Ответственность органов местного самоуправления перед населением местного сообщества. 7 страница

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

· самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

· организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

· многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

· соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Принципы местного самоуправления – предусмотренные федеральными законами требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.
Выделяют следующие принципы:
1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;
2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);
3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;
4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;
5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);
6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;
7) обеспечение органами государственной власти муниципальнымобразованиям минимальных местных бюджетов;
8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;
9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;
10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В зарубежных странах принципы местного самоуправления не представляют собой застывшую догму и достаточно мобильно изменяются в соответствии с развитием общества и государства. Тенденциями развития современных принципов местного самоуправления в зарубежных странах следует считать взаимопроникновение идей или принципов из различных теорий и моделей местного самоуправления и универсализацию принципов местного самоуправления на базе международно-правовых актов

28. Механизм реализации Конституции: понятие, функции Конституции, формы реализации, способы реализации, субъекты и объекты реализации.

· Реализация (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.

· Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.

· Реализация Конституции - процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Рассмотрим формы реализации конституции.

1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

4. Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей. Реализация Конституции как Основного Закона общества и государства, являющегося юридическим фундаментом всей правовой системы, имеет свои особенности:

1) Конституция ориентирует и регулирует общественное сознание и мотивы поведения людей

2) Конституция оказывает более глубокое влияние на состояние общества и его развитие, чем обычные законы, воздействует психологически и нравственно на политическое и правовое сознание граждан и должностных лиц

3) Конституция обеспечивает правовое регулирование жизненно важных общественных отношений

4) Влияние Конституции реализуется в ходе постоянной работы по организации хозяйственной и культурной жизни общества.

Механизм реализации Конституции предусматривает систему, включающую в себя функции Конституции, субъекты и объекты, формы и способы осуществления ее норм и институтов.

Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений).

1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты); установление нормативных принципов для всех отраслей права.

2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством).

3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни).

4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина).

5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).

Субъекты реализации Конституции: народ, государство,

территориально-государственные образования, нации, этнические и национальные группы; общественно-политические организации; граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты реализации Конституции: общество, его социальные, экономические, политические структуры; государственные органы и общественные организации, граждане и другие участники социальной жизни.

Формы реализации Конституции;

1) Исполнение - обязательное совершение предусмотренных Конституцией действий либо воздержание от запрещенных действий.

2) Применение - разрешение уполномоченными на то субъектами конкретных юридических дел.

Способы реализации Конституции.

1) Обязывание - необходимость обязательного исполнения правовой нормы

2) Дозволение - предоставление возможности исполнить предписание правовой нормы

3) Запрет - необходимость воздержаться от совершения определенных действий.

29. Муниципальная собственность: понятие, объекты, источники.

Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию.

Делится на 2 части:

-закрепляется за МУП и учреждениями на праве хоз. ведения или оперативного управления;

-муниципальная казна.

Состав муниципальной собственности:

-средства бюджета, внебюджетные фонды;

-имущество органов МСУ;

-муниципальные земли и природные ресурсы;

-МУП и организации;

-муниципальные банки;

-муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.

Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).

От имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Муниципальная собственность подразделяется:

1) на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения;

2) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.

Согласно ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальное имущество подразделяется на три основные группы объектов, предназначенных:

1) для решения установленных законом вопросов местного значения;

2) осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не относится к указанным группам, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке, установленном федеральным законом.

В п. 2 ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определяются объекты, составляющие имущество, необходимое для решения органами местного самоуправления поселений вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. К их числу, в частности, относится имущество, предназначенное для:

1) электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, освещения улиц населенных пунктов;

2) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

3) обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

4) организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

5) развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

6) организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

7) сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

8) организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

9) официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

10) создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Кроме этого, в собственности поселений могут находиться:

1) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

2) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

4) библиотеки;

5) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

6) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

7) обособленные водные объекты на территории поселения;

8) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

Исходя из того, что к компетенции муниципальных районов относится более широкий, чем у поселения, круг вопросов местного значения, законодатель определяет и необходимый для их решения состав муниципального имущества.

В отличие от поселения имущество муниципального района составляют объекты, предназначенные для:

1) организации и осуществления экологического контроля;

2) организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

3) обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

4) оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

5) утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Кроме этого, только в собственности муниципального района могут находиться:

1) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

2) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы.

В собственности городских округов могут находиться все виды перечисленного имущества поселений и муниципальных районов.

Исключение составляют внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых согласно требованиям ст. 79 Закона об общих принципах организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения и соответственно состав муниципального имущества определяются законами субъектов РФ самостоятельно, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Таким образом, органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, опираясь на нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления, могут ограничить право внутригородского муниципального образования на получение отдельных объектов муниципальной собственности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительные органы государственной власти субъектов РФ не позднее 31 декабря 2005 г. обязаны были передать, а органы местного самоуправления обязаны были принять имущество субъектов РФ, необходимое для решения вопросов местного значения, на основании решений их исполнительных органов.

Указанными решениями должен был быть утвержден перечень передаваемого имущества, включающий муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают его в муниципальную собственность, подписывают передаточный акт, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое ему субъектом РФ, является решение его исполнительного органа государственной власти.

30. Муниципально-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, объекты и основания возникновения (юридические факты).

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения подразделяют:
1) на отношения, связанные с организацией местного самоуправления;
2) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;
3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.
Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:
1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;
2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования;
3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.
Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений является население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.
Субъектами муниципально-правовых отношений являются наряду с населением муниципальное образование, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти, коммерческие организации.
Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.
Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:
– муниципальные образования;
– население муниципальных образований;
– собрание (сход) граждан;
– органы местного самоуправления;
– граждане;
– депутаты представительных органов местного самоуправления.
Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.
К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Субъектами муниципально-правовых отношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
Закон ничего не говорит о возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования. Однако иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии со ст. б2 Конституции РФ пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

31. Муниципальные образования: понятие, признаки, виды.

«Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».

Таким образом, можно выделить следующие элементы категории «муниципальное образование»

- поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

- выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;

- муниципальная собственность и бюджет. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, то есть все субъекты Федерации обязаны обеспечить населению соответствующих территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. Из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.). Вопрос о признании иных территорий (районов, уездов, сельских округов и т.д.) территориями местного самоуправления находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации и должен решаться с учетом местных условий, прежде всего исторически сложившейся практики самоуправления, органичности хозяйственных, культурных связей, объединяющих население данных территорий. Критерии определения этих территорий в качестве территорий местного самоуправления могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации

Виды: Вместо существующих типовых наименований уровней муниципальных образований, таких как город, поселок, сельский округ, район, законом водятся следующие типовыенаименования:
городское поселение – город, поселок, городской округ;
сельскоепоселение;
муниципальный район.

Муниципальные образования первого уровня (поселения):

1. городское поселение – один город;

2. городское поселение – один город и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

3. городское поселение – один поселок (дачный поселок и др.);

4. городское поселение – один поселок (дачный поселок и др.) и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

5. сельское поселение – один сельский населенный пункт с численностью менее 1000 человек с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения;

6. сельское поселение – один сельский населенный пункт с численностью более 1000 человек;

7. сельское поселение – один сельский населенный пункт с численностью более 3000 человек для территорий с высокой плотностью населения;

8. сельское поселение – группа сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый;

9. сельское поселение – группа сельских населенных пунктов с численностью населения менее 3000 человек каждый для территорий с высокой плотностью населения;

10. сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек (для территорий с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях).

Муниципальные образования второго уровня:

1. муниципальный район;

2. муниципальный район на территории субъекта Российской Федерации с низкой плотностью населения;

3. городской округ.

Кроме того, муниципальные образования первого уровня (городские и сельские поселения) за исключением внутригородских территорий городов федерального значения могут различаться по объему и характеру отдельных государственных полномочий, которыми они могут быть наделены в силу исключения из общего порядка, содержащегося в части 3 статьи 19 новой редакции Федерального закона.

Как особые субъекты права на местное самоуправление муниципальные образования обладают следующими признаками:

· "ведают вопросами местного значения", а также вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, т.е. осуществляют "публичную власть особого рода" - местное самоуправление;

· имеют устав (муниципального образования), который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и подлежит государственной регистрации (ст.8), и свою символику;

· реализуют право на объединение в ассоциации и союзы;

· имеют территорию и границы;

· выборные и иные органы местного самоуправления действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности;

· за муниципальными образованиями закрепляются качества экономической и финансовой самостоятельности: именно они признаются собственниками имущества, входящего в состав муниципальной собственности, а также имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований (ст.35 п.1); органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении местных финансов (средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, других финансовых средств) от имени муниципальных образований (ст.2 п.3 Федерального закона о финансовых основах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: