ного на свободу другого, а не насилие над ними), «общественного, национального или гражданского воспитания»
и т.д.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАСТИ как движущие силы и
инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч. entheos — быть в Боге) и творчество, и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм. Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие. Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумием, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению,
будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» {Гегель, «Разум в истории», 1830) и
что страсти являются движущими силами истории: «Итак мы утверждаем, что ничто не
|
|
совершается, не будучи поддержанным интересом тех, кто в этом участвует. Этот интерес мы называем страстью, когда, вытесняя все прочие интересы
или цели, вся индивидуальность целиком проецирует себя на определенную цель всеми внутренними фибрами своей воли и концентрирует на этой цели свои силы и все свои потребности» (там же). Все индивиды обладают своими частными страстями, самые распространенные из которых деньги, почести и власть (примеры Канта в «Идее всеобщей истории с космополитической точки зрения», 1784), но за «этой сумятицей, царящей на поверхности... совершается молчаливая и тайная работа, в которой сохранится вся сила феноменов» (Гегель, там же). Во всеобщей истории «страсти составляют активный элемент», но за ними и с их помощью реализует себя Идея, т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума в истории.
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Весь комплекс индийской философии представляет собой интерпретацию и переложение ведических гимнов, созданных пять тысячелетий назад: сами же они представляют собой не что иное, как попытку выработать полное и всеобъемлющее видение истины, попытку, давным-давно предпринятую «отдаленными предками». Принцип индийской философии в том, что абстрактное знание само по себе не имеет никакой ценности, если оно не приводит нас к опыту истины. Первичными формами выражения здесь были «заклинания» {мантра), затем «притчи» (Упанишады), «ритуалы» {Брахманы), «техника» (йога), а вместе с Ауробиндо современная философия нашла себе дискурсивное и рациональное выражение. Основная задача состоит в преодолении естественного дуализма общего сознания {майя) и в причастности к божественной жизни {лила). Для ее достижения Мадхвачарья предлагает путь восхищения, Чанкарачарья —путь внутренней работы. Обычно противопоставляют философию отрешенности {веданта, шиваизм, буддизм) и мистицизм, предлагающий нам, наоборот, затеряться в мире (тантризм, вишнуизм). Доктрина мудрости, при всем при этом не впадающая в иррационализм, — индийская философия, всегда представляла собой большой соблазн для западной мысли; она непосредственным образом повлияла на философию Шопенгауэра и косвенным образом на целое направление нашей философской мысли, традиция которого связана с именем Плотина. Бергсон посвятил индийскому мистицизму главу в «Двух источниках морали и религии», противопоставляя его мистицизму христианскому.
|
|
ИНДУКЦИЯ: умозаключение, идущее от частного к общему, например: англичанин, причаливший в Кале, видит перед собой несколько рыжих женщин и «индуцирует», что все француженки рыжие. Индукция не являет собой строгое умозаключение (в отличие от дедукции), но она лежит в основе всех умственных открытий. В классической схеме научного метода, изложенной Дж.Ст. Миллем, индукция соответствует второй ступени исследования: она следует за «наблюдением» и позволяет от него перейти к изложению «закона». (Третья ступень здесь — экспериментальная «верификация».)
ИНСТИНКТ: импульс, повелевающий действовать определенным образом. Это действие (особенно у животных) отличается следующими тремя особенностями. Оно будет: 1) врожденным (осы-одиночки, так называемые «осы-кладчики», строят свое гнездо всегда одинаково, несмотря на то что «родители» умирают до того, как разовьется оса-«ребенок», которая, следовательно, не может «научиться» у них
строить гнездо. Точно так же существуют перелетные птицы, обладающие врожденным знанием пути их перелета — от 6000 до 12 000 км, — даже если это первый год их жизни,
а «родителей», которые могли бы указать им дорогу, нет рядом); 2) единообразным (инстинкт не совершенствуется; так, например, техника построения бобрами запруд с течением времени нисколько не прогрессировала); 3) специфическим (каждому виду присущи свои инстинкты). Итак, инстинкты — это сложные рефлексы, от природы данные индивиду. Однако эти рефлексы могут быть дополнены приобретенными
обусловленными рефлексами, вносящими в инстинкт определенную гибкость и способность к адаптации. У человека, как правило, инстинкты «вышколены» социальными нормами, замаскированы вмешательством разума (рассуждение, рациональная мотивация и ретроспективаинстинктивного поведения), и они выходят на сцену лишь при наличии состояния умственного торможения (мечта, эмоции, страсти, умственная отсталость). См. Склоность..
ИНСТИТУТЫ -.учреждения или положения, установленные обществом (противоположно природному). В широком смысле понятие института включает в себя все привнесенное культурой. Каждый институт (по описанию Малиновского) обладает характерными для него «уставом» (принципами), «персоналом» (группой лиц, к которым применим данный устав) и «материалом» (направлением деятельности, характерным именно для этих лиц). В этом смысле любая «ассоциация» образует институт; у нее свои принципы и она объединяет определенных людей для какого-то определенного занятия (спорт, торговля и т.д.). Социология изучает институты с двух точек зрения: 1) с точки зрения статической: каковы теоретические законы и принципы, управляющие
|
|
жизнью в обществе или группе?; 2) с точки зрения динамической: как на практике применяются эти законы и принципы? Например, статическое исследование религиозных институтов обнаруживает один и тот же процент католиков во Франции и Бразилии; динамическое исследование обнаруживает, что в Бразилии религия укоренена глубже и обладает большим воздействием на общественную жизнь, чем во Франции. Ведь верно, что общество познает себя не через свои законы, но через образ жизни. Понятие «институтов» как в своем теоретическом, так и в жизненном аспекте остается фундаментальным понятием социологии.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ: доктрина, отстаивающая первенство и первичность интеллектуальных феноменов над феноменами чувств и воли. Так, например, Лейбниц утверждал, что чувства, которые вызывает у нас прослушивание симфонии, сводятся к смешанному восприятию математических отношений; чувство гармонии, таким образом, выражает, по сути, восприятие «гармонических отношений». Интеллектуализм предполагает наличие логики во всех психических феноменах. Он противостоит волюнтаризму, который, наоборот, у истока любого выражения и даже любого понимания идей ставит чувство, веру или волевое решение {Шопенгауэр). Одна из линий, продолжающих мысль Канта и Гегеля, противопоставляет интеллектуализм еще и рационализму: интеллектуализм сводит человеческий ум к способности воспринимать отношения между объектами чувственного мира (математического, физического); рационализм же, наоборот, различает разум и понимание, «человека» и «философа» и признает безграничность человеческого духа, проявляющуюся в моральном долге или стремлении, эстетическом чувстве, религиозной вере или самой метафизике.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ: активное отношение ума к какому-либо объекту. В наши дни это понятие схоластической философии широко употребимо, особенно после Гуссерля и его феноменологии. В поле философской интерпретации, затрагивающей отношение разума к реальности, оно может иметь, в общем три значения: 1) психологичес-
|
|
кое отношение сознания к тому или иному существующему объекту (именно в этом значении использовал данный термин Брентано, учитель Гуссерля); 2) «трансцендентальное» отношение сознания, создающего самого себя в процессе творчества своего объекта: например, в математике или в логике, сущность, или «интенциональность», треугольника выявляется в процессе его начертания; когда мы чертим прямую линию, соединяющую две звезды или вершины гор, то эта прямая существует не в природе, ее создал разум: здесь имеет место «интенциональность» (именно в этом смысле чаще всего употребляет данный термин Гуссерль: он настаивает на присутствии ума в любом «значении»); 3) «онтологическое» отношение ума, сознающего себя творцом мира или принципом «построения» реальности. Подобное идеалистическое толкование интенциональности характерно, например, для Финка. (Противоп.: Восприимчивость).
ИНТРОВЕРСИЯ: сосредоточенность на самом себе. Противоположность интровертных характеров — молчаливых, задумчивых, — характерам экстравертным — разговорчивым, общительным, — подчеркивалась Бине. Интровер-тивные умы чувствительны скорее к «движению» вещей в спектакле, чем к «цвету» объектов (экстравертные умы) или форме этих объектов (тип ума эрудита, меланхолический характер).
ИНТРОСПЕКЦИЯ: субъективный метод в психологии, основанный на самонаблюдении сознания. Мы занимаемся самоанализом в целях самопознания, а не самоосуждения: в этом смысле интроспекция отличается от угрызений совести. В психологии роль интроспекции трудно переоценить: только она позволяет восприятие психической реальности в качестве таковой; она служит нормой и гидом при объективных анализах человеческого поведения. А. Бергсон паже считал интроспекцию методом самой метафизики, обнажающим перед нами пути «глубинного Я», внутренней «длительности» и интуиции абсолюта. Ретроспективная философия (Лашелъе, Ланъо) опирается на интроспекцию (восприятие умственного содержания: эмоций, чувств), чтобы при помощи рефлексии вывести из нее универсальное
значение всего содержимого сознания и установить иерархию ощущений (связанных с действием, восприятием и творчеством) в общей структуре личности. Чрезмерная склонность к интроспекции может привести к подозрительному отношению к миру, нередкому у психастеников: замена реального и объективного мира миром внутренним характерна для «шизофрении». Интроспективному методу противоположен бихевиористический метод, довольствующийся объективным анализом поведения.
ИНТУИЦИОНИЗМ: метод философского анализа, основанный на интуиции. Последовательный представитель этого метода — Бергсон.
ИНТУИЦИЯ: непосредственное знание. Обычно различают «эмпирическую» интуицию, соотносимую с тем или иным объектом мира, и «рациональную» интуицию, обозначающую непосредственное восприятие отношений между двумя идеями (например, рациональная интуиция, с помощью которой мы постигаем доказательство того, что сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов). Всякая интуиция — это своего рода открытие, будь то открытие объекта мира, новой идеи или анализ чувства. Именно в этом смысле говорилось о божественной природе интуиции. Психология различает «интуитивный» и «дискурсивный» ум, в зависимости от быстроты схватывания и потребности в объективных доказательствах, или же, наоборот, неприятия последних.
ИНФАНТИЛИЗМ: аномалия, заключающаяся в упорном сохранении во взрослом возрасте некоторых психологических (а иногда и физиологических) характеристик детского возраста. Отличается от ребячливости, которая не представляет собой остановку психологического развития, но лишь понижение умственных способностей. Остановка в развитии организма и психических функций может быть связана с органическим заболеванием (генетической аномалией, такой, как монголизм; инфекцией или травмой матери во время беременности; наследственным сифилисом; заболеваниями желез, в частности щитовидной железы
и т.д.), но она может также напрямую обусловливаться наличием «комплексов» (агрессивность, повернутая против самого себя; отставание, возникающее в результате неприспособленности к семье или к школе; умственная анорексия; истерия и т.д.). Наконец, в широком смысле слова инфантилизм означает отказ или бегство от жизни: инфантильный человек ностальгически оборачивается к своему прошлому — к счастливому возрасту безответственности. См. Умственный возраст, Комплекс, Детскость.
ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ: схоластический философ (Солсбери, ок. 1115 — Шартр, 1180). Ученик Абеляра, соратник Фомы Беккета, епископ Шартра (1176); написал «Житие» Фомы Беккета и святого Ансельма, «Polycrati-cus» — сатиру на свое время, «Metalogicus» и «Entheticus» — сатиру на лжефилософов, а также «Historia pontificalis» (1148-1152).
Ионийцы Пифагорейцы |
ИОНИЙСКАЯ (школа): греческая философская школа (VI в. до Р.Х.), представителями которой были Фалес из Милета, т Анаксимандр, Анаксимен и Анаксагор — первые искатели 'рационального объяснения мира. Они знаменуют собой начало западной науки. Ионийская школа отличается от италийской философии, связанной с именем Пифагора и тяготеющей к мифическому объяснению мира, отраженному в религии и поэзии.
Фалес, Анаксимандр, Гераклит Пифагор
ИППОЛИТ (Жан): французский философ (Жонзак, 1907 — Париж, 1968). Профессор Сорбонны, затем — Коллеж де Франс, директор Высшей нормальной школы. Своим «Переводом Феноменологии Гегеля» (1939-1941) и комментарием «Генезис и структура Феноменологии духа» (1947) внес значительный вклад в распространение во Франции гегелевской мысли. «Введение в философию истории Гегеля» (1948) и «Логика и существование» (1953) продолжают размышления о Гегеле. «Очерки о Марксе и Гегеле» демонстрируют оригинальность ранних произведений Маркса.
ИРОНИЯ: форма насмешки. Различают: 1) добрую иронию, или «сократическую иронию», начало которой — наше чувство, что мы чего-то не знаем, выражающееся в наивном вопрошании (Сократ, например, просил политиков определить сущность политики; медиков — определить прежде всего сущность медицины); 2) романтическая злая ирония — разрушительная ирония, в основе которой — чувство нашего бессилия перед лицом судьбы.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ: то, чтпрНитьзя понять посредст вом одного только разума. Иррациональное обозначает как чувство (например, чувство природы), так и опыт волевого действия: чувство или акт будут по сути своей иррациональны, если в своей специфической реальности они несводимы к дискурсу, который можно о них составить. В более широком смысле иррациональным является то, что познается только посредством интуиции, что не является концептуальным, например реальность внешнего мира (Кант), существование самого разума (Латк). С психологической точки зрения поведение иррационально, если оно выражает собой непосредственную реакцию (эмоциональное, страстное, рефлекс), а не исходит из хорошо продуманного волевого решения.
ИСКУССТВО: способ сделать вещь согласно правилам. В более узком смысле (начиная с XIX в.): самовыражение посредством эстетического творчества — изящные искусства. Наиболее общая философская проблема здесь —- проблема функции искусства: 1. Прежде считалось, что оно выражает «красоту». Но что такое красота? Понятие красоты, обладает ли оно объективной ценностью или же раскрывает лишь личное суждение каждого? Вещь является красивой только потому, что я считаю ее красивой, или же я считаю ее красивой потому, что она действительно является таковой? От Платона до Канта философы пытались обосновать объективность искусства и красоты. Красивое, — писал Кант, — это «то, что нравится вообще, хотя это и невозможно проверить разумом»; соответственно, считалось, что существует так называемая «красота в себе» — универсальный идеал, к которому должны стремиться произведе-
ния искусства. Эта классическая концепция искусства настаивала на определенных доминантах, таких как гармония, чистота, благородство, искренность, воспитание чувств. Ма-дрнна Рафаэля, проповедь Боссюэ, здание Мансара, церковная соната дают хорошие примеры таких доминант. Функция искусства здесь — идеализация реальности. 2. История искусства приводит нас к различению красоты произведения искусства и представления о красивой вещи. Искусство может быть красивым и в то же время изображать, например, падаль (Бодлер), ничтожество («Обжора» Тулуз-Лотрека), гротеск («Карлик» Веласкеса), ужас (Босх). Его функция — раскрытие того, что Мальро называет «ночной стороной мира», той, что избегает нашего повседневного взгляда и разглядеть которую нам мешают социальные условности и традиции. Гойя считал репрезентацию красивого «ложью» и «ослеплением». Согласно более современной концепции, искусство — явление в высшей степени реалистическое: его функция — выражение не красоты, но реальности. В заключение следует сказать, что понятие красоты сменилось в наше время понятием аутентичности; то, что в произведении.выражено аутентичным способом, обладает реальностью, независимой от нас. Так, например, произведения Ван Гога отражают его трагическое мировоззрение; мы можем не любить Ван Гога, но мы не можем сделать так, чтобы трагизм перестал существовать в его произведениях. Именно в этом смысле произведение искусства обладает объективной реальностью, независимой от наших чувств. См. Абстрактное, Изящные искусства, Эстетика.
ИСТЕРИЯ: невроз, как правило отличающийся нервными кризисами, повышенной возбудимостью (возбудительная истерия), но который может выражаться и парализацией активности (упадочная истерия). Ф. Пинель и Ж. Этьен Д. Эскироль обратили внимание на то, что сексуальная озабоченность играет важную роль в развитии аффекта — отсюда его название: «маточная страсть». Жан Мартен Шарко, занимавшийся изучением истерии с 1882 по 1885 гг., считал ее следствием органического аффекта, тогда как (это было доказано Ж.Бабински и Э. Дюпре) речь идет лишь о психиатрическом аффекте. Фрейд, изучавший ис-
герию с 1893 по 1895 г., видит в ней (особенно в её женском варианте) результат вытеснения сексуальных наклонностей. Но что бы она собой ни представляла, истерией сопровождается экзальтация воображения, что приближает ее к мифо-мании; ее истоки — аффективного порядка. На эту тему стоит также прочитать: Жане «Ментальные травмы истериков» (1893), «Истерия: избранные тексты Ж.М. Шарко» (1971), Фрейд «Пять лекций по психоанализу» (1973).
ИСТИНА: соответствие сказанного существующему на самом деле. Следовательно, истина — это отличительная особенность нашего познания, а не того, что существует (реальности). Классически она определяется как «соответствие нашей мысли (восприятия, суждения) реальности». Зато в математике, где речь идет исключительно о внутренней строгости умозаключения, истина определяется как «самосогласованность мысли» (Кант). Когда речь идет об историческом становлении, возникает понятие диалектики истины: истина здесь —- это «согласованность того, что мы мыслим, с тем, что должно наступить» (Гегель, Маркс). Истину утверждает тот, кто знает, что уготовано нам историей. Даже с чисто практической точки зрения, истина концепции определяется ее «успехом» (прагматизм Ч.Пирса, Джеймса, Дьюи). Мы видим, что в зависимости от физического мира или мира истории и человеческих отношений истина может быть абсолютной или относительной. Философия всегда считалась поиском истины. О какой истине идет здесь речь, об истине чего? Задача «первой», или фундаментальной философии, — познать основания человеческой мысли (Платон, Спиноза, Кант, Фихте, Гегель), т.е. тот свет (или абсолют), который делает возможным всякое знание; тогда мы говорим об истине. Но речь может идти и об обретении истинного знания феноменов природы, и именно это — объект науки вообще. Современная философия склоняет умы к размышлению над историей: Мерло-Понти («Знаки», 1961) утверждает, что здесь необходимы такие качества, как отрешенность и неангажированность, поскольку лишь они обеспечивают трезвый и глубокий взгляд, постепенно открывающий историческую истину. Он противопоставляет философское размышление об истории ослеплению партийного
человека, поскольку само это размышление должно быть лишь моментом на службе у «аутентичного» действия (совпадающего с направленностью истории или исторической истины). Различают философа, который ищет истину, и мудреца, который ею обладает; а также, с другой стороны, пророка, который ее предвидит и возвещает, и, в порядке исторического действия, героя, который ее реализует. См. Познание, Диалектика.
ИСТОРИЧНОСТЬ: отличительная черта исторического.
Метафизическая проблема историчности в том, почему человек рождается, развивается и умирает? Бергсон свел ее к проблеме всеобщей жизни, которая расцветает и дробится на индивидов, подобно тому как жизнь дерева расцветает в листьях, обреченных на ежегодную гибель, но развивается уже не в них. Хайдеггер отождествлял ее с проблемой конечности человека, и вся его философия — попытка понять человеческое поведение на основе первичной историчности человека, чувства временности существования и обреченности на смерть.
ИСТОРИЯ: знание о прошлом человечества; актуальное развертывание человеческой жизни. В первом смысле история — это познание происхождения и эволюции человечества, в частности народов и наций. Познание прошлого поднимает эпистемологическую проблему, т.е. проблему метода, которую можно сформулировать так: каковы методы, позволяющие установить объективное знание о прошлом и рассматривать историю как науку? Следовательно, нужно определить ее объект и ее метод.
Объект истории: Чистая история — так, как ее некогда понимали, — имела обыкновение рассматривать лишь «события», т.е. уникальные факты, никогда не повторяющиеся и обычно связанные с деятельностью исторических лиц. Мы устанавливаем исторический «факт», объединяя устные и письменные свидетельства, семейные предания. Так, например, историк постарается найти точное месторасположение Алезии и выяснить мельчайшие детали, вынудившие в 52 г. до Р.Х. Версенгеторикса [Vercingetorix] сдаться Цезарю. «Отцом истории» считается греческий историк Геродот
(ок. 485-420 гг. до Р.Х.). «История» Геродота — это рассказ о мидийских войнах, в который вплетены многочисленные сведения о нравах, повседневной жизни, законах и даже легендах этой эпохи. История как исследование причин — выше простого пересказа благодаря попытке объяснения. Родоначальником исторического объяснения считается Фу-кидид (470—401 гг. до Р.Х.), написавший «Историю пелопонесских войн», где он пытается вывести принцип, объяснить разумность одних событий в их сопоставлении с другими. При этом он заботится как о точности и глубоком знании исторических документов, так и о критическом подходе к информации. Французский историк и экономист Ф. Симиан (1873-1935) предпочтет опираться уже не на причины, а на условия («Заработная плата, социальная эволюция и деньги», 1932). Условия того или иного события, исторических перемен могут включать в себя многочисленные причины: они очерчивают рамки, за пределами которых событие уже не может произойти. Как только мы нашли смысл, структурирующий многочисленные события и управляющий общей эволюцией, мы можем говорить о законах. История, как и физика, хочет выявить постоянные связи, имеющие место в мире человеческих феноменов. Если взять отдельного индивида, то эти законы предстают здесь в качестве сил, превышающих его личную волю. Это так называемая «социологическая» концепция истории. В «Войне и мире» (1865-1869) Толстой подробно описал опыт генерала Кутузова, отказывавшегося предпринять какую-либо личную инициативу для того, чтобы позволить свободно действовать армейским частям и не мешать им общими действиями. Он понял, что общественные и человеческие законы, в чьих руках индивиды — лишь игрушки, должны привести великую Россию к неизбежной победе над наполеоновскими войсками. Маркс (1818-1883) развил эту теорию законов, управляющих эволюцией общества, усмотрев в экономическом базисе страны пружины эволюции надстроек (политический режим, идеология, культура). История, однако, показала, что предсказать будущее эти законы Марксу не помогли. Так, он предсказывал, что Великобритания, будучи наиболее развитой капиталистической страной, первая осуществит пролетарскую революцию; однако сегодня эта страна представляет
собой один из последних оплотов парламентской монархии. Революция же, с точностью наоборот, имела место как раз в наименее развитых странах, преимущественно сельскохозяйственных, таких как Китай, Югославия и т.д.: теоретиком подобной эволюции был В. Ленин. Крах коллективистских режимов Восточной Европы в ноябре и декабре 1989 г. лишний раз показывает, сколько сюрпризов уготовано историей для своих теоретиков, пытающихся объяснить ее эволюцию.
Методы объективного познания: центральным вопросом для историка, задумывающегося о своей деятельности, будет вопрос об объективности его знания о прошлом. Под этим следует понимать не только непредвзятость исторического повествования, но и его соответствие действительным событиям. Непредвзятость довольно проблематична, ведь сам историк — субъективность, введенная в историю; у него могут быть свои прогнозы о будущем общества. Так, например, Французская революция 1789 г. может вызывать весьма разные интерпретации: если субъективный историк является приверженцем социалистической линии, он выделит здесь понятие равенства, эгалитаризма («Всем поровну»). Если же он связывает будущее общества с либерализмом, то выделит понятие свободы («Каждому по заслугам и по взятой им на себя ответственности»). Политический деятель, заботящийся о сплоченности общества («братстве» французов), сможет поразмыслить об условиях, приведших в 1792-1794 гг. к террору, чтобы избежать в будущем повторения подобного процесса, и т.д. Однако если историк методологически выбрал критический и объективный подход, ему следует абстрагироваться от всех личных политических проектов. Объективность истории предполагает преодоление политической субъективности ради «субъективности более высокого ранга — субъективности человека» (Рикер, «История и истина», 1955). Симпатия, лежащая в основе понимания всех человеческих феноменов, предполагает некоторую долю критического духа и целостный подход. Одним словом, исторический факт, установленный историком, не должен смешиваться с событием: его поддерживают неторопливые и глубокие связи, на которых и он сам, в свою очередь, отражается и которые придают ему смысл. Так, например,
если мы зададимся вопросом, что же считать важнейшим событием второй мировой войны именно как войны, нам, скорее всего, ответят: принятый американским конгрессом 11 марта 1941 г. закон о ленд-лизе, так называемый «закон о ссуде», позволивший ассигновать денежные средства Великобритании, затем СССР, Китаю и Франции, сражавшимся с противником, бесконечно превосходившим их в вооружении, — поскольку апостериори этот закон дает нам ключ к пониманию событий. После этого закона нападение 22 июня 1941 г. на Россию (план Барбаросса) можно считать обреченным на провал (поражение немцев под Москвой 5 сентября 1941 г., общий крах и капитуляция немецких армий под Сталинградом 2 февраля 1943 г.), а исход войны неизбежным как при наличии, так и при отсутствии непосредственного участия американских войск вслед за Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 г. Зато, если это американское вмешательство и не является определяющим для исхода войны, оно расширило поле военных действий, ускорило их ход, и в конечном счете позволило избежать (в частности, благодаря высадке 6 июня 1944 г. в Нормандии) контроля СССР над всей Европой в течение последующих 44 лет. Таким образом, важнейшим «историческим фактом» будет тот, что полнее всего наделен «смыслом», позволяющим апостериори структурировать наибольшее число последующих событий. История—объект исследования множества дисциплин. Своим уже знаменитым анализом Бродель показал, что историю следует рассматривать многоступенчато, разложив ее на несколько планов, изучая различные типы исторических ритмов, в зависимости от того, идет ли речь об истории Земли (ледники, дрейф континентов, биохимическое атмосферное равновесие), истории общества или истории индивидов («Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», 1946): «Эта книга разделена на три части, причем каждая содержит в себе попытку объяснения целого. Первая затрагивает почти неподвижную историю, историю человека в его отношениях с окружающей его средой.