Понятие и элементы организационной культуры

К настоящему времени не выработано единой трактовки понятия «организационная культура». Различные авторы, давая определение организационной культуре, вкладывают в него тот или иной набор важнейших составляющих, соответствующих пониманию культуры в узком или широком смысле слова.

Можно остановиться на следующем популярном определении организационной культуры:

– это общие для всех сотрудников организации убеждения, нормы поведения, установки и ценности, предопределяющие их поведение.

или использовать определение Э.Шейна:

это модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной, и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия, представления и отношения.

Можно выделить ряд позиций, являющихся бесспорными и наиболее часто упоминаемыми в определении организационной культуры:

ОК – совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками организации в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации.

В зависимости от этапа развития организации ценности могут существовать в различных формах: в форме предположений (на этапе активного поиска своей культуры), убеждений, установок и ценностных ориентаций (когда культура сложилась в основном), норм поведения, правил общения и стандартов трудовой деятельности (при полностью сформировавшейся культуре);

Наиболее значимыми элементами культуры признаются: ценности, миссия, цели компании, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы.

Ценности и элементы культуры не требуют доказательств, принимаются на веру, передаются от поколения к поколению, формируя корпоративный дух, соответствующий идеальным устремлениям компании.

Выделяют следующие элементы (проявления) организационной культуры:

осознание себя и ПРОСТРАНСТВА (своего места в организации): Одни культуры ценят сокрытие работниками своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях инициатива и творчество проявляются через сотрудничество, в других – через индивидуализм. Кроме того, разные культуры имеют свое представление о «комфортной индивидуальной зоне». Чтобы чувствовать себя комфортно американцам требуется большое расстояние между людьми, чем латиноамериканцам или азиатам. Одни культуры достаточно строго структурированы и формальны, другие гибки и неформальны. Некоторые культуры закрыты, и место каждого индивида в них четко закреплено, некоторые открыты и изменчивы. Каждая культура по-своему оценивает личность.

коммуникации (ОБЩЕНИЕ) и язык: Система коммуникации (как вербальной, так и невербальной) отличает одну культуру от другой - каналы общения, по которым члены организации получают информацию о корпоративных ценностях; использование диалектов, сленгов, жаргона. Преимущественное использование устной, письменной, невербальной коммуникации, “телефонного права” разнятся от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляция варьируются в зависимости от отрасли, функций, территориальной принадлежности организации.

одежда и внешний вид: Верхняя одежда и убранства, украшения тела; разнообразие униформ и спецодежды, атрибутики, символики, деловых стилей, косметика, прическа.

ВРЕМЯ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ – отношение ко времени различно в разных культурах (одни отличаются пунктуальностью, другие обращаются со временем свободно). В некоторых культурах статус и возраст определяют время прибытия на деловую встречу. Отличаются в различных культурах степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ- Каждая культура закрепляет определенные человеческие отношения в зависимости от возраста, пола, статуса, степени родства, достатка, мудрости, власти, религии и гражданства и т.п. Отличается степень формализации отношений, пути и способы разрешения конфликтов, степень получаемой поддержки и т.п.

вера во что-то и отношение или расположение к чему-либо: Отношение к себе, к другим, к событиям, к окружению. Распространенные в организации верования - вера в руководство, в успех, собственные силы, профессионализм, во взаимопомощь, в справедливость, в этичное поведение, отношение к коллегам, к клиентам, конкурентам, к злу и насилию, агрессии, влияние религии и морали и т.д.

ценности и НОРМЫ: Ценности – это разделяемые всеми членами организации представления об организации и ее благе; в зависимости от существующей системы ценностей устанавливаются нормы поведения, этика поведения на работе, традиции и ритуалы.

УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В разных культурах люди по-разному думают и учатся. Культура определяет поощрения и наказания за усвоение или неусвоение той или иной информации определенным образом. Некоторые культуры ценят абстрактное мышление и умозрительность, другие предпочитают механическое заучивание и запоминание наизусть. Умственная деятельность проявляется по-разному - бездумное или осознанное выполнение, способы и приемы получения знаний, навыков, умений и опыта деятельности; процедуры информирования работников; подходы к объяснению причин и пр.

трудовая этика и мотивирование: Все, что связано с работой - отношение к труду, основные виды трудовой деятельности, разделение труда, методы и принципы работы, премии и стимулы, продвижение по службе. Работа определяется как напряжение или усилие или участие в полезной и нужной деятельности. Отношение к работе и ответственность за ее качество; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; привычки, связанные с работой; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе и т.п.

ЕДА И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ: по-разному выбирают, готовят, подают еду и едят. Правила поведения за столом. Организация питания работников - наличие или отсутствие таковых мест в организации, люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едет ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.

герои – те члены организации, которые являются примером, олицетворяющим важнейшие организационные ценности;

рассказы, истории из жизни организации – обычно основаны на реальных событиях, но постепенно обрастают домыслами и дополнениями – об основателях организации, о фактах пересмотра установленных правил и предписаний, перемещениях и продвижениях и т.д. – устанавливают связь между будущим и настоящим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: