Типы монополизма и пути его преодоления

Монополизм — это исключительное положение экономического субъекта, возникающее из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Монополизм, как отмечалось уже, находит свое место и в рыноч­ной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Но даже мелкие и средние предприятия могут быть монополиста­ми, а крупная корпорация может и не занимать монопольного положе­ния и не проявлять признаков монополистического поведения.

Оказывается, что даже такие гиганты автомобилестроения, как "Форд", "Дженерал моторс" и "Фиат" не владеют монопольно рынками.

Наиболее безопасной с точки зрения монополизации, по мнению западных экспертов, считается ситуация, когда на рынке действует 10 и более фирм. При этом крупнейшая из них не вправе держать в своих руках более 31 % общего объема продаж, две — не более 44 %, три — 54 %, четыре — 64 %. В противном случае государство ограни­чивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции.

Мировой экономической теории и практике известны по крайней мере шесть основных типов монополизма:

1. Монополизм, который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).

2. Монополизм, представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в видунесколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.

3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Она может принимать ряд различных форм:

Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д.

Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы по продаже и обмену ее товаров и т.д.

Размещение: владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах и продажа в них производится круглосуточно.

Стимулирование сбыта и упаковка: мнимые различия могут создаваться за счет рекламы, необычной упаковки, использования торговых марок и знаков. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.

4. Монополизм, который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР. Он исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок другими субъектами.

5. Государственный монополизм, связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.

6. Монопсония. Это когда на рынке выступает лишь один поку­патель какого-либо товара, услуг или ресурса. Как правило, моно­полистом является государство, выступая в качестве единственного покупателя. К примеру, советское государство ранее через Госплан и систему госзаказов покупало всю продукцию предприятий и не только стратегического назначения.

Негативными последствиями монополизма государственной собст­венности (государственного монополизма) являются;

1) на уровне общества — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;

2) на уровне отрасли — возникновение узковедомственных инте­ресов;

3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность произ­водства;

4) на уровне отдельного работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.

Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосудар­ствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.

Демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Под "преодолением" можно подразумевать — ограничение и пре­дупреждение, недопущение и пресечение таких действий хозяйствую­щихсубъектов, а также органов власти и управления, которые направлены против конкуренции и свободного предпринимательства, противформирования конкурентной среды на товарных рынках.

Главное условие поддержания и развития конкуренции, а следо­вательно, развития процесса демонополизации экономики состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятель­ности равную свободу вне зависимости от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия. При этом следует считать противозаконными меры любых органов и должностных лиц, предусматривающие прямую дискри­минацию или ограничение самостоятельности и свободы выбора отдельных хозяйствующих субъектов.

Существенную значимость для регулирования экономики и ее демонополизации имеет такая мера, как государственное поощрение конкуренции.

Правительством России разработана и принята "Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ". Следует отметить, что раньше утверж­дались различного рода мероприятия по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Например, в отдельный реестр были выделены 2 тыс. предприятий, занимающие доминирующее положение на отечественном рынке. Даже был введен уровень рента­бельности, который они свободно обходили, завышая искусственно производственные издержки. Данная программа предусматривает изме­нить саму монополизированную структуру, которая сложилась в нашей экономике в прошлые времена. Чтобы реализовать эту программу серьезные усилия следует приложить антимонопольному комитету; необходимо участие в этом процессе территорий, целых регионов и отраслей, а также расширение законодательной базы.

Целями государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффектив­ности производства на основе рыночного регулирования экономиче­ских процессов, развитие предпринимательства. Основной задачей этой политики является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках по определенным группам товаров (работ, услуг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: