И хотя «век философов» называют «веком Вольтера», ни в одном из своих произведений он не излагает свою философию в собственном смысле слова. «Философические письма» (1734) — это лишь хроника английской жизни и критика, сопоставляющая ее с французскими нравами. «Элементы философии Ньютона» (1738) представляют собой лишь научно-популярное изложение, без претензии на глубину, принципов ньютоновской науки. «Кандид» (1759) лишь издалека и в карикатурном виде критикует оптимистическую философию Лейбница, которого Вольтер, без сомнения, не читал. «Философский словарь» (1764) —трактат литературных определений. Тем не менее Вольтер остается высочайшим моралистом, защитником свободы, веротерпимости («Магомет и фанатизм», 1741; «Очерк о нравах», 1756; «Трактат о веротерпимости», 1763), справедливости (он добился оправдания Каласа в 1762 г.; Сирвена в 1764 г. и т.д.). Но при сопоставлении с Руссо и Дидро нужно признать, что Вольтер — менее значительная фигура в философии того времени.
ИОЛЬФ (Христиан фон): немецкий юрист, математик и философ (Бреслау, 1679 — Галле, 1754). Ученик Лейбница, он развивает «догматический рационализм», утверждающий абсолютную взаимосвязь феноменов в логичном и правильном универсуме. Его мысль оказала глубокое влияние на Канта, использовавшего некоторые его идеи в своей критической философии. Его творческое наследие весьма значительно. Оно включает в себя работы: «Логика» (1728), «Онтология» (1730), «Естественная теология» (1737), «Практическая философия» (1738), а также «Эмпирическая психология» (1732) и работы по праву: «Естественное право» (в 8 томах, 1740-1749). На его теории ссылались Дидро и философы Просвещения.
|
|
ВОЛЮНТАРИЗМ: теория познания, согласно которой воля вмешивается в любое суждение. Декарт различает таким образом восприятие, или простую констатацию вещи, и «суждение», утверждающее его с помощью воли в качестве истинного знания. Волюнтаризм противостоит интеллектуализму {Спиноза) [согласно которому я считаю пещь истинной или красивой, потому что она является истин-
ной или красивой]. Волюнтаризм, наоборот, настаивает на поступке и ответственности утверждающего субъекта. В психологии волюнтаризм считает нас ответственными за все наши состояния, идеи или чувства {Сартр): например, я ответствен за мои эмоции, поскольку я их бессознательно хотел (тот, кто гневается, в действительности отказывается от ситуации; точно так же и женщина, которая лишается чувств; такого рода поведение — это, по сути, поведение, за которое мы ответственны, следовательно, волевое поведение, даже если мы и не отдаем себе в этом отчет). В метафизике волюнтаризм считает волю сущностью всего универсума (Шопенгауэр).
|
|
ВОЛЯ: продуманная и сознательная деятельность. Согласно классической схеме, воля предполагает: 1) наличие мотивов; 2) размышление; 3) решение; 4) осуществление. Волевой акт — это не спонтанное проявление желания; он предполагает размышление и.взятие на себя ответственности: именно поэтому воля соответствует не только сильнейшему желанию (Герберт), но, поскольку она возникает в результате рефлексии, — рациональному действию {Сократ, ^Лейбниц). Джеймс ■ показал.» что воля, как правило, связана с сознанием общественных обязанностей (именно эти обязанности придают нам каждое утро волю встать с постели; проще пойти сражаться, чем перестать курить, потому что в первом случае налицо общественная обязанность, а во втором — просто долг, который мы сами перед собой ставим, и т.д.). Рибо различал два вида волевых расстройств: по избытку импульса (мимолетная вспыльчивость) и по расстройству процессов торможения (неспособность сопротивляться своим желаниям: например, алкоголики и наркоманы). Того, у кого не хватает воли, называют безвольным (см. также Абулия). Воля определяется прежде всего гибкостью и непрерывностью действия: в полном смысле слова воля предполагает полную ангажированность индивида, связанную с терпением, умением ждать и искусством прохождения через различные этапы ради достижения своих целей. -
«ВОЛЯ К ВЛАСТИ»: работа Ницше ( 1895), где философ излагает большую часть своих тезисов, затрагивающих все сферы мысли. Ницше кратко рассматривает историю и фи-
лософию и приходит к переоценке ценностей, замещая традиционную мораль и ценности христианства моралью, защищающей права сильных существ, возвышающихся над массой рабов, умственно отсталых и слабых, «зачинщиков небытия». Последние тезисы, сильные и парадоксальные, искаженные сестрой Ницше, опубликовавшей это произведение и собравшей в нем работы философа в неправильном порядке (что искажало смысл произведения), повлекли за собой многочисленные интерпретации и толкования {расизм, фашизм). Вообще воля к власти означает страстное стремление к власти и управлению, неограниченную потребность в самоутверждении.
НОЛЯ К ЖИЗНИ: совокупность «слепых и необоримых» желаний, которые, по Шопенгауэру, образуют основу нашей индивидуальности: они обеспечивают собой воспроизведение индивидов и продолжение рода.
НООБРАЖЕНИЕ: способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение,
представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать произведения искусства, развивать науку и технику. Психология и, в частности, психиатрия изучают расстройства, связанные с воображением, к каковым можно отнести избыток воображения {галлюцинации, мифомания, истерия), но также и его недостаточность (умственная отсталость, или патологическая глупость). Между патологическим воображением, оказывающимся помехой в жизни, и творческим воображением, комбинирующим факты или ре-;шьные данные так, чтобы изобрести конкретное решение, лежит лишь небольшой, но фундаментальный нюанс: во втором случае человек действует и самореализуется в этом действии, в первом же за его мечтаниями не следует конкретная реализация. См. Творчество.
ПОСПИТАНИЕ: деятельность по формированию личности ребенка, «направляющая» его к взрослому состоянию: можно заметить, что этот термин, уже по своей этимологии, предполагает одновременно и интеллек-
туалъный аспект, и аспект психологический, или моральный, тогда как «образование» ограничивается интеллектуальным смыслом и исключает моральный.
|
|
Принципы воспитания меняются в зависимости от той или иной точки зрения на человека и его предназначение: от Рабле, уважавшего «хорошо наполненную голову», до Мон-теня, предпочитавшего «голову, хорошо поставленную»; от Руссо, настаивавшего на помощи природы (созерцание природы должно вызвать в человеческой душе элементарные принципы морали), до Конта, подчеркивавшего, наоборот, роль общества при формировании и перевоспитании человеческого духа в нужном русле. Хотя сегодня современная цивилизация требует специализации и предоставляет все более и более техничное и специализированное образование, только общее и гуманистическое воспитание может сформировать рабочих и техников, способных постоянно «переквалифицироваться» вместе с безостановочным техническим прогрессом и с изменениями современного мира. Цель воспитания — прежде всего научить, затем социально приспособить и, наконец, сформировать свободное и личностное суждение.
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ: состояние, при котором личность легче подчиняется влиянию другой личности (внушение, гипнотизм и, естественно, подростковый возраст).
Если взять логическое определение, то здесь восприимчивость противостоит деятельности и означает общую способность к «ощущениям»: в этом отношении не следует путать восприимчивость (источник ощущений — зрительных, тактильных и т.д.) и аффективность (способность чувствовать). См. Внушение.
ВОСПРИЯТИЕ (перцепция): представление о реальном объекте. Оно противостоит образу как представлению об ирреальном объекте. Если мы проанализируем природу нашего восприятия, то мы увидим, что оно включает в себя аффективный элемент (ощущения), чувство внешнего мира и, наконец, элемент познания, позволяющий нам назвать, определить объект. Рассматривая объект восприятия, можно выделить внешнее восприятие объекта вне нас и внутрен-
нее восприятие состояния субъекта; между двумя этими типами восприятия лежит проприоцептивное (propriocep-tive) восприятие, относящееся к телу. Рассматривая генезис восприятия, можно выделить приобретенные перцеп*
|
|
ции (например, определить на вид, является ли поверхность гладкой или же шероховатой) и естественные перцепции (например, различия цвета). Философы и психологи XVIII в. сознательно противопоставляли восприятие (как представление об определенном объекте) и ощущение (которое неопределенно). Современная теория формы, или Гештальт-тео-рия, пересмотрела эту оппозицию, обнаружив, что восприятие не составляется из элементарных ощущений, но само является глобальным ощущением: «Не то, чтобы мы воспринимали сначала листья, а затем дерево; не то, чтобы мы слышим сначала ноты, а затем мелодию; именно целостность дерева или мелодии воспринимается прежде всего; и именно у нее мы учимся различать листья или ноты» (Гийом, «Психология формы», 1937). Следовательно, перцепция — это непосредственное восприятие структур реальности. Современные психологи (например, Мерло-Понти) скорее склонны противопоставлять естественную перцепцию представлению, предполагающему анализ я рефлексию. Наконец, если мы рассмотрим условия восприятия, то должны будем признать, что мы воспринимаем лишь то, что нас интересует. Это так называемый «закон интереса». Именно в этом смысле восприятие связано с действием: «Воспринять кресло, — писал Пьер Жане в «Психологическом автоматизме» (1889), — это значит приготовиться в него сесть». Одним словом, если восприятие — это точка отправления для нашего познания мира, оно также и инструмент нашего на него воздействия. См. Формы (теория), или Гештальтизм, Образ.
Ш'ЕМЯ: бесконечная среда, в которой происходит смена событий. Часто рассматривается как сила, воздействующая на мир и людей. Говорят о движении, беге времени. Именно благодаря времени настоящее становится прошлым. Главной отличительной чертой времени будет его необратимость. «Именно с ней связаны жалобы всех поэтов, мрачный оттенок «никогда больше». Именно она придает всем вещам, которых нельзя увидеть снова, второй раз, ту последнюю ост
роту привлекательности и страданья, когда кажется, что абсолют бытия и абсолют небытия сближаются и вот-вот совпадут. Таким образом, необратимость свидетельствует о том, что жизнь нам дана раз и навсегда...» (Лавелль, «О времени и вечности», 1945). Три измерения времени: настоящее, прошлое и будущее. «В действительности только в душе я вижу три этих инстанции: настоящее в его отношении к прошлому — память; настоящее в его отношении к настоящему -— восприятие; настоящее в его отношении к будущему — ожидание» (Августин Блаженный, «Исповедь», ок. 400 г.). На пространство мы можем воздействовать с помощью скорости, которую наши транспортные средства беспрерывно увеличивают, на время же мы воздействовать не можем. «Пространство — знак нашего могущества, время — знак нашего бессилия» (Ланьо, «Знаменитые уроки», 1880). Темпоральная структура нашего опыта настолько противоречива, что человек всегда мечтал избавиться от нее. Жажду вечности отражают почти все религии, постоянное желание человека пережить самого себя в своих произведениях или детях. Воображаемое освобождение от времени — одна из самых плодотворных тем литературы и научной фантастики (это тема «Машины времени» Уэллса, 1895). Время почти невозможно помыслить, оно все время ускользает от мысли. Кант определяет его как «априорную форму чувственности» («Критика чистого разума», I часть: «Трансцендентальная эстетика», 1781), т.е. как интуицию, являющуюся условием (a priori) всякого опыта: это форма или характер как внутреннего опыта сознания, так и внешних феноменов, которые должны занять место в нашем опыте. Бергсон подчеркивает, что невозможно помыслить настоящее, потому что, как только мы его помыслим, оно тут же становится прошлым: «Ближайшее прошлое, как только оно воспринято, — это... ощущение, потому что любое ощущение передает длительное чередование элементарных потрясений; и ближайшее будущее, как только оно определилось, — это уже действие или движение. Таким образом, мое настоящее — это одновременно и ощущение, и движение. И поскольку мое настоящее образует неделимое целое, движение должно касаться этого ощущения, углублять его, превращая в действие. Из этого я заключаю, что мое настоящее представляет собой
комбинированную систему из ощущений и движений. Мое настоящее, по сути своей, сенсорно-моторно» («Материя и память», 1896). Бергсон различает длительность и время: длительность переживается как «неделимая беспрерывность изменений» («Восприятие изменения», 1911; «Мысль и дви-чжение», 1934), тогда как время — это мера длительности, т.е. ее проекция в пространстве, измеряемая и делимая. Противоположностью времени будет не продолжительность или постоянство, т.е. бесконечно продолжающаяся длительность, но вневременность или вечность. К тому же эти два термина обозначают не одно и то же. Мы говорим о вневре-менности истины: математическое умозаключение было истинным еще до того, как мы его применили, и останется истинным всегда. Философы чаще употребляют слово «вечность», обозначая им уверенность сознания в истинности, дающую чувство достоверности (Спиноза, «Этика», книга V, 1676; а также Платон (427-347 гг. доР.Х.), «Пир»). Можно сказать, что любая форма энтузиазма в этимологическом смысле слова (от греч. entheos — бытие в Боге) составляет опыт вечности. См. Длительность.
И РОЖДЕННОЕ: все то, что мы несем в себе с самого рождения. Проблема врожденных черт характера — это проблема наследственности. Черта, с течением жизни приобретенная одним поколением, не становится тут же врожденной чертой последующего поколения. Это происходит лишь в том случае, если она вызывает изменения на хромосомном уровне. К врожденным чертам характера относятся либо органические черты, либо то, что мы обычно называем «дарами» или «пороками», присущими той или иной семье. Проблема врожденных идей заключается в том, несет ли в себе новорожденный предрасположенность к мышлению по определенным законам. Откровенно говоря, идеи ума будут даже не столько «врожденными», сколько априорными (выражение Канта): это виртуальная предрасположенность, проявляющаяся лишь при условии внешнего опыта. Следо-иательно, можно сказать, что если ум и несет в самом себе «семена истины» (по выражению Декарта), то он же и по-1!елевает их взращивать (одновременно «придавая им форму» духовными упражнениями и «обучая» специальным зна-
ниям), чтобы эти врожденные семена оформились в истинное знание (противоп.: приобретенное).
ВРОНЬСКИЙ (Юзеф Мария Хёне): польский философ (Вольштын, близ Познани, 1776 '■+*- Нёйи, 1853). Офицер сначала польской, затем русской армии, этот философ-инженер (он первым применил гусеничные цепи для танка) развивает своеобразную метафизику энергии, восходящей от материи к духу. Противник Гегеля, в «Критике чистого разума» Канта он открывает источник и сущность человеческого разума, способного к творчеству и унификации. Его учение об абсолюте ведет к отказу от реальности в любой форме отрицания, идет ли речь о смерти, зле или грехе; все это приводит автора к теории примирения Бога и человека, мысли а действия. Он использует математику, в частности дифференциальное исчисление, чтобы интегрировать различия в абсолюте. Его сочинения: «Введение в философию математики» (1811), «Философия бесконечного» (1814), «Мессианская метаполитика, или Абсолютная философия политики» (1840), «Политический секрет Наполеона» (1840), «Абсолютная философия истории, или Происхождение человечества» (1852).
ВУНДТ (Вильгельм): немецкий философ и психолог (Некка-рау, 1832 — Гросботен, близ Лейпцига, 1920). Основатель экспериментальной психологии. Сочинение: «Элементы психологической психологии» (1873-1874).
ВЫВОД: логическая операция, с помощью которой мы переходим от одного положения, считающегося истинным, к другому положению, которое данная система координат тоже делает истинным. «Правила вывода» позволяют в рамках дедукции установить истину того или иного положения на основании одного или многих исходных положений. Понятие вывода менее строгое, чем понятие дедукции (идущей от общего к частному) или индукции (идущей от частного к общему).
ВЫСШЕЕ БЛАГО: конечная цель человека. Почти все этические теории определяют высшее благо как сочетание
моральности {добродетели) и счастья. Потому что добродетель сама по себе может быть несчастной (Иов), а чувственное удовольствие остается эфемерным. Только счастье (блаженство), полученное по «заслугам», представляет собой надежное и чистое благо.
ВЫТЕСНЕНИЕ: психический бессознательный феномен, когда некоторые склонности или пережитые нами события оттесняются в бессознательное. По Фрейду, вытеснение представляет собой защитный механизм, лежащий в основе неврозов, психозов и любого другого вида личностной неуравновешенности. Так, например, комплекс неполноценности, как правило, влечет за собой агрессивное поведение; но в случае его вытеснения в бессознательное он вызовет у индивида ряд психических отклонений, таких как торможение, заикание, систематическое отсутствие преуспеяния в жизни, тоску (страх собственной агрессивности и противодействия общественным законам и т.д.). Как правило, вытеснение сопровождается неспособностью свободно выражаться и полноценно реализовать свою личность. Одна из задач психоанализа — вызвать у больного осознание вытесненных склонностей и тем самым освободить индивида от психических отклонений, причина которых — в его.скрытых и не получивших удовлетворения требованиях. См. Психоанализ.
ВЮЙЕМЕН (Жюль): французский философ (р. Пьерфонтен-ле-Варан, Ду, 1920). Сменил Мерло-Понти в Коллеж де Франс в 1952 г. Написал, в частности: «Очерк о значении смерти» (1948), «Бытие и труд» (1948), «Кантианское наследство и копернианская революция» (1954), «Математика и метафизика у Декарта» (1960), «Введение в философию Алгебры» (1962-1963), «Логика и чувственный мир, очерк о современных теориях абстракции» (1971). Он со всей строгостью анализирует связь между философской рефлексией и методами, используемыми в науке.
ВЮРЦБУРГСКАЯ (школа): школа немецких психологов (Кюльпе, Марбе, Бюлер), практикующих «эксперименталь-
ную интроспекцию», т.е. объективное, насколько это возможно, самонаблюдение. Пытались вычленить и рассмотреть акт суждения или воли вне зависимости от какого бы то ни было воображаемого контекста или внешней интерпретации. Ввели понятия установки сознания (Марбе), сознания отношения, интенции (Бюлер).
Г
ГАДАМЕР (Ханс Георг): немецкий философ (р. Марбург, 1900). Профессор в Марбурге (1937), Лейпциге (1939), Франкфурте (1947), Гейдельберге (1949), знаменит своей «герменевтической философией», которую он развивает в «Истине и методе» (1960). Для него существенным условием восприятия истины произведения (художественного или философского) является «сознание его исторической обусловленности». Им написаны: «Гёте и философия» (1947), «Диалектика Гегеля» (1971), «История понятия и языка философии» (1971), «Кто я и кто ты?» (1973). Его творчество продолжает хайдеггеровскую мысль о существовании.
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ: восприятие бодрствующим субъектом чувственного объекта, не существующего в дейст вительности. Различают элементарную галлюцинацию (смутное впечатление света, шума, внутренней неудовлетворенности и т.д.) и сложную галлюцинацию (видение лиц, слышание слов и т.д.). Галлюцинации появляются чаще всего в бреду, источником которого являются инфекционные заболевания (тропическая лихорадка и т.д.), при опухоли мозга или некоторых психических заболеваниях (например, параноидальная деменция, комплекс преследования). Коллективные галлюцинации встречаются гораздо реже и являются результатом «воздействия» (паника или энтузиазм толпы) или коллективной истерии. Галлюцинация не имеет ничего общего с «мистическим видением», осуществляющимся (по крайней мере если речь идет об истинном мистицизме) в соответствии с чрезвычайно точной и строгой техникой и методом (достаточно сослаться на Святого Иоанна
Крестителя), довольно близким к рациональному пониманию философской рефлексии или научного исследования.
ГАМ АН (Йоган Георг): немецкий писатель и философ (Кенигсберг, 1730 — Мюнстер, 1788). Оказал глубокое влияние на немецкую мысль конца XVIII в. и положил начало движению протеста против рационализма и классицизма, занесенных из Франции. Он автор работ: «Крестовый поход филолога» (1762), «Последние заявления шевалье Розенкрейцера о божественном и человеческом происхождении языка» (1772), «Метакритика чистоты разума» (1784).
ГАМЕЛЕН (Октав): французский философ (Лё Лион-д'Анже, Мэн-и-Луара, 1856 — Юше, Ланды, 1907). Профессор Высшей нормальной школы и Сорбонны, один из тех редких французских философов, развивавших свою философию («Очерк о важнейших элементах представления», 1907) как закрытую систему, т.е. как чисто рациональное и демонстративное объяснение всех элементов нашего познания (движение, качество, время, пространство, отношение, количество, причинность, целесообразность: все эти элементы синтезируются в человеческой личности).
ГАМИЛЬТОН (сэр Вильям): шотландский философ (Глазго, 1788 — Эдинбург, 1856). Его философия, дополняющая знание верой, опирается на мысль Канта и Рейда. Его «Lectures on Metaphysics and Logic» (1859-1860) изданы сыном.
ГАНДИ (Мохандрас Карамчанд, или Махатма («Великая душа»): национальный и религиозный проповедник Индии (Порбандар, 1869 — Дели, 1948). Выходец из богатой и образованной семьи, он учился в университете в Ахмадабаде, изучал юриспруденцию в Лондоне (1888-1891), затем стал адвокатом в Бомбее. Был душой бунтарского движения, которое, практикуя двойную тактику (с одной стороны, неучастие в займах, саботаж трибуналов, бойкот правительственных школ, отказ от всех гражданских или военных постов; с другой стороны, требования национальной независимости),
действительно добилось независимости Индии (15 августа 947 г.). Пророк ненасилия, своим оружием он сделал воздержание. Его политическая и моральная доктрина, основанная помимо всего прочего на духовной ценности домашнего труда, уходит своими корнями в джайнизм — исповедуемую им религию (право на самоубийство предписано джайнизмом).Парадоксально Ганди — не теоретик, но человек действия, отправляющийся наместо битвы, организующий «молитвенные собрания», воздействующий своим словом на индийские массы. Это была сложная личность, чистая и хитрая одновременно, удивительная смесь политика и святого, плута-крестьянина и вдохновенного философа. Он остается вечным символом «истинного философа», который после Сократа и, может быть, Пиррона сделал саму свою жизнь обращенным к миру учением.
ГАРТМАН (Николай): немецкий философ (Рига, 1882 — Гёт-тинген, 1950). Развивал «Метафизику познания» (1927), опиравшуюся одновременно на философию тождества Шеллинга и феноменологию Гуссерля: он хотел объединить теорию познания с онтологией объекта познания в абсолютном тождестве субъекта и объекта; его философская рефлексия развивается в соответствии с тремя моментами: 1) феноменология познания; 2) апоретика (познание неразрешимых проблем); 3) онтология (теория бытия). Кроме того, им написано: «Этика» (1926), эссе «Об основании онтологии» (1935) и «Философия немецкого идеализма», т.Г, 1923; т.2, 1929 (не путать с гегельянской и виталистической философией Гартмана) [1842-1906].
ГАРТМАН (Эдуард фон): немецкий философ и ученый (Берлин, 1842 — Грослихтерфельде, 1906), гегельянец и виталист. Его произведения: «Философия бессознательного» (1869), «Неокантианство, Шопенгауэр и гегельянство» (1877), «Религия будущего» (1882).
ГАССЕНДИ (настоящее имя Аббат Пьер Гассенд): французский математик и философ (Шантерсье, близ Диня, 1592 — Париж, 1655). Изложил критику Аристотеля в «Exerci-
tationes paradoxicae adversus Aristotelacos» (1624) и послал Декарту свои «Возражения» (1644) против его «Размышлений». В «De vita et moribus» (1647) развивал эпикурейскую мораль, основанную на удовольствии безмятежности. Оказал влияние на Ньютона и философов XVIII в. Внес вклад в развитие астрономии (наблюдал сателлиты Юпитера, многочисленные затмения, Меркурий и т.д.).
ГЕГЕЛЬ (Георг Вильгельм Фридрих): немецкий философ (Штутгарт, 1770 — Берлин, 1831). Будучи студентом в Тю-бингенском протестантском университете, он знакомится с Гельдерлином и Шеллингом, разделяя их романтический энтузиазм. Сначала школьный наставник (с 1793 по 1796 г.), с 1797 г. преподает во Франкфурте, затем, с 1800 г. — в Йене. Тогда же он пишет важную для его творчества статью «Различие систем Фихте и Шеллинга» (1801) и «Феноменологию духа», быстро законченную в вечер Йенского сражения (1806). С 1812 по 1816 г. он пишет «Большую логику» (WissenschaftderLogik). С 1818 г. до самой смерти занимает кафедру философии в Берлине, сменив на ней Фихте. Сначала сто рефлексия чрезвычайно конкретна: она направлена на дух иудаизма и христианства и свидетельствует о религиозной и исторической направленности. Его интересует раскрытие религиозного или народного духа, выработка новых понятий, способных отразить историческую жизнь человека и его существование среди народа или в истории. Эта жизненная мысль образует ткань «Феноменологии», описывающей историю сознания, начиная с чувственного участия в мире, «здесь и теперь», вплоть до абсолютного знания, к которому приходит человеческая душа через все виды опыта, которые она может познать. Это написанное абстрактным языком произведение является, по сути, введением в «Большую логику»: последняя воспроизводит уже сам Абсолют и отождествляет его с философским знанием.
Гегель оказал значительное влияние на философию. При этом возможны два подхода к интерпретации его мысли: первый основывается на логике и рассматривает абсолютное знание как последнюю цель всей человеческой истории; Гегель предстает тогда как спекулятивный философ религиозного склада. Второй основывается на «Феноменологии»
и рассматривает в качестве фундаментальной проблему реализации человечности в нас и гуманизма в истории. С этой точки зрения, глубокая оригинальность Гегеля в том, что он первым осмыслил социальную и духовную реальность, предваряя этим Фейербаха и Маркса. Первые произведения Гегеля чрезвычайно конкретны и многозначны («Жизнь Авраама», «Жизнь Иисуса»). Зато «Феноменология духа» и «Логика» требуют специального философского образования.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО: философская доктрина Гегеля и егоучеников. Среди многочисленных интерпретаторов гегелевской мысли стоит выделить: 1) «ортодоксальное» гегельянство, пытающееся продолжить учение Гегеля, не модифицируя его (Розенкранц, Бьедерманн, К. Прантл, Ж.Е. Эрдманн, К. Фишер, Э. Зеллер); 2) «неогегельянство», которое в философском плане наследует прежде всего гегелевский идеализм, а в политическом плане — его теорию государства как тотальности и высшей цели (в Италии: Спавента, Кроче, Джентиле; в Германии: Кронер, С. Марк, А. Либерт); 3) «левое гегельянство», наследующее прежде всего диалектический метод и понятие становления, приходя таким образом к релятивизму и критике религии (Фейербах, Д. Штраус и Бауэр) и наличествующих институтов (Лоренц фон Штейн, Штирнер); 4) марксизм, сохраняющий всю гегелевскую диалектику, но делающий человека, а не Бога реальным субъектом истории.
ГЕДОНИЗМ: философская доктрина, провозглашающая удовольствие целью жизни. Аристиппа из Кирены (произведения его утеряны) историки считают одним из первых гедонистов. Аристотель и его ученики утверждают, что живые существа по природе своей склонны к поиску удовольствий и избеганию страдания, и что если телесные удовольствия перевешивают душевные, то они также часто вызывают. физическую или душевную боль. Именно поэтому мудрость и истинное счастье предполагают сохранение свободы духа и сопротивление желаниям и иллюзиям. В морали гедонизм — доктрина, считающая, что моральность состоит в поиске удовольствия как источника расцвета человека. См. Эпикур, Эвдемонизм.