Изменения ионного состава крови и ЭКГ

Натрий. Уменьшение концентрации ионов Na+ во внеклеточной жидкости снижает вольтаж зубцов ЭКГ.

Калий. Изменения концентрации ионов K+ в плазме вызывают более тяжёлые нарушения ЭКГ.

· Гиперкалиемия чрезвычайно опасна и может привести к летальному исходу. Увеличение содержания ионов K+ в плазме отражается в возникновении на ЭКГ высокого зубца T как проявления нарушения реполяризации. Более высокий уровень ионов K+ парализует предсердия и увеличивает продолжительность комплекса QRS. Волокна миокарда теряют возбудимость, и сердце останавливается в диастоле.

· Гипокалиемия увеличивает длительность интервала P–Q(R), глубину зубца Q, инвертирует зубец T.

Кальций. Повышение концентрации внеклеточного Ca2+ увеличивает сократимость миокарда. Гипокальциемия увеличивает длительность интервала Q–T.

• Необходимый исходный уровень знаний:

1. Анатомические отделы сердца, расположение и строение его клапанов;

2. Пути распространения возбуждения по разным отделам сердца и интерпретировать процессы, обеспечивающие генерацию ПД;

3. Теорию диполя в генезе зубцов ЭКГ и их регистрацию с поверхности тела;

4. Оценить по ЭКГ частоту, ритм, возбудимость, проводимость сердца;

5. Знать и интерпретировать величины МОК и систолического объёма у человека с целью оценки насосной деятельности сердца.

План проведения занятия:

1. Вводное слово преподавателя о цели занятия и схеме его проведения.

Ответы на вопросы студентов

2. Устный опрос, знакомство с устройством электрокардиографа

3. Учебно-практическая и исследовательская работа студентов.

4. Выполнение студентами индивидуальных контрольных заданий

Вопросы для самоподготовки к занятию:

1. Строение и особенности проводящей системы сердца.

2. Основные методы исследования деятельности сердца.

3. Электрокардиография: принцип метода, отведения ЭКГ.

4. Характеристика зубцов и интервалов ЭКГ. Особенности ЭКГ у детей.

5. Клинико-физиологический анализ нормальной электрокардиограммы.

Учебно-практическая и исследовательская работа:

Задание № 1.

Зарисуйте в тетради и заучите схему проводящей системы сердца человека.

Задание № 2.

Заполните в тетради и заучите таблицы:

А. Зубцы ЭКГ человека.

Зубцы ЭКГ Характеристика Длительность, cек. Амплитуда, мм.
P      
Q      
R      
S      
QRS      
T      

Б. Интервалы ЭКГ.

Обозначение интервала Характеристики интервала Длительность, сек.
R-R    
Q-T    
S-T    
T-P    
P -Q    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: