Опыт 2. Диффузия газов

На классную доску выплесните немного одеколона. Через некоторое время следы от жидкости с доски исчезнут, запах одеколона начинает ощущаться во всем помещении. Молекулы вещества движутся.

Вдоль стенки высокого цилиндрического сосуда опустите узкую полоску фильтрованной бумаги, пропитанную смесью крахмального клейстера с раствором фенолфталеина. На дно сосуда поместите кристаллы йода. Сосуд плотно закройте крышкой, к которой подвесьте вату, пропитанную нашатырным спиртом. По распространению по полоске бумаги синей окраски можно судить о движении молекул йода. Одновременно вниз распространяется малиновая окраска – движение молекул аммиака. Через несколько минут границы окрашенных участков бумаги встретятся, и далее малиновый и синий цвета смешаются.

Явление, при котором вещества сами собой смешиваются друг с другом, называют диффузией.

Опыт 3. Модель броуновского движения.

Прибор для демонстрации модели броуновского движения установите на проекционном аппарате, подготовленном для горизонтального проецирования.

Над прибором закрепите объектив с плоским зеркалом или оборотной призмой. В затемненном классе спроецируйте прибор на экран и, перемещая объектив, добейтесь полной резкости изображения стальных шариков и резиновой пробки, помещенных внутри прибора.

Объясните учащимся устройство прибора и что он моделирует. Шарики изображают молекулы, а резиновая пробка – маленькую взвешенную частичку в жидкости или в газе, невидимую невооруженным глазом, но наблюдаемую в микроскоп.

При объяснении устройства прибора полезно привести его в действие, вращая ручку ударного механизма. Пронаблюдайте, как вследствие соударения с шариками приходит в беспорядочное движение и резиновая пробка. Она перемещается вследствие неуравновешенной бомбардировки шариками.

Объясните, что перемещение резиновой пробки моделирует наблюдаемое в микроскопе перемещение взвешенной частички, то есть броуновское движение. Это движение является опытным подтверждением хаотического и непрерывного движения молекул.

Ответьте на вопросы:

1. Чем можно заменить раствор медного купороса в опыте 1? (см. §2 из [3] глава 16).

2. Можно ливливать воду в раствор медного купороса в этом опытеи, если можно, то, как это сделать, чтобы получить четкую границу?
Почему нежелательно проводить опыты с эфиром и бромом?

3. Можно ли продемонстрировать диффузию в твердых телах? (см. §2 из [3] глава 16).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: