Трассирование судоходных прорезей и выбор типов земснарядов для их разработки

На плане участка последнего года съёмки сучётом выполненного анализа русловых деформаций, а также типа перекатов и выбранного судоходного рукава в разветвлённом русле, прокладывается судовой ход, трассируются судоходные прорези по перекатам, которые пересекает проложенный судовой ход, а также определяются и отмечаются места отвалов грунта, подлежащего извлечению. При проектировании прорезей необходимо руководствоваться заданными габаритными размерами судового хода (ширина, глубина и радиус закругления судового хода) и указаниями, касающимися прокладки трасс судоходных прорезей.

Перекат-перевал. Прорезь на перекате-перевале трассируется по линии наибольших глубин; отвалы в русле с побочневым типом руслового процесса располагаются на верхнем побочне.

Перекат с затонской частью. Коренное улучшение перекатов с затонской частью достигается с помощью капитальных прорезей, прокладываемых через нижний побочень.

Перекат на повороте русла. Чтобы увеличить радиус кривизны, прорезь приходится располагать вблизи выпуклого берега и, кроме того, производить подрезку примыкающего к этому берегу нижнего побочня переката. Поток способен за относительно короткое время (один-два месяца) восстановить естественную форму побочня. Поэтому такие подрезки обычно требуют повторных разработок.

Перекат у приверха острова. Трассировать прорезь у островного берега нельзя по условиям судоходства. При заходе в такую прорезь сверху составы, особенно плотовые, могут попадать под действие течения, идущего в несудоходный рукав. Потому прорези на таких участках трассируются под материковым берегом. Отвал стремятся расположить между прорезью и этим берегом.

Перекат у ухвостья острова. Чтобы ослабить заносимость прорези, стремятся трассировать её полого, ближе к материковому берегу. Прорези крутого положения могут быть устойчивы лишь в том случае, когда несудоходный рукав пропускает малые расходы воды.

В пояснительной записке кратко обосновывается положение прорезей и мест отвалов грунта.

Песчаный грунт подстилает русло в неразветвленной части, глинистый – в судоходном рукаве разветвления русла.

На реках с песчаными грунтами дноуглубительные работы ведутся землесосными снарядами, и отвалы грунта образуют валы, расположенные на расстояниях от прорезей, определяемых длинами рефулёров. Вследствие изгиба рефулёра на течении расстояние от оси прорези до оси отвала составляет от 1/2 до 2/3 длины рефулёра. При длинах рефулёров у крупных землесосов от 400 до 500 м это расстояние оказывается равным 200–300 м. На больших реках такое расстояние часто бывает недостаточным для того, чтобы примкнуть отвал к берегу, и тогда он приобретает характер искусственно созданного осерёдка. Если отвал нельзя примкнуть к берегу, он обычно укладывается за верховую кромку прорези на верхний побочень. Систематическая укладка грунта на верхний побочень повышает поверхность побочня и замедляет движение побочня вниз по течению. Нижний побочень смещается вниз с более или менее постоянной скоростью, и в результате создается возможность трассировать прорезь по более пологому направлению, улучшая тем самым условия движения судов.

Грунт, извлекаемый землесосами из капитальных прорезей, используется или для заложения ёмкости старого судового хода, или для создания выправительных сооружений длительного действия. Для достижения последней цели поверхность отвалов должна укрепляться.

Шаландовые отвалы грунта, извлекаемого многочерпаковыми снарядами в меженный период, можно располагать только в глубоких местах русла. Зато расстояние между отвалом и прорезью можно менять достаточно широко. Поэтому грунт, извлечённый на одном перекате, иногда используется для улучшения другого смежного переката. Шаландовые отвалы стремятся располагать во второстепенных рукавах или при выполнении капитальной прорези – в ёмкостях старого судового хода. Устраивать отвал в затонской части переката не рекомендуется, так как она часто служит местом нагула рыб.

Если прорезь будет выполняться многочерпаковым снарядом, устанавливаются продольные створы на правой и левой кромках прорези и поперечные створы, обозначающие начало и конец работ, и контрольные – через 100–150 м, в зависимости от длины прорези, для определения местонахождения снаряда в процессе работы.

При разработке прорези землесосом на плане наносятся продольные створы, обозначающие кромки прорези и оси продольных траншей. Поперечными створами обозначаются границы серий, длины которых принимаются от 100 до 200 м, начало и конец работы землесоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: