Ххххххххххххххххх 2 страница

БУТРУ (Эмиль): французский философ (Монруж, 1845 — Париж, 1921). Автор книги «О случайности законов приро­ды» (1874). Преподавал в Париже в Высшей нормальной школе (1877) и Сорбонне (1885) [Фр. акад., 1912]. Бугру считает, что различные порядки феноменов в природе (меха­нические, психохимические, биологические и психологи­ческие) накладываются друг на друга случайным и несводи­мым образом. Он написал: «Об идее естественного закона в науке и философии» (1895), «Очерки по истории филосо­фии» (1897).

«БЫТИЕ И ВРЕМЯ»: произведение Хапдеггера (1927). Зада­ча автора — определить смысл бытия {онтологию). Для ее достижения он использует феноменологический анализ, т.е. описание различных модальностей нашего присутствия в мире («бытия-здесь», Dasein). Первичное чувство существо­вания дается нам в тоске, когда мы познаем себя как «бытие-к-смерти». Человек, размышляющий о своем «бытии-здесь», в том, что касается его прошлого, наталкивается на случай­ность своего рождения, а в том, что касается будущего, — на неизбежность смерти. В результате возникает подлинное чувство «конечности», которая является условием нашего существования.

«БЫТИЕ И НИЧТО»: произведение Ж.-Я. Сартра (1943), в котором изложены основы его учения. Человеческое сущест­вование рассматривается здесь в своих многочисленных аспектах и последовательных этапах: человек находится на полпути между Ничто, из которого он вышел (и которое Сартр отождествляет с человеческой свободой), и Бытием, к которому он устремляется в тоске, брошенный, в доверше­ние ко всему, в ускользающую реальность, в состояние по­стоянных превращений. Это произведение, написанное до­вольно трудно читаемым слогом, отвечающее стремлению автора к.углубленности и утверждающее метафизические

основы экзистенциализма («трансфеноменальность бы­тия», «абсолютная свобода» человека).

БЭКОН (Роджер): английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечатель­ным доктором. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»). В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи. Церкви его тезисы показались подозрительными, и он про­вел в заключении 15 лет (1277-1292). Один из самых обра­зованных умов своего времени, он первый заметил ошибку в латинском календаре. Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов.

БЭКОН (Фрэнсис), барон Варуламский: канцлер Англии и философ (Лондон, 1561-1626). Сын охранника министра юстиции во время правления Елизаветы I. Изучает право и становится адвокатом Короны. Обвиненный во взяточни­честве в 1621т., теряет место и оказывается исключенным из общественной жизни. Последние годы посвящает науке и философии. Автор «Эссе о морали и политике» (1597), зна­менит прежде всего как создатель современной эпистемо­логии и экспериментального индуктивного научного метода. Эта новая логика предполагает три момента научного иссле­дования: 1) наблюдение фактов; 2) выдвижение гипотезы с помощью индукции; 3) экспериментальная проверка гипо­тезы наибольшим количеством фактов. Бэкон упорядочил рациональную организацию эксперимента, составляя «таб­лицы присутствия», «отсутствия» и «степени», цель кото­рых — отделить истинные причины от феноменов. Его глав­ное произведение — «Novum Organum Scientiarum» («Новый Органон», 1620), установивший принципы, которые до сих пор действуют в нашей эпистемологии.

ЬЭН (Александер): шотландский философ (Абердин, 181 8— 1903). Сторонник школы английского позитивизма. Его психология, использующая последние открытия в области психологии и патологии, пытается обновить ассоцианизм

настаивая на спонтанной активности мозга. Его идеалис­тическая философия питает экспериментальную психо­логию, где он прилагает метод одновременных изменений Дж. Ст. Милля к психофизиологии: действие крови на мозг, связь между разумом и весом мозга, функциональное раз­личие между серым веществом и белым веществом и т.д. Он является автором работ «Дедуктивная и индуктивная логи­ка» (1870) и «Общество образования» (1879).

БЮДЕ (Гийом): французский гуманист (Париж, 1467-1540). Пропагандировал во Франции изучение греческого языка и правоведения. Внес вклад в создание Коллеж де Франс.

БЮРОКРАТИЯ: власть или воздействие администрации на ведение дел. Бюрократия всегда рассматривалась как упадок управленческого аппарата, ставшего паразитическим и злоупотребляющим. В 1843 г. Маркс в «Критике гегелев­ской философии права» описывает рождение феномена бюрократии. Социолог Гоулднер в «Patters of industrial Bu­reaucracy» (1954) описывает механизмы конформизма, соз­дающие конфликты между правящими политиками, испол­нителями и обществом. Во Франции М. Крозье в «Феномене бюрократии» (1964) описывает генезис бюрократии, а в «Закрытом обществе» (1970) анализирует французскую мо­дель бюрократии, для которой характерны централизация, дистанция между управляющими и функционерами, затруд­ненность общения, обеспеченность. К. Лефорт («Элементы критики бюрократии», 1979) и К. Грефф («Экономический анализ бюрократии», 1981) вновь сделали актуальной кри­тику феномена бюрократии.

БЮФФОН (Жорж Луи Леклерк, граф де): французский пи­сатель, натуралист (Монбар, 1707 — Париж, 1788). Сначала учился у иезуитов, затем изучал право, путешествовал по Франции и за границей. С 1739 г, работал над огромной «Естественной историей», публикация которой (36 томов) продолжалась вплоть до его смерти. Его теория медленно из­меняющейся природы, которая касается как условий жиз­ни на Земле (медленная эволюция климата и континен­тов), так и живых существ (и даже человека), знаменует его

передовые взгляды, предвещающие эволюционизм. Его эсте­тика литературного творчества и научно-популярной лите­ратуры, ставящая во главу угла стиль («Стиль — это чело­век»), правда, немного сужает горизонты, но зато для нее характерна чрезвычайная ясность. Кроме того, написал «Эссе по арифметике морали».

БЮШЕ (Филипп): французский философ и политический деятель (Матань-ля-Птит, Арденны, 1796 — Родез, 1865). Был одним из главных вдохновителей христианского со­циализма в газете «Ателье» (1840). Ему принадлежит работа «Попытка полного трактата по философии» (1839-1840).

в

В СЕБЕ: материальная реальность, существующая неза­висимо от нас. «Вещь в себе», по Канту, — это материя, лежащая у истока наших ощущений. Она противостоит фе­номену, представлению, зависящим от нашего ума. Фихте различает вещь в себе (in sich) и абсолютную жизнь размыш­ляющего духа в себе (in sich), т.е. «внутри себя»; в одном слу­чае речь идет об объективном «в себе», в другом — о «в себе», совпадающем с абсолютным опытом субъекта. Гегель, а вслед за ним Сартр и современная философия, противопоставля­ют «в себе» (вещь) и «для себя» (человеческое существова­ние). Характеристика «в себе» обозначает неизменность, ве­сомость материи; «для себя» — подвижность и свободу.

ВАИ (Жан): французский философ (Марсель, 1888 — Па­риж, 1974). Профессор в Сорбонне, основатель Философ­ского коллежа в Париже, предоставивший трибуну главным послевоенным мыслителям. Его работа «Плюралистическая философия в Англии и Америке» (1920) дала возможность французскому читателю познакомиться с англо-американ­ской мыслью. Сочинения: «Очерк о "Пармениде" Платона» (1926), «Несчастное сознание в философии Гегеля» (1929), «К конкретному» (1932). Его размышления посвящены так­же философам экзистенциализма: «Кьеркегорианские очер­ки» (1938), «Мысль экзистенции» (1951), «Трактат о мета­физике» (1953).

ВАЛЕРИ (Поль): французский писатель, поэт и мыслитель (Сет, 1871 — Париж, 1945). Известность принесла ему его «Юная парка» (1917) — длинная поэма символистского об-

разца. «Eupalinos, или Архитектор» (1923), «Душа и танец» (1923) — произведения в прозе, написанные в форме сокра­тических диалогов, открывают перед нами подлинного мыс­лителя. Серия «Тетрадей» (пять томов, 1924-1944) излагает его раздумья о музыке, живописи (он рисовал и занимал­ся гравюрой), а также о Декарте и мистиках («Знаменитые страницы философии»). Этот мыслитель сознательно не хо­тел создавать философских систем; он утверждал, что если бы у него была его философия, ее объектом были бы возмож­ности человека. В действительности тема его мысли,— это «Я», увиденное с разных и нередко противоречивых точек зрения: у диктатора, в художественном творчестве, при со­зерцании мира или слушании музыки, или даже сам акт реф­лексии в «Идее фикс» (1932). Из его работ, из описанных им героев — Леонардо, Тест, Фауст — легко можно вывести концепцию человека, наделенного необычными, богатыми творческими способностями и способного в произведении искусства и процессе самовыражения развить весь челове­ческий потенциал (Фр. акад., 1925). Его труд о работе ума «Очерки» (1909) посвящен той же самой идее.

БАЛЛА (Лоренцо): итальянский гуманист, филолог и фило­соф (Рим, 1407 — Неаполь, 1457). Одним из первых он по­пытался примирить античную мудрость и христианскую веру, оказал влияние на Эразма и Пика делла Мирандола. Противостоял философскому догматизму последователей Аристотеля и схоластических теологов. В «De Voluptate» (1431) утверждает, что человеческая природа, поскольку она от Бога, добра и что можно ей доверять, оставаясь при этом христианином. Сочинения: «De libero arbitro» (1439), «Dia-lecticae disputationes» (1439).

ВАНИНИ (Лючилио): итальянский философ (Тауризано, близ Неаполя, 1585 —Тулуза, 1619). Священник из Падуи, он на­писал произведение, отрицающее бессмертие души («Amphi-theatrum aeternae Providentiae», 1615). Он стал монахом, был изгнан из своего ордена и приехал в Париж. Его диалоги «О секретах природы» были запрещены Сорбонной. Обвинен­ный в атеизме и использовании магии, он был сожжен на костре.

ВАРВАРСТВО: отсутствие цивилизации. Имя «варвар> прилагалось греками и римлянами ко всем иностранцам. Было время, когда христиане называли так тех, кто не при­надлежал к числу последователей Христа. В действитель­ности не существует разделения на западную цивилизацию и варварство, но существуют различные цивилизации. И даже наоборот: всякая цивилизация может породить акты варварства, т.е. покушение на права человека (нацистские преступления, пытки), разрушение памятников культуры (библиотек, статуй и т.д.). Всякая форма насилия — акт варварства. Варварство прямо противоположно гуманизму.

ВЕБЕР (Макс): немецкий экономист и социолог (Эрфурт, 1864 — Мюнхен, 1920). Приват-доцент в Берлине в 1893 г., преподавал в университетах Фрейбурга (1894) и Гейдельбер-га (1897). Сторонник социологии, основанной скорее на «по­нимании» человеческой реальности, чем на «объяснении» объективных институтов. После Зиммеля и фон Визе Вебер оказал на немецкую социологию господствующее влияние: в его задачу входило определение идеальных типов общест­венной жизни, чтобы с их помощью сначала понять, а затем объяснить общественное поведение людей. Кроме его зна­менитой статьи о «Протестантской этике и духе капитализ­ма», опубликованной в Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik (1901), после его смерти вышли в свет «Эконо­мика и общество» (1921-1922), очерки по социологии рели­гии (1921), методологии науки (1922), социологии и поли­тике, социальной и экономической истории (1924), См. Культурная антропология, Понимание, Социология.

ВЕДАНТА (от санскр. veda — знание, откровение; от корня vid — знать): последняя из крупных философских сис­тем Индии, лежащая в основе ее современной религиииндуизма. Задача Веданты — философское объяснение свя­щенных текстов, или Вед, образующих «ведическую» тради­цию: ее доктрина — это монизм (адвайта), в основе которого лежит понятие единства индивидуального «Я» и универсаль­ного начала — единственной высшей реальности. Здесь мы находим теорию майи (иллюзии) как причины чувственного мира, а также теорию незнания (авидья,). Веданту комменти-

ровали знаменитейшие индийские философы и проповедни­ки, в числе которых — Шанкара (VIII-IX вв.), придавший ей классическую форму.

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ: способность присутствовать повсю­ду в одно и то же время; синонимично повсеместности.

Средневековая философия при рассмотрении проблемы Бо­га считала, что вездесущность — свойство, присущее только Богу.

ВЕЙЛЬ (Симон): французский писатель и философ (Париж, 1909 — Лондон, 1943). Ученик Ле Сенна и Алена. В 1928 г. поступил в Высшую нормальную школу, в 1931 г. становится агреже по философии. Вплоть до 1938 г. преподает в раз­личных провинциальных лицеях. В 1934-1935 гг. работает рабочим у Рено; в 1936 г. сражается в рядах испанских рес­публиканцев, а в 1942 г. — за свободную Францию. Его пи­сательская слава началась уже после его смерти. В много­численных книгах собраны его статьи, работы, рукописи и дневники: «Сила тяжести и благодать» (1947), «Сверхъесте­ственное познание» (1950), «Укорененность» (1950), «Пись­мо одному монаху» (1951), «Условия жизни рабочих» (1951), «Греческий источник» (1953). Его христианский мистицизм соединяется с активной общественной позицией. Его твор­чество, чутко реагирующее на все потрясения войны, несчас­тья трудящихся и условия жизни рабочих, представляет собой страстный поиск социальной справедливости и инди­видуального спасения, выраженный в чистом и четком сти­ле, оттеняющем строгую рефлексию.

ВЕЙЛЬ (Эрик): французский философ немецкого происхож­дения (Пархим, в Германии, 1904 — Ницца, 1977). Профес­сор в Лилльском университете; автор «Логики философии» (1950), охватывающей взглядом все возможные позиции философов и соответствующие им основные «категории» философии. Последователь Гумбольдта и особенно Касси-рера, он завершает свою систему понятием действия как места, где реализуется «тотальность человека». Философ мо­жет лишь осмыслить задним числом смысл человеческих действий. «Политическая философия» (1956) и «Моральная

философия» (1961) дополняют систему, последним осно­ванием которой могла быть лишь философия (а не логика) смысла. После Гамелена это первая во Франции попытка поднять философию до уровня системы.

ВЕНСКИЙ (кружок): немецкая философская и логическая школа так называемых неопозитивистов, опирающаяся на математическую логику, физику Эйнштейна и труды Рассе­ла. Ее задача — логическая формализация научных данных. Эта школа заявила о себе в 1929 г. брошюрой «Научное по­нятие о мире», а начиная с 1930 г. выпускала журнал «Позна­ние». Главные представители: Карнап, Рейхенбах, О. Ней-рат, А. Тарский. См. Логический позитивизм.

ВЕРА: термин, который может определять: 1) просто вероятное мнение; 2) чувственную очевидность. В пер­вом случае верасамая низкая ступень знания и про­тивостоит научной истине. Во втором она является наивысшей степенью знания, превышающей любое ра­циональное познание (религиозная вера). Философская проблема заключается в определении ценности веры: Кант, как и почти все его последователи, видит в ней форму незнания; Якоби, наоборот, видит здесь единст­венный для человека способ восприятия бесконечности и отождествляет ее с чувством реальности. В сфере религии Маркс рассматривает ее как «отчуждение» или ил­люзию, которой следует остерегаться: вера в иной мир — лишь иллюзия, которой питают себя все бедные и унижен­ные, не видящие в этом мире улучшения своей участи и ус­ловий существования.

ВЕРНОСТЬ (от лат. fides — вера): уверенность в выполне­нии своих обязанностей, в держании обещаний. Первая и истинная форма верности — верность самому себе, своим задачам, своему долгу: об индивиде, верном самому себе,.; говорят, что он «с характером». Верность в отношении дру­гого — это постоянство в привязанности.

ВЕРОВАНИЕ: религиозная вера, вера в идеал, человека. К

области философии относится проблема соотношения веры

и знания: может ли философская рефлексия разрешить все проблемы, которые человек ставит перед собой (как считают Декарт, Спиноза, Фихте, Гегель), или же, наоборот, она с необходимостью ограничена и неспособна решить фунда­ментальные проблемы бессмертия души, происхождения мира и существования Бога (как считают Кант, Конт)! Доктрины, считающие знание ограниченным и уступающие место вере, относятся к фидеизму или агностицизму. Еще до Маркса Фейербах провел критику веры (в «Сущности христианства», 1841), показав, что вера может соотносить себя лишь с несуществующим, потому что существующее яв­ляется объектом реального знания; тем не менее есть одна вещь, которая существует, но чья бесконечная сущность не может быть охвачена знанием: это человек; веру в человека можно определить как надежду на прогресс цивилизации, на повышение уровня жизни и мирное призвание людей.

ВЕСТЕРМАРК (Эдуард): финский философ и социолог (Хельсинки, 1862 —Лапинлахти, 1939), известный своим анализом брачных отношений («The History of Human Mar­riage», 1891) и инцеста.

ВЕЧНОСТЬ: свойство того, что находится вне времени.

Понятие вечности отличается от понятия бессмертия, оп­ределяющего собой бесконечную неизменность, возникаю­щую за пределами смерти (бессмертие души, произведе­ния). Ощущение вечности дают нам некоторые счастливые мгновения: любовь, приключение и вообще счастье, когда человек полноценно живет настоящим и забывает о прош­лом и будущем. Согласно стоикам, а также согласно учению Спинозы и Фихте (начиная с 1804 г.), только философская рефлексия способна привести нас к подобному состоянию блаженства, к ощущению вечности.

И И КО (Джамбаттиста): итальянский историк и философ (Не­аполь, 1668-1744). Профессор риторики в Неаполитанском университете, прожил жизнь в бедности и безвестности. Вос­хищался Платоном и Пифагором, в опоре на их труды про-нсл критический анализ работ Гассенди и Декарта. Его ■ 11рмпципы философии истории» (1725) выделяют в истории

каждого народа и каждой цивилизации три периода: божест­венный, героический и человеческий. Основатель критичес­кой философии в Германии и Италии. На французский язык его перевел Мишле, издав «Избранные труды Вико» (1835).

ВИНА: нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины связан с чувством нашей ответствен­ности, придающим ей моральное значение: вина связана лишь с нами, с субъектом действия. Именно в этом смысле вина отличается от поражения, которое связано с события­ми, внешними условиями. Наберт в «Началах этики» (1943) описал чувство вины как чувство невозможности уз­нать себя в действии, совершенном нами в прошлом: лич­ность не может взять на себя прошлое, которое она оттал­кивает от себя как ошибку. Вообще вина имеет место тогда, когда индивид не осуществляет то, что мы вправе от него ожидать.

ВИРТУАЛЬНОСТЬ (от лат. virtus — возможность): сила, стремящаяся реализоваться; часто синонимично воз­можности. То, что виртуально или наличествует «в возмож­ности», противостоит тому, что актуально или наличествует «в реальности»; но виртуальность как «склонность» к реа­лизации предполагает нечто большее, чем просто логичес­кая возможность.

ВИТАЛИЗМ: доктрина, объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа (например, «жизненный порыв» Бергсона). Витализм про­тивостоит как материализму, отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим фе­номенам (например, марксизм и, во времена Декарта, ме­ханицизм), так и спиритуализму, объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм — это одновременно и теория реаль­ности, и отрицание механицизма. Это специфический реа­лизм, считающий материю частным случаем или погранич­ным моментом жизни: ее либо деградировавшей {Бергсон), либо зарождающейся (Бюффон) формой. См. Эволюцио­низм, Жизнь.

ВИТГЕНШТЕЙН (Людвиг): британский логик австрийского происхождения (Вена, 1889 — Кембридж, 1951). Его «Логи­ко-философский трактат» (1921) оказал глубокое влияние на Венский кружок и на современную философию, анализи­рующую природу философского языка. Он показал, что це­лью философии является не прибавление философских по­ложений к положениям научным, но раскрытие логики нашего языка, элиминации из него суждений или понятий, лишенных смысла. Сочинения: «Философские исследова­ния» (1953).

ВЛЕЧЕНИЕ: психоаналитический термин, означающий инстинктивный импульс к исполнению или отверже­нию некоторых действий. Он заменил термин «склон­ность».

ВНИМАНИЕ: концентрация сознания на определенном объекте. Рибо различал спонтанное, или автоматичес­кое внимание, не требующее никакого усилия, и внимание добровольное, или продуманное, предполагающее личное усилие. Проблемы внимания были хорошо изучены Берг­соном в «Духовной энциклопедии» («Интеллектуальное усилие», 1902) и Джемсом в «Ощущении усилия» (1880). Имеется в виду работа, постепенно приводящая к чувству ясности. Но, хотя само усилие и зависит от нас, мы можем лишь терпеливо ждать просветления. Таков парадоксальный характер внимания: оно представляет собой работу, конеч­ная цель которой — пассивность (С. Вейль). Именно это имел в виду Мальбранш, когда писал: «Внимание — это молитва, с которой мы обращаемся к божеству».

ВНУШЕНИЕ: акт наведения кого-либо на ту или иную мысль или решение. Внушение — это не только сознатель­ное влияние, но и автоматическое влияние, вызывающее слепое доверие к другому индивиду. Процесс внушения опи­сан Пьером Жане («Неврозы»): когда мы оставляем семе­на какой-либо идеи в умах у других субъектов, «она быстро превращается в перцепцию, в чувство, и сопровождается изменением всего организма». Внушаемость человека тем

сильнее, чем слабее его личность — сила его сознания. Су­ществует «патологическое» внушение, когда критическая функция -сознания оказывается слишком слабой для нор­мального функционирования: в случае истерии, ранней де-менции и др. Один из видов внушения — гипноз, когда субъекта усыпляют с помощью психологических средств. При этом ему приказывают совершить тот или иной посту­пок, который он, пробудившись, совершает помимо собст­венной воли: убийца главы японской социалистической партии в 1958 г. действовал в состоянии гипнотического вну­шения.

ВОВЕНАРГ (Люк де Клапье, маркиз де): французский мора­лист (Экс-ан-Прованс, 1715 —Париж, 1747). Сын мэра Экс-ан-Прованса, сначала был военным, отличившимся в Лом­бардии (1735) и в Богемии (1742). Во время отступления из Праги отморозил себе ноги, в результате чего вынужден был отказаться от гарнизонной жизни и посвятил свою жизнь литературе. Умер, в безвестности, слава пришла к нему уже посмертно. Написал: «Введение в познание человеческого духа» (1746), к которому прилагаются «Размышления на раз­ные темы», «Советы молодому человеку», «Критические размышления о нескольких поэтах», а также многочислен­ные «Характеры» и «Диалоги». Будучи по характеру мелан­холичным и решительным одновременно, он во всех жизнен­ных испытаниях всегда оставался оптимистом. Написанные им психологические и литературные портреты, нацеленные против доктрины Ларошфуко, реабилитируют человека. Он не прибегает при этом, как Паскаль, к понятию благодати. Вовенарг — один из лучших представителей уходящего клас­сицизма и нарождающегося романтизма.

ВОЗРАСТ: время, прошедшее с момента рождения. Разли­чают объективный возраст и психологический возраст:

в детстве время протекает гораздо медленнее, чем в зрелос­ти; если верить нашим субъективным ощущениям, то возраст 17 с половиной лет составляет центр 75-летней человечес­кой жизни. Умственный возраст определяет соотношение между разумом индивида и его реальным возрастом. Его определяют при помощи теста на коэффициент интеллекта.

Для этого дается серия задач, например, по конструкции Меккано или по элементарной арифметике, или же на соче­таемость дополняющих друг друга предметов (ножа, вилки и т.д.). Решают эти задачи обычные люди определенного воз­раста (например, 10 лет). Если их решает 8-летний ребенок, то его развитие характеризуется как опережающее (его пси­хологический возраст — 10:8=1,25, средняя величина = 1); если же их решает ребенок 12 лет, притом с таким же резуль­татом, то его коэффициент интеллекта = 10:12=0,83, т.е. ни­же нормы.

ЮЙНА: столкновение сил между народами (националь­ная война) или партиями (гражданская война). Мора­листы и философы размышляют о проблеме войны либо с целью выявить ее недостатки, либо в поиске ее причин и мотиваций: если верно, что война связана с человеческими страстями (Платон, Ален: «Всякая война — война религи­озная»), такими как ненависть, гнев и т.д., то следует тем не менее различать индивидуальные страсти и причины, спо­собные обусловить действия государства: государственный человек не может в своих действиях руководствоваться стра­стью; он должен видеть проблемы на уровне их всеобщности и видеть в истинном свете. На этом уровне будет война не­обходимой или случайной? Гегель в свое время считал вой­ну биологической, социальной необходимостью: «Только война может встряхнуть общество и привести его к самосоз­нанию», что Ренан комментирует таким образом: «Война — ч)то одно из условий прогресса, удар кнута, не дающий нации (ленуть». И действительно, войны вносят прогресс в науку (атомная наука лихорадочно развивалась во время войны). Факты подтверждают также и ту мысль, что «засыпающие» (при политическом и социальном хаосе, экономическом крахе) общества обречены на исчезновение. С этой точки зрения война сама по себе не является необходимостью; достаточно угрозы войны или «холодной войны», или под­рывной психологической войны для стимулирования наци­ональной активности и трансформации конфликтов в кон­куренцию (экономическую, научную и т.д.). Необходимость поддерживать угрозу войны может стать внутриполитичес­кой необходимостью (коммунистический Китай) с целью

отвлечь общественное мнение от внутренних проблем и оправдать строгие меры, принуждающие к упорному труду. В некоторых странах война может также предстать в аспекте демографической необходимости, как своеобразное «крово­пускание», устраняющее безработицу и в особенности голод (война в Корее (1950-1953) была подобным демографичес­ким «оттоком» для коммунистического Китая). Наконец, война может представляться экономической необходимо­стью: капиталистическая экономика, говорил Маркс, мо­жет развивать производство и избежать кризиса лишь в случае войны («колонизаторской», «империалистической»). В действительности все эти причины войны можно свести к двум — 1) голод: до тех пор пока рядом с богатыми нациями будут находиться нации зависимые, рядом с людьми, купаю­щимися в роскоши, — люди, испытывающие голод, будет су­ществовать угроза войны. 2) политическая свобода: а) «Война свята, — говорил Фихте, — когда под угрозой независи­мость — условие развития культуры». Защита своей нации —-долг; Ъ) но также до тех пор, пока рядом со свободными нациями будут существовать тиранические режимы, посяга-дощие на индивидуальную свободу (коммунистические стра­ны), до тех пор, пока будет потребность в «стене», не дающей плененному населению вырваться к свободе, обеспечив пра­вительству диктатуры демографическую пустоту, будет су­ществовать угроза войны. Такова идея Канта в его «Проекте вечного мира»: «Только народы, управляемые демократичес­ким образом, могут установить меж собой вечный мир». Се­годня можно провести различие между ограниченными вой­нами, которые могут рассматриваться как «продолжение политики иными средствами», и всеобщими войнами, кото­рые уже не могут иметь никакого значения и никакого оп­равдания. Отметим также, что атомная угроза, создающая опасность тотального разрушения, порождает «новую соли­дарность» между народами, помогающую людям понять и устранить этот трагический феномен. См. Прогресс.

ВОЛЬТЕР (Франсуа-Мари, наст, фамилия — Аруэ): француз­ский писатель (Париж, 1694-1778). Сын парижского нота­риуса. Мать — Маргарит Домар. Драматург, полемист, журна­лист, историк («Век Людовика XIV», 1752), даже моралист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: