Ххххххххххххххххх 3 страница

И хотя «век философов» называют «веком Вольтера», ни в одном из своих произведений он не излагает свою филосо­фию в собственном смысле слова. «Философические пись­ма» (1734) — это лишь хроника английской жизни и крити­ка, сопоставляющая ее с французскими нравами. «Элементы философии Ньютона» (1738) представляют собой лишь на­учно-популярное изложение, без претензии на глубину, принципов ньютоновской науки. «Кандид» (1759) лишь из­далека и в карикатурном виде критикует оптимистическую философию Лейбница, которого Вольтер, без сомнения, не читал. «Философский словарь» (1764) —трактат литератур­ных определений. Тем не менее Вольтер остается высочай­шим моралистом, защитником свободы, веротерпимости («Ма­гомет и фанатизм», 1741; «Очерк о нравах», 1756; «Трактат о веротерпимости», 1763), справедливости (он добился оп­равдания Каласа в 1762 г.; Сирвена в 1764 г. и т.д.). Но при сопоставлении с Руссо и Дидро нужно признать, что Воль­тер — менее значительная фигура в философии того времени.

ИОЛЬФ (Христиан фон): немецкий юрист, математик и фило­соф (Бреслау, 1679 — Галле, 1754). Ученик Лейбница, он развивает «догматический рационализм», утверждающий абсолютную взаимосвязь феноменов в логичном и правиль­ном универсуме. Его мысль оказала глубокое влияние на Канта, использовавшего некоторые его идеи в своей кри­тической философии. Его творческое наследие весьма зна­чительно. Оно включает в себя работы: «Логика» (1728), «Онтология» (1730), «Естественная теология» (1737), «Прак­тическая философия» (1738), а также «Эмпирическая пси­хология» (1732) и работы по праву: «Естественное право» (в 8 томах, 1740-1749). На его теории ссылались Дидро и фи­лософы Просвещения.

ВОЛЮНТАРИЗМ: теория познания, согласно которой воля вмешивается в любое суждение. Декарт различа­ет таким образом восприятие, или простую констатацию вещи, и «суждение», утверждающее его с помощью воли в качестве истинного знания. Волюнтаризм противостоит интеллектуализму {Спиноза) [согласно которому я считаю пещь истинной или красивой, потому что она является истин-

ной или красивой]. Волюнтаризм, наоборот, настаивает на поступке и ответственности утверждающего субъекта. В психологии волюнтаризм считает нас ответственными за все наши состояния, идеи или чувства {Сартр): например, я от­ветствен за мои эмоции, поскольку я их бессознательно хотел (тот, кто гневается, в действительности отказывается от ситу­ации; точно так же и женщина, которая лишается чувств; та­кого рода поведение — это, по сути, поведение, за которое мы ответственны, следовательно, волевое поведение, даже если мы и не отдаем себе в этом отчет). В метафизике волюнтаризм считает волю сущностью всего универсума (Шопенгауэр).

ВОЛЯ: продуманная и сознательная деятельность. Со­гласно классической схеме, воля предполагает: 1) наличие мотивов; 2) размышление; 3) решение; 4) осуществление. Волевой акт — это не спонтанное проявление желания; он предполагает размышление и.взятие на себя ответствен­ности: именно поэтому воля соответствует не только силь­нейшему желанию (Герберт), но, поскольку она возникает в результате рефлексии, — рациональному действию {Сократ, ^Лейбниц). Джеймс ■ показал.» что воля, как правило, связана с сознанием общественных обязанностей (именно эти обя­занности придают нам каждое утро волю встать с постели; проще пойти сражаться, чем перестать курить, потому что в первом случае налицо общественная обязанность, а во вто­ром — просто долг, который мы сами перед собой ставим, и т.д.). Рибо различал два вида волевых расстройств: по избыт­ку импульса (мимолетная вспыльчивость) и по расстройст­ву процессов торможения (неспособность сопротивляться своим желаниям: например, алкоголики и наркоманы). Того, у кого не хватает воли, называют безвольным (см. также Абулия). Воля определяется прежде всего гибкостью и не­прерывностью действия: в полном смысле слова воля пред­полагает полную ангажированность индивида, связанную с терпением, умением ждать и искусством прохождения через различные этапы ради достижения своих целей. -

«ВОЛЯ К ВЛАСТИ»: работа Ницше ( 1895), где философ излагает большую часть своих тезисов, затрагивающих все сферы мысли. Ницше кратко рассматривает историю и фи-

лософию и приходит к переоценке ценностей, замещая традиционную мораль и ценности христианства моралью, защищающей права сильных существ, возвышающихся над массой рабов, умственно отсталых и слабых, «зачинщиков небытия». Последние тезисы, сильные и парадоксальные, искаженные сестрой Ницше, опубликовавшей это произве­дение и собравшей в нем работы философа в неправильном порядке (что искажало смысл произведения), повлекли за собой многочисленные интерпретации и толкования {ра­сизм, фашизм). Вообще воля к власти означает страстное стремление к власти и управлению, неограниченную потреб­ность в самоутверждении.

НОЛЯ К ЖИЗНИ: совокупность «слепых и необоримых» желаний, которые, по Шопенгауэру, образуют основу нашей индивидуальности: они обеспечивают собой вос­произведение индивидов и продолжение рода.

НООБРАЖЕНИЕ: способность представлять отсутству­ющие объекты. Различают репродуктивное воображение,

представляющее образ чего-то уже известного нам, и твор­ческое воображение, делающее человека способным созда­вать произведения искусства, развивать науку и технику. Психология и, в частности, психиатрия изучают расстрой­ства, связанные с воображением, к каковым можно отнести избыток воображения {галлюцинации, мифомания, исте­рия), но также и его недостаточность (умственная отста­лость, или патологическая глупость). Между патологичес­ким воображением, оказывающимся помехой в жизни, и творческим воображением, комбинирующим факты или ре-;шьные данные так, чтобы изобрести конкретное решение, лежит лишь небольшой, но фундаментальный нюанс: во вто­ром случае человек действует и самореализуется в этом дей­ствии, в первом же за его мечтаниями не следует конкретная реализация. См. Творчество.

ПОСПИТАНИЕ: деятельность по формированию личнос­ти ребенка, «направляющая» его к взрослому состоя­нию: можно заметить, что этот термин, уже по своей этимологии, предполагает одновременно и интеллек-

туалъный аспект, и аспект психологический, или мо­ральный, тогда как «образование» ограничивается ин­теллектуальным смыслом и исключает моральный.

Принципы воспитания меняются в зависимости от той или иной точки зрения на человека и его предназначение: от Рабле, уважавшего «хорошо наполненную голову», до Мон-теня, предпочитавшего «голову, хорошо поставленную»; от Руссо, настаивавшего на помощи природы (созерцание при­роды должно вызвать в человеческой душе элементарные принципы морали), до Конта, подчеркивавшего, наоборот, роль общества при формировании и перевоспитании челове­ческого духа в нужном русле. Хотя сегодня современная цивилизация требует специализации и предоставляет все более и более техничное и специализированное образование, только общее и гуманистическое воспитание может сфор­мировать рабочих и техников, способных постоянно «пере­квалифицироваться» вместе с безостановочным техничес­ким прогрессом и с изменениями современного мира. Цель воспитания — прежде всего научить, затем социально при­способить и, наконец, сформировать свободное и личност­ное суждение.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ: состояние, при котором личность легче подчиняется влиянию другой личности (внуше­ние, гипнотизм и, естественно, подростковый возраст).

Если взять логическое определение, то здесь восприимчи­вость противостоит деятельности и означает общую спо­собность к «ощущениям»: в этом отношении не следует пу­тать восприимчивость (источник ощущений — зрительных, тактильных и т.д.) и аффективность (способность чувство­вать). См. Внушение.

ВОСПРИЯТИЕ (перцепция): представление о реальном объекте. Оно противостоит образу как представлению об ирреальном объекте. Если мы проанализируем природу на­шего восприятия, то мы увидим, что оно включает в себя аф­фективный элемент (ощущения), чувство внешнего мира и, наконец, элемент познания, позволяющий нам назвать, оп­ределить объект. Рассматривая объект восприятия, можно выделить внешнее восприятие объекта вне нас и внутрен-

нее восприятие состояния субъекта; между двумя этими типами восприятия лежит проприоцептивное (propriocep-tive) восприятие, относящееся к телу. Рассматривая гене­зис восприятия, можно выделить приобретенные перцеп*

ции (например, определить на вид, является ли поверхность гладкой или же шероховатой) и естественные перцепции (например, различия цвета). Философы и психологи XVIII в. сознательно противопоставляли восприятие (как представ­ление об определенном объекте) и ощущение (которое нео­пределенно). Современная теория формы, или Гештальт-тео-рия, пересмотрела эту оппозицию, обнаружив, что восприятие не составляется из элементарных ощущений, но само явля­ется глобальным ощущением: «Не то, чтобы мы восприни­мали сначала листья, а затем дерево; не то, чтобы мы слы­шим сначала ноты, а затем мелодию; именно целостность дерева или мелодии воспринимается прежде всего; и именно у нее мы учимся различать листья или ноты» (Гийом, «Пси­хология формы», 1937). Следовательно, перцепция — это непосредственное восприятие структур реальности. Совре­менные психологи (например, Мерло-Понти) скорее склон­ны противопоставлять естественную перцепцию представле­нию, предполагающему анализ я рефлексию. Наконец, если мы рассмотрим условия восприятия, то должны будем при­знать, что мы воспринимаем лишь то, что нас интересует. Это так называемый «закон интереса». Именно в этом смысле восприятие связано с действием: «Воспринять кресло, — пи­сал Пьер Жане в «Психологическом автоматизме» (1889), — это значит приготовиться в него сесть». Одним словом, если восприятие — это точка отправления для нашего познания мира, оно также и инструмент нашего на него воздействия. См. Формы (теория), или Гештальтизм, Образ.

Ш'ЕМЯ: бесконечная среда, в которой происходит смена событий. Часто рассматривается как сила, воздейст­вующая на мир и людей. Говорят о движении, беге времени. Именно благодаря времени настоящее становится прошлым. Главной отличительной чертой времени будет его необрати­мость. «Именно с ней связаны жалобы всех поэтов, мрачный оттенок «никогда больше». Именно она придает всем вещам, которых нельзя увидеть снова, второй раз, ту последнюю ост

роту привлекательности и страданья, когда кажется, что аб­солют бытия и абсолют небытия сближаются и вот-вот сов­падут. Таким образом, необратимость свидетельствует о том, что жизнь нам дана раз и навсегда...» (Лавелль, «О времени и вечности», 1945). Три измерения времени: настоящее, прош­лое и будущее. «В действительности только в душе я вижу три этих инстанции: настоящее в его отношении к прошло­му — память; настоящее в его отношении к настоящему -— восприятие; настоящее в его отношении к будущему — ожи­дание» (Августин Блаженный, «Исповедь», ок. 400 г.). На пространство мы можем воздействовать с помощью скорос­ти, которую наши транспортные средства беспрерывно уве­личивают, на время же мы воздействовать не можем. «Про­странство — знак нашего могущества, время — знак нашего бессилия» (Ланьо, «Знаменитые уроки», 1880). Темпораль­ная структура нашего опыта настолько противоречива, что человек всегда мечтал избавиться от нее. Жажду вечности отражают почти все религии, постоянное желание человека пережить самого себя в своих произведениях или детях. Воображаемое освобождение от времени — одна из самых плодотворных тем литературы и научной фантастики (это тема «Машины времени» Уэллса, 1895). Время почти невоз­можно помыслить, оно все время ускользает от мысли. Кант определяет его как «априорную форму чувственности» («Критика чистого разума», I часть: «Трансцендентальная эстетика», 1781), т.е. как интуицию, являющуюся условием (a priori) всякого опыта: это форма или характер как внут­реннего опыта сознания, так и внешних феноменов, кото­рые должны занять место в нашем опыте. Бергсон подчерки­вает, что невозможно помыслить настоящее, потому что, как только мы его помыслим, оно тут же становится прошлым: «Ближайшее прошлое, как только оно воспринято, — это... ощущение, потому что любое ощущение передает длитель­ное чередование элементарных потрясений; и ближайшее будущее, как только оно определилось, — это уже действие или движение. Таким образом, мое настоящее — это одно­временно и ощущение, и движение. И поскольку мое насто­ящее образует неделимое целое, движение должно касаться этого ощущения, углублять его, превращая в действие. Из этого я заключаю, что мое настоящее представляет собой

комбинированную систему из ощущений и движений. Мое настоящее, по сути своей, сенсорно-моторно» («Материя и память», 1896). Бергсон различает длительность и время: длительность переживается как «неделимая беспрерывность изменений» («Восприятие изменения», 1911; «Мысль и дви-чжение», 1934), тогда как время — это мера длительности, т.е. ее проекция в пространстве, измеряемая и делимая. Про­тивоположностью времени будет не продолжительность или постоянство, т.е. бесконечно продолжающаяся длитель­ность, но вневременность или вечность. К тому же эти два термина обозначают не одно и то же. Мы говорим о вневре-менности истины: математическое умозаключение было ис­тинным еще до того, как мы его применили, и останется истинным всегда. Философы чаще употребляют слово «веч­ность», обозначая им уверенность сознания в истинности, дающую чувство достоверности (Спиноза, «Этика», книга V, 1676; а также Платон (427-347 гг. доР.Х.), «Пир»). Можно сказать, что любая форма энтузиазма в этимологическом смысле слова (от греч. entheos — бытие в Боге) составляет опыт вечности. См. Длительность.

И РОЖДЕННОЕ: все то, что мы несем в себе с самого рождения. Проблема врожденных черт характера — это проблема наследственности. Черта, с течением жизни при­обретенная одним поколением, не становится тут же врож­денной чертой последующего поколения. Это происходит лишь в том случае, если она вызывает изменения на хромо­сомном уровне. К врожденным чертам характера относятся либо органические черты, либо то, что мы обычно называем «дарами» или «пороками», присущими той или иной семье. Проблема врожденных идей заключается в том, несет ли в себе новорожденный предрасположенность к мышлению по определенным законам. Откровенно говоря, идеи ума будут даже не столько «врожденными», сколько априорными (вы­ражение Канта): это виртуальная предрасположенность, проявляющаяся лишь при условии внешнего опыта. Следо-иательно, можно сказать, что если ум и несет в самом себе «семена истины» (по выражению Декарта), то он же и по-1!елевает их взращивать (одновременно «придавая им фор­му» духовными упражнениями и «обучая» специальным зна-

ниям), чтобы эти врожденные семена оформились в истин­ное знание (противоп.: приобретенное).

ВРОНЬСКИЙ (Юзеф Мария Хёне): польский философ (Вольштын, близ Познани, 1776 '■+*- Нёйи, 1853). Офицер сначала польской, затем русской армии, этот философ-ин­женер (он первым применил гусеничные цепи для танка) развивает своеобразную метафизику энергии, восходящей от материи к духу. Противник Гегеля, в «Критике чистого разума» Канта он открывает источник и сущность челове­ческого разума, способного к творчеству и унификации. Его учение об абсолюте ведет к отказу от реальности в любой форме отрицания, идет ли речь о смерти, зле или грехе; все это приводит автора к теории примирения Бога и человека, мысли а действия. Он использует математику, в частности дифференциальное исчисление, чтобы интегрировать раз­личия в абсолюте. Его сочинения: «Введение в философию математики» (1811), «Философия бесконечного» (1814), «Мессианская метаполитика, или Абсолютная философия политики» (1840), «Политический секрет Наполеона» (1840), «Абсолютная философия истории, или Происхождение че­ловечества» (1852).

ВУНДТ (Вильгельм): немецкий философ и психолог (Некка-рау, 1832 — Гросботен, близ Лейпцига, 1920). Основатель экспериментальной психологии. Сочинение: «Элементы психологической психологии» (1873-1874).

ВЫВОД: логическая операция, с помощью которой мы переходим от одного положения, считающегося истин­ным, к другому положению, которое данная система координат тоже делает истинным. «Правила вывода» позволяют в рамках дедукции установить истину того или иного положения на основании одного или многих исходных положений. Понятие вывода менее строгое, чем понятие дедукции (идущей от общего к частному) или ин­дукции (идущей от частного к общему).

ВЫСШЕЕ БЛАГО: конечная цель человека. Почти все эти­ческие теории определяют высшее благо как сочетание

моральности {добродетели) и счастья. Потому что добро­детель сама по себе может быть несчастной (Иов), а чувст­венное удовольствие остается эфемерным. Только счастье (блаженство), полученное по «заслугам», представляет со­бой надежное и чистое благо.

ВЫТЕСНЕНИЕ: психический бессознательный феномен, когда некоторые склонности или пережитые нами со­бытия оттесняются в бессознательное. По Фрейду, вытеснение представляет собой защитный механизм, ле­жащий в основе неврозов, психозов и любого другого вида личностной неуравновешенности. Так, например, комплекс неполноценности, как правило, влечет за собой агрессивное поведение; но в случае его вытеснения в бессознательное он вызовет у индивида ряд психических отклонений, таких как торможение, заикание, систематическое отсутствие пре­успеяния в жизни, тоску (страх собственной агрессивности и противодействия общественным законам и т.д.). Как прави­ло, вытеснение сопровождается неспособностью свободно выражаться и полноценно реализовать свою личность. Одна из задач психоанализа — вызвать у больного осознание вы­тесненных склонностей и тем самым освободить индиви­да от психических отклонений, причина которых — в его.скрытых и не получивших удовлетворения требованиях. См. Психоанализ.

ВЮЙЕМЕН (Жюль): французский философ (р. Пьерфонтен-ле-Варан, Ду, 1920). Сменил Мерло-Понти в Коллеж де Франс в 1952 г. Написал, в частности: «Очерк о значении смерти» (1948), «Бытие и труд» (1948), «Кантианское на­следство и копернианская революция» (1954), «Математика и метафизика у Декарта» (1960), «Введение в философию Алгебры» (1962-1963), «Логика и чувственный мир, очерк о современных теориях абстракции» (1971). Он со всей стро­гостью анализирует связь между философской рефлексией и методами, используемыми в науке.

ВЮРЦБУРГСКАЯ (школа): школа немецких психологов (Кюльпе, Марбе, Бюлер), практикующих «эксперименталь-

ную интроспекцию», т.е. объективное, насколько это воз­можно, самонаблюдение. Пытались вычленить и рассмот­реть акт суждения или воли вне зависимости от какого бы то ни было воображаемого контекста или внешней интерпрета­ции. Ввели понятия установки сознания (Марбе), сознания отношения, интенции (Бюлер).

Г

ГАДАМЕР (Ханс Георг): немецкий философ (р. Марбург, 1900). Профессор в Марбурге (1937), Лейпциге (1939), Франкфурте (1947), Гейдельберге (1949), знаменит своей «герменевтической философией», которую он развивает в «Истине и методе» (1960). Для него существенным условием восприятия истины произведения (художественного или философского) является «сознание его исторической обус­ловленности». Им написаны: «Гёте и философия» (1947), «Диалектика Гегеля» (1971), «История понятия и языка фи­лософии» (1971), «Кто я и кто ты?» (1973). Его творчество продолжает хайдеггеровскую мысль о существовании.

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ: восприятие бодрствующим субъек­том чувственного объекта, не существующего в дейст­ вительности. Различают элементарную галлюцинацию (смутное впечатление света, шума, внутренней неудовлетво­ренности и т.д.) и сложную галлюцинацию (видение лиц, слышание слов и т.д.). Галлюцинации появляются чаще все­го в бреду, источником которого являются инфекционные заболевания (тропическая лихорадка и т.д.), при опухоли мозга или некоторых психических заболеваниях (например, параноидальная деменция, комплекс преследования). Кол­лективные галлюцинации встречаются гораздо реже и явля­ются результатом «воздействия» (паника или энтузиазм тол­пы) или коллективной истерии. Галлюцинация не имеет ничего общего с «мистическим видением», осуществляю­щимся (по крайней мере если речь идет об истинном мисти­цизме) в соответствии с чрезвычайно точной и строгой тех­никой и методом (достаточно сослаться на Святого Иоанна

Крестителя), довольно близким к рациональному понима­нию философской рефлексии или научного исследования.

ГАМ АН (Йоган Георг): немецкий писатель и философ (Ке­нигсберг, 1730 — Мюнстер, 1788). Оказал глубокое влияние на немецкую мысль конца XVIII в. и положил начало движе­нию протеста против рационализма и классицизма, занесен­ных из Франции. Он автор работ: «Крестовый поход фило­лога» (1762), «Последние заявления шевалье Розенкрейцера о божественном и человеческом происхождении языка» (1772), «Метакритика чистоты разума» (1784).

ГАМЕЛЕН (Октав): французский философ (Лё Лион-д'Ан­же, Мэн-и-Луара, 1856 — Юше, Ланды, 1907). Профессор Высшей нормальной школы и Сорбонны, один из тех ред­ких французских философов, развивавших свою философию («Очерк о важнейших элементах представления», 1907) как закрытую систему, т.е. как чисто рациональное и демонстра­тивное объяснение всех элементов нашего познания (движе­ние, качество, время, пространство, отношение, количество, причинность, целесообразность: все эти элементы синтези­руются в человеческой личности).

ГАМИЛЬТОН (сэр Вильям): шотландский философ (Глаз­го, 1788 — Эдинбург, 1856). Его философия, дополняю­щая знание верой, опирается на мысль Канта и Рейда. Его «Lectures on Metaphysics and Logic» (1859-1860) изданы сыном.

ГАНДИ (Мохандрас Карамчанд, или Махатма («Великая ду­ша»): национальный и религиозный проповедник Индии (Порбандар, 1869 — Дели, 1948). Выходец из богатой и об­разованной семьи, он учился в университете в Ахмадабаде, изучал юриспруденцию в Лондоне (1888-1891), затем стал адвокатом в Бомбее. Был душой бунтарского движения, ко­торое, практикуя двойную тактику (с одной стороны, неучас­тие в займах, саботаж трибуналов, бойкот правительствен­ных школ, отказ от всех гражданских или военных постов; с другой стороны, требования национальной независимости),

действительно добилось независимости Индии (15 августа 947 г.). Пророк ненасилия, своим оружием он сделал воз­держание. Его политическая и моральная доктрина, основан­ная помимо всего прочего на духовной ценности домашнего труда, уходит своими корнями в джайнизм — исповедуемую им религию (право на самоубийство предписано джайниз­мом).Парадоксально Ганди — не теоретик, но человек дей­ствия, отправляющийся наместо битвы, организующий «мо­литвенные собрания», воздействующий своим словом на индийские массы. Это была сложная личность, чистая и хитрая одновременно, удивительная смесь политика и свято­го, плута-крестьянина и вдохновенного философа. Он оста­ется вечным символом «истинного философа», который после Сократа и, может быть, Пиррона сделал саму свою жизнь обращенным к миру учением.

ГАРТМАН (Николай): немецкий философ (Рига, 1882 — Гёт-тинген, 1950). Развивал «Метафизику познания» (1927), опиравшуюся одновременно на философию тождества Шел­линга и феноменологию Гуссерля: он хотел объединить теорию познания с онтологией объекта познания в абсо­лютном тождестве субъекта и объекта; его философская рефлексия развивается в соответствии с тремя моментами: 1) феноменология познания; 2) апоретика (познание нераз­решимых проблем); 3) онтология (теория бытия). Кроме того, им написано: «Этика» (1926), эссе «Об основании он­тологии» (1935) и «Философия немецкого идеализма», т.Г, 1923; т.2, 1929 (не путать с гегельянской и виталистической философией Гартмана) [1842-1906].

ГАРТМАН (Эдуард фон): немецкий философ и ученый (Бер­лин, 1842 — Грослихтерфельде, 1906), гегельянец и вита­лист. Его произведения: «Философия бессознательного» (1869), «Неокантианство, Шопенгауэр и гегельянство» (1877), «Религия будущего» (1882).

ГАССЕНДИ (настоящее имя Аббат Пьер Гассенд): француз­ский математик и философ (Шантерсье, близ Диня, 1592 — Париж, 1655). Изложил критику Аристотеля в «Exerci-

tationes paradoxicae adversus Aristotelacos» (1624) и послал Декарту свои «Возражения» (1644) против его «Размышле­ний». В «De vita et moribus» (1647) развивал эпикурейскую мораль, основанную на удовольствии безмятежности. Ока­зал влияние на Ньютона и философов XVIII в. Внес вклад в развитие астрономии (наблюдал сателлиты Юпитера, много­численные затмения, Меркурий и т.д.).

ГЕГЕЛЬ (Георг Вильгельм Фридрих): немецкий философ (Штутгарт, 1770 — Берлин, 1831). Будучи студентом в Тю-бингенском протестантском университете, он знакомится с Гельдерлином и Шеллингом, разделяя их романтический энтузиазм. Сначала школьный наставник (с 1793 по 1796 г.), с 1797 г. преподает во Франкфурте, затем, с 1800 г. — в Йене. Тогда же он пишет важную для его творчества статью «Различие систем Фихте и Шеллинга» (1801) и «Феномено­логию духа», быстро законченную в вечер Йенского сраже­ния (1806). С 1812 по 1816 г. он пишет «Большую логику» (WissenschaftderLogik). С 1818 г. до самой смерти занимает кафедру философии в Берлине, сменив на ней Фихте. Сна­чала сто рефлексия чрезвычайно конкретна: она направлена на дух иудаизма и христианства и свидетельствует о ре­лигиозной и исторической направленности. Его интересует раскрытие религиозного или народного духа, выработка но­вых понятий, способных отразить историческую жизнь че­ловека и его существование среди народа или в истории. Эта жизненная мысль образует ткань «Феноменологии», описы­вающей историю сознания, начиная с чувственного участия в мире, «здесь и теперь», вплоть до абсолютного знания, к которому приходит человеческая душа через все виды опы­та, которые она может познать. Это написанное абстракт­ным языком произведение является, по сути, введением в «Большую логику»: последняя воспроизводит уже сам Абсо­лют и отождествляет его с философским знанием.

Гегель оказал значительное влияние на философию. При этом возможны два подхода к интерпретации его мысли: первый основывается на логике и рассматривает абсолютное знание как последнюю цель всей человеческой истории; Гегель предстает тогда как спекулятивный философ религи­озного склада. Второй основывается на «Феноменологии»

и рассматривает в качестве фундаментальной проблему реа­лизации человечности в нас и гуманизма в истории. С этой точки зрения, глубокая оригинальность Гегеля в том, что он первым осмыслил социальную и духовную реальность, пред­варяя этим Фейербаха и Маркса. Первые произведения Ге­геля чрезвычайно конкретны и многозначны («Жизнь Ав­раама», «Жизнь Иисуса»). Зато «Феноменология духа» и «Логика» требуют специального философского образования.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО: философская доктрина Гегеля и егоучеников. Среди многочисленных интерпретаторов гегелев­ской мысли стоит выделить: 1) «ортодоксальное» гегельян­ство, пытающееся продолжить учение Гегеля, не модифици­руя его (Розенкранц, Бьедерманн, К. Прантл, Ж.Е. Эрдманн, К. Фишер, Э. Зеллер); 2) «неогегельянство», которое в фи­лософском плане наследует прежде всего гегелевский идеа­лизм, а в политическом плане — его теорию государства как тотальности и высшей цели (в Италии: Спавента, Кроче, Джентиле; в Германии: Кронер, С. Марк, А. Либерт); 3) «ле­вое гегельянство», наследующее прежде всего диалектичес­кий метод и понятие становления, приходя таким образом к релятивизму и критике религии (Фейербах, Д. Штраус и Бауэр) и наличествующих институтов (Лоренц фон Штейн, Штирнер); 4) марксизм, сохраняющий всю гегелевскую ди­алектику, но делающий человека, а не Бога реальным субъ­ектом истории.

ГЕДОНИЗМ: философская доктрина, провозглашающая удовольствие целью жизни. Аристиппа из Кирены (про­изведения его утеряны) историки считают одним из первых гедонистов. Аристотель и его ученики утверждают, что жи­вые существа по природе своей склонны к поиску удовольст­вий и избеганию страдания, и что если телесные удовольст­вия перевешивают душевные, то они также часто вызывают. физическую или душевную боль. Именно поэтому мудрость и истинное счастье предполагают сохранение свободы ду­ха и сопротивление желаниям и иллюзиям. В морали гедо­низм — доктрина, считающая, что моральность состоит в поиске удовольствия как источника расцвета человека. См. Эпикур, Эвдемонизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: