Время «Ч»

На основании устных указаний министра обороны Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова в декабре было отдано более тридцати различных директив, в соответствии с которыми на территории Среднеазиатского и Туркестанского военных округов было развернуто и доукомплектовано около ста соединений, частей и учреждений. Были развернуты управление 40-й армии, три мотострелковые дивизии, десантно-штурмовая бригада, отдельный мотострелковый полк, артиллерийская и зенитно-ракетная бригады, а также несколько частей различных родов войск и службы тыла. Для доукомплектования развертываемых войск было призвано из запаса более пятидесяти тысяч офицеров, сержантов и солдат. Предприятиями народного хозяйства для нужд армии было подано около восьми тысяч автомобилей.

Для обоих военных округов это было самое крупное мобилизационное развертывание за последние полвека. В войсках и военных комиссариатах были уверены в том, что идет обычная инспекторская проверка. Лишь 24 декабря на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР было объявлено о принятии советским руководством решения о вводе войск в Афганистан.

К этому сроку основные силы развернутой 40-й армии уже были готовы к выполнению задач. На совещании были определены соединения и части, которым на следующий день предстояло пересечь государственную границу. Директивой министра обороны войскам были поставлены задачи на совершение марша и размещение на территории Афганистана. Было определено и точное время перехода границы — 15:00 25 декабря 1979 года.

Советский посол в Кабуле заранее поставил X. Амина в известность о том, что советское руководство приняло решение оказать помощь дружественному Афганистану. На основании этого сообщения X. Амин дал указания генеральному штабу вооруженных сил Афганистана всячески содействовать советским войскам. Утром 25 декабря командующий 40-й армией генерал-лейтенант Ю. В. Тухаринов провел две рабочие встречи в Кундузе — с начальником оперативного управления генштаба вооруженных сил Афганистана генерал-майором Бабаджаном и Абдуллой Амином, старшим братом Генсека НДПА. В это же время рядом с мостом «Дружба», через который впоследствии советские войска и выходили из Афганистана, понтонно-мостовые части начали возводить наплавной шестидесятитонный мост.

Общий замысел ввода войск заключался в том, чтобы по двум направлениям пересечь государственную границу, войти на территорию Афганистана и, совершив марш по маршрутам Термез — Кабул — Газни и Кушка — Герат — Кандагар, опоясать кольцом наиболее важные административные центры страны. Войска планировалось разместить по этому кольцу погарнизонно и тем самым создать условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности Афганистана.

Однако уже перед самым началом ввода были внесены некоторые коррективы. Командир мотострелковой дивизии, которая должна была первой пересечь границу в районе Термеза, получил приказ передислоцироваться в Кундуз. Ввод другой мотострелковой дивизии, в районе Кушки, было приказано осуществить чуть позже.

25 декабря в 15:00 советско-афганскую границу перешел отдельный разведывательный батальон 108-й мотострелковой дивизии. Одновременно с разведчиками границу пересекли самолеты военно-транспортной авиации с личным составом и боевой техникой 103-й воздушно-десантной дивизии. Дивизия десантировалась посадочным способом на Кабульском аэродроме.

К началу ввода на командный пункт 40-й армии прибыли первый заместитель министра обороны Маршал Советского Союза С. Л. Соколов и командующий войсками ТуркВО генерал-полковник Ю. П. Максимов. Пропуск личного состава через границу осуществлялся пограничниками без таможенного досмотра по спискам, которые были утверждены командирами частей и вручались нарядам пограничных войск перед выходом подразделений на понтонный мост. Списки десантников передавались пограничным органам на аэродромах последней дозаправки самолетов военно-транспортной авиации.

Первые погибшие, как вспоминает командарм Ю. В. Тухаринов, появились примерно через два часа. В связи со сменой часовых поясов марш совершался в ночное время суток. Уступая дорогу афганской машине, одна из БМП не удержалась на насыпи и перевернулась. Погибло восемь человек. Трагедия произошла и при переброске 103-й воздушно-десантной дивизии. В 19:33 по московскому времени (в Афганистане уже была глубокая ночь) в окрестностях Кабула при столкновении с горной высотой разбился военно-транспортный самолет Ил-76 с личным составом и техникой. Погибло сорок четыре десантника.

Утром 26 декабря командарм Ю. В. Тухаринов вместе с маршалом С. Л. Соколовым совершили облет выдвигающихся колонн. К середине следующего дня в Баграм и Кабул завершилась переброска основных сил воздушно-десантной дивизии и отдельного парашютно-десантного полка по воздуху. К этому же времени к столице подошли и передовые части 108-й мотострелковой дивизии, которые совершали марш в составе автомобильных колонн.

Ввод советских войск был воспринят мирными жителями вполне доброжелательно. Как выяснялось во время привалов, они уже знали о стоящих перед нашими частями и соединениями задачах и относились к этому положительно. Однако не обошлось и без эксцессов — некоторые из отставших от колонн машины подвергались обстрелам. Особенно неблагоприятные условия сложились при выдвижении отдельного мотострелкового полка из района Хорог в Файзабад, провинция Бадахшан. Очевидно, это было вызвано тем, что на территории северо-восточных районов Афганистана проживало большое количество бывших басмачей и их потомков.

В ночь с 27 на 28 декабря в Афганистан на гератском направлении вошла 5-я мотострелковая дивизия, развернутая в Кушке и Тахта-Базаре. Части этой дивизии впоследствии были дислоцированы южнее Герата и в районе Шинданда. В последующем зона ее ответственности была расширена до Кандагара.

К утру 28 декабря 108-я мотострелковая дивизия полностью сосредоточилась северо-восточнее Кабула и установила взаимодействие с частями 103-й воздушно-десантной дивизии. Переход мотострелковой дивизии в зимних условиях через такой сложный горный перевал, как Саланг, был осуществлен впервые за последние десятилетия. Горные дороги обледенели, техника буксовала на подъеме, а на спуске шла юзом. При движении танков и боевых машин пехоты через тоннель длиною 2700 метров, вентиляция которого была рассчитана на прохождение транспорта с карбюраторными двигателями, загазованность оказалась на критическом уровне. Колонны пришлось вести в противогазах. Только так удалось избежать потерь.

После высадки подразделения воздушно-десантной дивизии вышли по согласованию с афганской стороной к наиболее важным административным объектам — зданиям ЦК НДПА, МО, МВД, МГБ и министерства связи — и взяли их под свой контроль. Под охраной советских войск оказались основные автомобильные трассы Кушка — Герат — Шинданд — Гиришк — Кандагар, Термез — Кабул, Кабул — Джелалабад, Пули — Хумри — Кундуз — Файзабад, а также многие объекты советско-афганского сотрудничества, на которых работали советские гражданские советники и специалисты. К ним относились газопромыслы на севере страны Джаркудук и Шибарган, электростанции Сароби, Наглу, Пули-Хумри и Кабул, завод азотных удобрений в Мазари-Шариф и т. д.

К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территории Афганистана полностью сосредоточились 5-я и 108-я мотострелковые дивизии, 103-я воздушно-десантная дивизия, 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада, 860-й отдельный мотострелковый полк и 345-й отдельный парашютно-десантный полк. В течение первой половины года эта группировка была усилена 201-й мотострелковой дивизией и двумя отдельными полками. В последующем боевой состав советских войск в Афганистане уточнялся в зависимости от развития военно-политической обстановки в стране.

В январе встал вопрос о том, как называть советские войска в Афганистане. Они продолжали находиться в составе войск Туркестанского военного округа, но называть их просто 40-й армией было не совсем правомерно, поскольку кроме самой армии в Афганистан были введены части и соединения видов и родов войск центрального подчинения. По предложению министра обороны Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова было утверждено наименование «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане» (ОКСВ).

«И, сославшись на поручение…»

Совершенно секретно.

Особая папка

Всем послам

(кроме Берлина, Варшавы, Будапешта, Праги, Софии, Гаваны, Улан-Батора, Ханоя)

Немедленно посетите главу правительства (или министра иностранных дел, или лицо, его замещающее) и, сославшись на поручение Советского правительства, заявите следующее.

Как хорошо известно повсюду в мире, в том числе и правительству… в течение длительного времени имеет место вмешательство извне во внутренние афганские дела, в том числе и с прямым использованием вооруженной силы. Совершенно очевидно, что целью этого вмешательства является ниспровержение демократического строя, установленного в результате победы Апрельской революции в 1978 году. Афганский народ, его вооруженные силы активно отражают эти агрессивные акты, дают отпор покушениям на демократические завоевания, суверенитет и национальное достоинство нового Афганистана. Однако акты внешней агрессии продолжаются, причем во все более широких масштабах; из-за рубежа и по сей день засылаются вооруженные формирования, оружие.

В этих условиях руководство государства Афганистан обратилось к Советскому Союзу за помощью и содействием в борьбе против внешней агрессии. Советский Союз, исходя из общности интересов Афганистана и нашей страны в вопросах безопасности, что зафиксировано также в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1978 года, интересов сохранения мира в этом районе, откликнулся положительно на эту просьбу руководства Афганистана и принял решение направить в Афганистан ограниченные воинские контингенты для выполнения задач, о которых просит руководство Афганистана. При этом Советский Союз исходит из соответствующих положений Устава ООН, в частности статьи 51, предусматривающей право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в целях отражения агрессии и восстановления мира.

Советское правительство, информируя обо всем этом правительство… считает необходимым также заявить, что после отпадения причин, вызвавших эту акцию Советского Союза, он намерен вывести свои воинские контингенты с территории Афганистана.

Советский Союз вновь подчеркивает, что, как и прежде, его единственным желанием является видеть Афганистан в качестве независимого, суверенного государства, проводящего политику добрососедства и мира, твердо уважающего и выполняющего свои международные обязательства, в том числе и по Уставу ООН.

Текст этого заявления можете оставить собеседнику.

Исполнение телеграфируйте

Совершенно секретно.

Особая папка

Нью-Йорк, совпредставителю

«В случае попыток постановки кем-либо в Совете Безопасности вопроса о нашей акции в отношении Афганистана твердо добивайтесь того, чтобы не допустить включения этого вопроса в повестку дня Совета Безопасности ООН. Подчеркивайте, что это — вопрос двусторонних отношений между Советским Союзом и Афганистаном, которые сами их регулируют, и что в соответствии со статьей 51 Устава ООН Демократическая Республика Афганистан имеет международное признанное право обратиться к Советскому Союзу с просьбой об оказании помощи и содействия в отражении агрессии, а Советский Союз — оказать такую помощь и содействие.

Если же этот вопрос все же будет включен в повестку дня Совета Безопасности, то при его обсуждении сделайте следующее заявление:

«Как хорошо известно повсюду в мире, в том числе и правительствам государств — членов Совета Безопасности ООН, в течение длительного времени имеет место вмешательство извне во внутренние дела Демократической Республики Афганистан, в том числе и с прямым использованием вооруженной силы. Совершенно очевидно, что целью этого вмешательства является ниспровержение демократического строя, установленного в результате победы Апрельской революции в 1978 году. Афганский народ, его вооруженные силы активно отражают эти агрессивные акты, дают отпор покушениям на демократические завоевания, суверенитет и национальное достоинство нового Афганистана.

Однако акты внешней агрессии продолжаются, причем во все более широких масштабах; из-за рубежа и по сей день засылаются вооруженные формирования, оружие.

В этих условиях руководство государства Афганистан обратилось к Советскому Союзу за помощью и содействием в борьбе против внешней агрессии. Исходя из общих интересов обеих стран в вопросах безопасности, что зафиксировано также в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 года, интересов сохранения мира в этом районе, Советский Союз откликнулся положительно на эту просьбу правительства Афганистана и принял решение направить в Афганистан ограниченные воинские контингенты для выполнения задач, о которых просит правительство Афганистана. Эти задачи состоят исключительно в том, чтобы оказать содействие Афганистану в отражении внешней агрессии.

В этой связи необходимо также подчеркнуть, что Советский Союз и Афганистан используют принадлежащее им право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН. Как известно, в интересах поддержания или восстановления международного мира и безопасности многие государства, в том числе постоянные члены Совета Безопасности ООН, не раз прибегали к осуществлению этого неотъемлемого права.

Советское правительство считает также необходимым заявить, что после отпадения причин, вызвавших эту просьбу Афганистана к Советскому Союзу и соответствующую советскую акцию, Советский Союз намерен полностью вывести свои воинские контингенты с территории Афганистана.

Советский Союз вновь подчеркивает, что, как и прежде, его единственным желанием в отношении Афганистана является видеть это государство независимым и суверенным, проводящим политику добрососедства и мира, твердо уважающим и выполняющим свои международные обязательства, в том числе и по Уставу ООН».

При необходимости давайте твердый и аргументированный отпор выступлениям, в которых предпринимались бы попытки бросить тень на нашу политику, на предпринятую нами акцию и на советско-афганские дружбу и сотрудничество.

При обсуждении руководствуйтесь приведенным выше заявлением и другими документами, которые могут быть опубликованы как нами, так и новым афганским руководством».

«Сообщите от имени ЦК»

Совершенно секретно.

Особая папка. Вне очереди

Совпосол

«Встретьтесь с представителями руководства друзей и сообщите им от имени ЦК КПСС следующее:

Дорогие товарищи!

Следуя традиции, сложившейся в отношениях между нашими партиями, Центральный Комитет КПСС хотел бы поделиться с руководством вашей партии нашими взглядами и оценкой последних событий в Афганистане.

Как вам известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане создан новый национально-прогрессивный строй. В стране была проведена большая работа по устранению деспотического королевского режима, по привлечению широких народных масс на сторону революции, осуществлена земельная реформа и большое количество земли передано трудовому крестьянству, отменена выплата калыма (выкупа) за невесту и проведены другие преобразования в интересах народа.

Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних враждебных, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирана, Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь реакционные остатки старого режима, помещики, лишенные земли, бывшие клевреты королевского режима и часть мусульманского духовенства развернули борьбу против революционного строя.

К этому присоединились ошибочные, прямо надо сказать, диктаторские, деспотические действия X. Амина, нарушение им элементарных норм законности, широкие репрессии в отношении всех лиц, несогласных с ним, в том числе тех, кто в течение многих лет боролся против королевского режима и активно участвовал в апрельской революции.

В последнее время X. Амин, устранивший бывшего генерального секретаря Народно-демократической партии и президента республики Н. М. Тараки, лицемерно говорил о гуманности, законности, выступал с ультра-революционными речами и т. п., но на деле осуществлял массовые репрессии и подрывал устои революционного режима.

Таким образом, интервенция извне и террор против честных, преданных делу революции и интересам народа кадров создали угрозу ликвидации того, что принесла Афганистану апрельская революция.

В результате вредных и недопустимых действий X. Амина и его ближайшего окружения в стране нарастало огромное недовольство и протесты против всей политики X. Амина, а вместе с тем оживилась подрывная деятельность реакции, усилились выступления вооруженных формирований, засылаемых извне.

Всем этим воспользовались внешние реакционные силы. Они усилили переброску значительных вооруженных групп (главным образом с территории Пакистана), снабжали оружием и деньгами различные военные формирования и т. п., словом, вели дело к установлению прежнего реакционного режима и к подчинению Афганистана империализму. В качестве главной силы, осуществлявшей такую политику, выступали американский империализм и ЦРУ, а также пекинское руководство.

Однако в Афганистане нашлись силы, которые решительно поднялись против режима X. Амина, устранили его от власти и создали новые органы руководства партией и страной. В них вошли те, кто много лет боролся против королевского режима и осуществлял вместе с Тараки апрельскую революцию. Во главе партии и правительства встал Кармаль Бабрак. Его выступления, обращения к народу Афганистана направлены на обеспечение национальной независимости Афганистана, сплочение народа, проведение прогрессивной, демократической политики, соблюдение законности и установление прочного правопорядка, на гуманное отношение к людям. Новое руководство ставит своей задачей обеспечить гражданский мир в стране. Все это дает основание сказать, что такое руководство будет способствовать укреплению Народно-демократической партии и прогрессивного республиканского режима Афганистана.

Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической, материальной помощи, включая военную поддержку. Советский Союз решил оказать такую поддержку. При этом советское и афганское правительства опирались на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном 5 декабря 1978 года. Глава 4 этого договора гласит: «Высокие договаривающиеся Стороны, действуя в духе традиций дружбы и добрососедства, а также Устава ООН, будут консультироваться и с согласия обеих Сторон предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих стран. В интересах укрепления обороноспособности Высоких договаривающихся Сторон они будут продолжать сотрудничество в военной области».

Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого воинского контингента. Само присутствие его в Афганистане будет служить гарантией (заслоном) от вооруженных наскоков внешних враждебных сил (главным образом со стороны Пакистана) и от выступлений внутренних контрреволюционных сил.

Советское вооруженное формирование будет выведено из Афганистана, как только положение там стабилизируется и отпадут причины, вызвавшие эту акцию.

Принимая данное решение, ЦК КПСС учитывал возможную негативную реакцию империалистических государств и их средств массовой информации. Но наскоки классовых и идеологических противников не должны побудить КПСС и Советский Союз к тому, чтобы отказать в удовлетворении просьбы афганского руководства. ЦК КПСС выражает уверенность в том, что ваша партия хорошо поймет мотивы, продиктовавшие необходимость оказания такого рода помощи демократическому Афганистану, и поддержит эти мероприятия.

С коммунистическим приветом

Центральный комитет

Коммунистической партии

Советского союза

Список коммунистических и рабочих партий несоциалистических стран, которым направляется письмо ЦК КПСС:

Коммунистическая партия Австрии

Партия социалистического авангарда Алжира

Коммунистическая партия Аргентины

Коммунистическая партия Бангладеш

Коммунистическая партия Бельгии

Коммунистическая партия Боливии

Бразильская коммунистическая партия

Коммунистическая партия Венесуэлы

Коммунистическая партия Великобритании

Германская коммунистическая партия

Коммунистическая партия Греции

Коммунистическая партия Дании

Коммунистическая партия Израиля

Коммунистическая партия Индии

Иракская коммунистическая партия

Народная партия Ирана

Коммунистическая партия Ирландии

Коммунистическая партия Испании

Итальянская коммунистическая партия

Коммунистическая партия Канады

Прогрессивная партия трудового народа Кипра — АКЭЛ

Коммунистическая партия Колумбии

Ливанская коммунистическая партия

Коммунистическая партия Люксембурга

Коммунистическая партия Мальты

Мексиканская коммунистическая партия

Коммунистическая партия Нидерландов

Коммунистическая партия Норвегии

Перуанская коммунистическая партия

Португальская коммунистическая партия

Реюньонская коммунистическая партия

Санмаринская коммунистическая партия

Сирийская коммунистическая партия

Коммунистическая партия США

Коммунистическая партия Турции

Коммунистическая партия Уругвая

Коммунистическая партия Филиппин

Коммунистическая партия Финляндии

Французская коммунистическая партия

Коммунистическая партия Чили

Швейцарская партия труда

Рабочая партия — коммунисты Швеции

Левая партия — коммунисты Швеции

Коммунистическая партия Шри Ланка

Коммунистическая партия Эквадора

Коммунистическая партия Японии».

«У Вас неуместный тон, господин президент…»

Одним из первых на ввод советских войск в Афганистан отреагировал президент Соединенных Штатов. Обращение Дж. Картера по линии прямой связи в Москву поступило уже 29 декабря. В тот же день в Вашингтон был передан и ответ Л. И. Брежнева.

Совершенно секретно

«Уважаемый господин Президент!

В ответ на Ваше послание от 29 декабря считаю необходимым сообщить следующее.

Никак нельзя согласиться с Вашей оценкой того, что сейчас происходит в Демократической Республике Афганистан. Через Вашего посла в Москве мы в доверительном порядке уже дали американской стороне и лично Вам основывающиеся на фактах разъяснения действительно происходящего там, а также причин, побудивших нас положительно откликнуться на просьбу правительства Афганистана о вводе ограниченных советских воинских контингентов.

Странно выглядит предпринятая в Вашем послании попытка поставить под сомнение сам факт просьбы правительства Афганистана о посылке наших войск в эту страну. Вынужден заметить, что отнюдь не чье-то восприятие или невосприятие этого факта, согласие или несогласие с ним определяет действительное положение дел. А оно состоит в следующем.

Правительство Афганистана на протяжении почти двух лет неоднократно обращалось к нам с такой просьбой. Кстати сказать, одна из таких просьб была направлена нам 26 декабря с. г. Это знаем мы, Советский Союз, об этом в равной мере знает афганская сторона, которая направляла нам такие просьбы.

Хочу еще раз подчеркнуть, что направление ограниченных советских контингентов в Афганистан служит одной цели — оказание помощи и содействия в отражении актов внешней агрессии, которые имеют место длительное время и сейчас приняли еще более широкие масштабы.

Совершенно неприемлемым и не отвечающим действительности является и содержащееся в Вашем послании утверждение, будто Советский Союз что-то предпринял для свержения правительства Афганистана. Должен со всей определенностью подчеркнуть, что изменения в афганском руководстве произведены самими афганцами, и только ими. Спросите об этом у афганского правительства.

Не соответствует действительности и то, что говорится в Вашем послании насчет судьбы семей бывших афганских руководящих деятелей. Имеющиеся в нашем распоряжении данные опровергают сведения, которые Вы получили.

Должен далее ясно заявить Вам, что советские воинские контингенты не предпринимали никаких военных действий против афганской стороны, и мы, разумеется, не намерены предпринимать их.

Вы делаете нам упрек в своем послании, что мы не проконсультировались с правительством США по афганским делам, прежде чем вводить наши воинские контингенты в Афганистан. А позволительно спросить Вас — Вы с нами консультировались прежде чем начать массивную концентрацию военно-морских сил в водах, прилегающих к Ирану, и в районе Персидского залива, да и во многих других случаях, о которых Вам следовало бы, как минимум, поставить нас в известность?

В связи с содержанием и духом Вашего послания считаю необходимым еще раз разъяснить, что просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом — это исключительно дело СССР и Афганистана, которые сами по своему согласию регулируют свои взаимоотношения и, разумеется, не могут допустить какого-либо вмешательства извне в эти взаимоотношения. Им, как и любому государству — члену ООН, принадлежит право не только на индивидуальную, но и коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН, которую СССР и США сами формулировали. И это было одобрено всеми государствами — членами ООН.

Разумеется, нет никаких оснований для Вашего утверждения о том, будто наши действия в Афганистане представляют угрозу миру.

В свете всего этого бросается в глаза неумеренность тона некоторых формулировок Вашего послания. К чему это? Не лучше ли было бы поспокойнее оценивать обстановку, имея в виду высшие интересы мира и не в последнюю очередь взаимоотношения наших двух держав.

Что касается Вашего «совета», мы уже сообщали Вам, и тут я повторяю снова, что, как только отпадут причины, вызвавшие просьбу Афганистана к Советскому Союзу, мы намерены полностью вывести советские воинские контингенты с территории Афганистана.

А вот наш Вам совет: американская сторона могла бы внести свой вклад в прекращение вооруженных вторжений извне на территорию Афганистана.

Я не считаю, что работа по созданию более стабильных и продуктивных отношений между СССР и США может оказаться напрасной, если, конечно, этого не хочет сама американская сторона. Мы этого не хотим. Думаю, что это было бы не на пользу и самим Соединенным Штатам Америки. По нашему убеждению, то, как складываются отношения между СССР и США, — это дело взаимное. Мы считаем, что они не должны подвергаться колебаниям под воздействием каких-то привходящих факторов или событий.

Несмотря на расхождения в ряде вопросов мировой и европейской политики, в чем мы все отдаем ясный отчет, Советский Союз — сторонник того, чтобы вести дела в духе тех договоренностей и документов, которые были приняты нашими странами в интересах мира, равноправного сотрудничества и международной безопасности.«

Л. Брежнев, 29 декабря 1979 г.

«Желательно не афишировать…»

В первых числах января нового, 1980 года в Москве ожидали приезда министра иностранных дел Афганистана Ш. М. Доста. Однако в назначенный срок он не прилетел — 3 января Бабрак Кармаль устроил первую пресс-конференцию в новом для себя качестве Генерального секретаря ЦК НДПА и главы государства, в которой принял участие и министр иностранных дел ДРА.

Дипломатические сотрудники министерства иностранных дел Афганистана, которые находились за границей, получили указание немедленно выдавать въездные визы для западных журналистов, которые пожелают посетить страну. Сделано это было по рекомендации советской стороны. Политика «открытых дверей» длилась всего несколько недель. Прекратили ее также по предложению Москвы.

С момента победы Апрельской революции и до последних дней существования кабульского режима деятельность НДПА и афганского правительства постоянно находились под жестким контролем советских. Показательным в этом отношении является беседа А. А. Громыко с Ш. М. Достом в Москве накануне открытия заседания Совета Безопасности ООН, во время работы которого ожидалась резкая критика действий советского руководства в отношении Афганистана со стороны ведущих стран мира.

Совершенно секретно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: