Ответственность органов местного самоуправления перед населением местного сообщества. 4 страница

республик, а Россию - республикой Советов. Имен-

но эти основополагающие принципы легли в основу

Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила

завоевания Советской власти в октябре 1917 г.

Последующая Конституция СССР принята в 1924 г.,

она обусловлена заключением'Договора об образова-

нии СССР в 1922 г. С образованием нового государ-

ства СССР действие Конституции республики Советов

1918 г. стало затруднительным, что и послужило при-

чиной для принятия новой Конституции. В целом Кон-

ституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие

«Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого

народа», а более четкое регулирование государствен-

ной власти осуществлялось конституциями отдельных

союзных республик.

В 1936 г. была утверждена новая Конституция

СССР, которая закрепляла победу социализма, уста-

новление новой системы органов власти, всеобщее

равноправное избирательное право при тайном го-

лосовании, расширенные права и свободы граждан

СССР. Она просуществовала довольно долго, но

в 1959 г. Советская власть пришла к выводу о пол-

ной победе социализма и потому возникла необхо-

димость в принятии новой Конституции СССР, кото- рая появилась только в 1978 г. Данная.Конституция

СССР стала последней в советском государстве и от-

личалась тем, что в ней народ был объявлен един-

ственным субъектом власти в государстве, однако

руководящей силой по-прежнему называлась комму-

нистическая партия, таким образом, Конституция

1978 г., хотя и устанавливала демократические прин-

ципы, все же в целом оставалась формальной, как

и все предыдущие Конституции СССР. С этого мо-

мента начинается история развития Конституции РФ.

Ее принятие было связано с политической обстанов-

кой, сложившейся в России к тому моменту.

Так, в 1990—1993 гг. в России широко прово-

дились конституционные реформы, направленные на

установление нового конституционного строя стра-

ны, связанные с переходом РФ от социализма к де-

мократии. Начало реформы связывается с образо-

ванием на I Съезде народных депутатов РСФСР

летом 1990 г. Конституционной комиссии во

главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые заня-

лась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был

принят ни на первом, ни на втором обсуждении на

съездах народных депутатов, но одобрялась общая

концепция Конституции, что значительно затягива-

ло переход к новому конституционному строю в Рос-

сии, поэтому в начале 1993 г. было созвано Кон-

ституционное совещание, которое в результате

своей работы приняло так называемый «президент-

ский проект» Конституции. Именно он был вынесен

на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Кон-

ституции приняло участие все население России и по

результатам голосования Конституция РФ была приня-

та на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

17. Конституционно-правовые нормы: понятие, критерии классификации, особенности содержания и структуры.

Итак, конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.

Существует три подхода к определению конституционно-правовых норм:

- конституционно-правовые нормы определяются через конституционное право:

- нормы, в совокупности составляющие конституционное право, называются конституционно-правовыми нормами;

- конституционно-правовые нормы определяются через перечисление тех сфер жизни, которые они регулируют, в этом случае перечень будет включать те отношения, которые являются предметом конституционного права:

- конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство и систему органов государственной власти;

- конституционно-правовые нормы определяются через субъектов, которые могут их устанавливать:

- конституционно-правовые нормы – это нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ; своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

Говоря об общей характеристике конституционно-правовых норм нельзя не сказать о том, что у представителей теории конституционного права нет единства мнений по вопросу о том, все ли нормы конституционного права являются таковыми, в частности все ли предписания Конституции обладают качеством нормативности.

Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний

Осуществляя государственное регулирование общественных отношений, нормы конституционного права имеют разную форму изложения своих требований, разную степень обобщенности этих требований, что непосредственным образом сказывается на структуре конституционно-правовых норм. В них не всегда четко и ясно проявляется классическая триада структуры правовой нормы – гипотеза, диспозиция и санкция.

В любой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. содержание самого правила или принципа. Остальные структурные части не всегда на виду, хотя при глубоком анализе этих норм можно прийти к выводу, что и они присущи нормам этой отрасли права. Так, главным условием – гипотезой – действия всех конституционно-правовых норм (поскольку в основе их регулятивного назначения лежат отношения, связанные с государственной властью) является принадлежность власти народу. Однако вряд ли необходимо это условие повторять в каждой конституционно-правовой норме, оно просто предполагается. В некоторых же нормах наряду с этой общей гипотезой предусматриваются более конкретные условия, которые в виде гипотезы и включаются в соответствующую норму. Так, например, норма, содержащаяся в п. 2 ст. 6 Конституции добавляет к диспозиции такую гипотезу, как «предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Что касается такой структурной части правовой нормы как санкция, т.е. фиксированные последствия невыполнения предписаний нормы, то она крайне редко содержится непосредственно в конституционно-правовой норме, хотя это не означает безнаказанность невыполнения. Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм для всех физических и юридических лиц, государство оставляет за собой право взыскивать в различных формах с нарушителей правил конституционного права, иногда четко обозначая эти последствия в нормах других отраслей права. Например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ гласит: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». К сожалению, следует отметить, что система негативных последствий невыполнения конституционно-правовых норм, т.е. система мер защиты этих норм разработана очень слабо. В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя все три структурные части. А в Конституции Российской Федерации лишь с определенной натяжкой к таким нормам можно причислить некоторые правила, записанные в ст. 111 и 117.[34]

Следует также отметить, что конкретная структура любой правовой нормы определяется теми специфическими функциями, которые выполняют юридические нормы – обеспечением конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений.[35]

Это в полной мере относится к структуре конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина. Специфика социальных функций рассматриваемых норм обусловливает особенности их структуры.

С помощью этих норм государство не запрещает, не регламентирует поведение субъекта, а, наоборот, гарантирует осуществимость этого поведения, или, говоря точнее, гарантирует определенное состояние общественной жизни, обеспечивающее их реальность, социальную исполнимость. Именно такое социальное назначение конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы граждан, предопределяет особенности их структуры.[36]

Первая особенность структуры рассматриваемых норм заключается в том, что она не содержит в себе санкцию. Отсутствие санкции у конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы граждан, объясняется двумя причинами:

- интересы государства, проявляющиеся в этих нормах, и интересы гражданина, реализующего содержащиеся в них основные права и свободы, имеют одинаковую направленность на осуществление конституционного правомочия, между ними нет никаких противоречий, а следовательно, и нет определяемого государством противоправного поведения, устранению которого служит санкция;

- неблагоприятные правовые последствия устанавливаются в отношении обязанной стороны, нарушающей правовые предписания. А в соответствии с конституционными нормами, содержащими основные права и свободы человека и гражданина, ведущим гарантом, обеспечивающим их реальность, социальную исполнимость в общественной жизни, является государство (обязанная сторона), к которому принципиально неприменимы санкции внутригосударственного права.

Существование гарантий в структуре конституционной нормы глубоко закономерно, ибо это отвечает социальному назначению рассматриваемых норм – не только провозглашать основные права и свободы человека и гражданина, но и обеспечивать их фактическую осуществимость в социальной действительности.

Между гипотезой, диспозицией и совокупностью гарантий конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина, существуют связи, отличающиеся инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Они объединены не на началах иерархической зависимости, а на началах синтетической зависимости, при которой отсутствие гипотезы, диспозиции или совокупности гарантий приводит к разрушению данной целостности – конституционной нормы. Именно органическая неразрывность связи между совокупностью гарантий, содержащихся в конституционной норме, и ее гипотезой и диспозицией свидетельствует о том, что рассматриваемая совокупность гарантий является относительно самостоятельным, неотъемлемым составным элементом структуры конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы физических и юридических лиц.

Курация – та часть конституционной нормы, которая закрепляет совокупность социальных явлений, существование которых в общественной жизни обеспечивает и гарантирует реальность, объективную социальную исполнимость реализации основных прав и свобод.[38]

Схематично структура конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы граждан, выглядит следующим образом: если (гипотеза) – то (диспозиция) – поэтому реально (курация).

Например, конституционная норма на основе статьи 43 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на образование, имеет следующую структуру: гипотеза – «каждый», диспозиция – «имеет право на образование», курация – «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

В курациях некоторых конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, наряду с позитивными социальными явлениями, обеспечивающими реальность конституционных правомочий, в виде запрета формулируются определенные негативные явления общественной жизни, нарушающие основные права и свободы. Например, в конституционной норме на основе статьи 29 Конституции РФ сказано: «Цензура запрещается».

Однако запрещение негативных социальных явлений и указания о существовании ответственности за их совершение не следует рассматривать в качестве санкции конституционной нормы. Эти явления и указания о существующей ответственности за их совершение прямо не относятся к лицам, отношения между которыми регулирует данная конституционная норма (гражданину, обладающему основным правом или свободой, и к государству, обеспечивающему реальность конституционных правомочий). Они формулируются в качестве юридической гарантии того, что «третьи» лица не будут совершать действия, нарушающие конституционные права и свободы граждан.

2.2. Классификация конституционно-правовых норм

Под классификацией юридических норм понимается их подразделение на отдельные группы по определенным признакам.

Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:

1. четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;

2. лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

3. точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;

4. совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.[39]

Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны, отличаются друг от друга по многим признакам.

Для любой научной классификации очень важно правильно определить ее основания – то есть те сравнимые характерные черты, которые могут быть положены в основу классификации юридических норм.

Итак, конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых нормами права общественных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту.

Большинство современных исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:

- основы конституционного строя;

- основы правового статуса человека и гражданина;

- федеративное устройство Российской Федерации;

- систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы.[40]

Авдеенкова М.П. и Дмитриев Ю.А. считают, что предложенная классификация норм конституционного права учитывает только содержание Конституции РФ, но не иного конституционно-правового законодательства, нормы которого, безусловно, должны подпадать под предложенную классификацию. Авторы данного подхода предлагают отказаться от механического воспроизведения в основе данной классификации структуры действующей Конституции РФ и перейти на более универсальное и более стабильное определение содержания предмета конституционного права.[41]

Катков Д.Б. и Корчиго Е.В. по содержанию несколько иначе классифицируют конституционно-правовые нормы. Авторы выделяют нормы:

-закрепляющие основы конституционного строя;

-регулирующие права и свободы человека и гражданина;

-определяющие федеративное устройство Российской Федерации;

-определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия;

-устанавливающие основы организации государственной власти;

-закрепляющие систему местного самоуправления;

-определяющие статус Конституции Российской Федерации;[42]

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от:

-нормативно-правового акта, в котором выражена та или иная норма;

-места нормативных правовых актов данного вида в общей иерархической системе нормативных актов;

-разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

На самом деле, в соответствии с этой классификацией все нормы конституционного права выстраиваются в определенной иерархии, по внешнему виду напоминающей пирамиду. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Следует учитывать, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, следует ссылаться на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;[43]

3) по территории действия различают:

-нормы, действующие на всей территории Российской Федерации; например: нормы Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т.д.;

-нормы, действующие на территории субъекта Российской Федерации; например: нормы конституций республик, нормы уставов областей и т.д.;

-нормы, действующие в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования); например нормы устава о местном самоуправлении;

-чрезвычайно редко встречаются конституционно-правовые нормы, действующие на части территории субъектов Российской Федерации;[44]

4) по характеру предписания различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83-90, 102, 103 Конституции Российской Федерации).

Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. считают, что в качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.[45]

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. В качестве примера запрещающей конституционно-правовой нормы можно привести ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»;

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма является диспозитивной.

Примером императивной нормы является установленное в ст. 88 Конституции Российской Федерации положение о том, что Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

6) по назначению в механизме правового регулирования нормы бывают материальные и процессуальные (процедурные).

В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.[46]

Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т. д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

7) по функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на:

-регулятивные – непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников;

-охранительные – закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»);

-специализированные. Особенность специализированных норм в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся обобщающие нормы и нормы, регулирующие действие и применение других норм:

-обобщающие нормы:

-общие – направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»);

-дефинитивные – в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ (ред. ФЗ от 02.11.2004 г. №127-ФЗ): «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»);

-декларативные нормы – отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2. Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»);

-нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»):

-оперативные – изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»);

-коллизионные нормы – определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).[47]

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

18. Конституционно-правовые отношения: понятие и виды; особенности субъектов и объектов конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения - это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: