Киртаны

Что такое киртан

Киртан – это очень просто. Это когда преданные собираются вместе, берут музыкальные инструменты и начинают петь и танцевать для Кришны. Что поют? С самым большим удовольствием они поют Харе Кришна мантру, а также некоторые другие, традиционно исполняемые Гаудия-вайшнавами. Хотя киртан – это один из девяти методов преданного служения, известный еще с дремучих пор, тем не менее в недавнее время особый вес ему придал Господь Чайтанья, который, следуя предсказаниям священных писаний, утвердил его как основной метод духовного осознания для этого века Кали.

На уровне чистой любви к Богу, пение и танец становятся средствами выражения чистых экстатических эмоций, которые переполняют сердце преданного. На уровне же вайдхи-бхакти, петь и танцевать перед Божествами – это один из видов регулируемого преданного служения. То есть, иногда нас действительно переполняют эмоции в связи с Кришной или преданным служением – и тогда мы радостно поем и танцуем. Иногда же нам, закутанным в войлок беспокойств в уме, хочется застыть пнем и стоять в сторонке, чтобы нас не трогали. Но вайдхи-бхакти и означает, что мы совершаем служение даже тогда, когда не хочется. Замечательный способ избавиться от навязчивых мыслей – это заставить себя петь и танцевать вместе с преданными: проходит какое-то время, и они сами уходят.

Живя в Навадвипе, Господь Чайтанья в течение целого года устраивал киртаны в доме Своего великого преданного, Шривасы Тхакура. Вот как описываются эти чудесные, незабываемые киртаны в Чайтанья Бхагавате:

«Во всем творении не было никого равного Господу Чайтанье в этом экстатическом милостивом танце, как не было ничего схожего с изысканно прекрасным пением преданных, сопровождавшим его.

По праздникам Господь и Его преданные с раннего утра собирались в доме Шриваса Пандита. Их ликующие голоса привлекали всех, кому случалось проходить мимо. Дом Шриваса Пандита наполнялся мелодичными звуками святого имени Господа Говинды. Преданные делились на несколько груепп: одну возглавлял Шривас Пандит, другую – Мукунда, третью – Говинда. Все пели, а Господь танцевал. Духовный титан Нитьянанда Прабху кругами ходил вокруг танцующего Гауранги, а Адвайта Ачарья тайком собирал пыль из-под лотосных стоп и сыпал себе на голову. Гададхара Пандит и другие были охвачены божественным весельем и взирали на Гаурангу глазами, полными слез.

Иногда Господь Чайтанья плакал в киртане, и это продолжалось не менее часа. В изнеможенипи Он опускался на землю, и Его волосы рассыпались по плечам и закрывали лицо, но Он даже не пытался их собрать. В полном смятении преданные падали в обморок, потому что только каменное сердце могло невозмутимо взирать на плачущего Гаурангу. Чувствуя боль переживаний Своих преданных и желая одарить их милостью, Господь иногда заливался таким безудержным смехом, что надолго «заражал» всех Своей экстатической радгостью. Через мгновенье, забыв о Своем божественном положении, Он становился слугой слуги Господа.

Когда киртан стихал, Господь начинал петь Сам, и так громко, что Его голос, казхалось, заполнял всю вселенную. Иногда Он становился тяжелее Земли, тогда никто не в силах был даже поддержать Его. А через мгновенье Он уже был лгче хлопка и, ликуя, взлетал на плечи преданных, которые, обезумев от радости, носили Его по всему дому. Когда Господь погружался в экстатический транс, преданные в беспокойстве громко пели ему на ухо: «Хари! Хари!» – стараясь пробудить Его. По Его телу пробегшала дрожь, потом Он обливался холодным потом, словном мать Ганга лилась из пор Его кожи. А потом Его бросало в жар, иссушающий всю прохладную сандаловую пасту, которой Он был умащен. Глубокие выдохи, вырывавшиеся у Него из груди, отгоняли преданных прочь, Но потом Он Сам бросался к их стопам, и любые попытки остановить Его были бесполезны.

От самозабвенного танца Господа Чайтаньи земля так дрожала, что все с опаской озирались вокруг. Когда Он танцевал, исполненный грации и изящества, Он напоминал всем божественного сына Нанды Махараджа, Господа Кришну. Иногда Он свирепо рычал, как десять миллионов львов, и уши преданных могли вынести этот могучий рык благодаря лишь нежной заботе Господа. Часто было заметно, что Он движется на дсамой поверхностью земли, но далеко не всем открывалось это видение. Он пристально смотрел на преданных покрасневшими от экстаза глазами, а они, потрясенные, замирали на мгновение, а потом, смеясь, разбегались. В Своем вдохновенном танце Вишвамбхара был неистощим, Он уходил в Себя и забывал обо всем. Иногда Он хватал кого-нибудь за стопы, а иногда взбирался на голову. Он бросался к кому-нибудь на шею и плакал, а через мгновение взбирался на плечи. Потом Он снова чувствовал Себя неугомонным ребенком и на губах подражал игре разных музыкальных инструментов, как это часто делают дети. Он болтал ногами и бесконца смеялся, а потом ползал на четвереньках, словно младенец.

Временами Господь погружался в состояние Шьямасундары и часами стоял в позе три-бханга 0 когда Его тело делало три изгиба, как у Кришны. Некоторое время Он пребывал в медитации, а потом начинал мелодично играть на флейте, в точности напоминая Кришну, луну Вриндавана. Очнувшись, Он снова вел Себя как слуга Господа и плакал в величайшем смирении, прося у преданных милости служить их стопам.

Иногда Господь изгибался колесом, так что Его стопы касались головы, и пребывал в такой позе несколько долгих часов. Он выражал Свою радость удевительным образом, чудесно танцуя в блаженстве воспевания собственных имен. Дрожа, Он громко вскрикивал, а потом затихал и падал на землю. Сверкающая золотым отблеском фигура танцующего Господа на глазах становилась разноцветной, Его образ раздваивался. Верховный Господь Чайтанья проявлял столь удивительные состояния экстаза, что все Его спутики чуть с ума не сходили от восторга, который невозможно было вместить в сердце. Он часто говорил неразборчивые слова. Почтительно называя преданных Прабху, Он иногда хватал их за волосы со словами: «Это Мой слуга!» Если прежде в глубоком смирении Он старался схватить вайшнавов за стопы, сейчас Он царственно вставал им на грудь. Очарованные преданные танцевали в кругу, вдохновленные экстазом Господа, положив руки друг другу на плечи.

Собравшиеся вайшнавы сияли блаженством, наслаждаясь нектаром прославления имени Кришны, тела их были умащены сандаловой тилакой, а на шеях виднелись кантхи-малы из священного дерева туласи. Их голоса, звуки мриданг, раковин и звон караталов сливались в общий мелодичный гул. Благословенный звук святого имени заполнял лазурный небоствод, и повсюду исчезали зло и несчастья. Как удивительно, что Верховный Владыка Вселенной уничтожает грехи человечества, просто танцуя со Своими учениками! Это танцует Сам Кришна в сопровождении Своего святого имени. Разве Пураны могут объяснить это удивительное явление?

Сын Шрилы Вьясадевы, Шукадева Госвами, прославлял в Шрмимад Бхагаватам Кали-югу, потому что знал о будущем явлении Шри Чайтаньи Махапрабху. И теперь Господь танцевал в великой радости, зачаровывая всех ритмичными ударами ног. Прекрасная гирлянда вайджайанти у Него на шее плавно качалась в такт экстатическому танцу. Неожиданно Он разорвал ее и бросил к ногм преданных. Господь расстался со Своим верным Гарудой, забыл Свою раковину, диск, булаву и лотос, оставил мягкое ложе Ананта Шеши и под именем Гауранги стал кататься в пыли, плача от сладостного чувства служения Верховному Господу. Он забыл о Себе, как о Господке и Владыке, и не чувствовал больше вкуса, принимая благоговейно-трепетное поклонение на планетах Вайкунтхи. Радость слуги Господа превзошла все Его прежние наслаждения».

Как проходит киртан

Традиционно киртан ведет кто-то из опытных преданных. Хотя умение петь вообще и вести киртан, в частности, важно, тем не менее, еще важнее зрелость этого преданного, так как сознание, в котором он поет, через его эмоции будет передаваться окружающим. Тексты песен или мантры поют по строчкам. Вначале поет строчку ведущий, а затем все повторяют ее на тот же мотив. Во время киртана очень важно следить за ведущим – иногда он может поменять мотив или тональность, иногда ускорить темп или замедлить его. То, насколько преданные дружны и умеют сотрудничать для удовольствия Кришны – очень хорошо проявляется в киртане. Стройный и дружный киртан приносит удовлетворение Божествам, вдохновляет преданных и привлекает гостей.

Во время киртанов преданные аккомпанируют игрой на традиционных вайшнавских инструментах – мриданге (барабану с двумя мембранами) и караталах (небольших тарелочках). В то время, как игра на мриданге – это уже целое искусство, на караталах может научиться играть каждый. Веревочки каратал наматываются на указательные пальцы, и большинство мотивов играется на счет раз-два-три-и, «три» – ударный и долгий (для знатоков нотной грамоты – это счета две или четыре четверти, «раз» и «два» начинаются с затакта). Короткие доли играются приглушенно (большие пальцы прижимают караталы), а долгий – звонко (большие пальцы отпускаются).

Другими разновидностями инструментов, используемых во время киртанов, являются джаджи (большие тарелки, сделанные из тонкого металла) и гонг. Физгармония традиционно не используется, когда все преданные поют, стоя, танцуют. Хотя, когда преданные поют сидя, или если ситуация менее формальная – например, дома, на улице, или во время каких то особенных событий, то часто добавляется физгармония или даже аккордеон. Если в Вашем доме не очень богатый выбор музыкальных инструментов, то можно подыгрывать на том, что есть – бубны, барабаны, ложки, пианино, балалайки. Иногда кастрюли и тазы могут заменить мриданги, а хрустальные бокалы – караталы J. Универсальным же музыкальным инструментом являются собственные ладоши. Хлопать на счет раз-два-три-и может кажый – Шрила Прабхупада воодушевлял всех хлопать во время киртана. Он говорил, что когда преданные хлопают в ладоши во время киртана, то линии судьбы на них стираются. Играющие на музыкальных инструментах должны играть в такт и внимательно следовать за ведущим, который может убыстрять или замедлять киртан. Кроме этого следует иметь в виду, что слишком громкая игра на караталах и мриданге не только заглушает прославление Святого имени, но и, в конце концов, приводит к потере слуха.

Как правило, киртан начинается медленно, затем темп постепенно ускоряется, затем внезапно опять начинастся медленная мелодия, которая переходит в более быструю со все более убыстряющимся темпом. Это традиционный стиль ведения киртана. Главной мантрой, исполняемой во время киртана является Харе Кришна маха-мантра. Иногда преданные начинают киртан с пения пранама-мантры Шриле Прабхупаде и Панча-таттва мантры (последняя исполняется 3-4 раза). Во время служб к ним добавляются тексты соответсвующих песен. Заканчиваются большинство киртанов Харе Кришна мантрой и прославлением Божеств и Шрилы Прабхупады на стандартный мотив (в соответствующей тональности):

Ошибка! Ошибка связи.

На подобный мотив поются слова: «Джая Гаура-Нитай!», «Джая Прабхупада!», «(Нитай-Гаура) Хари Бол!»

В отношении танца следует отметить, что мы танцуем во время киртана для удовольствия Божеств, поэтому важно, чтобы танец был слаженным. Для этого танцем должен проходить под руководством ведущего. Танец может включать в себя самые разнообразные элементы, но основой является «Свами-степ», когда преданые воздевают руки кверху и танцуют, как Господь Чаитанья вместе со Своими спутниками на изображениях: правая нога заносится перед левой, затем ставится назад, затем левая нога заносится перед правой, затем ставится назад. В танце важно поддерживать уважительное отношение к Божествам и преданным и следить, чтобы наши чувства не выходили из-под контроля. Обычно, слаженный и исполнненый энтузиазма киртан вдохновляет и захватывает всех. Иногда киртаны спонтанно перерастают в целые театральные представления или акробатические шоу. Это, кстати тоже является традиционным элементом санкиртаны в некторых местах в Индии, например, в штате Манипур, где виртуозы могут одновременно петь, танцевать, играть на мридангах и делать пируэты в воздухе или устраивать театрализованные сражения на мечах с завязанными глазами.

Тем не менее, люди могут иметь разные причины, по которым они не принимают участия в танце, и к этому нужно относиться с пониманием. Мы можем помнить, что, например, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур во время киртана обычно стоял в центре танцующих вокруг него учеников и с удовольствием наблюдал за танцем, хотя сам не танцевал. Это в отношении других, а в отношении себя – танцевать, отбросив все сомнения!

Киртан заканчивается молитвами Према дхвани – выражением любви к Господу и Его спутникам. Кто-то из старших преданных читает основной текст, в то время как остальные приносят поклоны и отвечают.

джая ом вишну-пада парамахамса паривраджакачарья аштоттара-шата шри шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки – джая! («Джая!», что значит «Слава!», повторяют все вместе.)

Слава ачарье Ом Вишну-пада (Вишну-пада – это «тот, кто принял прибежище у лотосных стоп Господа Вишну) 108 (это в честь 108 главных гопи) Триданди Госвами (это титул санньяси- вайшнава; посох, который носят санньяси -вайшнавы состоит из трех связанных бамбуковых палок или данд, символизирующих принятие прибежище у Господа телом, умом и словами; «Госвами» означает «тот, кто обуздал ум и чувства») А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который странствует повсюду, проповедуя славу Господа Хари, и на ходится на высочайшем уровне санньясы!

джая ом вишну-пада парамахамса паривраджакачарья аштоттара-шата шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада 108 Триданди Госвами Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде Махарадже, который странствует повсюду, проповедуя славу Господа Хари, и на ходится на высочайшем уровне санньясы!

джая ом вишну-пада парамахамса шрила Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада Шриле Гауракишоре Дасу Баджи Махараджу, который постоянно погружен в мысли об играх Радхи и Кришны и находится на высочайшем уровне отречения!

джая ом вишну-пада парамахамса шрила Сач-чид-ананда Бхактивинод Тхакур Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада Шриле Сач-чид-ананде Бхактивиноду Тхакуру Махараджу, который постоянно погружен в мысли об играх Радхи и Кришны и находится на высочайшем уровне отречения!

джая ом вишну-пада парамахамса шрила Сарвабхаума-вайшнава Джаганнатха даса Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада Шриле Сарвабхаума-вайшнава Джаганнатхе дасу Бабаджи Махараджу, который постоянно погружен в мысли об играх Радхи и Кришны и находится на высочайшем уровне отречения!

Ананта-коти вайшнава-вринда ки – джая!

Слава бесчисленным миллионам собравшихся преданных!

Основатель-ачарья ИСККОН А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабухпада ки – джая!

Слава Основателю-ачарье ИСККОН А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде!

Нама-ачарья Харидас Тхакур ки – джая!

Слава ачарье святого имени Харидасу Тхакуру!

Шри рупа санатана бхатта рагхунатха шри джива гопала бхатта даса рагунатха шад-госвами прабху ки – джая!

Слава шести Госвами Вриндавана – Шри Рупе, Шри Санатане, Шри Рагхунатхе Бхатте, Шри Дживе, Шри Гопалу Бхатте и Шри Рагхунатхе Дасу.

Према се кахо шри кришна-чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривасади гаура-бхакта вринда ки – джая!

Исполненные божественной любви, прославляйте Шри Кришну Чайтанью, Шри Нитьянанду Прабху, Шри Адвайту Ачарью, Шри Гададхара Пандита и всех собравшихся преданных во главе со Шривасом Тхакуром!

Джая шри шри радха-кришна гопи-гопинатха радха-кунда шьяма-кунда гири-говардхана ки – джая!

Слава Шри Шри Радхе и Кришне, всем гопи и их повелителю Шри Гопинатху, трансцендентным озерам Радха-кунде и Шьяма-кунде, а также холму Говардхана!

Ганга-майи ки – джая!

Слава Ганге-деви!

Ямуна-майи ки – джая!

Слава Ямуне-деви!

Самавета бхакта-вринда ки – джая!

Слава собравшимся преданным!

Гаура-према ананде – хари хари бол!

В экстазе любви Господа Чайтаньи воспевайте святые имена Господа Хари!

(Здесь, если киртан проводится во время праздника, следует вставить соответствующие слова типа «Шри Джанмаштами ки – джая!» или «День Явления Шрилы Прабхупады ки – джая!»)

Слава всем собравшимся преданным! – Харе Кришна! (3 раза)

Слава Шри-Шри Гуру-Гауранге! (все произносят эти слова три раза и приносят поклоны духовному учителю)

Примеры мелодий киртанов

В заключении мы приведем некоторые «популярные» мелодии, на которые можно петь киртан. Как правило каждая мелодия состоит из двух частей. Вначале несколько раз поется первая часть, затем вторая. Затем все повторяется, после чего, ведущий плавно переходит к другой мелодии, гармонично сочетающейся с первой. В приведенной деление на такты несколько условно, так как в ведической музыке нет понятия размера. Есть понятие ритма. Поэтому сильные и слабые доли могут «плавать», а куски тактов «пропадать». Точно также условно и понятие тональности. В ведической музыке есть понятие раги – то есть базовых последовательностей звуков для различных частей мелодии, в зависимости от того, идет ли она вверх или вниз. Поэтому в данном случае лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

Задание 100. Как следует вести киртан?

Задание 101. Как следует подпевать киртан?

Задание 102. Как следует играть на музыкальных инструментах во время киртана?

Задание 103. Как следует танцевать во время киртана?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: