Применение критерия Стьюдента для зависимых выборок

Рассмотрим задачу из раздела 5, которая была ранее решена по критерию Вилкоксона.

Задача. Исследование социального интеллекта студентов специальности информатика проводилось по тесту Гилфорда-Салливена. Достоверно ли изменение социального интеллекта у студентов четвертого курса вследствие проведения тренинга коммуникативной компетентности? В таблице приведены результаты измерения.

№ п/п Значение социального интеллекта до тренинга Значение социального интеллекта после тренинга Сдвиг, d d2
      +2  
      +6  
      +3  
      -3  
      +1  
         
      +4  
      -2  
      +3  
      +4  
      +1  
      +5  
      -1  
         
      +6  
сумма        

Решение. Для решения выбираем t-критерий Стьюдента.

Гипотезы:

Н0: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности не выше, чем до тренинга

Н1: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности выше, чем до тренинга

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле

,

где d – разность между результатами в каждой паре (d=хпосле - хдо);

n – число пар данных (объем выборки), n=15

Для каждой пары значений определить направление и силу сдвига d = хпосле - хдо.

Вычислить сумму сдвигов

Вычислить сумму квадратов сдвигов:

Вычислить эмпирическое значение критерия:

Число степеней свободы: n = n – 1 = 15 – 1 = 14

По таблице определяем критические значения критерия при данном числе степеней свободы, ν = 14. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия t0,05=2,14, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия t0,01=2,98.

Сопоставив значения, мы можем заключить, что рэмп<0,05, следовательно, мы отклоняем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную.

Результаты представим наглядно.

Статистический вывод: так как рэмп<0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р<0,05.

Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности повлиял на значение социального интеллекта студентов (р<0,05).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: