Договоры и их заключение

Государства вступают в договорные отношения, когда они договариваются друг с другом или с группой других государств взять на себя определенные обязательства. Договоры неизменно принимают форму документов, хотя может утверждаться, что устная договоренность обладает той же юридической силой, что и письменный договор.

Договоры (используя общий термин) могут заключаться в различной форме, например, договоры между главами государств, между государствами, между правительствами (в некоторой степени выбор формы договоров зависит от их важности и формальных требований, но часто — от желания или по обычаю). Такие договоры в равной степени обязательны для государств-участников, даже если они составлены в форме соглашения между главами государств или правительствами.

Документы, регистрирующие международные соглашения, носят различные названия: соглашение, договоренность, конвенция, декларация, обмен нотами, генеральный акт, временное соглашение (modus vivendi), протокол (proces-verbale), дипломатический протокол или статут. Все они обладают одинаковой юридической силой, но различаются по форме и формулировкам. Что же касается практики в США, то в отношении договоров требуется ратификация сенатом, а соглашения могут заключаться после получения согласия конгресса или по конституционному правомочию. В целом двусторонние документы составляются в форме договора, соглашения, обмена нотами или modus vivendi (в зависимости от их важности и формальных требований), а многосторонние документы облекаются в форму договоров или конвенций, за исключением случаев, когда они носят масштабный характер, тогда применяются такие термины, как генеральный акт или статут. Заключительный акт представляет собой ряд соглашений или договоров, принятых в результате проведения конференции, причем каждый из них требует отдельного согласования.

Протокол о подписании, ныне редко используемый, обладает особым назначением: он может применяться в качестве «постскриптума» к договору. Договаривающиеся стороны считают его частью договора, но он составляется и подписывается как отдельный документ. Он менее официален по сравнению с договором, к которому прилагается, и может содержать оговорки подписывающих сторон, пояснения пунктов договора или иные вспомогательные положения. Через короткий промежуток времени в Протокол о подписании может быть внесен дополнительный пункт соглашения.

Протокол, который применяется часто, является международным соглашением, нередко представляющим собой дополнение или поправку к договору. Обмен письмами может прилагаться к договору примерно с аналогичными целями, но он представляет собой гораздо менее официальную регистрацию намерений, причем их подписание договаривающимися сторонами необязательно. Однако обмен нотами (или письмами) обычно производится независимо от договора в качестве менее официального средства регистрации соглашения между государствами.

Процесс заключения договоров

(а) Аккредитация и полномочия

Процесс заключения договоров требует, чтобы лица, проводящие переговоры от имени заинтересованных государств, могли подтвердить, что они уполномочены на ведение переговоров, то есть они должны предъявить свои верительные грамоты. Обычно верительные грамоты составляются в виде письма, подписанного лично министром иностранных дел или от его имени.

Если договор или иной международный документ должен составляться и подписываться в ходе двусторонних переговоров или многосторонней конференции, представители (за исключением случаев, когда они являются главами правительств или министрами иностранных дел) должны быть наделены полномочиями. (Если договор заключается между главами государств, то полномочия должны подписываться главой государства, если между правительствами — то министром иностранных дел.)

Ниже приводится стандартный образец полномочий, выдающийся делегату полномочной конференции.

Принимая во внимание, что для наилучшего рассмотрения и согласования определенных вопросов, которые могут возникнуть в ходе дискуссии между Правительством

[страна] и Правительствами некоторых других

держав и государств, представленных на предстоящей

Конференции [название Конференции], которая будетпроводиться в [место] [дата], целесообразно наделить подобающее лицо всеми Полномочиями дляпроведения вышеуказанной дискуссии от имени Прави-тельства [страна]: я [Ф.И.О. полностью], Министр

Иностранных Дел, настоящим удостоверяю, что

[ФИО полностью, звания и официальная должность руководителя делегации]

настоящим документом именуется, является и назнача-ется Полномочным Представителем со всеми полномо-чиями и правами для согласования и заключения с Пол-номочными Представителями, которые могут быть наде-лены аналогичными полномочиями и правами от именивышеупомянутых Правительств, любого Договора, Конвенции, Соглашения, Протокола или иного документа,который может быть направлен на достижение выше-упомянутой цели, и от имени Правительства [страна]

подписывать любой таким образом согласованный и за-ключенный документ. Кроме того, я удостоверяю, чтокакой бы документ, при необходимости подлежащийратификации Правительством [страна], ни был со-ставлен и заключен вышеупомянутым Полномочнымпредставителем, он будет полностью принят и признан вышеуказанным Правительством [страна].

В свидетельство чего я подписал данный документ и скрепил его своей печатью.

Подписано и скреплено печатью в Министерстве Инос-транных Дел (место) дня месяца года.

Печать Подпись Министра Иностранных Дел

На конференциях с участием большого количества государств обычно учреждается Комитет по верительным грамотам или полномочиям с целью проверки и подтверждения подлинности и полномочий делегатов.

(Ь) Переговоры.Переговорам по договору обычно предшествует соглашение между заинтересованными государствами — иногда письмо о намерениях — в отношении общей цели и вероятного результата переговоров. В случае проведения многосторонних переговоров обычно заранее согласовывается повестка дня. В случае двусторонних договоров правительства обычно составляют проект проведения переговоров и подразделяют его на конкретные разделы соглашения. Затем может выявиться, что целесообразно передать некоторые разделы в технические или специальные подкомитеты, с тем чтобы их заключения были заслушаны договаривающимися сторонами на пленарном заседании. Искусство ведения переговоров не требует усложнения: это те же умения и настойчивость, используемые на базарной площади, только возведенные на более высокую ступень. Тем не менее участники переговоров обычно ограничены в своем поведении письменными инструкциями своих правительств — их «резюме», а также наличием телефона или факса, которые делают возможным согласование с правительством всех основных проблем для принятия решения.

(с) Засвидетельствование подлинности и подписание текста После согласования документ либо парафируется, либо подписывается, либо подписывается до последующего утверждения участвующими в переговорах представителями. Парафирование обычно означает просто составление аутентичного текста, и требуются дальнейшие действия для выражения согласия государства с обязательностью его исполнения. Подписание до последующего утверждения требует от соответствующего государства подтверждения для придания подписи полной силы. Если договор «подлежит ратификации», подпись имеет ограниченное значение. В других случаях вопрос о том, приводит ли подпись надлежащим образом уполномоченного делегата к обязательности договора для государства, зависит от намерения, отраженного в условиях договора (например, в отношении его вступления в силу), согласованного в ходе переговоров или указанного иным образом (например, условиями соответствующих полномочий). Многосторонние договоры могут (и так происходит в большинстве случаев) подписываться с оговорками, если таковые не исключены по условиям договора или не являются несовместимыми с его целью и назначением.

(d) Ратификация. Если предусмотрена (или подразумевается) ратификация, договор направляется правительствам договаривающихся сторон на утверждение. Ратификация в международном праве является исполнительным актом: так или иначе он вступает в силу до получения одобрения со стороны национальных законодательных органов или введения договора в отечественное право и практику в законодательном порядке. Государство не связано юридическим обязательством ратифицировать договор, согласованный его собственным делегатом, но выбор действий государств ограничен: либо принятие, либо полное отклонение, хотя в исключительных случаях ратификацию можно проводить с оговорками, которые носят скорее процессуальный, чем касающийся существа дела характер. Обычно государство не может выступать с просьбой о проведении повторных переговоров с целью внесения поправок. Ратификация не имеет обратной силы в отношении даты подписания договора (если на этот счет не внесено особое положение). Конституция США предусматривает, что ратификация всех международных договоров должна приниматься двумя третями голосов в сенате.

(e) Принятие. В некоторых случаях в качестве альтернативы ратификации, вступлению в договор или присоединению к договору может быть внесено положение о «принятии» международных договоров. Данная практика является новой, предназначенной для разрешения конституционных трудностей некоторых государств; в основном она касается конвенций Организации Объединенных Наций, некоторые из которых содержат статью о формуле принятия. Принятие вводится в силу путем составления документа о принятии.

(f) Вступление или присоединение.В международные договоры (обычно многосторонние) может вноситься положение о последующем вступлении или присоединении государств, которые первоначально не подписывали договор. Оба термина обычно считаются синонимами, но иногда предполагается, что «вступление» относится к договору в целом, а «присоединение» — только к его части. Вступление или присоединение может иметь место только с согласия всех сторон, подписавших договор, и если оно считается приемлемым, то разрешительное положение об этом обычно вносится в договор.

(g) Обмен или хранение документов о ратификации Подписание документа о ратификации от имени государства само по себе не имеет особого значения в международном праве, только обмен документами о ратификации — или, как обычно происходит в случае многосторонних конвенций, их хранение депозитарием — позволяет им вступить в силу. (Депозитарием может быть государство или секретариат организации.) Обмен или хранение документов о ратификации обычно вводится в силу и регистрируется посредством составления протокола (proces-verbale). Документы о ратификации подписываются главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, в зависимости от важности вопроса.

(п) Регистрация и публикация

В статье 102 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, чтобы все договоры и международные соглашения, заключенные государствами-участниками, были зарегистрированы в секретариате и им опубликованы. Неисполнение данного положения (с любой стороны) не приводит к потере договором юридической силы, но последствие таково, что на договор нельзя ссылаться в Международном суде или любом другом органе ООН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: