БИЛЕТ №33.МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С ОПЕРАЦИЯМИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
Преодолевая беспрецедентные трудности, Россия движется по пути рыночных преобразований. Проводившаяся в течение многих десятилетий политика изоляционизма сменилась открытостью как в культурном, так и в экономическом аспекте. Международные контакты, представлявшие в былые времена редкую привилегию для избранных, за несколько лет стали вполне обыденным явлением. Теперь частные фирмы и государственные предприятия практически беспрепятственно вступают в деловые отношения с зарубежными партнерами, и диапазон этих отношений предельно широк -- от разовых сделок купли-продажи до создания совместных предприятий.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Понятие и структура международного менеджмента
Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Структура международного менеджмента включает в себя пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
* исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;
* процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);
* базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);
* вопросы групповой динамики и руководства;
* вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом)[1].
Оперирование управлением в иноязычных странах заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды. И в первую очередь всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурентные преимущества: экономика, политика, право, культура, социальные процессы и иные аспекты жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фирмой на его территории и/или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом, как отмечалось, знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ролей и несет заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опасностей -- в негативном варианте).
К тому же серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального страхового обеспечения управленческих решений. Здесь и в дальнейшем имеется в виду достаточно развитый международный бизнес, то есть соответствующий уровень глубины его проникновения в интернациональную деловую среду.
Что касается внутренней среды фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же мульти-национальной средой. Хотя внешне такие определяющие категории, как цели, структура, разделение труда внутри фирмы, координация, и уж тем более технологические, не несут в себе значительных отличий от национальной модели, но что касается людей, их потребностей, восприятия, ожиданий и, главное, ценностей и целей поведения -- этот взгляд становится более чем спорным. И причина все та же -- необходимость учета национально-культурных факторов.
Для современного уровня развития всемирного хозяйства характерна интернационализация экономики, причем в значительной мере на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции.
Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес, сосредоточивается в трех основных направлениях:
- поиск и освоение новых рынков;
- поиск и использование эффективных ресурсов;
- использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках данной страновой и/или межстрановой правовой среды.
С другой стороны, есть своего рода переменные, которые рассматриваются МНК при выборе рынков, ресурсов, форм вхождения в международный бизнес:
- уровень экономического развития отдельных стран;
- природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);
- характеристики страновой демографии и культурных особенностей (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).