- это диалектически сложный и перманентный процесс, основанный на законах развития природы и общества (отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, изменения формы с изменением содержания с точностью до наоборот и др.);
- характеризуется тем, что в развитии его принципов с аксеологической точки зрения, как имеющих социальную ценность, нельзя поставить точку, как нельзя подвести черту под движением стран вперед, прогрессом человечества.
12. Классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Конституционно-правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина - это упорядоченная совокупность норм Конституции РФ и других федеральных законов, устанавливающих прав и свободы личности в РФ, их соблюдение и защиту. Конституционные права и свободы личности - неотъемлемые права и свободы, принадлежащие гражданину либо иному лицу от рождения (гражданские права и свободы возникают с момента приобретения гражданства РФ в установленном порядке), гарантируемые государством и составляющие основу конституционно-правового статуса личности Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ - это основа всего правовог
|
|
статуса личности в РФ. При этом правам всегда корреспондируют обязанности, тогда как свободы пре
доставлены каждому независимо от исполнения им своих обязанностей перед РФ, если их ограничение не связано с исполнением приговора суда либо с иной установленной законодательством формой юридической ответственности (санкции). Признаки конституционных прав и свобод личности: 1) они - это база статуса личности в РФ, поэтому именно на их основе закрепляются иные права и обязанности человека и гражданина во всех ины отраслях права; 2) основные права и свободы человека и гражданина принадлежат каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ, за исключением гражданских прав и свобод; 3) конституционные права и свободы предоставлены всем в равном объеме и едином содержании, т. е. каждый вправе рассчитывать на гарантированность со стороны РФ его прав и свобод независимо от каких-либо признаков; 4) основные права и свободы человека и гражданина имеют особый механизм реализации - они выступают не в процессе осуществления человеком своих правомочий, а являются предпосылкой к этому, его первоосновой; 5) эти права и свободы личности закреплены конституционно; 6) основные права и свободы личности имеют особую повышенную государственную охрану. Отличия основных прав и свобод человека от
основных прав и свобод гражданина РФ: 1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на ос-
|
|
новании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства; 2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ. Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения,а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности - обязательная военная служба),
которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ все-
гда несколько шире, чем объем прав человека. Основные личные права и свободы гражданина РФ - это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности. Основные личные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ. К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здо-
ровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; 3) на личную свободу и свободу передвижения; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища; 6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком; 7) на свободу совести и вероисповедания и т. д. Право на жизнь и охрану здоровья - это основополагающее право. Без него теряется весь смысл в установлении и соблюдении иных прав и гарантий. Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека. С развитием России как правового государства еще более увеличилась ценность человеческой жизни в РФ. Даже ранее допустимая мера наказания за преступление - смертная казнь - сегодня запрещена законодательством, и, хотя ее попрежнему можно назначить в качестве исключительной, приведение ее в исполнение не допускается. Право на защиту и охрану достоинства личности означает, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21 Конституции РФ). К нарушениям права на честь и достоинство личности относятся ся также оскорбление, клевета, нанесение побоев За подобные покушения на честь и достоинство граждан устанавливается федеральными законами ответственность. Право на личную неприкосновенность означает недопустимость лишения кого бы то ни было его свободы и личной неприкосновенности. Федеральными законами допускается ограничение этого права в виде санкций за неправомерные действия лица, причем их применение возможно только по постановлению суда или органов прокуратуры и следствия.
Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это право обеспечивается самим гражданином либо защищается его представителем в судебном порядке. В силу этого права не допускается сбор,хранение, использование и распространение информации о частной жизни кого бы то ни было без его согласия.
Законом допускается нарушение права на неприкосновенность жилища в форме проникновения
|
|
в него в случаях, когда это необходимо в силу закона, например на основании судебного решения
для обеспечения безопасности общества и в других предусмотренных законом случаях. РФ гарантирует каждому право свободного перемещения как по территории РФ, так и вне ее пределов, т. е. каждый может свободно выбирать для себя место жительства на всей территории РФ, выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в РФ. Личные права и свободы человека составляют костяк всего правового положения человека в РФ и обеспечивают уважение и защиту личности в соответствии с международными стандартами. Конституция РФ в ст. 28 устанавливает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода совести и вероисповедания принадлежит всем лицам, законно находящимся на территории РФ, и не зависит от гражданской принадлежности лица.Не допускается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от религиозных убеждений, за исключением случаев, установленных федеральными законами
и только в том объеме, в каком это необходимо
в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных инте-
ресов человека и гражданина, обеспечения оборо-
ны страны и безопасности РФ.
Гражданам РФ гарантируется право на замену во-
енной службы на альтернативную гражданскую служ-
бу, если его убеждениям или вероисповеданию про-
тиворечит несение военной службы.
Свобода совести и вероисповедания включает
в себя: 1) право лица не сообщать о своем отношении
к религии, свободно участвовать в отправлении рели-
гиозных обрядов; 2) право свободно реализовывать
свое право на свободу совести и вероисповедания, не
допускается принуждение кого бы то ни было к испо-
веданию той или иной религии путем применения на-
|
|
силия, повреждения имущества либо угрозами подоб-
ных действий; 3) право на тайну исповеди. РФ — светское государство. Поэтому никакая
религия не может устанавливаться в качестве госу
дарственной или обязательной. В РФ не допускает
ся дискриминация по признаку принадлежности
к той или иной религии. Конституция РФ закрепля
ет принцип отделения государства от церкви, т. е
религиозные объединения отделены от государства
и равны перед законом.
В соответствии с этим принципом государство
не вправе: 1) вмешиваться в определение граж-
данином своего отношения к религии и религи-
озной принадлежности, в воспитание детей
родителями или лицами, их заменяющими, в со-
ответствии со своими убеждениями и с учетом
права ребенка на свободу совести и свободу ве-
роисповедания; 2) возлагать на религиозные
объединения обязанности органов государствен-
ной власти, других государственных органов, го-
сударственных учреждений и органов местного
самоуправления; 3) вмешиваться в деятельность
религиозных объединений, если та деятельность
не противоречит конституционному строю РФ
4) вводить в качестве обязательного образования
религиозное в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях.
Религиозные объединения граждан, если их дея-
тельность не нарушает конституционных основ РФ,
выступают наравне с другими общественными объеди-
нениями в общественных отношениях, за исклю-
чением участия в: 1) осуществлении полномочий
органов государственной власти, других государ-
ственных органов, государственных учреждений
и органов местного самоуправления; 2) выборах
в органы государственной власти и в органы мест-
ного самоуправления; 3) деятельности политических
партий и политических движений, оказании им ма-
териальной и иной помощи.
13. Компетенция и акты палат Федерального Собрания РФ.
Высшую законодательную власть в государстве
осуществляет парламент. Парламент - это предста-
вительный орган страны, наделенный полномочиями
по осуществлению законодательной власти в госу-
дарстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ - это
Федеральной Собрание РФ, оно является высшим
представительным и законодательным органом РФ
(ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осу-
ществляет законодательную власть в РФ независи-
мо от других органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат:
1) Совета Федерации (в него входят по 2 предста-
вителя от каждого субъекта РФ: один - представи-
тель законодательной власти субъекта РФ, а дру-
гой - исполнительной власти); 2) Государственной
Думы (в ее состав избираются депутаты путем все-
общего открытого голосования).
Члены Совета Федерации и депутаты Государ-
ственной Думы обладают особым статусом предста-
вителей народа. Принципы их деятельности:
1) принцип «императивного мандата» (т. е. обяза-
тельности исполнения наказов избирателей и отчет-
ность перед ними); 2) принцип «свободного ман-
дата» (т. е. свободного своего волеизъявления без
влияния со стороны какого бы то ни было органа
власти или должностного лица).
Черты Федерального Собрания РФ: 1) Феде-
ральное Собрание - это коллегиальный орган, со-
стоящий из представителей населения; 2) это выс-
ший законодательный орган в РФ, т. е. акты
Федерального Собрания и законы, им принимаемые,
должны соответствовать только Конституции РФ,
в отношении же всех остальных нормативных актов
эти акты обладают высшей юридической силой. Принципы деятельности Федерального Собра
ния РФ: 1) порядок формирования и компетенция
палат Федерального Собрания устанавливаются
Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание явля-
ется представителем народа России и отстаивает
его интересы; 3) Федеральное Собрание - един-
ственный орган, обладающий правом принятия го-
сударственного бюджета и контроля за его испол-
нением; 4) выборы Президента РФ назначаются
Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания яв-
ляется принятие (нижней палатой) и одобрение
(верхней палатой) федеральных конституционных
и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) рас-
поряжение федеральными средствами государ-
ственной казны (принимает федеральный бюджет
и осуществляет контроль за его исполнением)
2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит
производство процедуры отрешения Президента РФ
от должности на основании заключения Генераль-
ного прокурора РФ о наличии состава преступле-
ния в действиях Президента РФ и процедуры объяв-
ления «вотума недоверия» Правительству РФ,
а также контроля за судебной властью путем дачи
согласия на назначение судей высших государствен-
ных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществ-
лении своих полномочий, но его нижняя палата (Го-
сударственная Дума РФ) может быть распуще-
на Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного
неодобрения Федеральным Собранием кандидату-
ры Председателя Правительства РФ, предложенной
Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия»
Правительству РФ, с которым дважды не согласил-
ся Президент РФ. V
Порядок опубликования и вступления в законную
силу федеральных конституционных законов, фе-
деральных законов и актов палат Федерального
Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу фе-
деральных конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального Собрания»
(с изменениями от 22 октября 1999 г.).
Юридическая сила законов и актов Федерального
Собрания в РФ связывается с их официальным опуб-
ликованием, т. е. применяться могут только те фе-
деральные конституционные законы, федеральные
законы, акты палат Федерального Собрания, кото-
рые официально опубликованы.
Общее правило вступления в юридическую силу
нормативных актов независимо от их формы - по
истечении 10 дней со дня их официального
опубликования.
Официальному опубликованию подлежат не толь-
ко вновь принятые федеральные конституционные
законы, федеральные законы и акты палат Феде-
рального Собрания, а также все внесенные в них
изменения или дополнения, при этом весь изменен-
ный нормативный акт может быть повторно официаль-
но опубликован в полном объеме.
Официальное опубликование законов и ак-
тов палат Федерального Собрания - их первая
публикация (в редакции, принятой Федеральным
Собранием РФ, без каких-либо изменений и попра-
вок) в «Российской газете» или «Собрании законо-
дательства Российской Федерации». Допускается
публикация федеральных конституционных и феде- ральных законов и актов палат Федерального
Собрания в иных печатных изданиях, информиро-
вание правоприменителей посредством компьютер-
ных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также
их обнародование по телевидению и радио, напра-
вление их государственным органам, должностным
лицам, предприятиям, учреждениям, организациям,
издание их в виде отдельного книжного издания.
Именно день официального опубликования призна-
ется днем принятия федеральных законов и актов Фе-
дерального Собрания. Датой же принятия ФКЗ счи-
тается день одобрения палатами Федерального
Собрания.
Срок официального опубликования федераль-
ных конституционных законов, федеральных законов,
актов Федерального Собрания и международных до-
говоров РФ различен: 1) все законы подлежат обя-
зательному официальному опубликованию в течение
7 дней со дня их подписания Президентом РФ, имен-
но он направляет федеральные конституционные за-
коны и федеральные законы для официального опуб-
ликования; 2) акты палат Федерального Собрания
публикуются в течение 10 дней после дня их приня-
тия, они направляются для официального опублико-
вания председателем соответствующей палаты или
его заместителем; 3) международные договоры, ра-
тифицированные Федеральным Собранием, публику-
ются одновременно с федеральными законами об их
ратификации. Законы и акты палат Федерального
Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со
дня их официального опубликования в вышеперечис-
ленных печатных изданиях одновременно на всей
территории РФ, если самими законами или актами
палат не установлен другой порядок вступления их
в силу (вступление закона или акта с момента опуб-
ликования, при наступлении определенных событий
или по истечении более длительного срока).
14. Компетенция Правительства РФ т общие полномочия Правительства и полномочия в отдельных сферах общественных отношений. Акты Правительства РФ.
Правительство РФ - высший исполнительный
орган РФ.
Правительство - коллегиальный орган. В его
структуру входят: 1) должностные лица (Предсе-
датель Правительства РФ (он назначается на долж-
ность Президентом РФ с одобрения Государствен-
ной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе
предлагать кандидатуру Председателя Правитель-
ства на одобрение Государственной Думы не более
3 раз, если же нижняя палата Федерального Собра-
ния трижды отклонит эту кандидатуру, то после
третьего отклонения Думой представленной Прези-
дентом кандидатуры Президент обязан назначить
самостоятельно Председателя Правительства и рас-
пустить Думу с назначением новых ее выборов),
заместители Председателя Правительства РФ (они
назначаются на должность Президентом РФ по пред-
ставлению Председателя Правительства РФ), феде-
ральных министров (назначаются на должность Пре-
зидентом РФ по представлению Председателя
Правительства РФ)); 2) структурные подразделения
(в соответствии с Указом Президента РФ от 9 мар-
та 2004 г. №314 «О системе и структуре федераль-
ных органов исполнительной власти») (федеральные
министерства, федеральные службы, федеральные
агентства).
Срок полномочий Правительства РФ равен
4 годам и начинает течь (истекает) с принятием сво-
их полномочий вновь избранным Президентом РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия перед
вновь избранным Президентом РФ.
Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Кон-
титуции РФ): 1) разработка и представление Госу- дарственной Думе РФ проекта федерального бюджета
и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение про-
ведения в РФ единой государственной политики
в области культуры, науки, образования, здравоох-
ранения, социального обеспечения, экологии; 3) осу-
ществление мер по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней
политики РФ; 4) осуществление мер ло обеспечению
законности, прав и свобод граждан, охране собствен-
ности и общественного порядка, борьбе с преступ-
ностью; 5) управление федеральной собственностью;
6) осуществление мер по обеспечению законности
и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, воз-
ложенные на Правительство РФ Конституцией РФ,
федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительство РФ осуществляет контроль за дея-
тельностью органов исполнительной власти - как фе-
деральных, так и субъектов РФ - по вопросам, отнв'
сенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее
субъектов. Правительство РФ обладает правом за-
конодательной инициативы в Государственную Думу
РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законо-
проекты в Государственную Думу РФ, подготовлен
ные по поручению Президента РФ, и направлять
в палаты Федерального Собрания официальные от-
зывы о рассматриваемых федеральных законах и за-
конопроектах.
Правительство в пределах своих полномочий вы-
носит: 1) постановления (носят нормативный харак-
тер и принимаются по вопросам, затрагивающим ос-
новные вопросы деятельности Правительства РФ);
2) распоряжения (принимаются по оперативным
и текущим вопросам, не имеющим нормативного ха-
рактера).
Постановления и распоряжения Правитель-
ства РФ носят правовой и обязательный характер
для исполнения на всей территории РФ.
15. Конституционное право как ведущая отрасль права: понятие, предмет и метод; структура отрасли конституционного права (виды подотраслей и институтов); конституционное и государственное право.
Конституционное право РФ - отрасль россий
ского права, регулирующая общественные отноше
ния во всех областях жизнедеятельности общества
политической, экономической, социальной сферах
и т. д., обеспечивающая реализацию конституцион
ных норм через осуществление конституционного
контроля.
Конституционное право - самостоятельная от
расль системы российского законодательства. Она
имеет: 1) собственный предмет правового регули
рования; 2) собственные, специфические методы
регулирования общественных отношений.
Система конституционного права - совокуп
ность норм конституционного права, структура ко
торой обусловлена системой конституционно-пра
вовых отношений. Система конституционного
права включает: 1) нормы; 2) институты.
Конституционно-правовой институт - сово-
купность норм конституционного права, регулирую
щих однородные и взаимосвязанные общественные
отношения и образующих относительно самостоя
тельную группу. Институты конституционного
права: 1) основы конституционного строя; 2) ос-
новы правового статуса человека и гражданина
3) федеративное устройство государства; 4) систе-
ма органов, государственной власти и органов мест-
ного самоуправления.
Помимо конституционного права как отрасли пра-
ва, выделяется конституционное право России как
наука. Наука конституционного права - совокуп-
ность идей, теорий и взглядов о конституционно-
правовых институтах и отношениях, а также о прак-
тике применения норм конституционного права и его
историческом развитии в России. Наука конституционного права - самостоятельная
наука. У нее есть собственный предмет изучения
и специфические методы, благодаря чему она и вы-
деляется в самостоятельную науку.
Предмет изучения науки конституционного
права: 1) сущность, структура отрасли российского
конституционного права, его источники; 2) факти-
ческие отношения, регулируемые нормами консти-
туционного права; 3) практика реализации норм
данной отрасли; 4) история самой науки конститу-
ционного права, построение прогнозов ее развития.
Методы науки конституционного права: 1) исто-
рический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный;
4) статистический; 5) конкретно-социологический
и др.
Конституционное право РФ тесно связано с дру-
гими, отраслями российского права. Оно является
основой всей системы права РФ. Связь с уголов-
ным правом РФ выражается в том, что именно Кон-
ституция РФ содержит нормы о правах человека
и гражданина, принципы защиты естественных
прав человека, основы гуманизации уголовного
права.
Гражданское право не менее тесно связано с кон-
ституционным, так как в Конституции РФ закрепля-
ется право частной собственности, которое являет-
ся основным для гражданских правоотношений.
Конституционное право России связано и с дру-
гими отраслями права РФ: с трудовым - в Консти-
туции закреплено право граждан на труд и отдых,
основные гарантии безопасности и оплаты труда;
с административным - конституционные нормы
устанавливают компетенцию высших федеральных
органов власти и принципы деятельности всех дру-
гих органов; с экологическим - Конституция содер-
жит положение о всеобщем праве на экологически
чистые условия жизни и т. д. Предмет регулирования конституционного пра-
ва - отношения, которые регулируются нормами кон-
ституционного права и складываются в процессе
взаимодействия человека и государства по поводу
устройства государства, формы правления, а также по
поводу основ конституционного строя. Конституцион-
но-правовые отношения - массовые и наиболее
значимые для общества отношения, нацеленные на осу-
ществление власти и суверенитета народа, а также на
защиту прав и свобод гражданина и личности.
Конституционно-правовые отношения возникают во
всех сферах жизнедеятельности общества: кон-
ституционного строя РФ; федеративного устройства;
защиты прав и свобод личности; основ государствен-
ной власти и принципов ее функционирования в РФ,
иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.
Конституционно-правовые отношения возникают,
изменяются и прекращаются на основании юриди-
ческих фактов. Юридические факты: события
(они не зависят от воли субъекта, а изменение или
прекращение правоотношений в этом случае про-
исходит в силу объективных причин) и действия (они
являются следствием волеизъявления человека,
т. е. изменение, возникновение и прекращение от-
ношений происходит по воле сторон). Особенно-
сти конституционно-правовых отношений:
1) особое содержание и предмет; 2) особый субъект-
ный состав; 3) значительное число видов.
Виды конституционных правоотношений:
1) конкретные конституционно-правовые отношения
(в них четко определены субъекты, их права и обя-
занности); 2) правоотношения общего характера
(в них не закрепляется четко субъектный состав и не
пределяются их права и обязанности). В зависимости от сферы возникновения консти-
туционных правоотношений выделяют конституци-
онно-правовые отношения: 1) связанные с установ-
лением конституционных основ гражданского
общества; 2) конституционного строя РФ; 3} регу-
лированием правового статуса личности РФ.
Содержание конституционно-правовых от-
ношений: взаимные либо односторонние права
и обязанности субъектов конституционных правоот-
ношений. При этом субъекты конституционных пра-
воотношений не равны между собой, поэтому
конституционные отношения имеют структуру «вла-
сти - подчинения».
Субъекты конституционных правоотношений:
1) физические лица (граждане РФ, иностранцы,
лица с двойным гражданством (бипатриды), лица
без гражданства (апатриды), лица со специальной
правоспособностью); 2) государственные образова-
ния (РФ, субъекты РФ, федеральные органы госу-
дарства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объеди-
нения.
Объект конституционных отношений - предмет,
по поводу которого возникают правоотношения.
Методы конституционного права - совокуп-
ность специфических приемов и способов право-
вого воздействия на отдельные общественные
отношения в сфере конституционного регулиро-
вания.
Главной особенностью методов конституционно-
го права является их разнообразие, которое сфор-
мировалось в силу значительного числа регулируе-
мых общественных отношений.
Способы конституционного регулирования
на общественные отношения: 1) дозволение;
2) возложение обязанностей; 3) запрет.
Конституционно-правовые методы: ^.импе-
ративный; 2) диспозитивный и др.
16. Конституционное развитие России: дореволюционный (до 1917 г.), советский (с 1917 по 1993 гг.) и постсоветский (с 1993 г.) этапы.
В настоящий момент действует Конституция РФ,
принятая всенародным голосованием 12 де-
кабря 1993 г. До ее принятия конституционный
строй российского государства прошел сложный
путь развития, начиная с Конституций СССР. Впер-
вые Конституция была принята в 1918 г. Она ос-
новывалась на «Декларации прав трудящегося и экс-
плуатируемого народа», которая назвала советское
государство федерацией советских национальных