И все-таки: что сегодня значит быть молодым?

Глава 1. Понятие «молодежной культуры»

Эта книга посвящена явлениям, с которыми — в той или иной степени — сталкивался каждый из потенциальных читателей: молодежной культуре и субкультурам.

Коль скоро любое явление описывается понятием, можно сказать и так: речь пойдет о том, с чем каждый из вас знаком. В самом деле: мы говорим «молодежная культура», «молодежная субкультура», полагая, что смысл этих выражений всем понятен. Однако пытаясь определить понятие «субкультура» и через него «молодежная субкультура», мы сталкиваемся с трудностями, первой из которых оказывается их неопределенность (а может быть, наша слабая информированность, нежелание или неумение «посмотреть в корень» всем известного явления?). Поэтому мы начнем с простого вопроса: откуда? Откуда взялось выражение «молодежная культура», что оно обозначало первоначально?

Возникновение понятия «молодежная культура» тесно связано с так называемым «движением перелетных птиц» («Wandervogel»). Начало этому молодежному движению положило основанное в 1901 году в Берлине общество «Перелетные птицы — комиссия ученических путешествий». Сегодня мы бы определили его как экологический туризм или движение за здоровый образ жизни. Члены общества стремились удалиться от жизни больших городов с их скученностью, одиночеством в толпе, отказывались от вредных привычек и других «язв цивилизации». Путешествия должны были дать молодежи совершенно новый опыт жизни и личной свободы.

Вот тогда-то и ввели педагоги-реформаторы новое понятие — «молодежная культура». Оно должно было создать противовес «культуре взрослых», то есть иерархическим по своей структуре родительскому дому с его четким и бездумным подчинением авторитету старших, и школе, также построенной на полном подчинении ученика учителю. Благодаря введению понятия «молодежная культура» подчеркивалась важность молодости как самостоятельного этапа человеческой жизни, а не «сырья для будущего взросления».

Следует отметить, что понятие «молодежная культура» оказалось в значительной степени классовым, ибо возникло в немецкой буржуазной среде и связывалось с нею. Молодежные группы рабочих, молодежные банды т.п. находились вне зоны внимания создателей концепции «молодежной культуры».

Итак, первоначально «молодежная культура» — это понятие педагогическое (!) и социально-политическое. Однако за столетие существования оно претерпело немалые изменения. Современная теория молодежной культуры включает молодежь всех социальных слоев и главными объектами внимания ученых оказывается то, что является общим для молодежи как возрастного этапа. Проще говоря, теория молодежной культуры изучает то, что отличает молодежь от взрослых как субъектов культуры. Что же их отличает? — спросим мы и сразу же услышим ответ: «Да почти все!» В самом деле все: и одежда, и прически, и своеобразный речевой код, и музыкальные предпочтения, резко отличающие молодежь от «предков», являются резко выраженными признаками того сообщества, в основе которого лежит категория возраста. Мы привычно называем это сообщество «молодежь». Но, если вдуматься, причины отличия не столько собственно возрастные, сколько культурные. Они представляют собой характерную черту развития культуры, неотрывного от демографических, социально-экономических и собственно цивилизационных процессов. Но есть и еще одно понятие, без которого не обойтись. Понятие всем хорошо известное, из тех, о смысле которых мы не особенно задумываемся, употребляя их. Это понятие — «поколение».

И все-таки: что сегодня значит быть молодым?

Для всесторонней характеристики ситуации с поколениями, которые вхjдили в активную жизнь в 80-90 гг., необходимо обратить внимание на изменения в обществе в целом. Кай Мюллер в работе «Молодежные субкультуры» прослеживает исторический переход от молодежных субкультур, обусловленных средой, к индивидуалистическим молодежным культурам.

В результате образовательной политики начала 70–х годов увеличивается продолжительность учебы (12 лет — школа, 5–6 и более — высшее учебное заведение) — в результате «быть молодым» становится синонимичным понятию «учиться». Возрастание количества высококвалифицированных специалистов вместе с тем приводит к обесцениванию диплома как такового: на рынке труда количество рабочих мест явно меньше, чем предложений. Таким образом, образование не дает гарантии работы, а следовательно, реализация собственного жизненного проекта молодого человека с каждым годом оказывается все проблематичнее. Эта ситуация в определенном смысле способствует «продолжению молодости», так как среди молодежи возникает тенденция продолжать занятия из-за неуверенности в перспективе получить достойную полученного образования работу. Итак, ожидания, связанные со взрослением, явно уменьшаются — из-за неуверенности в будущем. Поэтому молодость уже не рассматривается как время подготовки к статусу взрослого, когда молодой человек сознательно отказывает себе в чем-то, откладывая осуществление этих желаний и потребностей на будущее, когда «станет на ноги». Противостояние поколений обостряется не только в результате более позднего вступления молодежи во «взрослую» жизнь, но и становится все более динамичным — из-за того, что в результате технического прогресса знания быстрее «устаревают». Профессиональное превосходство старшего поколения уменьшается и даже исчезает. Кому из нас не приходилось читать в объявлениях о вакантных рабочих местах уточнение: «НЕ старше 25 (26, 28 или 30) лет». Это также существенный фактор в конфликте поколений, когда профессиональный опыт «отцов» устаревает гораздо раньше, чем они достигнут нетрудоспособного возраста, а знания молодых делают их грозными конкурентами — но конкурентами, не имеющими никаких гарантий, что эти знания понадобятся обществу до того момента, когда и они обесценятся.

Все отмеченное делает положение молодежи в значительной мере двусмысленным: с одной стороны, молодость как бы продлевается за счет учебы, но с другой — у молодых людей все чаще возникают вопросы: как обеспечить собственное существование и то же обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: