Монополизм — это исключительное положение экономического субъекта, возникающее из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Монополизм, как отмечалось уже, находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Но даже мелкие и средние предприятия могут быть монополистами, а крупная корпорация может и не занимать монопольного положения и не проявлять признаков монополистического поведения.
Оказывается, что даже такие гиганты автомобилестроения, как "Форд", "Дженерал моторс" и "Фиат" не владеют монопольно рынками.
Наиболее безопасной с точки зрения монополизации, по мнению западных экспертов, считается ситуация, когда на рынке действует 10 и более фирм. При этом крупнейшая из них не вправе держать в своих руках более 31 % общего объема продаж, две — не более 44 %, три — 54 %, четыре — 64 %. В противном случае государство ограничивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции.
Мировой экономической теории и практике известны по крайней мере шесть основных типов монополизма:
1. Монополизм, который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).
2. Монополизм, представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в видунесколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.
3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Она может принимать ряд различных форм:
Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д.
Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы по продаже и обмену ее товаров и т.д.
Размещение: владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах и продажа в них производится круглосуточно.
Стимулирование сбыта и упаковка: мнимые различия могут создаваться за счет рекламы, необычной упаковки, использования торговых марок и знаков. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.
4. Монополизм, который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР. Он исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок другими субъектами.
5. Государственный монополизм, связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.
6. Монопсония. Это когда на рынке выступает лишь один покупатель какого-либо товара, услуг или ресурса. Как правило, монополистом является государство, выступая в качестве единственного покупателя. К примеру, советское государство ранее через Госплан и систему госзаказов покупало всю продукцию предприятий и не только стратегического назначения.
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;
1) на уровне общества — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
2) на уровне отрасли — возникновение узковедомственных интересов;
3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;
4) на уровне отдельного работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.
Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.
Демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Под "преодолением" можно подразумевать — ограничение и предупреждение, недопущение и пресечение таких действий хозяйствующихсубъектов, а также органов власти и управления, которые направлены против конкуренции и свободного предпринимательства, противформирования конкурентной среды на товарных рынках.
Главное условие поддержания и развития конкуренции, а следовательно, развития процесса демонополизации экономики состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равную свободу вне зависимости от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия. При этом следует считать противозаконными меры любых органов и должностных лиц, предусматривающие прямую дискриминацию или ограничение самостоятельности и свободы выбора отдельных хозяйствующих субъектов.
Существенную значимость для регулирования экономики и ее демонополизации имеет такая мера, как государственное поощрение конкуренции.
Правительством России разработана и принята "Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ". Следует отметить, что раньше утверждались различного рода мероприятия по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Например, в отдельный реестр были выделены 2 тыс. предприятий, занимающие доминирующее положение на отечественном рынке. Даже был введен уровень рентабельности, который они свободно обходили, завышая искусственно производственные издержки. Данная программа предусматривает изменить саму монополизированную структуру, которая сложилась в нашей экономике в прошлые времена. Чтобы реализовать эту программу серьезные усилия следует приложить антимонопольному комитету; необходимо участие в этом процессе территорий, целых регионов и отраслей, а также расширение законодательной базы.
Целями государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов, развитие предпринимательства. Основной задачей этой политики является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках по определенным группам товаров (работ, услуг).