V. Содержание учебного материала для студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

  Учебная дисциплина   ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ
  Тема занятия «Диагностические модели. Выбор опорных зубов”
  Курс   ІІІ курс (VI семестр)
  Факультет   стоматологический

Методические рекомендации подготовил

ассистент кафедры ортопедической стоматологии НМУ

Триль И.Б.

Киев-2012

І. Актуальность темы

Диагностические модели - это, как правило гипсовая копия зуба или челюсти пациента, которые служат в первую очередь для постановки и уточнения диагноза, планирования конструкции, контроле лечения, которое необходимо провести. Так же является юридическим документом, который свидетельствует о факте соответствующего лечения и его качества.

Выбор и планирование конструкции бюгельного протезу начинается с изучения диагностических моделей, которые позволяют определить объем необходимых изменений в ротовой полости, что позволяют оптимизировать условия протезирования. Чем более точная технология отливки каркаса цельнолитого бюгельного протеза, тем более качественный протез. Правильная оценка диагностических моделей лежит в основе правильного выбора рациональной конструкции будущего бюгельного протеза.

П. Учебные цели

1. Иметь представление о конструктивных и биомеханических особенностях БП - α-І.
2. Знать показания и противопоказания к применению БП - α-II.
3. Знать принципы планирования конструкции БП - α-II.
4. Уметь определить показания к БП - α-III.
5. Овладеть методикой обследования пациентов с частичной потерей зубов - α-III.
6. Развивать творческие способности в процессе овладения клинико-лабораторными этапами изготовления БП - α-IV.

Ш. Воспитательные цели

1. Сформировать чувство ответственности за правильный выбор конструкции будущего протеза и его функциональную полноценность.

2. Уметь сформировать у студента представления о съемном виде бюгельного протеза, как совершенное и психоэмоциональное восприятие пациентом, как сокращение адапционного периода.

Межпредметная интеграция

Обеспечивающие дисциплины Знать (=II) Уметь (=III)
Анатомия Физика и химия Строение полости рта Физико-химические свойства материалов для изготовления бюгельных протезов и влияния их на ткани полости рта Учитывать анатомические особенности полости рта при определении показаний к бюгельным протезам Уметь использовать на практике
Пропедевтика ортопедической стоматология    

V. Содержание учебного материала для студентов

Для изготовления бюгельного протеза необходимо отлить две рабочие модели и одну вспомогательную, для изготовления двух протезов - четыре рабочие модели.

Диагностическую, предназначенную для изучения в параллелометре и дублирования отливают из высокопрочного гипса.

Вторую модель вспомогательную отливают из медицинского гипса, они необходимы для фиксации моделей в положении центральной окклюзии, постановки искусственных зубов и полимеризации пластмассы.

Для повышения качества диагностических моделей оттиск с залитым в него гипсом ставят на вибростолик. При этом гипс уплотняется, а пузырьки воздуха выходят. Основание модели отливают обычным способом. При замешивании высокопрочного гипса никаких ускорителей для отверждения гипса не добавляют, консистенция его сметанообразная.

Для того чтобы окклюзионная поверхность зуба на модели была параллельна ее основанию, необходимо, чтобы дно ложки было параллельно плоскости стола, на котором производится отливка. В этом случае дно ложки является как бы плоскостью окклюзионной поверхности зубов. Высота модели должна быть не менее 4-5 см. Время затвердевания высокопрочного гипса - 8-10 минут. До полного затвердевания модель нужно предварительно подрезать ножом. Окончательную обрезку моделей осуществляют в специальном аппарате, который представляет собой шлифовальный мотор с прикрепленным к нему абразивным диском большого диаметра.

Для смыва гипса с карборундовом диска используют проточную воду. Аппарат позволяет получить ровные гладкие поверхности моделей и облегчает труд зубных техников. Боковые поверхности моделей обрезают так, чтобы они были перпендикулярны плоскости ее основания. Такая обработка модели необходима для дальнейшего изучения ее в параллелометре и дублирования.

Эти модели сразу являются диагностическими и контрольными. Они облегчают постановку диагноза, разработку плана лечения и помогают судить о результате лечения. С помощью диагностических моделей удается уточнить рельеф альвеолярной части, степень атрофии и ее характер, гипертрофию, деформацию после травмы, для проведения параллелометрии.

Если высокопрочного гипса нет, то для укрепления медицинского гипса его замешивают на 10% растворе хлористого кальция или кипятят модель в 25% растворе буры в течение получаса.

Вторую рабочую и вспомогательную модели используют для изготовления шаблона с прикусными валиками, загипсовки моделей в артикуляторе, постановки искусственных зубов и полимеризации пластмассы.

Выбор опорных зубов.

1. Чем больше количество зубов, которые служат опорой для кламмеров, тем больше передается жевательное давление на зубы.

2. При дуговом протезировании разгружается к известной степени слизистая оболочка и нагружаются зубы, необходимо применить плоскостное крепление, а при выборе кламмера отдавать преимущество тем, которые опираются и комьинироанным кламмерам со стабильным или полулабильным соединением с протезом.

Выбор и использование окклюзионных поверхностей.

Глубоких фиссур и резко выраженного экватора можно добиться путем искусственного углубления фиссур и изготовления коронки с экватором.

Фиссуры препарируют и образуют полулунные выемки в виде фигуры для свободного скольжения окклюзионной лапки при боковых движениях протеза.

При конечном седле дно фиссуры в опорном зубе образуют с наклоном в дистальном направлении так, что окклюзионная лапка располагается под углом 45 градусов к продольной оси зуба.

При промежуточном седле образуют ровное дно фиссуры, без наклона так, что накладка располагается перпендикулярно к продольной оси зуба.

При низких коронках спиливают бугор антагониста, который попадает на накладку, не углубляют фиссуры опорного зуба.

При наличии пломбы на жевательной поверхности опорного зуба замещают пломбу металлической вкладкой, в которой создается соответствующая выемка, что служит ложем для накладки.

Требования к опорным зубам

Зубы должны быть устойчивыми. При наличии патологического стираний зубов их нужно объединить в блок с рядом расположенными для образования устойчивой системы. Зубы с хроническими вокруг верхушечными очагами воспаления используются как опора, только после успешного пломбирования каналов. Коронки зубов должны иметь выраженную анатомическую форму. Для кламмерной фиксации не подходят зубы с низкой или конусообразной коронкой, обнаженной шейкой и резким нарушением соотношения длины клинической коронки и корня. Это противопоказание является относительным, после специальной подготовки такие зубы могут быть включены в опорам кламмерной системы.

Необходимо учитывать соотношение опорного зуба и антагониста.
Показанием к покрытию опорных зубов коронок - аномалии формы, разрушение их в результате кариеса, обнажение шейки зуба, гиперестезия эмали, наклон зуба в сторону дефекта.

Кламмерная система может считаться удовлетворительной, если она осуществляет функцию одинаково на всех опорных зубах, исключает выворачивание или повороты протеза, не повышает межальвеолярной высоты на окклюзионных накладках, минимально нарушает эстетику, не образует травматической окклюзии.

YI. План и организационная структура занятия

Этапы занятие Методы контроля но обучение Материалы и мет.забезпечен. Уровень усвоение Время мин.
  І. Подготовитель- ный этап Определение исходного уровня знаний Постановка учеб- ной цели и мотивация Проверить уме- ние поставить правильный диагноз П. Основной этап Определить показания и противопока- зания к бюгель- ным протезам в любой ситуации Уметь получить диагностические модели и дать их оценку Ш. Заключи- тельный этап   1. Устный опрос 2. Тестовый контроль 3. Ситуационные задачи Практический тренинг 1. Подвести итог усвоенного материала 2. Домашнее задание   Вопросы и тесты Путем запол- нения Истории болезни При обследова- нии больных Истории болезни больных   П-Ш П-Ш Ш-ІV   2-3 3-5 70-80% 2-3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: