Подводя итог значению мониторинговой оценки нормативных актов для правотворчества необходимо сделать некоторые выводы

Мониторинговая оценка нормативного акта является обязательным элементом любого методического, рационального подхода к правотворчеству, базирующегося, по существу, на инструментальном подходе и является одной из основных составляющих мониторинга нормативных актов.

Применение мониторинговой оценки нормативных актов в значительной степени способствует обеспечению должного качества нормативных актов и созданию научно-обоснованной системы, принимаемых нормативных актов, их согласованности; она поможет выявить негативные социальные, экономические, юридические и другие последствия, которые может вызвать реализация этих нормативных актов.

Мониторинговая оценка нормативных актов усиливает ответственность законодателя за результаты своих решений, она создает основы для критического подхода к законодательству. Фактически обнаружение разрыва между целями или намерениями законодателя и достигнутыми в действительности результатами может дать импульс для устранения коллизий, пробелов и иных правотворческих ошибок.

Помимо этого, следует подчеркнуть, что если говорить о цели, которую преследует мониторинг в правотворчестве, то с одной стороны эта цель − повышение эффективности правотворческой деятельности и это очевидная тактическая цель, а если говорить о цели стратегической, то, конечно можно говорить о повышении эффективности работы всего механизма правового регулирования, осуществляемого публичной властью – как государственной (федеральной и региональной), так и муниципальной.

Мониторинг нормативных актов позволит более детально планировать основные направления нормотворческой работы, обозначать те сферы общественных отношений, которые должны войти в сферу правового регулирования, соотносить вновь принимаемые нормативные акты с основными стратегическими направлениями в правовой политике, которые проводятся в Российской Федерации.

Мониторинг, осуществляемый в правотворчестве, неразрывно связан с мониторингом правоприменения. И хотя в настоящей работе мы не рассмотрели его особенности, так как это должно стать, по нашему мнению, предметом отдельного исследования, очевидно, что одной из главных причин низкой эффективности применения нормативных актов во многих случаях является отсутствие объективной информации об их реализации, непринятие необходимых подзаконных нормативных актов, в том числе на уровне федеральных министерств, безусловно, нарушает обратную связь между законодателем и правоприменителем.

Мониторинг нормативных актов − это не отвлеченное обозрение нормативных актов, это элемент системы управления правотворческим процессом. Смысл мониторинга нормативных актов состоит в том, чтобы повлиять на процесс принятия правотворческого решения, посмотреть, как продолжалась жизнь проекта нормативного акта, как он прошел, как его приняли; а затем: сколько времени прошло, когда приняли всю систему подзаконных нормативных актов; поддержали ли этот принятый нормативный акт на региональном уровне; какова практика его применения? С нашей точки зрения, мониторинг нормативных актов − это не просто наблюдение за тем, что происходит, и, конечно, не реестр событий в сфере правотворчества, это − умный, концептуальный взгляд на развитие правовой системы и ее умелое руководство.

Сказанное позволяет сделать вывод, что мониторинг нормативных актов нельзя огранивать только анализом и прогнозами действия нормативных актов. Функции мониторинга нормативных актов следует начинать осуществлять еще на предпроектном этапе правотворчества, но наибольшая нагрузка должна приходить на этап разработки проектов нормативных документов (актов и договоров), а в дальнейшем должно осуществляться постоянное мониторинговое наблюдение и анализ не только за состоянием законодательства, но применения этих актов, основываясь при этом на комплексной методологии, применяемой как отдельными специалистами (учеными, практиками), рабочими группами и комиссиями, так и специализированными учреждениями (государственными органами и структурами, специализированными научными центрами) в целях оптимизации правотворчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: