Тема: «Отдельные виды юридических лиц»

Цель (в познавательно-теоретическом аспекте): выявить особенности отдельных видов юридических лиц, в том числе их гражданской правосубъектности, в условиях ограниченного учебным планом объема аудиторных часов.

Цель (в практическом аспекте ): приобретение студентами навыков работы юриста в сфере создания (регистрации) юридических лиц, в том числе консультативного характера.

Основные правила деловой игры:

1. Студенты курса делятся на группы по 5-6 человек в каждой.

2. Для каждой группы преподаватель указывает определенный вид юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы.

3. Студенты каждой группы к определенному семинарскому занятию должны подготовить ответы на вопросы, указанные в пункте 4, а также комплект тех документов (в том числе учредительных), которые требуются в процессе создания юридического лица. При этом необходимые данные об юридическом лице (например, о фирменном наименовании, месте нахождении, данные об учредителях и пр.), студенты могут выбрать самостоятельно, проявив элементы творчества.

4. Студенты должны дать характеристику соответствующего вида юридического лица по следующим основным моментам:

- нормативно-правовые акты, определяющие правовой статус юридического лица, а также порядок его создания;

- субъектный и количественный состав учредителей;

- субъектный и количественный состав участников; наличие членства;

- учредительные документы;

- необходимость формирования уставного фонда (капитала), складочного капитала, иных обязательных фондов;

- каковы формы имущественной обособленности данного юридического лица;

- органы юридического лица;

- особенности ответственности юридического лица, его учредителей (участников);

- средства индивидуализации;

- вид гражданской правоспособности;

- основные имущественные и личные неимущественные права и обязанности учредителей (участников);

- особенности регистрации;

- особенности реорганизации;

- особенности ликвидации.

5. Студенты группы по соглашению определяют, кто из участников группы ответственен за подготовку определенных вопросов, либо эта подготовка осуществляется всеми ими совместно. Необходимо определить так называемого «капитана команды», условно – «лидера», которому в дальнейшем предстоит сыграть роль директора (руководителя) юридической фирмы, осуществляющей консультирование клиента и подготовку для него необходимых документов.

6. Деловая игра проводится на одном из семинарских занятий по учебному расписанию.

7.Преподаватель исполняет роль клиента, который заинтересован в получении юридической консультации и в подготовке для него всех документов, необходимых для создания определенного вида юридического лица.

Роли специалистов-юристов исполняют студенты соответствующей группы, условно именуемой «юридическая фирма». Роль руководителя такой фирмы исполняет один из студентов по выбору участников группы.

8.Группа рассаживается за столы таким образом, чтобы все остальные студенты, не участвующие в представлении данного юридического лица, сидели лицом к «актерам», выступая в качестве обучающихся зрителей. Могут быть подготовлены и использованы определенные атрибуты (таблички с названием фирмы, именами специалистов и т.п.). Преподаватель – «клиент»- начинает игру с приветствия, объясняет цель обращения в фирму. В дальнейшем преподавателю предлагается вести себя таким образом, чтобы создавалось впечатление об отсутствии у него каких-либо специальных юридических знаний, поскольку он – это лишь «клиент» в игре.

В то же время до начала игры студенты предупреждаются о праве преподавателя на так называемый «стоп-кадр».

Это право может быть использовано в случаях, когда при ответе на вопрос «клиента» «специалисты» допускают ошибки, свидетельствующие о незнании ими законодательства, неправильном понимании, толковании той или иной правовой нормы. Чтобы студенты-зрители и сами студенты-«специалисты» не были введены в заблуждение и у них не закрепились в итоге неверные знания, преподаватель прерывает игру словами «стоп-кадр», после чего все студенты совместно с преподавателем обсуждают и исправляют допущенную ошибку. Затем игра продолжается.

9. В процессе игры «клиент» вправе задавать любые интересующие его вопросы, касающиеся соответствующего вида юридического лица. Ответы дает тот участник группы, который непосредственно отвечал за его подготовку. Однако при отсутствии ответа, в том числе – молчании, ответ должен быть дан руководителем «фирмы».

Если ответ на тот или иной вопрос так и не был получен, либо он был неверен, «фирме» предлагается дополнительно проработать его. К таким вопросам участники группы возвращаются на следующем семинарском занятии, давая ответ в краткой, сжатой форме.

10. Итогом консультации является подготовленный фирмой пакет документов (в том числе учредительных), вручаемых «клиенту».

«Клиент» благодарит «специалистов» и покидает «сцену».

Затем таким же образом проводится беседа с другими группами.

11. После окончания деловой игры преподаватель предлагает участникам каждой группы на основе их совместного решения поставить оценку каждому из них, исходя из качества подготовленного им вопроса, данного им ответа и участия в формировании пакета документов. При этом используется пятибалльная система.

Итоговая оценка проставляется преподавателем каждому студенту. Она складывается из личной оценки преподавателя и оценки, выставленной соответствующему студенту группой..

По теме 16 «Право общей собственности» планируется проведение в интерактивной форме: лекции (2 часа) и практических занятий (4 часа).

Проведение лекции основывается на использовании методик проблемного обучения и адаптивной технологии (лекция-беседа, с интенсивной обратной связью, комментированием на основе сравнительного анализа)

С учетом количества отведенного учебного времени на лекционное занятие студентам предлагается совместно и под руководством преподавателя провести сравнительный анализ права общей совместной и общей долевой собственности, выявив общее и особенное. При этом предварительно, на последнем предшествующем занятии, необходимо дать задание для самостоятельной работы: с использованием электронных информационных систем сделать подборку нормативно-правовых актов, в которых имеются нормы, посвященные праву общей собственности. Качество выполнения этого задания проверяется путем опроса в процессе лекции на этапе установления общего и особенностей в правовом регулировании общей совместной и общей долевой собственности.

В качестве сравнительных критериев, на основе которых и проводится соответствующий анализ двух подвидов права общей собственности, являются: нормативно-правовые акты; основания возникновения; определенность долей; осуществление правомочий владения и пользования; осуществление правомочия распоряжения; несение бремени расходов; распределение плодов, продукции и доходов, полученных от использования имуществом; раздел имущества.

Фиксация результатов сравнительного анализа осуществляется в письменной форме (рекомендуется заполнение таблицы). На протяжении всей лекции идет взаимное комментирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: