Семинар 3. Политические элиты

Вопросы

1. Политические элиты: характерные черты, пути формирования, функции.

2. Политическая элита современной России.

3. Коррупция в среде политической элиты: причины и условия, противодействие и профилактика.

Литература

Браун А. Маргарет Тэтчер и конец холодной войны // Полис. 2012. № 1. С. 76-91.

Васильева Л.Н. Элита или эрзац-элита: «Новый курс» российской политики // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 64-78.

Васильева Л.Н. Элита или эрзац-элита: социальные фантомы в политике и экономике // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 1. С. 112-127.

Гаман-Голутвина О.В. Процессы современного элитогенеза: мировой и отечественный опыт. Часть I. // Полис. 2008. № 6. С. 67-85.

Гаман-Голутвина О.В. Метафизика элитных трансформаций в России // Полис. 2012. № 4. С. 23-40.

Жуковский И.И. Рекрутация политических элит в современной Польше: некоторые предварительные суждения // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 6. С. 47-54.

Зорин В.А. Модели политического лидерства российских президентов // Полис. 2010. № 4. С. 77-89.

Ирхин Ю.В. Новые аспекты политического лидерства (на примере Б. Обамы) // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 6. С. 130-145.

Ирхин Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 82-104.

Купчин Н.Н. Политическое лидерство в России в контексте развития демократии // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2008. № 4. С. 77-86.

Лазарев Е.А. Политическая коррупция: объясняя природу постсоветских трансформаций // Полис. 2010. № 2. С. 106-121.

Лешукова П.И. Феномен клубов элит // Социс. 2009. № 9. С. 33-41.

Михайлов С.Н. Коррупция как объект политологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 233-241.

Оболонский А.В. На пути к новой модели бюрократии. Запад и Россия. Статья 1. Страны разные – вектор общий // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 5-20.

Охотский Е.В. Коррупция: сущность, меры противодействия // Социс. 2009. № 9. С. 25-33.

Павлов Н.В. Политическое лидерство в условиях «канцлерской демократии» // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 11. С. 25-38.

Пакульски Я. Циркуляция политических элит: от лис к львам // Полис. 2008. № 6. С. 23-36.

Понеделков А.В., Старостин А.М. Региональные административно-политические элиты России: прошлое, настоящее, будущее // Полис. 2008. № 6. С. 86-98.

Ривера Ш., Ривера Д. К более точным оценкам трансформаций в российской элите // Полис. 2009. № 5. С. 149-157.

Самаркина И.В., Дмитрук С.Д. Руководители государств после пика политической карьеры и профессиональные траектории // Полис. 2011. № 1. С. 153-164.

Селезнева А.В., Рогозарь-Колпакова И.И., Филистович Е.С., Трофимова В.В., Добрынина Е.П., Стрелец И.Э. Российская политическая элита: анализ с точки зрения концепции человеческого капитала // Полис. 2010. № 4. С. 90-106.

Согрин В.В. Российская политическая элита и американский опыт // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 81-91.

Терентьев А.А. Британия Дэвида Камерона // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 81-88.

Туровский Р.Ф. Перспективы трансформации управленческих элит в субъектах РФ // Вестник Московского университета. Сер 12. Политические науки. 2010. № 5. С. 37-44.

Шебанова М.А. Международная бюрократия как слой транснациональных политических элит // Полис. 2012. № 1. С. 136-148.

Шестопал Е.Б. Психологический подход к анализу российских политических элит // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 6. С. 74-88.

Штукина Т.А. Региональное политическое лидерство в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2008. № 1. С. 78-88.

Методические рекомендации

Методика проведения занятия предполагает использование метода самостоятельного добывания знаний и интерактивной технологии. Подготовка курсантов к семинару предусматривает подготовку сообщений на основе прочитанной научной литературы, разработку компьютерных презентаций по изучаемым вопросам, защиту рефератов. В процессе заслушивания сообщений и докладов обучающиеся фиксирует в рабочих тетрадях основные тезисы выступлений, задают вопросы. После чего происходит коллективное обсуждение поднятых проблем, делаются выводы.

Подготовку к данному занятию следует начать с изучения основных теорий элит. Обучающиеся должны уметь объяснить научные подходы к пониманию сущности данной социально-профессиональной общности.

Изучение первого вопроса предусматривает анализ видов, признаков, характерных черт, функций политических элит. Необходимо охарактеризовать системы рекрутирования элит. Характеризуя состояние политической элиты современной России, следует определить критерии отнесения людей к данной группе, ее специфические черты, цели, задачи, эффективность деятельности. Третий вопрос связан с изучением причин коррупции в государственном аппарате и мер по ее профилактике и противодействию (прежде всего, на примере современной России). Курсанты должны уметь показать общественную опасность этого явления.

В конце занятия преподавателю совместно с курсантами целесообразно ответить на вопросы: В чем причины неудовлетворенности российских граждан политической элитой страны? Каковы пути выхода из этой ситуации?

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «класс» и «политическая элита»?

2. Чем обусловлена особая роль политических элит в развитии общества?

3. Каковы характерные черты рекрутирования в органы власти Советского Союза и современной России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: