. партии различаются потому, интересы каких социальных групп они защищают); 2) идеологический (идейно-политические и прагматические партии); 3) по месту в системе власти (легальные и нелегальные); 4) по типу организационной структуры: а) массовые партии (руководство состоит из профессиональных политиков, источник финансирования – взносы) и б) кадровые партии (состав малочисленен, деятельность сосредоточена на организации выборов, строго определенное членство); 5) по отношению к обществу и внутрипартийной жизни (демократические партии характеризуются широким плюрализмом и наличием фракций, а тоталитарные основаны на жестком централизме, дисциплине, отсутствии фракций); 6) по целям (представительные, выражающие взгляды того или иного слоя общества; мобилизующие, нацеленные на изменение сознания населения.

Партийная система – совокупность политических партий и отношений между ними по поводу завоевания, удержания, осуществления политической власти. Наиболее распространена типология партийных систем, основанная на количестве партий – одно-, двух-, многопартийные. В зависимости от политического статуса выделяют доминирующие (одна партия опережает другие в течение длительного времени) и коалиционные. По характеру межпартийных отношений – конкурентную и неконкурентную партийные системы. По устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений – неустойчивые, переходные и стабильные. Заметим, что партийные системы играют важную роль в организации общества и осуществлении политической власти.

22. Политическое участие – действия, предпринимаемые гражданам с целью повлиять на управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне власти. Оно может быть организованным или неорганизованным, постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти.

У. Милбрайт выделил 4 вида законного политического участия: 1) голосование; 2) участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях; 3) участие в политической жизни общины (собрания, денежные пожертвования); 4) контакты с официальными лицами на разных уровнях. Одновременно, он выделил виды незаконного политического участия – уличные демонстрации и митинги протеста с нарушением закона; протест против действий властей (голодовки, сожжения); отказ повиноваться несправедливым законам.

Подчеркнем, что политическое участие – это определенные добровольные действия граждан, а не личные переживания или политические предпочтения. В авторитарном или тоталитарном обществе политическое поведения – пассивное, а действия совершаются в соответствии с волей субъектов власти. В развитом гражданском обществе политическое участие превращается в политическое взаимодействие. Становясь активным, оно строится на основе закона с соблюдением прав и свобод человека. Поэтому Нельсон и Хантингтон различают 2 вида политического участия: 1) автономное участие – сознательная активность граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность политиков; 2) мобилизованное участие – вынужденное действие, когда участие в политических действиях зависит от неполитических стимулов.

Политическое участие обусловлено множеством факторов: интересами, степенью социально-экономического равенства, мотивами участников и др. Важнейшим видом его является электоральное.

23. Во второй половине Х1Х в. понятие «лоббирование» стало использоваться в США для обозначения покупки голосов за деньги в коридорах Конгресса (в ХХ в. понятие стали использовать и в др. странах). Лоббирование – средство воздействия заинтересованных групп на политику государственных институтов и политических партий для реализации своих целей. Принято считать, что лобби – это разновидности групп давления при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов отдельных слоев. Они добиваются финансовых выгод или налоговых льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в парламентских комитетах, учреждениях исполнительной власти. Иногда лоббисты являются связующим звеном между заинтересованными группами и политическими деятелями с целью формирования политического курса правительства. Обычные каналы действия групп давления: встречи с «нужными людьми» из парламента, запросы членов парламента, популяризация нужных мнений через опубликование документов и др.

Лоббирование не имеет однозначной оценки, ведь его наличие неизбежно в условиях плюрализма. Но с другой стороны, есть опасность подчинения государственных органов интересам узкого круга лиц. Заметим, что группы интересов связаны с объединениями индивидов, которые не являются политическими партиями, но стремятся реализовать интересы конкретных социальных групп. В отличие от них группы давления являются более организованными, возникая на основе общности интересов и наличия связей между членами группы и органами власти. Поэтому представительство интересов обеспечивает поток информации и поддержку, которых нуждаются государственные институты.

24. Политическая культура – это совокупность ценностей, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые упорядочивают политический опыт и регулируют политическое поведение всех членов общества. Она характеризует способность человека понимать специфику своих собственных и чужих политических интересов, действовать в соответствии с общепринятыми правилами политической жизни, а также своевременно и творчески перестраивать свою социально-политическую деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура проявляется в форме знаний и мнений, ориентаций человека, в его деятельности и поведении, а также закрепляется в функциях органов политического и государственного управления, в традициях политической жизни.

В структуре политической культуры выделяются: 1) познавательный элемент (включает в себя политические знания, способы политического мышления); 2) нравственно-оценочный элемент (состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей); 3) поведенческий элемент (складывается из политических установок, типов, форм и образцов общественно-политической деятельности, политического поведения).

Функции политической культуры:

1. воспитательная – формирование у граждан необходимых социально-политических знаний и убеждений;

2. функция ориентации – осмысление политических явлений и правильное понимание своего положения и возможностей;

3. адаптации – приспособление к изменяющейся политической среде;

4. идентификации – понимание человеком своей групповой принадлежности и приемлемых способов политического участия;

5. интегративная функция – обеспечение на общепринятой основе согласия различных групп;

6. коммуникативная – налаживание взаимодействия между участниками политического процесса;

7. нормативно-регулятивная – формирование в общественном сознании определенных политических ценностей, мотивов, норм и установок политического поведения;

8. воспитательная – формирование личности гражданина как активного и сознательного участника политического процесса.

25. Типы политической культуры различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой и по своему внутреннему содержанию. Такую типологию предложили Г. Алмонд и С. Верба.

1. Патриархальная политическая культура ориентируется на ценности племени, рода и может проявляться в форме местного патриотизма и семейственности. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей.

2. Подданнический тип предполагает пассивное отношение человека к политической системе, ориентация на традиции. Подчиняясь власти, он ждет от нее различных благ (например, социальных пособий) и опасается ее диктата.

3. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью в политику, рациональностью действий. Граждане стремятся направлять политику с помощью законных средств влияния (выборы, демонстрации и пр.).

Особенности политической культуры в России: 1) низкий статус личных притязаний на политическое участие; 2) предрасположенность к конформизму, подвижность политических принципов; 3) подданническое отношение к любой власти; 4) непримиримость к любым нетрадиционным взглядам; 5) низкая компетентность в управлении делами общества и государства; 6) правовой нигилизм; 7) неразвитость гражданских позиций.

Эта специфика, определяющая подданнический тип политической культуры в России, связана с влиянием цивилизационных, географических, исторических факторов. Поэтому существует привычка безоговорочно подчиняться власти, конфронтационный характер отношений, концентрация центральной власти, отсутствие гражданского общества.

26. Политическая социализация – это процесс освоения отдельным человеком основных элементов определенной политической культуры. В ходе социализации человек воспринимает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему эффективно выполнять политические роли, т.е. действовать в качестве полноценного члена общества. На социализацию влияют как политические факторы (характер государственного устройства, политический режим, политические организации), так и неполитические (семья, группа сверстников, СМИ). Политическая социализация фиксирует перевод требований политической системы во внутренние представления, нормы и ценности личности, а с другой стороны, она показывает степень освоения этих норм и ценностей, отражаясь в определенных формах политического поведения.

Истоки теории социализации – в учении Г. Тарда и Т. Парсонса. Ныне распространены: ролевая теория, где социализация есть тренировка индивида в освоении ролей в его отношениях с властью (Липтон); бихевиористская, по которой социализация – процесс становления индивидуального политического сознания (Ф. Скиннер, Г. Лейн); психоаналитическая, связывающая социализацию с бессознательными мотивами поведения (Э. Фромм).

Существуют следующие типы политической социализации: 1) гармонический (данный тип предполагает нормальные отношения человека к власти и своим обязанностям); 2) конфликтный (формируется на основе межгрупповой борьбы); 3) плюралистический (выражает приверженность к демократическим правам); 4) гегемонистский (характеризуется негативным отношением к другим политическим системам, кроме «своей»).

27. Политическое сознание – одна из форм общественного сознания, раскрывающая сферу политики в сознании социальных субъектов. Его источники – семья, информация СМИ, личный опыт индивида.

Функции политического сознания: 1) регулятивная (регулирование деятельности людей на основе вырабатываемых политических идей, норм, убеждений); 2) познавательно-информативная (помогает определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться); 3) оценочная (определяет отношение к тем или иным политическим явлениям, что влияет на формирование политических взглядов человека); 4) мобилизационная (дает ориентировку на участие человека в общественной жизни ради отстаивания своих политических интересов).

Основные уровни политического сознания: 1. Государственный. На этом уровне идет выработка официальной политики. Здесь происходит приспособление интересов общества к проводимой государственными институтами политике. 2. Теоретический. Этот уровень представлен идеями, теориями и связан с идеологией класса или правящих кругов. Осознание политики на этом уровне позволяет определять цели, средства их достижения, корректировать политику. 3. Эмпирический. Данный уровень отражает политическую действительность в форме политических представлений, иллюзий, переживаний.

Особенности российского политического сознания определяются отсутствием социокультурных предпосылок для закрепления либеральной идеологии в обществе. Некритическое перенесение западных моделей реформирования активизировало консервативные настроения, а рост криминала возродил важность ценностей социальной защищенности и справедливости.

29. Идеология – это система философских, научных, нравственных, правовых, политических и иных знаний и ценностей о мире и роли в нем человека. Она выступает основой политической идеологии. Политическая идеология актуальна для конкретной социальной группы и человека, выражая их интересы, выступая формой мотивации политического поведения. В основании политической идеологии могут лежать интересы отдельной общности людей, а также политические цели, не сводимые к интересам социально или этнически оформленных групп населения (например, фашизм, анархизм).

Политической идеология выполняет определенные функции в организации и осуществлении власти. К ним относятся: 1) ориентационная – задает систему критериев, смыслов и ориентаций в политической деятельности; 2) мобилизационная – выступает в качестве мотивации политической деятельности, мобилизуя общество, социальные группы на реализацию определенного идеала; 3) интегративная – наделяет смыслом политические действия, интегрируя индивидуальные и групповые интересы; 4) амортизационная – формируя позитивный образ предлагаемой политической линии, она служит ослаблению социальной напряженности и обретения определенных идеалов политических действий; 5) выражает и защищает интересы определенной социальной группы.

Различают 3 уровня функционирования политической идеологии: 1) концептуально-теоретический (характеризует обобщенные представления группы о своих интересах, выраженные в форме идеалов и принципов); 2) программно-политический (соединяет общие политические взгляды с текущими потребностями группы и выражает их в конкретных требованиях к власти); 3) актуализированный (показывает реальное усвоение массовым политическим сознанием идеалов и целей данной идеологии).

30. Либерализм – это общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности, политические права индивида при ограничении сферы деятельности государства. Он зародился в Англии в XVII в., основоположником стал Д. Локк.

Основные принципы либерализма заключаются в том, что: отдельный индивид первичнее, чем общество и его институты в целом; существует обособленность человека от других людей, которая сильнее, чем связь или сходство; все законы и ценности человек создает сам; в основе индивидуальной свободы человека лежит частная собственность. Либерализм исходит из необходимости: 1) приверженности парламентскому строю; 2) отрицательного отношения к разросшимся экономическим и социальным функциям государства; 3) политического плюрализма и верховенства закона; 4) обеспечения политических прав и свобод граждан; 5) компромисса и единогласия в решении важных политических проблем; 6) обоснованности демократической сущности элитаризма на основе конкуренции элит.

Кризисы первой половины ХХ в. потребовали модернизации либерального учения. В 50-60-е гг. возник неолиберализм, который признал, что нельзя отрицать необходимость учета разнообразных общественных интересов и участия государства в экономике. Неолиберализм принял тезис о необходимости расширения социальных функций государства. Сущность политики стала пониматься как консенсус всех политических сил. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, ограничение государства правом, ориентация на участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. Иначе говоря, смысл неолиберализма в том, что государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.

31. Консерватизм – политическое течение ориентированное на сохранение и поддержание сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии. Он зародился в конце XVIII – начале XIX века как реакция на революционные потрясения в Европе. Основоположник – Ж. де Местр.

Главные принципы консерватизма: общество – это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю; ориентация на государственный авторитет; пессимизм в оценке человеческого разума и возможность социального равенства; частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка. Консерватизм основывается на том, что бытие человека должно строиться в соответствии с традициями, что обществу исконно присущи социальное неравенство и политическая конкуренция, что государство не должно осуществлять активное политическое вмешательство в общественную жизнь, что парламентаризм не является важным институтом общества.

В ХХ в. возник неоконсерватизм как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители: в теории – Ф. Хайек, в политике – Р. Рейган, М. Тэтчер. Неоконсерваторы стали признавать необходимость ограниченного вмешательства государства в управление обществом. Низкая эффективность решения социальных проблем обусловлена не социальной природой проблем, а личностной, т.е. они успешнее решаются через усилия и активность индивида. Основные идеи неоконсерватизма: только рыночные отношения ведут к развитию общества и человека; свобода и равенство несовместимы; классическая демо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: