Ответственность органов местного самоуправления перед населением местного сообщества. 3 страница

- это диалектически сложный и перманентный процесс, основанный на законах развития природы и общества (отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, изменения формы с изменением содержания с точностью до наоборот и др.);

- характеризуется тем, что в развитии его принципов с аксеологической точки зрения, как имеющих социальную ценность, нельзя поставить точку, как нельзя подвести черту под движением стран вперед, прогрессом человечества.

12. Классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Конституционно-правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина - это упорядоченная совокупность норм Конституции РФ и других федеральных законов, устанавливающих прав и свободы личности в РФ, их соблюдение и защиту. Конституционные права и свободы личности - неотъемлемые права и свободы, принадлежащие гражданину либо иному лицу от рождения (гражданские права и свободы возникают с момента приобретения гражданства РФ в установленном порядке), гарантируемые государством и составляющие основу конституционно-правового статуса личности Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ - это основа всего правовог

статуса личности в РФ. При этом правам всегда корреспондируют обязанности, тогда как свободы пре

доставлены каждому независимо от исполнения им своих обязанностей перед РФ, если их ограничение не связано с исполнением приговора суда либо с иной установленной законодательством формой юридической ответственности (санкции). Признаки конституционных прав и свобод личности: 1) они - это база статуса личности в РФ, поэтому именно на их основе закрепляются иные права и обязанности человека и гражданина во всех ины отраслях права; 2) основные права и свободы человека и гражданина принадлежат каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ, за исключением гражданских прав и свобод; 3) конституционные права и свободы предоставлены всем в равном объеме и едином содержании, т. е. каждый вправе рассчитывать на гарантированность со стороны РФ его прав и свобод независимо от каких-либо признаков; 4) основные права и свободы человека и гражданина имеют особый механизм реализации - они выступают не в процессе осуществления человеком своих правомочий, а являются предпосылкой к этому, его первоосновой; 5) эти права и свободы личности закреплены конституционно; 6) основные права и свободы личности имеют особую повышенную государственную охрану. Отличия основных прав и свобод человека от

основных прав и свобод гражданина РФ: 1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на ос-

новании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства; 2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ. Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения,а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности - обязательная военная служба),

которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ все-

гда несколько шире, чем объем прав человека. Основные личные права и свободы гражданина РФ - это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности. Основные личные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ. К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здо-

ровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; 3) на личную свободу и свободу передвижения; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища; 6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком; 7) на свободу совести и вероисповедания и т. д. Право на жизнь и охрану здоровья - это основополагающее право. Без него теряется весь смысл в установлении и соблюдении иных прав и гарантий. Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека. С развитием России как правового государства еще более увеличилась ценность человеческой жизни в РФ. Даже ранее допустимая мера наказания за преступление - смертная казнь - сегодня запрещена законодательством, и, хотя ее попрежнему можно назначить в качестве исключительной, приведение ее в исполнение не допускается. Право на защиту и охрану достоинства личности означает, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21 Конституции РФ). К нарушениям права на честь и достоинство личности относятся ся также оскорбление, клевета, нанесение побоев За подобные покушения на честь и достоинство граждан устанавливается федеральными законами ответственность. Право на личную неприкосновенность означает недопустимость лишения кого бы то ни было его свободы и личной неприкосновенности. Федеральными законами допускается ограничение этого права в виде санкций за неправомерные действия лица, причем их применение возможно только по постановлению суда или органов прокуратуры и следствия.

Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это право обеспечивается самим гражданином либо защищается его представителем в судебном порядке. В силу этого права не допускается сбор,хранение, использование и распространение информации о частной жизни кого бы то ни было без его согласия.

Законом допускается нарушение права на неприкосновенность жилища в форме проникновения

в него в случаях, когда это необходимо в силу закона, например на основании судебного решения

для обеспечения безопасности общества и в других предусмотренных законом случаях. РФ гарантирует каждому право свободного перемещения как по территории РФ, так и вне ее пределов, т. е. каждый может свободно выбирать для себя место жительства на всей территории РФ, выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в РФ. Личные права и свободы человека составляют костяк всего правового положения человека в РФ и обеспечивают уважение и защиту личности в соответствии с международными стандартами. Конституция РФ в ст. 28 устанавливает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода совести и вероисповедания принадлежит всем лицам, законно находящимся на территории РФ, и не зависит от гражданской принадлежности лица.Не допускается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от религиозных убеждений, за исключением случаев, установленных федеральными законами

и только в том объеме, в каком это необходимо

в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных инте-

ресов человека и гражданина, обеспечения оборо-

ны страны и безопасности РФ.

Гражданам РФ гарантируется право на замену во-

енной службы на альтернативную гражданскую служ-

бу, если его убеждениям или вероисповеданию про-

тиворечит несение военной службы.

Свобода совести и вероисповедания включает

в себя: 1) право лица не сообщать о своем отношении

к религии, свободно участвовать в отправлении рели-

гиозных обрядов; 2) право свободно реализовывать

свое право на свободу совести и вероисповедания, не

допускается принуждение кого бы то ни было к испо-

веданию той или иной религии путем применения на-

силия, повреждения имущества либо угрозами подоб-

ных действий; 3) право на тайну исповеди. РФ — светское государство. Поэтому никакая

религия не может устанавливаться в качестве госу

дарственной или обязательной. В РФ не допускает

ся дискриминация по признаку принадлежности

к той или иной религии. Конституция РФ закрепля

ет принцип отделения государства от церкви, т. е

религиозные объединения отделены от государства

и равны перед законом.

В соответствии с этим принципом государство

не вправе: 1) вмешиваться в определение граж-

данином своего отношения к религии и религи-

озной принадлежности, в воспитание детей

родителями или лицами, их заменяющими, в со-

ответствии со своими убеждениями и с учетом

права ребенка на свободу совести и свободу ве-

роисповедания; 2) возлагать на религиозные

объединения обязанности органов государствен-

ной власти, других государственных органов, го-

сударственных учреждений и органов местного

самоуправления; 3) вмешиваться в деятельность

религиозных объединений, если та деятельность

не противоречит конституционному строю РФ

4) вводить в качестве обязательного образования

религиозное в государственных и муниципальных

образовательных учреждениях.

Религиозные объединения граждан, если их дея-

тельность не нарушает конституционных основ РФ,

выступают наравне с другими общественными объеди-

нениями в общественных отношениях, за исклю-

чением участия в: 1) осуществлении полномочий

органов государственной власти, других государ-

ственных органов, государственных учреждений

и органов местного самоуправления; 2) выборах

в органы государственной власти и в органы мест-

ного самоуправления; 3) деятельности политических

партий и политических движений, оказании им ма-

териальной и иной помощи.

13. Компетенция и акты палат Федерального Собрания РФ.

Высшую законодательную власть в государстве

осуществляет парламент. Парламент - это предста-

вительный орган страны, наделенный полномочиями

по осуществлению законодательной власти в госу-

дарстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ - это

Федеральной Собрание РФ, оно является высшим

представительным и законодательным органом РФ

(ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осу-

ществляет законодательную власть в РФ независи-

мо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 предста-

вителя от каждого субъекта РФ: один - представи-

тель законодательной власти субъекта РФ, а дру-

гой - исполнительной власти); 2) Государственной

Думы (в ее состав избираются депутаты путем все-

общего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государ-

ственной Думы обладают особым статусом предста-

вителей народа. Принципы их деятельности:

1) принцип «императивного мандата» (т. е. обяза-

тельности исполнения наказов избирателей и отчет-

ность перед ними); 2) принцип «свободного ман-

дата» (т. е. свободного своего волеизъявления без

влияния со стороны какого бы то ни было органа

власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Феде-

ральное Собрание - это коллегиальный орган, со-

стоящий из представителей населения; 2) это выс-

ший законодательный орган в РФ, т. е. акты

Федерального Собрания и законы, им принимаемые,

должны соответствовать только Конституции РФ,

в отношении же всех остальных нормативных актов

эти акты обладают высшей юридической силой. Принципы деятельности Федерального Собра

ния РФ: 1) порядок формирования и компетенция

палат Федерального Собрания устанавливаются

Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание явля-

ется представителем народа России и отстаивает

его интересы; 3) Федеральное Собрание - един-

ственный орган, обладающий правом принятия го-

сударственного бюджета и контроля за его испол-

нением; 4) выборы Президента РФ назначаются

Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания яв-

ляется принятие (нижней палатой) и одобрение

(верхней палатой) федеральных конституционных

и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) рас-

поряжение федеральными средствами государ-

ственной казны (принимает федеральный бюджет

и осуществляет контроль за его исполнением)

2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит

производство процедуры отрешения Президента РФ

от должности на основании заключения Генераль-

ного прокурора РФ о наличии состава преступле-

ния в действиях Президента РФ и процедуры объяв-

ления «вотума недоверия» Правительству РФ,

а также контроля за судебной властью путем дачи

согласия на назначение судей высших государствен-

ных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществ-

лении своих полномочий, но его нижняя палата (Го-

сударственная Дума РФ) может быть распуще-

на Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного

неодобрения Федеральным Собранием кандидату-

ры Председателя Правительства РФ, предложенной

Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия»

Правительству РФ, с которым дважды не согласил-

ся Президент РФ. V

Порядок опубликования и вступления в законную

силу федеральных конституционных законов, фе-

деральных законов и актов палат Федерального

Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу фе-

деральных конституционных законов, федеральных

законов, актов палат Федерального Собрания»

(с изменениями от 22 октября 1999 г.).

Юридическая сила законов и актов Федерального

Собрания в РФ связывается с их официальным опуб-

ликованием, т. е. применяться могут только те фе-

деральные конституционные законы, федеральные

законы, акты палат Федерального Собрания, кото-

рые официально опубликованы.

Общее правило вступления в юридическую силу

нормативных актов независимо от их формы - по

истечении 10 дней со дня их официального

опубликования.

Официальному опубликованию подлежат не толь-

ко вновь принятые федеральные конституционные

законы, федеральные законы и акты палат Феде-

рального Собрания, а также все внесенные в них

изменения или дополнения, при этом весь изменен-

ный нормативный акт может быть повторно официаль-

но опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и ак-

тов палат Федерального Собрания - их первая

публикация (в редакции, принятой Федеральным

Собранием РФ, без каких-либо изменений и попра-

вок) в «Российской газете» или «Собрании законо-

дательства Российской Федерации». Допускается

публикация федеральных конституционных и феде- ральных законов и актов палат Федерального

Собрания в иных печатных изданиях, информиро-

вание правоприменителей посредством компьютер-

ных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также

их обнародование по телевидению и радио, напра-

вление их государственным органам, должностным

лицам, предприятиям, учреждениям, организациям,

издание их в виде отдельного книжного издания.

Именно день официального опубликования призна-

ется днем принятия федеральных законов и актов Фе-

дерального Собрания. Датой же принятия ФКЗ счи-

тается день одобрения палатами Федерального

Собрания.

Срок официального опубликования федераль-

ных конституционных законов, федеральных законов,

актов Федерального Собрания и международных до-

говоров РФ различен: 1) все законы подлежат обя-

зательному официальному опубликованию в течение

7 дней со дня их подписания Президентом РФ, имен-

но он направляет федеральные конституционные за-

коны и федеральные законы для официального опуб-

ликования; 2) акты палат Федерального Собрания

публикуются в течение 10 дней после дня их приня-

тия, они направляются для официального опублико-

вания председателем соответствующей палаты или

его заместителем; 3) международные договоры, ра-

тифицированные Федеральным Собранием, публику-

ются одновременно с федеральными законами об их

ратификации. Законы и акты палат Федерального

Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со

дня их официального опубликования в вышеперечис-

ленных печатных изданиях одновременно на всей

территории РФ, если самими законами или актами

палат не установлен другой порядок вступления их

в силу (вступление закона или акта с момента опуб-

ликования, при наступлении определенных событий

или по истечении более длительного срока).

14. Компетенция Правительства РФ т общие полномочия Правительства и полномочия в отдельных сферах общественных отношений. Акты Правительства РФ.

Правительство РФ - высший исполнительный

орган РФ.

Правительство - коллегиальный орган. В его

структуру входят: 1) должностные лица (Предсе-

датель Правительства РФ (он назначается на долж-

ность Президентом РФ с одобрения Государствен-

ной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе

предлагать кандидатуру Председателя Правитель-

ства на одобрение Государственной Думы не более

3 раз, если же нижняя палата Федерального Собра-

ния трижды отклонит эту кандидатуру, то после

третьего отклонения Думой представленной Прези-

дентом кандидатуры Президент обязан назначить

самостоятельно Председателя Правительства и рас-

пустить Думу с назначением новых ее выборов),

заместители Председателя Правительства РФ (они

назначаются на должность Президентом РФ по пред-

ставлению Председателя Правительства РФ), феде-

ральных министров (назначаются на должность Пре-

зидентом РФ по представлению Председателя

Правительства РФ)); 2) структурные подразделения

(в соответствии с Указом Президента РФ от 9 мар-

та 2004 г. №314 «О системе и структуре федераль-

ных органов исполнительной власти») (федеральные

министерства, федеральные службы, федеральные

агентства).

Срок полномочий Правительства РФ равен

4 годам и начинает течь (истекает) с принятием сво-

их полномочий вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед

вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Кон-

титуции РФ): 1) разработка и представление Госу- дарственной Думе РФ проекта федерального бюджета

и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение про-

ведения в РФ единой государственной политики

в области культуры, науки, образования, здравоох-

ранения, социального обеспечения, экологии; 3) осу-

ществление мер по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней

политики РФ; 4) осуществление мер ло обеспечению

законности, прав и свобод граждан, охране собствен-

ности и общественного порядка, борьбе с преступ-

ностью; 5) управление федеральной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению законности

и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, воз-

ложенные на Правительство РФ Конституцией РФ,

федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за дея-

тельностью органов исполнительной власти - как фе-

деральных, так и субъектов РФ - по вопросам, отнв'

сенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее

субъектов. Правительство РФ обладает правом за-

конодательной инициативы в Государственную Думу

РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законо-

проекты в Государственную Думу РФ, подготовлен

ные по поручению Президента РФ, и направлять

в палаты Федерального Собрания официальные от-

зывы о рассматриваемых федеральных законах и за-

конопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий вы-

носит: 1) постановления (носят нормативный харак-

тер и принимаются по вопросам, затрагивающим ос-

новные вопросы деятельности Правительства РФ);

2) распоряжения (принимаются по оперативным

и текущим вопросам, не имеющим нормативного ха-

рактера).

Постановления и распоряжения Правитель-

ства РФ носят правовой и обязательный характер

для исполнения на всей территории РФ.

15. Конституционное право как ведущая отрасль права: понятие, предмет и метод; структура отрасли конституционного права (виды подотраслей и институтов); конституционное и государственное право.

Конституционное право РФ - отрасль россий

ского права, регулирующая общественные отноше

ния во всех областях жизнедеятельности общества

политической, экономической, социальной сферах

и т. д., обеспечивающая реализацию конституцион

ных норм через осуществление конституционного

контроля.

Конституционное право - самостоятельная от

расль системы российского законодательства. Она

имеет: 1) собственный предмет правового регули

рования; 2) собственные, специфические методы

регулирования общественных отношений.

Система конституционного права - совокуп

ность норм конституционного права, структура ко

торой обусловлена системой конституционно-пра

вовых отношений. Система конституционного

права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт - сово-

купность норм конституционного права, регулирую

щих однородные и взаимосвязанные общественные

отношения и образующих относительно самостоя

тельную группу. Институты конституционного

права: 1) основы конституционного строя; 2) ос-

новы правового статуса человека и гражданина

3) федеративное устройство государства; 4) систе-

ма органов, государственной власти и органов мест-

ного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли пра-

ва, выделяется конституционное право России как

наука. Наука конституционного права - совокуп-

ность идей, теорий и взглядов о конституционно-

правовых институтах и отношениях, а также о прак-

тике применения норм конституционного права и его

историческом развитии в России. Наука конституционного права - самостоятельная

наука. У нее есть собственный предмет изучения

и специфические методы, благодаря чему она и вы-

деляется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного

права: 1) сущность, структура отрасли российского

конституционного права, его источники; 2) факти-

ческие отношения, регулируемые нормами консти-

туционного права; 3) практика реализации норм

данной отрасли; 4) история самой науки конститу-

ционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исто-

рический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный;

4) статистический; 5) конкретно-социологический

и др.

Конституционное право РФ тесно связано с дру-

гими, отраслями российского права. Оно является

основой всей системы права РФ. Связь с уголов-

ным правом РФ выражается в том, что именно Кон-

ституция РФ содержит нормы о правах человека

и гражданина, принципы защиты естественных

прав человека, основы гуманизации уголовного

права.

Гражданское право не менее тесно связано с кон-

ституционным, так как в Конституции РФ закрепля-

ется право частной собственности, которое являет-

ся основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с дру-

гими отраслями права РФ: с трудовым - в Консти-

туции закреплено право граждан на труд и отдых,

основные гарантии безопасности и оплаты труда;

с административным - конституционные нормы

устанавливают компетенцию высших федеральных

органов власти и принципы деятельности всех дру-

гих органов; с экологическим - Конституция содер-

жит положение о всеобщем праве на экологически

чистые условия жизни и т. д. Предмет регулирования конституционного пра-

ва - отношения, которые регулируются нормами кон-

ституционного права и складываются в процессе

взаимодействия человека и государства по поводу

устройства государства, формы правления, а также по

поводу основ конституционного строя. Конституцион-

но-правовые отношения - массовые и наиболее

значимые для общества отношения, нацеленные на осу-

ществление власти и суверенитета народа, а также на

защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во

всех сферах жизнедеятельности общества: кон-

ституционного строя РФ; федеративного устройства;

защиты прав и свобод личности; основ государствен-

ной власти и принципов ее функционирования в РФ,

иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают,

изменяются и прекращаются на основании юриди-

ческих фактов. Юридические факты: события

(они не зависят от воли субъекта, а изменение или

прекращение правоотношений в этом случае про-

исходит в силу объективных причин) и действия (они

являются следствием волеизъявления человека,

т. е. изменение, возникновение и прекращение от-

ношений происходит по воле сторон). Особенно-

сти конституционно-правовых отношений:

1) особое содержание и предмет; 2) особый субъект-

ный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений:

1) конкретные конституционно-правовые отношения

(в них четко определены субъекты, их права и обя-

занности); 2) правоотношения общего характера

(в них не закрепляется четко субъектный состав и не

пределяются их права и обязанности). В зависимости от сферы возникновения консти-

туционных правоотношений выделяют конституци-

онно-правовые отношения: 1) связанные с установ-

лением конституционных основ гражданского

общества; 2) конституционного строя РФ; 3} регу-

лированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых от-

ношений: взаимные либо односторонние права

и обязанности субъектов конституционных правоот-

ношений. При этом субъекты конституционных пра-

воотношений не равны между собой, поэтому

конституционные отношения имеют структуру «вла-

сти - подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

1) физические лица (граждане РФ, иностранцы,

лица с двойным гражданством (бипатриды), лица

без гражданства (апатриды), лица со специальной

правоспособностью); 2) государственные образова-

ния (РФ, субъекты РФ, федеральные органы госу-

дарства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объеди-

нения.

Объект конституционных отношений - предмет,

по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права - совокуп-

ность специфических приемов и способов право-

вого воздействия на отдельные общественные

отношения в сфере конституционного регулиро-

вания.

Главной особенностью методов конституционно-

го права является их разнообразие, которое сфор-

мировалось в силу значительного числа регулируе-

мых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования

на общественные отношения: 1) дозволение;

2) возложение обязанностей; 3) запрет.

Конституционно-правовые методы: ^.импе-

ративный; 2) диспозитивный и др.

16. Конституционное развитие России: дореволюционный (до 1917 г.), советский (с 1917 по 1993 гг.) и постсоветский (с 1993 г.) этапы.

В настоящий момент действует Конституция РФ,

принятая всенародным голосованием 12 де-

кабря 1993 г. До ее принятия конституционный

строй российского государства прошел сложный

путь развития, начиная с Конституций СССР. Впер-

вые Конституция была принята в 1918 г. Она ос-

новывалась на «Декларации прав трудящегося и экс-

плуатируемого народа», которая назвала советское

государство федерацией советских национальных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: