БУТРУ (Эмиль): французский философ (Монруж, 1845 — Париж, 1921). Автор книги «О случайности законов природы» (1874). Преподавал в Париже в Высшей нормальной школе (1877) и Сорбонне (1885) [Фр. акад., 1912]. Бугру считает, что различные порядки феноменов в природе (механические, психохимические, биологические и психологические) накладываются друг на друга случайным и несводимым образом. Он написал: «Об идее естественного закона в науке и философии» (1895), «Очерки по истории философии» (1897).
«БЫТИЕ И ВРЕМЯ»: произведение Хапдеггера (1927). Задача автора — определить смысл бытия {онтологию). Для ее достижения он использует феноменологический анализ, т.е. описание различных модальностей нашего присутствия в мире («бытия-здесь», Dasein). Первичное чувство существования дается нам в тоске, когда мы познаем себя как «бытие-к-смерти». Человек, размышляющий о своем «бытии-здесь», в том, что касается его прошлого, наталкивается на случайность своего рождения, а в том, что касается будущего, — на неизбежность смерти. В результате возникает подлинное чувство «конечности», которая является условием нашего существования.
|
|
«БЫТИЕ И НИЧТО»: произведение Ж.-Я. Сартра (1943), в котором изложены основы его учения. Человеческое существование рассматривается здесь в своих многочисленных аспектах и последовательных этапах: человек находится на полпути между Ничто, из которого он вышел (и которое Сартр отождествляет с человеческой свободой), и Бытием, к которому он устремляется в тоске, брошенный, в довершение ко всему, в ускользающую реальность, в состояние постоянных превращений. Это произведение, написанное довольно трудно читаемым слогом, отвечающее стремлению автора к.углубленности и утверждающее метафизические
основы экзистенциализма («трансфеноменальность бытия», «абсолютная свобода» человека).
БЭКОН (Роджер): английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечательным доктором. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»). В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи. Церкви его тезисы показались подозрительными, и он провел в заключении 15 лет (1277-1292). Один из самых образованных умов своего времени, он первый заметил ошибку в латинском календаре. Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов.
БЭКОН (Фрэнсис), барон Варуламский: канцлер Англии и философ (Лондон, 1561-1626). Сын охранника министра юстиции во время правления Елизаветы I. Изучает право и становится адвокатом Короны. Обвиненный во взяточничестве в 1621т., теряет место и оказывается исключенным из общественной жизни. Последние годы посвящает науке и философии. Автор «Эссе о морали и политике» (1597), знаменит прежде всего как создатель современной эпистемологии и экспериментального индуктивного научного метода. Эта новая логика предполагает три момента научного исследования: 1) наблюдение фактов; 2) выдвижение гипотезы с помощью индукции; 3) экспериментальная проверка гипотезы наибольшим количеством фактов. Бэкон упорядочил рациональную организацию эксперимента, составляя «таблицы присутствия», «отсутствия» и «степени», цель которых — отделить истинные причины от феноменов. Его главное произведение — «Novum Organum Scientiarum» («Новый Органон», 1620), установивший принципы, которые до сих пор действуют в нашей эпистемологии.
|
|
ЬЭН (Александер): шотландский философ (Абердин, 181 8— 1903). Сторонник школы английского позитивизма. Его психология, использующая последние открытия в области психологии и патологии, пытается обновить ассоцианизм
настаивая на спонтанной активности мозга. Его идеалистическая философия питает экспериментальную психологию, где он прилагает метод одновременных изменений Дж. Ст. Милля к психофизиологии: действие крови на мозг, связь между разумом и весом мозга, функциональное различие между серым веществом и белым веществом и т.д. Он является автором работ «Дедуктивная и индуктивная логика» (1870) и «Общество образования» (1879).
БЮДЕ (Гийом): французский гуманист (Париж, 1467-1540). Пропагандировал во Франции изучение греческого языка и правоведения. Внес вклад в создание Коллеж де Франс.
БЮРОКРАТИЯ: власть или воздействие администрации на ведение дел. Бюрократия всегда рассматривалась как упадок управленческого аппарата, ставшего паразитическим и злоупотребляющим. В 1843 г. Маркс в «Критике гегелевской философии права» описывает рождение феномена бюрократии. Социолог Гоулднер в «Patters of industrial Bureaucracy» (1954) описывает механизмы конформизма, создающие конфликты между правящими политиками, исполнителями и обществом. Во Франции М. Крозье в «Феномене бюрократии» (1964) описывает генезис бюрократии, а в «Закрытом обществе» (1970) анализирует французскую модель бюрократии, для которой характерны централизация, дистанция между управляющими и функционерами, затрудненность общения, обеспеченность. К. Лефорт («Элементы критики бюрократии», 1979) и К. Грефф («Экономический анализ бюрократии», 1981) вновь сделали актуальной критику феномена бюрократии.
БЮФФОН (Жорж Луи Леклерк, граф де): французский писатель, натуралист (Монбар, 1707 — Париж, 1788). Сначала учился у иезуитов, затем изучал право, путешествовал по Франции и за границей. С 1739 г, работал над огромной «Естественной историей», публикация которой (36 томов) продолжалась вплоть до его смерти. Его теория медленно изменяющейся природы, которая касается как условий жизни на Земле (медленная эволюция климата и континентов), так и живых существ (и даже человека), знаменует его
передовые взгляды, предвещающие эволюционизм. Его эстетика литературного творчества и научно-популярной литературы, ставящая во главу угла стиль («Стиль — это человек»), правда, немного сужает горизонты, но зато для нее характерна чрезвычайная ясность. Кроме того, написал «Эссе по арифметике морали».
БЮШЕ (Филипп): французский философ и политический деятель (Матань-ля-Птит, Арденны, 1796 — Родез, 1865). Был одним из главных вдохновителей христианского социализма в газете «Ателье» (1840). Ему принадлежит работа «Попытка полного трактата по философии» (1839-1840).
в
В СЕБЕ: материальная реальность, существующая независимо от нас. «Вещь в себе», по Канту, — это материя, лежащая у истока наших ощущений. Она противостоит феномену, представлению, зависящим от нашего ума. Фихте различает вещь в себе (in sich) и абсолютную жизнь размышляющего духа в себе (in sich), т.е. «внутри себя»; в одном случае речь идет об объективном «в себе», в другом — о «в себе», совпадающем с абсолютным опытом субъекта. Гегель, а вслед за ним Сартр и современная философия, противопоставляют «в себе» (вещь) и «для себя» (человеческое существование). Характеристика «в себе» обозначает неизменность, весомость материи; «для себя» — подвижность и свободу.
|
|
ВАИ (Жан): французский философ (Марсель, 1888 — Париж, 1974). Профессор в Сорбонне, основатель Философского коллежа в Париже, предоставивший трибуну главным послевоенным мыслителям. Его работа «Плюралистическая философия в Англии и Америке» (1920) дала возможность французскому читателю познакомиться с англо-американской мыслью. Сочинения: «Очерк о "Пармениде" Платона» (1926), «Несчастное сознание в философии Гегеля» (1929), «К конкретному» (1932). Его размышления посвящены также философам экзистенциализма: «Кьеркегорианские очерки» (1938), «Мысль экзистенции» (1951), «Трактат о метафизике» (1953).
ВАЛЕРИ (Поль): французский писатель, поэт и мыслитель (Сет, 1871 — Париж, 1945). Известность принесла ему его «Юная парка» (1917) — длинная поэма символистского об-
разца. «Eupalinos, или Архитектор» (1923), «Душа и танец» (1923) — произведения в прозе, написанные в форме сократических диалогов, открывают перед нами подлинного мыслителя. Серия «Тетрадей» (пять томов, 1924-1944) излагает его раздумья о музыке, живописи (он рисовал и занимался гравюрой), а также о Декарте и мистиках («Знаменитые страницы философии»). Этот мыслитель сознательно не хотел создавать философских систем; он утверждал, что если бы у него была его философия, ее объектом были бы возможности человека. В действительности тема его мысли,— это «Я», увиденное с разных и нередко противоречивых точек зрения: у диктатора, в художественном творчестве, при созерцании мира или слушании музыки, или даже сам акт рефлексии в «Идее фикс» (1932). Из его работ, из описанных им героев — Леонардо, Тест, Фауст — легко можно вывести концепцию человека, наделенного необычными, богатыми творческими способностями и способного в произведении искусства и процессе самовыражения развить весь человеческий потенциал (Фр. акад., 1925). Его труд о работе ума «Очерки» (1909) посвящен той же самой идее.
|
|
БАЛЛА (Лоренцо): итальянский гуманист, филолог и философ (Рим, 1407 — Неаполь, 1457). Одним из первых он попытался примирить античную мудрость и христианскую веру, оказал влияние на Эразма и Пика делла Мирандола. Противостоял философскому догматизму последователей Аристотеля и схоластических теологов. В «De Voluptate» (1431) утверждает, что человеческая природа, поскольку она от Бога, добра и что можно ей доверять, оставаясь при этом христианином. Сочинения: «De libero arbitro» (1439), «Dia-lecticae disputationes» (1439).
ВАНИНИ (Лючилио): итальянский философ (Тауризано, близ Неаполя, 1585 —Тулуза, 1619). Священник из Падуи, он написал произведение, отрицающее бессмертие души («Amphi-theatrum aeternae Providentiae», 1615). Он стал монахом, был изгнан из своего ордена и приехал в Париж. Его диалоги «О секретах природы» были запрещены Сорбонной. Обвиненный в атеизме и использовании магии, он был сожжен на костре.
ВАРВАРСТВО: отсутствие цивилизации. Имя «варвар> прилагалось греками и римлянами ко всем иностранцам. Было время, когда христиане называли так тех, кто не принадлежал к числу последователей Христа. В действительности не существует разделения на западную цивилизацию и варварство, но существуют различные цивилизации. И даже наоборот: всякая цивилизация может породить акты варварства, т.е. покушение на права человека (нацистские преступления, пытки), разрушение памятников культуры (библиотек, статуй и т.д.). Всякая форма насилия — акт варварства. Варварство прямо противоположно гуманизму.
ВЕБЕР (Макс): немецкий экономист и социолог (Эрфурт, 1864 — Мюнхен, 1920). Приват-доцент в Берлине в 1893 г., преподавал в университетах Фрейбурга (1894) и Гейдельбер-га (1897). Сторонник социологии, основанной скорее на «понимании» человеческой реальности, чем на «объяснении» объективных институтов. После Зиммеля и фон Визе Вебер оказал на немецкую социологию господствующее влияние: в его задачу входило определение идеальных типов общественной жизни, чтобы с их помощью сначала понять, а затем объяснить общественное поведение людей. Кроме его знаменитой статьи о «Протестантской этике и духе капитализма», опубликованной в Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik (1901), после его смерти вышли в свет «Экономика и общество» (1921-1922), очерки по социологии религии (1921), методологии науки (1922), социологии и политике, социальной и экономической истории (1924), См. Культурная антропология, Понимание, Социология.
ВЕДАНТА (от санскр. veda — знание, откровение; от корня vid — знать): последняя из крупных философских систем Индии, лежащая в основе ее современной религии — индуизма. Задача Веданты — философское объяснение священных текстов, или Вед, образующих «ведическую» традицию: ее доктрина — это монизм (адвайта), в основе которого лежит понятие единства индивидуального «Я» и универсального начала — единственной высшей реальности. Здесь мы находим теорию майи (иллюзии) как причины чувственного мира, а также теорию незнания (авидья,). Веданту комменти-
ровали знаменитейшие индийские философы и проповедники, в числе которых — Шанкара (VIII-IX вв.), придавший ей классическую форму.
ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ: способность присутствовать повсюду в одно и то же время; синонимично повсеместности.
Средневековая философия при рассмотрении проблемы Бога считала, что вездесущность — свойство, присущее только Богу.
ВЕЙЛЬ (Симон): французский писатель и философ (Париж, 1909 — Лондон, 1943). Ученик Ле Сенна и Алена. В 1928 г. поступил в Высшую нормальную школу, в 1931 г. становится агреже по философии. Вплоть до 1938 г. преподает в различных провинциальных лицеях. В 1934-1935 гг. работает рабочим у Рено; в 1936 г. сражается в рядах испанских республиканцев, а в 1942 г. — за свободную Францию. Его писательская слава началась уже после его смерти. В многочисленных книгах собраны его статьи, работы, рукописи и дневники: «Сила тяжести и благодать» (1947), «Сверхъестественное познание» (1950), «Укорененность» (1950), «Письмо одному монаху» (1951), «Условия жизни рабочих» (1951), «Греческий источник» (1953). Его христианский мистицизм соединяется с активной общественной позицией. Его творчество, чутко реагирующее на все потрясения войны, несчастья трудящихся и условия жизни рабочих, представляет собой страстный поиск социальной справедливости и индивидуального спасения, выраженный в чистом и четком стиле, оттеняющем строгую рефлексию.
ВЕЙЛЬ (Эрик): французский философ немецкого происхождения (Пархим, в Германии, 1904 — Ницца, 1977). Профессор в Лилльском университете; автор «Логики философии» (1950), охватывающей взглядом все возможные позиции философов и соответствующие им основные «категории» философии. Последователь Гумбольдта и особенно Касси-рера, он завершает свою систему понятием действия как места, где реализуется «тотальность человека». Философ может лишь осмыслить задним числом смысл человеческих действий. «Политическая философия» (1956) и «Моральная
философия» (1961) дополняют систему, последним основанием которой могла быть лишь философия (а не логика) смысла. После Гамелена это первая во Франции попытка поднять философию до уровня системы.
ВЕНСКИЙ (кружок): немецкая философская и логическая школа так называемых неопозитивистов, опирающаяся на математическую логику, физику Эйнштейна и труды Рассела. Ее задача — логическая формализация научных данных. Эта школа заявила о себе в 1929 г. брошюрой «Научное понятие о мире», а начиная с 1930 г. выпускала журнал «Познание». Главные представители: Карнап, Рейхенбах, О. Ней-рат, А. Тарский. См. Логический позитивизм.
ВЕРА: термин, который может определять: 1) просто вероятное мнение; 2) чувственную очевидность. В первом случае вера — самая низкая ступень знания и противостоит научной истине. Во втором она является наивысшей степенью знания, превышающей любое рациональное познание (религиозная вера). Философская проблема заключается в определении ценности веры: Кант, как и почти все его последователи, видит в ней форму незнания; Якоби, наоборот, видит здесь единственный для человека способ восприятия бесконечности и отождествляет ее с чувством реальности. В сфере религии Маркс рассматривает ее как «отчуждение» или иллюзию, которой следует остерегаться: вера в иной мир — лишь иллюзия, которой питают себя все бедные и униженные, не видящие в этом мире улучшения своей участи и условий существования.
ВЕРНОСТЬ (от лат. fides — вера): уверенность в выполнении своих обязанностей, в держании обещаний. Первая и истинная форма верности — верность самому себе, своим задачам, своему долгу: об индивиде, верном самому себе,.; говорят, что он «с характером». Верность в отношении другого — это постоянство в привязанности.
ВЕРОВАНИЕ: религиозная вера, вера в идеал, человека. К
области философии относится проблема соотношения веры
и знания: может ли философская рефлексия разрешить все проблемы, которые человек ставит перед собой (как считают Декарт, Спиноза, Фихте, Гегель), или же, наоборот, она с необходимостью ограничена и неспособна решить фундаментальные проблемы бессмертия души, происхождения мира и существования Бога (как считают Кант, Конт)! Доктрины, считающие знание ограниченным и уступающие место вере, относятся к фидеизму или агностицизму. Еще до Маркса Фейербах провел критику веры (в «Сущности христианства», 1841), показав, что вера может соотносить себя лишь с несуществующим, потому что существующее является объектом реального знания; тем не менее есть одна вещь, которая существует, но чья бесконечная сущность не может быть охвачена знанием: это человек; веру в человека можно определить как надежду на прогресс цивилизации, на повышение уровня жизни и мирное призвание людей.
ВЕСТЕРМАРК (Эдуард): финский философ и социолог (Хельсинки, 1862 —Лапинлахти, 1939), известный своим анализом брачных отношений («The History of Human Marriage», 1891) и инцеста.
ВЕЧНОСТЬ: свойство того, что находится вне времени.
Понятие вечности отличается от понятия бессмертия, определяющего собой бесконечную неизменность, возникающую за пределами смерти (бессмертие души, произведения). Ощущение вечности дают нам некоторые счастливые мгновения: любовь, приключение и вообще счастье, когда человек полноценно живет настоящим и забывает о прошлом и будущем. Согласно стоикам, а также согласно учению Спинозы и Фихте (начиная с 1804 г.), только философская рефлексия способна привести нас к подобному состоянию блаженства, к ощущению вечности.
И И КО (Джамбаттиста): итальянский историк и философ (Неаполь, 1668-1744). Профессор риторики в Неаполитанском университете, прожил жизнь в бедности и безвестности. Восхищался Платоном и Пифагором, в опоре на их труды про-нсл критический анализ работ Гассенди и Декарта. Его ■ 11рмпципы философии истории» (1725) выделяют в истории
каждого народа и каждой цивилизации три периода: божественный, героический и человеческий. Основатель критической философии в Германии и Италии. На французский язык его перевел Мишле, издав «Избранные труды Вико» (1835).
ВИНА: нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение: вина связана лишь с нами, с субъектом действия. Именно в этом смысле вина отличается от поражения, которое связано с событиями, внешними условиями. Наберт в «Началах этики» (1943) описал чувство вины как чувство невозможности узнать себя в действии, совершенном нами в прошлом: личность не может взять на себя прошлое, которое она отталкивает от себя как ошибку. Вообще вина имеет место тогда, когда индивид не осуществляет то, что мы вправе от него ожидать.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ (от лат. virtus — возможность): сила, стремящаяся реализоваться; часто синонимично возможности. То, что виртуально или наличествует «в возможности», противостоит тому, что актуально или наличествует «в реальности»; но виртуальность как «склонность» к реализации предполагает нечто большее, чем просто логическая возможность.
ВИТАЛИЗМ: доктрина, объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа (например, «жизненный порыв» Бергсона). Витализм противостоит как материализму, отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим феноменам (например, марксизм и, во времена Декарта, механицизм), так и спиритуализму, объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм — это одновременно и теория реальности, и отрицание механицизма. Это специфический реализм, считающий материю частным случаем или пограничным моментом жизни: ее либо деградировавшей {Бергсон), либо зарождающейся (Бюффон) формой. См. Эволюционизм, Жизнь.
ВИТГЕНШТЕЙН (Людвиг): британский логик австрийского происхождения (Вена, 1889 — Кембридж, 1951). Его «Логико-философский трактат» (1921) оказал глубокое влияние на Венский кружок и на современную философию, анализирующую природу философского языка. Он показал, что целью философии является не прибавление философских положений к положениям научным, но раскрытие логики нашего языка, элиминации из него суждений или понятий, лишенных смысла. Сочинения: «Философские исследования» (1953).
ВЛЕЧЕНИЕ: психоаналитический термин, означающий инстинктивный импульс к исполнению или отвержению некоторых действий. Он заменил термин «склонность».
ВНИМАНИЕ: концентрация сознания на определенном объекте. Рибо различал спонтанное, или автоматическое внимание, не требующее никакого усилия, и внимание добровольное, или продуманное, предполагающее личное усилие. Проблемы внимания были хорошо изучены Бергсоном в «Духовной энциклопедии» («Интеллектуальное усилие», 1902) и Джемсом в «Ощущении усилия» (1880). Имеется в виду работа, постепенно приводящая к чувству ясности. Но, хотя само усилие и зависит от нас, мы можем лишь терпеливо ждать просветления. Таков парадоксальный характер внимания: оно представляет собой работу, конечная цель которой — пассивность (С. Вейль). Именно это имел в виду Мальбранш, когда писал: «Внимание — это молитва, с которой мы обращаемся к божеству».
ВНУШЕНИЕ: акт наведения кого-либо на ту или иную мысль или решение. Внушение — это не только сознательное влияние, но и автоматическое влияние, вызывающее слепое доверие к другому индивиду. Процесс внушения описан Пьером Жане («Неврозы»): когда мы оставляем семена какой-либо идеи в умах у других субъектов, «она быстро превращается в перцепцию, в чувство, и сопровождается изменением всего организма». Внушаемость человека тем
сильнее, чем слабее его личность — сила его сознания. Существует «патологическое» внушение, когда критическая функция -сознания оказывается слишком слабой для нормального функционирования: в случае истерии, ранней де-менции и др. Один из видов внушения — гипноз, когда субъекта усыпляют с помощью психологических средств. При этом ему приказывают совершить тот или иной поступок, который он, пробудившись, совершает помимо собственной воли: убийца главы японской социалистической партии в 1958 г. действовал в состоянии гипнотического внушения.
ВОВЕНАРГ (Люк де Клапье, маркиз де): французский моралист (Экс-ан-Прованс, 1715 —Париж, 1747). Сын мэра Экс-ан-Прованса, сначала был военным, отличившимся в Ломбардии (1735) и в Богемии (1742). Во время отступления из Праги отморозил себе ноги, в результате чего вынужден был отказаться от гарнизонной жизни и посвятил свою жизнь литературе. Умер, в безвестности, слава пришла к нему уже посмертно. Написал: «Введение в познание человеческого духа» (1746), к которому прилагаются «Размышления на разные темы», «Советы молодому человеку», «Критические размышления о нескольких поэтах», а также многочисленные «Характеры» и «Диалоги». Будучи по характеру меланхоличным и решительным одновременно, он во всех жизненных испытаниях всегда оставался оптимистом. Написанные им психологические и литературные портреты, нацеленные против доктрины Ларошфуко, реабилитируют человека. Он не прибегает при этом, как Паскаль, к понятию благодати. Вовенарг — один из лучших представителей уходящего классицизма и нарождающегося романтизма.
ВОЗРАСТ: время, прошедшее с момента рождения. Различают объективный возраст и психологический возраст:
в детстве время протекает гораздо медленнее, чем в зрелости; если верить нашим субъективным ощущениям, то возраст 17 с половиной лет составляет центр 75-летней человеческой жизни. Умственный возраст определяет соотношение между разумом индивида и его реальным возрастом. Его определяют при помощи теста на коэффициент интеллекта.
Для этого дается серия задач, например, по конструкции Меккано или по элементарной арифметике, или же на сочетаемость дополняющих друг друга предметов (ножа, вилки и т.д.). Решают эти задачи обычные люди определенного возраста (например, 10 лет). Если их решает 8-летний ребенок, то его развитие характеризуется как опережающее (его психологический возраст — 10:8=1,25, средняя величина = 1); если же их решает ребенок 12 лет, притом с таким же результатом, то его коэффициент интеллекта = 10:12=0,83, т.е. ниже нормы.
ЮЙНА: столкновение сил между народами (национальная война) или партиями (гражданская война). Моралисты и философы размышляют о проблеме войны либо с целью выявить ее недостатки, либо в поиске ее причин и мотиваций: если верно, что война связана с человеческими страстями (Платон, Ален: «Всякая война — война религиозная»), такими как ненависть, гнев и т.д., то следует тем не менее различать индивидуальные страсти и причины, способные обусловить действия государства: государственный человек не может в своих действиях руководствоваться страстью; он должен видеть проблемы на уровне их всеобщности и видеть в истинном свете. На этом уровне будет война необходимой или случайной? Гегель в свое время считал войну биологической, социальной необходимостью: «Только война может встряхнуть общество и привести его к самосознанию», что Ренан комментирует таким образом: «Война — ч)то одно из условий прогресса, удар кнута, не дающий нации (ленуть». И действительно, войны вносят прогресс в науку (атомная наука лихорадочно развивалась во время войны). Факты подтверждают также и ту мысль, что «засыпающие» (при политическом и социальном хаосе, экономическом крахе) общества обречены на исчезновение. С этой точки зрения война сама по себе не является необходимостью; достаточно угрозы войны или «холодной войны», или подрывной психологической войны для стимулирования национальной активности и трансформации конфликтов в конкуренцию (экономическую, научную и т.д.). Необходимость поддерживать угрозу войны может стать внутриполитической необходимостью (коммунистический Китай) с целью
отвлечь общественное мнение от внутренних проблем и оправдать строгие меры, принуждающие к упорному труду. В некоторых странах война может также предстать в аспекте демографической необходимости, как своеобразное «кровопускание», устраняющее безработицу и в особенности голод (война в Корее (1950-1953) была подобным демографическим «оттоком» для коммунистического Китая). Наконец, война может представляться экономической необходимостью: капиталистическая экономика, говорил Маркс, может развивать производство и избежать кризиса лишь в случае войны («колонизаторской», «империалистической»). В действительности все эти причины войны можно свести к двум — 1) голод: до тех пор пока рядом с богатыми нациями будут находиться нации зависимые, рядом с людьми, купающимися в роскоши, — люди, испытывающие голод, будет существовать угроза войны. 2) политическая свобода: а) «Война свята, — говорил Фихте, — когда под угрозой независимость — условие развития культуры». Защита своей нации —-долг; Ъ) но также до тех пор, пока рядом со свободными нациями будут существовать тиранические режимы, посяга-дощие на индивидуальную свободу (коммунистические страны), до тех пор, пока будет потребность в «стене», не дающей плененному населению вырваться к свободе, обеспечив правительству диктатуры демографическую пустоту, будет существовать угроза войны. Такова идея Канта в его «Проекте вечного мира»: «Только народы, управляемые демократическим образом, могут установить меж собой вечный мир». Сегодня можно провести различие между ограниченными войнами, которые могут рассматриваться как «продолжение политики иными средствами», и всеобщими войнами, которые уже не могут иметь никакого значения и никакого оправдания. Отметим также, что атомная угроза, создающая опасность тотального разрушения, порождает «новую солидарность» между народами, помогающую людям понять и устранить этот трагический феномен. См. Прогресс.
ВОЛЬТЕР (Франсуа-Мари, наст, фамилия — Аруэ): французский писатель (Париж, 1694-1778). Сын парижского нотариуса. Мать — Маргарит Домар. Драматург, полемист, журналист, историк («Век Людовика XIV», 1752), даже моралист.