Обстановка

Во-первых, следует уделить внимание той обстановке, в которой идёт приём. Она должна быть спокойной, с гармо­ничным, простым и эстетичным оформлением. Прерывать пациента следует как можно меньше, и у него не должно соз­даваться впечатление, что его слишком торопят.

Важно также, чтобы поведение пациента не было слишком искажено подготовкой к приёму Вполне достаточно несколь­ких простых инструкций, поясняющих тот факт, что предме­том гомеопатического приёма является пациент в целом, а не только та физическая проблема, которая его беспокоит в дан­ный момент. Однако подробных и точных описаний той ин­формации, которая требуется в гомеопатии, и особенно


использования гомеопатических вопросников следует избе­гать.. Такая подготовка может заставить пациента слишком сильно сосредоточиться на незначительных деталях вместо тех моментов, которые являются самыми важными в его жизни.

Очень важным фактором, который может составить раз­личие между успешно и плохо собранным анамнезом, является отношение врача. Крайне важно, чтобы врач был заинтересо­ван в благополучии пациента и озабочен им. Этот интерес можно показать, изредка задавая во время рассказа пациента ненавязчивые вопросы и внимательно слушая его. Если врач искренне заинтересован, то пациент почувствует больше сти­мулов дать нужную информацию.

Врач не должен давать ни малейшего повода думать, что он выносит какие бы то ни было суждения. Сообщаемые пациен­том симптомы должны приниматься с интересом, но без суж­дения. Не следует давать советов и следует избегать моральных запретов. Если пациент почувствует, что его судят, он, веро­ятно, замкнётся в себе и откажется открыть ту самую инфор­мацию, которая представляет наибольшую ценность.

Непредубеждённость со стороны врача важна не только для комфорта и свободы выражения пациента, но и для спо­собности самого врача постичь истину данного случая. Слиш­ком часто встречается тенденция каталогизировать симптомы и интерпретировать их на основе предыдущего опыта или зна­ния materia medica. В какой-то степени этот процесс неиз бежен, но в ходе приёма следует соблюдать в этом отношении крайнюю осторожность. Следует с большим подозрением относиться к любой привычной или бессознательной по­пытке классифицировать выражение пациента по готовым категориям.

Это — суть эмпирического подхода к медицине; он вели­колепно описан в ганемановском афоризме №100:

«...совершенно несущественно, появлялось ли в мире когда-либо под тем же или любым иным именем нечто подобное. Но­визна или характерность болезни этого рода никак не меняет ни способа обследования, ни способа её лечения, ибо, если врач хочет практиковать медицину реальным и радикальным образом, он всё равно должен рассматривать картину каждой преобладающей болезни так, как если бы она была чем-то новым и неизвестным, и тщательно исследовать её саму, никогда не заменяя фактиче­ское наблюдение предположением, никогда не считая само собой разумеющимся, что случай заболевания, с которым он имеет дело,


уже полностью или частично известен, но всегда тщательно ис­следуя его во всех его фазах»6.

Эту мысль затем развивает Дж. Т. Кент — один из величай­ших врачей-гомеопатов всех времён, который смиренно при­знаёт, как легко вкрадываются в этот процесс предрассудки. В следующем абзаце он комментирует вышеприведённый афо­ризм Ганемана:

«Запомните, подчеркните это полдюжины раз красными чер­нилами, нарисуйте это на стене, ткните в это указательным пальцем. Одна из самых важных вещейэто выбросить во время обследования больного из головы все другие случаи, которые пока­зались похожими. Если этого не сделать, то, несмотря на все ваши усилия, ваше сознание останется предубеждённым. Мне прихо­дится бороться с этим при появлении каждого нового больного. Мне приходится прилагать огромные усилия, чтобы не думать о том похожем больном, которого я вылечил раньше, потому что это могло бы создать в моей голове предвзятое мнение»7.

Внимательно слушая пациента, гомеопат должен активно привлекать своё воображение и восприимчивость. Гомеопат до­лжен развить в себе способность пережить опыт пациента. Дело не столько в том, чтобы поставить себя на место пациента, а в том, чтобы понять опыт пациента в его собственном контексте. По­скольку, очевидно, что никто не может по-настоящему испытать весь диапазон проявлений, наблюдаемых в течение даже одного дня гомеопатического приёма, гомеопату необходимо отложить личные предрассудки и в своём воображении влезть в контекст пациента, чтобы хотя бы на мгновение пережить этот опыт.

Пациент может описывать симптом, чуждый личному опыту гомеопата: например, испытываемый в толпе страх. Го­меопат должен активно спрашивать: «Что это такое? Это чувство сдавленности или удушья из-за замкнутости атмосферы? Страх, что кто-нибудь нанесёт телесное повреждение? Страх, что не удастся убежать в случае какой-нибудь воображаемой ката­строфы? Эмоциональная уязвимость к ощущаемым страданиям находящихся в толпе людей? Ощущение утраты самоидентифи­кации при слиянии с личностью толпы как единого целого?» — опираясь на такие воображаемые варианты, гомеопат сможет сформулировать вопросы, которые точнее раскроют пациенту значение этого симптома. Переживая симптом таким образом,

6 Самуэль Ганеман. Органон врачебного искусства.

1 Дж.Т.Кент. Лекции по философии гомеопатии. «Гомеопатическая меди­цина». - М. 1998


гомеопат также даёт пациенту понять, что он по-настоящему заинтересован и может по-настоящему понять даже самые ин­тимные переживания или мысли пациента.

Этот процесс идентичен процессу изучения materia medica. Сначала, при первом чтении materia medica, подавляет огромная масса кажущихся бессвязными данных. Однако если подходить к каждому симптому так, как описано выше, препарат посте­пенно начинает восприниматься как целостная живая сущность. Каждый симптом следует читать с большим интересом и торже­ственностью; следует привлекать воображение, чтобы можно было реально пережить этот симптом и этот препарат. Как пере­живание данного симптома связано с другими? На что это должно быть похоже? Размышляя таким образом о значении симптомов и их взаимосвязей, гомеопат постепенно приобретает лучшее понимание препарата, точно так же, как позже он при­обретёт лучшее понимание пациента. Если пациент чувствует за­боту, понимание, а не суждения о себе, он, в конце концов, раскроет своё внутреннее состояние или суть. Точно так же, если читать препарат с интересом, пониманием и без суждений, он, в конце концов, откроет гомеопату свою внутреннюю сущность. В конечном счёте, именно поиск соответствия между этими двумя живыми образами или сущностями и составляет фундаменталь­ный процесс гомеопатии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: