Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С. 2 страница

КОГЕН (Герман): немецкий философ (Косвиг, 1842 — Бер­лин, 1918). Основатель Марбургской школы, один из глав­ных представителей неокантианства. Большая часть его произведений представляет собой критический коммента­рий мысли Канта. Он написал «Кантовскую теорию опыта» - (1871), рефлексия которой направлена на первую часть «Критики чистого разума» Канта. «Логика чистого зна­ния» направлена на «Аналитики» —■ вторую часть того же произведения Канта, «Этика чистой воли» (1904), «Эстети­ка чистого ощущения» (1912) и «Понятие религии в системе философии» (1915), «Размышления об иудаизме» (1924) направляют его рефлексию к моральной и религиозной фи­лософии, которая приходит на смену его эстетике и теории познания.

КОЖЕВ (Александр Кожевников): французский философ (Москва, 1902 — Париж, 1968). Покидает Россию в 1920 г., пишет диссертацию под руководством Ясперса и Хайдегге-ра, обосновывается во Франции (1927) и преподает в Прак­тической школе высших исследований «Феноменологию духа» Гегеля (1933-1939). Его ученики: Арон, Р. Кено, А. Бре-тон, Ж. Батай, Лакан, Мерло-Понти, Сартр. Ставшие зна­менитыми конспекты его лекций опубликовал в 1947 г. Кено под названием «Введение в чтение Гегеля». Экономист, он представлял Францию при переговорах, касающихся между­народной торговли (O.C.D.E., G.A.T.T., G.N.U.C.E.D.). Его философская задача — показать гегелевскую систему знания как систему, «исчерпывающую все возможности мысли» и круговую систему. Он анализирует мировые события в свете понятия «конца истории» или «смерти человека в собст­венном смысле слова», понимая под этим рождение постре­волюционного общества — гомогенного и универсального,

когда эра трагедии тускнеет, перед эрой администрации и управления. Его произведения: «Эссе по разумной истории языческой философии» (1971-1973), «Набросок феномено­логии права» (1981), «Понятие, время и дискурс» (1990).

КОЙРЕ (Александр): французский философ и эпистемолог русского происхождения (Таганрог, Россия, 1882 — Париж, 1964). После получения высшего образования в Геттингене (1908), где он посещал лекции Гуссерля и Гильберта, онпе­реезжает в Париж (1910), где посещает лекции Бергсона и Брюнсвика. Связь философии и истории науки оживляет всю его мысль. Его работы по эпистемологии отличаются и от эмпиристической эпистемологии, не знающей априорную мысль и основывающейся только на опыте, и от позитивист­ской эпистемологии, в которую формализм привносит раз­рыв между математикой и подразумеваемой реальностью. Публикацией исследований по классической философии («Идея Бога и доказательства его существования у Декарта», 1922; «Идея Бога в философии св. Ансельма», 1923) Койре начал анализ космологии XVI и XVII вв. и принципов, обно­вивших научную мысль («Философия Якоба Беме», 1929). Он опубликовал «Галилеевские очерки»: 1) «На заре клас­сической науки»; 2) «Закон падения тел»; 3) «Галилей и закон инерции». Им написано также: «От замкнутого мира к бесконечному универсуму» (1957), «Астрономическая ре­волюция: Коперник, Кеплер, Борелли» (1961), «Ньютонов­ские очерки» ( 1964 ).

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ: относящийся к количеству. Наука стремится заменить количественным познанием, использу­ющим измерения, качественное познание, основанное на ощущениях и чувствах. Например, для Декарта радуга была чисто качественным феноменом, чем-то вроде чуда. Откры­тие причин этого явления (разложение света, проходящего через капельки воды, находящиеся в воздухе в подвешенном состоянии) позволило получить количественное познание, т.е. математическое вместо простого качественного описания.

КОММУНИЗМ: социальная доктрина, предсказывающая общие блага и отсутствие частной собственности.

Идею коммунистического образа жизни мы находим еще в «Государстве» Платона; в период Возрождения она воз­никает снова, как идеал, в произведениях Мора («Утопия») и Кампанеллы («Город Солнца»). Но только Бабеф пер­вый представил коммунизм не как философскую идею, но как политическую программу (Общество равных). Пос­ле «ассоциационистских» опытов Оуэна в Англии, Кабе во Франции, позднее — Сен-Симона и Фурье доктрина Маркса и Энгельса получила широкое признание: они были первыми, предсказавшими обобществление не только по­требительских благ, но и средств производства. Сегодня ком­мунизм представляется нам как образ жизни людей за «же­лезным занавесом» (в СССР, Китае): подавление личной свободы, исключительная власть государства над всеми сред­ствами производства. В действительности даже в этих стра­нах коммунизм остается идеалом — идеалом всецело обоб­ществленной жизни, где индивид, абстрагировавшийся от всех личных инстинктов, жил бы полностью для группы. Даже социализм, практиковавшийся в СССР и установ­ленный диктатурой пролетариата, рассматривал себя лишь как временный этап, который подготавливает коммунис­тическое будущее. Это будущее должно совпасть с исчез­новением государства, которое будет заменено народными ассамблеями. Короче говоря, несмотря на видимость реаль­ности, коммунизм все еще принадлежит к области филосо­фии. См. Марксизм.

КОММУНИКАЦИЯ: отношения между людьми. Эти отно­шения возможны благодаря языку; тем не менее большая часть людей рассматривает объективный язык лишь как не­совершенное средство для реального общения, и очевидно, что речь — это всегда лишь средство выражения в распоря­жении личности, не сводимой к тому, что она говорит (имен­но поэтому два живых существа никогда не скажут друг другу все раз и навсегда). Но язык также является единственным объективным типом коммуникации, который всецело уважа­ет личность другого и.признает ее право на существование: нужна была высокая степень культуры и должно было прой­ти много времени, прежде чем люди узнали, что язык создан для сохранения и обмена идеями. Философия коммуника-

ции ищет законы, управляющие отношениями между людь­ми; ее фундаментальная проблема — познание другого. Для Платона (который, кроме того, осуществил анализ люб­ви), как и для Сенеки, самое чистое межличностное отноше­ние — это «дружба». Для Канта — это «уважение»; для Шелера — «симпатия». Философия коммуникации пред­ставлена сегодня Бубером в Германии и Левинасом во Франции. Психологи, как Лагаш, сводят коммуникацию к фундаментальному понятию «влияния», которое Фихте в своей «Теории права» определил как «воздействие свободы на другую свободу», что противоположно как насилию, так и безразличию.

КОМПЛЕКС: совокупность идей, образов и чувств, бес­сознательно образующих нашу личность. Термин введен Блейлером, использовался Фрейдом в психоанализе; в бо­лее узком смысле обозначает бессознательный конфликт, противопоставляющий друг другу наши противоречивые ин­стинктивные склонности, которые сосуществуют в одном человеке. Комплексы формируются в первые годы жизни, в определенной человеческой среде, и уже на их базе образу­ется вечная пара любовь — ненависть. Комплексы образуют жизненные узы, влекут за собой растрату сил и создают адап­тационные трудности. Суровые общества пуританского типа поощряют развитие комплексов. Психоаналитическое лече­ние, проводимое квалифицированным специалистом (во Франции — членом Общества психоанализа), в принципе, может освободить человека от комплексов, примирить че­ловека с самим собой, доведя до его сознания противопо­ложные наклонности, бессознательно воздействующие на личность. Жизненный успех (эмоционального, интеллекту­ального или социального порядка) остается здесь лучшим терапевтическим средством. См. Кастрации (комплекс), Неполноценности (комплекс), Эдипов (комплекс), Пси­хоанализ.

КОНВЕЙЕРНЫЙ (метод работы): коллективный труд, организованный по частям. Цель работы по конвейерно­му методу — сделать более эффективным сотрудничество человека и машины. Эта современная форма труда может

рассматриваться как промежуточный этап между ремеслен­ным трудом и автоматизацией. Некоторые рабочие пред почитают ее свободному труду, потому что чувствуют себя свободными от всякой ответственности. Другие, наоборот, тяжело переносят ритм, навязываемый конвейером, частич­ность своего труда и страдают от деперсонализованны^ от­ношений.

КОНДИЛЬЯК (Этьен Бонно де): французский философ (Гре­нобль, 1715 — аббатство Флюкс, 1780). Видел в ощущении источник всех реальных знаний («Трактат об ощущениях», 1754). Некоторые считают его одним из основателей совре­менной экономической науки за его произведение «О выго­дах свободной торговли» (1776). См. Сенсуализм.

КОНДОРСЕ (Мари Жан де Карита, маркиз де): француз ский философ, математик и политический деятель (Рибмон, 1743 — Бур-ля-Рен, 1794). В 16 лет он уже представляет свою первую работу по математическому анализу. В 26 лет вступает в Академию естественных наук, а в 1773 г. стано­вится ее непременным секретарем. Депутат Законодатель­ного собрания, сторонник жирондистов, не принадлежащий ни к какой партии; в 1793 г. выходит постановление об его аресте, в следующем году он арестован. Он покончил с собой в тюрьме, приняв порцию яда. Именно в тюремном заключе­нии он написал свой «Эскиз исторической картины про­гресса человеческого духа», где традиционное религиозное чувство он замещает религией прогресса человечества, что предвосхищает доктрину Конта.

КОНЕЧНОСТЬ: характер того, что имеет конец. Этот термин, чрезвычайно распространенный в современной философии, обозначает прежде всего характер, присущий человеческому сознанию, раскрывающийся в тоске, свя­занной со смертью (Хайдеггер), в невозможности для лич­ности выразить себя, заявить о себе раз и навсегда в слове или действии, наконец, в невозможности сделать все в жиз­ни одновременно и в необходимости свободного и произ­вольного выбора между предлагаемыми нам возможностями (Сартр).

КОНТ (Огюст): французский философ (Монпелье, 1798 — Париж, 1857). Математик по образованию, выпускник Политехнической школы, Конт — представитель позити­визма. Позитивизм, по его мнению, («Лекции по позитивной философии», 1830-1842) представляет собой конечную ста­дию развития человечества, которое постепенно поднима­лось от «теологической стадии», на которой все объясняется в терминах магии, к «стадии метафизической», где объяснение довольствуется словами (средневековая схоластика: «Поче­му мак усыпляет? В силу своей усыпительной способнос­ти»), и, наконец, к «позитивной стадии», на которой объяс­нить — значит «узаконить». Нам ведом лишь опыт и ничего больше. «Существует лишь одна абсолютная максима: это то, что нет ничего абсолютного». Конт — основатель социо­логии, которую он считал «социальной физикой», просто применяя методы физики к обществу. Его моральная фило­софия сводится к альтруизму. В 1844 г. он встречает Кло­тильду де Во, которую любит романтической и платоничес­кой любовью. Эта встреча приводит его к мистицизму и, после смерти Клотильды, к религии Человечества. Именно здесь корень расхождения Литтре и Конта, когда Литтре отделяется от Конта и начинает писать свои собственные произведения. Несмотря на устаревший и академический стиль, «Позитивная философия» и особенно «Система пози­тивной политики» (1851-1854) для нас все так же поучи­тельны.

КОНТАКТА (социология): социология, в основе которой лежит метод понимания, чувство, постигающее свое­образную природу социальной реальности. Противосто­ит объективному и аналитическому наблюдению куль­турной антропологии. См. Понимание, Социология.

КОНФУЦИЙ, по-китайски Кун-цзы: китайский философ (ок. 551 — ок. 479 до Р.Х.). Его жизнь известна нам лишь из «Исторических записок» Сыма Цянь. Кроме того, в специ­альный сборник собраны речи Конфуция к ученикам. С определенной долей уверенности можно сказать, что Кон­фуций, как и Сократ, не писал никаких произведений. Его учение направлено исключительно на мораль, проповедую-

щую усилие в движении к добру, культуру личности, только благодаря которой возможно гармоничное общество. Друж­ба (yen) и справедливость (yi) — для него две главные добро­детели. Начиная с V века нашей эры изображения Конфу­ция украшают общественные храмы. Он был официальным философом Китайской империи: чтобы сделать управлен­ческую карьеру, необходимо было знать произведения, со­держащие основу его учения (king). Культ Конфуция пере­стал быть официальным после революции 1912 г., и с тех пор моральное учение Конфуция (основанное на порядке, уважении к традициям) не является больше обязательным для изучения в школах. Философская и моральная доктрина Конфуция именуется конфуцианством.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ: доктрина, согласно которой позна­ние проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. Иначе говоря, наши общие идеи проявляются по поводу частного опыта: например, универсальное понятие справедливости может возникнуть у нас при созерцании какой-то конкретной несправедливости, хотя сама эта идея.... скрытым образом уже существовала в нашем уме еще до это­го опыта. Это теория Абеляра, и термин «концептуализм» применим сегодня также к теориям Аристотеля и Канта. Концептуализм представляет собой что-то вроде синтеза эмпиризма и рационализма:

КОСМОГОНИЯ: наука об образовании Вселенной. Различа­ют космогонические теории спиритуалистов, для которых материя, возникновение звезд и планет связаны с конденса­цией энергии, по сути своей, нематериальной {Лейбниц), и материалистическую космогонию, считающую материаль­ный атом источником всех вещей и выводящую энергию из движения одних атомов относительно других {Декарт, Кант, Лаплас). Наряду с подобными «теориями генезиса» существуют так называемые «теории катастроф», один из первых примеров которых — теория Бюффона, объясняю­щая возникновение солнечной системы столкновением ко­меты и Солнца; можно отметить также теории английских ученых Джинса и Джефриса. Современные исследования развиваются в русле углубления небулярной теории.

КРИТЕРИЙ: знак, позволяющий отличить истинное от ложного и делающий возможным суждение. Критерий ис­тины, который ищут почти все философы, — это отличи­тельный знак, при помощи которого мы можем ее узнать. Для эмпириков (как Юм) утверждение об истинности про­истекает из «чувства реальности», сопровождающего по­знание (которое обычно зависит от «привычки»). Для раци­оналистов (как Декарт) критерием истины будет чувство рациональности или чувство очевидности.

«КРИТИЙ, или АТЛАНТИДА»: диалог Платона (IV в. до Р.Х.), в котором рассказан миф об Атлантиде.

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»: произведение Канта (1788), в котором философ определяет природу мо­рального закона и содержание практических принципов. Такое содержание в целом предполагает три постулата, а именно: свобода, бессмертие и существование Бога— по­стулаты, недостижимые для теоретического разума.

«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»: последнее из трех главных философских-произведений Канта (1790), по­священное эстетическому суждению (как помыслить краси­вое? Это «целесообразность без цели») и телеологическому суждению (как помыслить целесообразность в организмах? «Ничто не существует напрасно»).

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»: важнейшее произве­дение Канта (первое издание — 1781; второе издание, пе­реработанное, — 1787). Автор излагает здесь новую фило­софскую программу, которая сегодня является программой современной философии: призвание философии не в том, чтобы позволять нам научно познавать мир; она должна раскрыть нам само основание науки в человеческом уме. Произведение подразделяется на «трансцендентальную эс­тетику» или теорию интуиции (пространство и время), «трансцендентальную аналитику» или теорию понятий и форм нашего знания о мире и «трансцендентальную диа­лектику» или теорию непознаваемого для нас (целостность мира, бессмертие души и существование Бога). Таким об-

разом, «Критика» определяет источник, формы и границы всякого человеческого знания вообще.

КРИТИЦИЗМ: всякая доктрина, основанная исключитель­но на рефлексии, замкнутой на самой себе. (Противоп. догматизму). Основоположником критицизма был Кант: он заменил вопрос о происхождении мира (который был основным вопросом теологии и классической философии) вопросом об основаниях нашего знания. Любая философия, которая вместо стремления к познанию мира (что является объектом науки) анализирует наше знание о мире, будет критической философией. Как мы видим, критицизм восхо­дит к Платону и принадлежит к области идеализма. После Канта критическими философами являются, в частности: Фихте (критическая философия противостоит здесь фило­софии природы Шеллинга), Коген (для которого она сводит­ся к логической теории познания), Дильтеп (распространя­ющий критическую рефлексию на область гуманитарных наук), Гуссерль (для кого интеллектуальное познание опи­рается на интуицию, а критика на феноменологию), Ласк (который, в свою очередь, создает синтез критицизма и фе­номенологии).

«КРИТОН»: один из первых «Диалогов» Платона (ок. 395 до Р.Х.). Сократ отвечает Критону, пришедшему к нему в тюрьму с предложением его освободить, прозопопеей зако­нов, где показывает, что закон, даже несправедливый, следу­ет уважать.

КРОЧЕ (Бенедетто): итальянский философ, критик и историк (Л'Акуила, Абруцци, 1866 — Неаполь, 1952). Своим автори­тетом и сопротивлением фашизму возвращает Италии ее место в европейской культуре. Его главные произведения («Философия духа: Эстетика», 1902; «Логика», 1905) разви­вают спиритуализм, идущий от Гегеля (бытие — это сама деятельность сознания); он описывает циклическую исто­рию развития мысли («Теория и история историографии», 1912-1913), которая через последовательные фазы интел­лектуальной и практической деятельности (экономика и мо­раль) находит в искусстве свое наиболее полное выражение.

КСЕНИЗМ [xenisme]: использование иностранных слов в философском языке. Когда иностранное слово или выра­жение, с одной стороны, оказывается короче, с другой — непереводимо, тогда ксенизм оправдан; но он бесполезен, когда существует эквивалент в родном языке. В логике мы используем выражения a priori и a posteriori, описывающие, соответственно, доопытную идею, источник которой — только в разуме, или, наоборот, идею, приобретенную на основе данных опыта. Выражение ab absurdo служит приме­ром бесполезного использования иностранных слов, по­скольку по-русски можно сказать также кратко и определен­но — «от противного (доказательство)». В психологии часто используются английские слова, что отчасти объясняется тем интересом, который всегда уделяли ей англичане, внима­тельные скорее к фактам наблюдения, чем к абстрактным идеям. Так, мы используем слово behavior, которое пере­водится как «поведение» и которое, в сущности, означает общую реакцию организма на возбудитель и не обладает адекватным эквивалентом. Слово «тест» также широко ис­пользуется в разговорном языке: буквально оно означает «испытание» или в более узком смысле — серию упрощен­ных небольших экзаменов, постепенно охватывающих все умственные способности индивида с целью проверить его пригодность для определенного вида труда. Подчеркнем, что психология крайне редко прибегает к латинским выраже­ниям; к тому же это происходит скорее через посредство английского языка, как в слове stimulus, заимствованном у английской психометрической школы и означающем воз­буждение, вызванное внешним фактором. Мораль и обще­ственная экономика также заимствуют английские слова: например holding, или, еще чаще trust. Социология, исследу­ющая примитивные народности, использует типичные для них термины, влекущие за собой совершенно чуждый нам культурный и социальный контекст, и которые не могут найти себе в нашей ментальное™ точного эквивалента. Та­ковы термины «тотем», слово из альгонкинского языка (Се­верная Америка): скульптурный образ воображаемого жи­вотного, считающегося общим предком всех членов кла­на, — или же термин «табу», полинезийское слово: запрет, касающийся объекта или лица, которое запрещено трогать

или даже просто называть по имени, — или понятие «мана», также заимствованное из полинезийского языка, означаю щее одновременно таинственную и имманентную силу, счи­тающуюся скрытым двигателем всего живого. Психоанализ заимствует свои типовые формулировки у античных авторов. Здесь прежде всего стоит отметить термин «либидо» (бук вально: «удовольствие»), означающий жизненный инстинкт заставляющий нас действовать в поисках удовольствия и, в более широком смысле, счастья. Стоит также упомянуть «акме» (буквально: «точка»), т.е. высшая точка проявления феномена и, в частности, «эмоции»; «психика» — выраже ние, которое, по Юнгу, включает в себя «все сознательные и бессознательные психические феномены»; «эрос» — комп леке человеческих желаний (низший и высший «эрос»); «катарсис» — термин, используемый также в эстетике, ко торым школа Фрейда обозначает частный метод избавле ния от умственных расстройств с помощью припоминания идеи или эмоционального шока, вызвавших это расстройст во. Метафизика, которая вплоть до «Рассуждения о мето де» использовала исключительно латынь, сохраняет и до на ших дней некоторые латинские выражения, как, например, ego — трансцендентальный аспект «Я», который феномено логия отличает от его эмпирического аспекта; или некото рые формулировки, как, например, cogito — сокращенный вариант картезианского выражения «Я мыслю, следователь­но, я существую» (Cogito, ergo sum). В начале века словарь фи лософских терминов пополнился значительным количест вом немецких слов, что позволяет определить решаю щук > роль северных народов в обогащении классической филосо фии: например, понятие Dasein (буквально: «бытие здесь»), означающее в экзистенциальной философии простой фак i «конкретного» существования. Понятие Weltanschauung лишь частично можно передать переводом: «интуиция мира»; по Дильтею, это оригинальный синтез духовных предстан лений о мире, такой, каким он постепенно складывается и общем творчестве того или иного автора или культурном группы в ту или иную эпоху. К таким понятиям относятся также: Einftihlung, обозначающий, например, тот факт, что, пересекая порог готической церкви, мы чувствуем себя высо кими, и который переводится как «интропатия»; Gestalt

которое обычно переводится как «форма» или «структура» («Гештальттеория» — теория формы); Sehnsucht или ро­мантическая ностальгия; Gemtit, означающий ум и сердце одновременно и т.д. В заключение следует отметить, что философский язык включает в себя иностранные слова и выражения лишь по необходимости и при условии, что они отражают понятие, которое не может быть с точностью вы­ражено на родном языке.

КСЕНОКРАТ: греческий философ (Халкедон, ок. 400-314 до Р.Х.). Ученик ^Платона, возглавлял Академию (339) и пытался примирить платонизм с пифагореизмом.

КСЕНОФАН: греческий философ, основатель школы элеа-тов (Колофон, Иония, конец VI в. до Р.Х.). Автор поэмы «Природа», от которой до нас дошло лишь несколько фраг­ментов. Развивает идеалистический пантеизм, оказавший большое влияние на его ученика Парменида.

КСЕНОФОНТ АФИНСКИЙ: греческий философ и писатель (Афины, ок. 430 — там же, ок. 355 до Р.Х.). Один из учени­ков Сократа. Возглавлял армию Александра Великого при отступлении Десяти Тысяч. Позднее в Коронее сражался со своими согражданами, изгнавшими его из его города и лишь 20 лет спустя отменившими приговор. Наряду с Плато­ном — единственный, описавший жизнь Сократа в «Воспо­минаниях о Сократе» и «Апологии Сократа». Обладая умом скорее любопытным, чем глубоким, отличный свидетель со­бытий своего времени, он написал исторические рассказы («Эллины»), политические сочинения («Конституция Спар­ты»), историко-философский роман («Киропедия»).

К У АЙН (Уиллард Ван Орман, псевдонимУиллард): аме­риканский философ (Р. Акрон, 1908). Учился в Гарварде имеете с Уайтхедом, затем в Вене, Варшаве и Праге, где он познакомился с Карнапом. Преподавал логику и филосо­фию в Гарварде вплоть до 1978. В «Двух догмах эмпиризма» он критикует различие, проводимое между аналитическим и синтетическим высказываниями. Эта критика привела к переработке логического эмпиризма. Куайн применяет в

отношении философии языка бихевиористскую концепцию значения, противопоставляя ее тезисам Хомского о врож­денном знании. Куайн также критикует «миф о значении», отрицая тем самым возможность перевода с одного языка на другой. Его философия логики является важным вкладом в аналитическую философию. Куайн предлагает критерий «онтологического обязательства» для сущностей, сущест­вование которых утверждается в теории. Он относится с не­доверием к таким «интенциональным» понятиям, как зна­чение и синонимия. Наследник расселовской традиции в логике, он поставил аппарат современной логики на службу номиналистской онтологии. Его труды: «Математическая - логика» (1940), «Логический метод» (1950), «Мир и пред­мет» (1960), «Философия логики» (1970), «Теории и вещи» (1981).

КУЗЕН (Виктор): французский философ (Париж, 1792 — Канны, 1867), ученик Менаде Бирана и родоначальник «эк­лектизма»: его максима, заимствованная у Лейбница, гла­сит: «Все системы являются истинными по тому, что они утверждают, и ложными по тому, что они отрицают». Он пытался скомбинировать идеи Декарта, шотландской шко­лы сенсуализма и Канта. В конечном счете он отстаивает союз «двух бессмертных источников»: философии и рели­гии; вместе с Жерандо считается основоположником ис­тории философии во Франции; по его теории, все системы сводятся к четырем разновидностям: сенсуализму, идеализ­му, скептицизму и мистицизму. Он написал, в частности: «Историю философии XVIII века» (1826), «Очерки о Паска­ле» (1842), «Об истине, добре и красоте» (1853), «Общая история философии» (1863).

КУЛЬТУРА: социальное и интеллектуальное формирова­ние индивида (культура имеет тот же корень, что и культ, и предполагает религиозное уважение к тради­ции). Форма цивилизации«та или иная культура».

Различают многочисленные типы культур, в том смысле, что каждое общество обладает своими собственными институ­тами, в общей форме выражающими его духовное прошлое. Но понятие культуры всегда сохраняет нормативный смысл

и синонимично гуманизму: мы не говорим о варварской культуре (культуре антропофага или военной культуре, ос­нованной на насилии), но об индийской или китайской куль­туре, одинаково выражающейся и в цивилизованных нра­вах, и в культурном наследии в собственном смысле слова. См. Цивилизация.

КУРНО (Антуан Огюстен): французский экономист, мате­матик и философ (Гре, 1801 — Париж, 1877). Преподавая в Лионе и Гренобле, был старшим инспектором и ректором академии Дижона (1854-1862). Развивал исчисление веро­ятности, или законы случая, который он определяет как «встречу феноменов, принадлежащих к сериям, независи­мым друг от друга по порядку причинности» («Теории уда­чи», 2). Его книга «Исследование математических принци­пов и теория богатства» (1838) позволяет рассматривать его как предшественника математической школы в политичес­кой экономии. Его произведения: «Размышления о развитии идей и событий в наши дни» (1872), «Материализм, вита­лизм, рационализм» (1875).

КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ: фундаментальное произведение Огюста Конта (б томов, 1830-1842), в ко­тором он предлагает заменить спекуляции о первопри­чине систематической и позитивной репрезентацией универсума. См. Позитивизм.

КЬЕРКЕГОР (Серен): датский философ и писатель (Копен­гаген, 1813 — там же, 1855). Считается основоположником экзистенциализма. Его безусловное утверждение ценности и несводимости к чему-то иному индивидуальной жизни ста­ло источником реакции против философской «системы» как таковой (системы Гегеля). Его рефлексия не отрывается от превратностей его собственной жизни, и фигура его невес­ты — Регины Олсен — вновь и вновь появляется на страни­цах его произведений. Его анализ тоски, одиночества, судь­бы выливается в философию человека перед лицом Бога и времени, человека, соприкасающегося с вечностью. Его концепция этапов жизненного пути: эстетической (или чув­ственной) стадии, этической (или философской) и религи-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: