Дипломатическое убежише

Неприкосновенность помещений дипломатической миссии традиционно приводила к их рассмотрению в качестве места для убежища. Вопрос о существовании и юридической силе права на получение убежища от политического преследования (как правило, не применимого в отношении обычных уголовных дел) долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой периодических ожесточенных споров. В Европе данная практика почти прекратилась. Сложившуюся ситуацию можно разрешить только путем переговоров, потому что Венская конвенция о дипломатических сношениях, хотя и обеспечивает неприкосновенность помещений дипломатической миссии (и тем самым всех, находящихся внутри), не содержит положений о выезде любого лица, на которое не распространяется действие Конвенции, с гарантией неприкосновенности и безопасности. В других регионах практика предоставления дипубежища продолжается, даже несмотря на то, что в рамках обычного международного права дипломатическое убежище не признано существующим. Практику Латинской Америки можно обобщить следующим образом на основе Конвенции по дипломатическому убежищу, принятой Десятой межамериканской конференцией, которая проводилась в городе Каракас в 1954 году:

1. Каждое государство имеет право предоставлять убежище и самостоятельно определять характер правонарушения и мотивы преследования лица, обратившегося с просьбой о предоставлении убежища.

2. В контексте предоставления убежища дипломатическое представительство включает не только место нахождения постоянной дипломатической миссии и место жительства главы миссии, но и любые иные помещения, предоставляемые миссией лицам, обратившимся за убежищем, если их число превышает обычную вместимость зданий.

3. Убежище может не предоставляться, за исключением случаев крайней необходимости, и строго на срок, требующийся для выезда лица, обратившегося за убежищем, из страны с гарантиями правительства государства, на территории которого расположена миссия.

4. Под случаями крайней необходимости понимаются, среди прочих, случаи, когда гражданина разыскивают лица или толпа, над которыми власти утратили контроль, или сами власти и он подвергается опасности лишиться жизни или свободы в связи с политическим преследованием и не может без риска обеспечить свою безопасность каким-либо иным способом. Право на определение степени срочности случая остается за государством, предоставляющим убежище.

5. Незаконно предоставлять убежище лицам, которым на время подачи просьбы об убежище было предъявлено обвинение или которые находились под судом по общим правонарушениям или были осуждены компетентным судом общей юрисдикции и не отбыли свой срок, а также дезертирам из наземных, морских и воздушных военных сил, за исключением случаев, когда действия, повлекшие за собой просьбу о предоставлении убежища, носят явно политический характер.

6. Непосредственно после предоставления убежища об этом факте должно быть извещено Министерство иностранных дел государства лица, получившего убежище, или местные административные органы власти, если действие произошло за пределами столицы.

7. Правительство государства имеет право потребовать, чтобы данное лицо, получившее убежище, было выслано за пределы национальной территории в кратчайшие сроки; дипломатический же представитель страны, предоставившей дипломатическое убежище, в свою очередь, имеет право потребовать, чтобы данному лицу было дозволено покинуть территорию данного государства. В обоих случаях должны быть предоставлены гарантии безопасности и неприкосновенности.

8. Лица, которым предоставлены убежище и гарантии неприкосновенности, не могут размещаться в какой-либо точке на или вблизи территории, с которой они попросили убежища.

9. После получения убежища беженцам нельзя позволять совершать какие-либо действия, нарушающие общественный порядок.

10. Если вследствие разрыва дипломатических отношений дипломатический представитель, который предоставил убежище, вынужден покинуть страну пребывания, ему должно быть позволено покинуть ее с лицами, которым предоставлено убежище, или, если это невозможно, он может передать их дипломатической миссии третьего государства.

11. Тот факт, что правительство страны пребывания не признано государством, предоставляющим убежище, не препятствует применению вышеизложенных общих принципов, и их применение также не означает признания.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение и обшие принципы международных договоров

2. Опишите процесс заключения договоров

3.В чем заключается форма и содержание международных договоров?

4. Как прекращается действие международных договоров

5. Что такое политическое убежише?

6. Как и в кких случаях происходит выдача преступников?

7. Что такое дипломатическое убежише?

Рекомендуемая литература

1. Единая Европа: идея и практика.-М.,1994.

2. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Европейский Союз во внешней политике Республики Казахстан.-Алматы, 2001.

3. Идрисов Е.А. Идея евразийства во внешней политике РК//Актуальныепроблемы внешней политики Казахстана.-М.,1998.

4. Ковалев Ан. Азбука дипломатии. М.,1998

5. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.,1996


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: