Образовательные технологии

Изучение курса «Гражданское право. Модуль 1. «Общие положения» основано на применение инновационных образовательных технологий, основанных на использовании интерактивных методов обучения.

Основные виды используемых образовательных технологий:

-деятельно-ориентированное обучение студентов. Деятельные технологии включают в себя анализ ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение организацию профессионально-ориентированной учебно-исследовательской работ. Данная технология ориентирована на формирование системы профессиональных практических навыков и умений, что даст возможность подготовить юриста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.

-личностно-ориентированное обучение. Изучение курса предполагает возможность выбора для студентов и последующее выполнение различных творческих заданий в рамках изучения курса. Так, студенты могут выполнить работу по систематизации действующего гражданского законодательства и практики его применении; подготовить письменное решение задачи; составить проекты юридических документов; подготовить кроссворды и тесты по изучаемым темам; выполнить научно-исследовательскую работу; выступить с докладом и т.п.

- проблемное обучение. При чтении лекций преподаватель особое внимание уделяет проблемам правого регулирования, практики применения земельного законодательства. Студентам предлагается подготовить к семинарским занятиям задачи, решение которых требует тщательного анализа подлежащих применению правовых норм, анализа и выработке правовой позиции, формулировка собственных предложений по сложившейся ситуации, не имеющей однозначного решения.

-адаптивная технология (исследовательское обучение), основанная на максимальном вовлечении студентов в индивидуальную самостоятельную работу.

Процесс обучения включает аудиторные занятия путем проведения лекционных и практических занятий, групповые и индивидуальные консультации, текущий контроль полученных знаний, использование различных форм научно-исследовательской деятельности студентов, самостоятельную работу, а так же проведение итогового контроля.

Выработка профессиональных навыков и умений предполагает широкое использование в ходе образовательного процесса интерактивных методик обучения. Использование активных методов обучения имеет целью конструктивное вовлечение студентов в учебный процесс, активизацию учебно-познавательной деятельности.

Лекционные занятия проводятся с использованием интерактивных методик обучения в форме лекции-беседы, лекции с разбором микроситуаций, лекций с интенсивной обратной связью, с элементами мозгового штурма и других.

Цели проведения практических занятий – закрепить у студентов основные теоретические положения лекционного курса, выработать навыки анализа и самостоятельного применения гражданского законодательства приминительно к возникшим правоотношениям, способствовать изучению ими необходимой литературы, в том числе и специальной по теме, вынесенной на семинарское занятие. Проведение практических занятий предполагает выработку у студентов профессиональной заинтересованности, развитие у них юридического мышления, усвоение лекционного материала, а также выработку профессиональных навыков, включая анализ и самостоятельное применение гражданского законодательства при решении учебных дел (задач), составлению юридических документов.

Активные методы обучения предполагают деловое сотрудничество, взаимодействие, обмен информацией, более глубокое усвоение материала, понимание сущности изучаемых правовых явлений, и как результат – получение соответствующих знаний, умений и навыков, формирование компетенций.

При проведении практических занятий используются такие интерактивные методики как, ролевые и деловые игры, выполнение творческих заданий, работа в малых группах, интерактивное выступления, презентации, дискуссии и другие.

Так, проведение деловой игры направлено на получение и закрепление полученных знаний, выработку навыков публичного выступления, составления юридических документов и других. Ее функциями являются тренинг, интенсификация процесса обучения, проблематизация вопросов, расширение и углубление предмета изучения. Обучающая ценность деловой (ролевой) игры связана со способностью студента лучше усваивать изучаемый материал, так как требует личного участия и позволяет развивать профессиональное мышление, анализировать возникшую ситуацию. Деловая игра предполагает совместную деятельность участников учебного процесса, развивает коммуникативные качества, создает атмосферу интеллектуального соперничества.

К числу используемых при проведении практических занятий по гражданскому праву относятся творческие (проблемные) задания. Например, составление кроссворда по гражданско-правовой тематике, с целью уяснения содержания специальной терминологии; систематизация законодательства с использованием справочно-правовой системы «Гарант» по определенному вопросу.

Работа в малых группах также является одним из используемых методов при проведении семинарских занятий. Распределив студентов на подгруппы, преподаватель предлагает им выполнить определенное творческое задание (составить схему, обосновать доводы, выработать общее решение, проанализировать ситуацию). Задание выполняется группой сообща, а затем ее представитель докладывает результат работы.

Интерактивное выступление направлено на развитие одного из профессиональных навыков - публичного выступления. От чтения доклада его отличает не только содержания, но и форма сообщения определенной информации. Интерактивное выступление требует серьезной предварительной подготовки. Нередко используются и такие методики как дерево решений, мозговой штурм, займи и обоснуй позицию и другие.

Непременным условием успешной работы студентов на семинарских занятиях является серьезная предварительная подготовка: студентам необходимо внимательно ознакомиться со своими записями лекций по экологическому праву, изучить и усвоить рекомендованную по данной теме литературу. В процессе подготовки к занятиям студентам рекомендуется использовать справочно-правовую систему Гарант, а также Консультант Плюс.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов по анализу юридических документов и их составлению. Умение работать с документами – один из важнейших профессиональных навыков юриста, который предполагает глубокое знание материального и процессуального права, умение логически мыслить, правильно оценивать фактическую и правовую стороны конкретной ситуации, владения правилами письменной речи с учетом особенностей юридического языка.

В рамках изучения дисциплины организуется научно-исследовательская деятельность студентов путем подготовки докладов на научные студенческие конференции, подготовки и проведения «круглых столов», конференций и т.п.

Интерактивные методы, применяемые в учебном процессе по курсу «Гражданское право. Модуль 1. «Общие положения»

Изучение темы 7 «Юридические лица» проводится в интерактивных формах. Лекция (2 учебных часа): с элементами лекции-беседы, лекции-дискуссии и с применением «мозгового штурма».

В рамках лекции планируется следующая структура вопросов:

1. Теории юридического лица в их историческом развитии.

2. Понятие и признаки юридического лица в современной цивилистической науке и их закрепление в Гражданском кодексе РФ.

Для подготовки к первому вопросу на предшествующем названной теме занятии нескольким студентам в рамках самостоятельной работы предлагается подготовить сообщения по темам, соответствующим названиям научных теорий юридического лица (теория фикции, теория имущества, теория коллективного интереса и пр.) с использованием достижений зарубежной и российской цивилистической науки. В начале лекции отводится время для установления имеющихся у аудитории знаний о понятии юридического лица. Для этого используется приемы «мозгового штурма». Результатом этого является совокупность характеристик, которые в дальнейшем будут сопоставлены с различными теориями юридического лица, а в итоге – с теми признаками юридического лица, которые закреплены в главе 4 Гражданского кодекса РФ.

Студенты, подготовившие сообщения о развитии теорий юридического лица, излагают материал в процессе беседы с преподавателем, а также дискуссии со слушателями. Результаты таких выступлений, сформулированные с помощью преподавателя в качестве итогов, также сопоставляются с содержанием правовых норм в ГК РФ. Общий вывод, к которому в качестве цели необходимо прийти – о многообразии понятия юридического лица, а также значимости каждой из научных теорий в понимании этого явления.

Практическое занятие по этой же теме (4 учебных часа) предлагается провести в форме деловой игры, сценарий которой излагается ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: