Феноменология

Пример решения диагностической задачи

(просто ссылка на текст)

Лена Н., 10 лет, 5 гимназический класс.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

Запрос пед. коллектива: "Лена несколько раз била однокласс­ников. Посоветуйте, как прекратить это безобразие".

Данные, приведенные учителями:

Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из парал­лельного класса. В начальной школе она была в группе "лиде­ров" (3 чел.) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе трудностей не было. Девочка серьезно зани­мается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за ру­беж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учебной нагрузкой, преобладающие оценки - "4" и "5", всегда готова к уроку. Преподавателей и родительскую общественность возму­тили две драки с ее участием, происшедшие в начале второй четверти с разницей в несколько дней. Первый инцидент начался с игры в снежки перед школой. Лене показалось, что две девочки объединились против нее, кидают снежки не "на кого бог по­шлет", а именно в нее. Она ударила одну из них кулаком по ли­цу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учительница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при вы­ходе из автобуса Лена отомстила другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится; но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка она подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик не робкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился головой о стену и проплакал всю перемену. В школу срочно вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учителей, мать и дочь вели себя вызывающе: выслушали педагогов с каменными лица­ми и даже не извинились перед пострадавшими.

В классном коллективе у нее пока нет подруг, но нельзя ска­зать, чтобы она держалась обособленно.

Данные, сообщенные мамой:

Лена живет с родителями и младшей сестрой-погодком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва по­обедав, она с сестрой идет в музыкальную школу, где занимается уже шестой год. Мама намеренно загружает дочерей после уро­ков, чтобы приучить их заниматься делом и оградить от нежела­тельных компаний. По ее мнению, Лену отличают сентимен­тальность, увлечение романтической литературой, любовь к до­моводству. Девочка всегда говорит то, что думает, не терпит унижения, "очень уж горда", заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкальной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание роди­телей). Плачет редко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую позицию одобряет.

Сама мама закончила школу с медалью, 10 лет занималась в му­зыкальной школе, хорошо училась в МВТУ им. Баумана, водит ма­шину, сейчас работает на трех работах, так как муж, по ее словам, не обладает необходимой энергией, чтобы обеспечивать семью.

В этом учебном году Лена беспокоит маму своей неорганизо­ванностью: плохо планирует время, может забыть выполнить до­машнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлежностей. (Интересно, что учителя считают ее очень организованной.) Дело в том, что когда дочь училась в начальной школе, то мама работала на дому и полностью контро­лировала девочек, сейчас она целый день в разъездах, и дочери столкнулись с необходимостью самоорганизации.

То, что Лена пустила в ход кулаки, шокировало маму: "Я все­гда учила ее, что за себя надо уметь постоять, иначе не прожи­вешь, но делать это цивилизованно". После вызова к директору с ней серьезно поговорили дома. "Я знаю свою дочь, она больше ничего подобного не допустит", - заверила мама.

В прежнем классе у Лены была подруга, они вместе занима­лись и музыкой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. "У меня в школе тоже несколько лет не было под­руг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хотелось", - рассказала мама, так что к некото­рой изолированности дочери в классном коллективе ока относится спокойно.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Лена - миловидная девочка среднего роста, пропорционально сложена, с толстой длинной косой, в одежде придерживается ро­мантического стиля: оборки, кружева.

К беседе отнеслась настороженно, видимо, догадываясь о том, что приглашение к психологу связано с недавними инцидентами (рукоприкладством), вела себя корректно, от обследования не ук­лонялась, но держалась очень беспокойно, что-то теребила в ру­ках, вертелась на стуле.

Активна, ориентирована на социальный престиж. Особо значи­мыми являются ситуации, связанные со статусом в классном коллек­тиве. В свободное время Лена любит рисовать, читать. Любопытно, что школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хором, и она не может показать свои вокальные данные, слушать же пение других ей неинтересно. Расстроена оценками в первой четверти: "полно четверок, есть тройки, а хочется быть лучшей ученицей в классе", -говорит она, вздохнув. Девочка объясняет снижение успеваемости в средней школе возросшими требованиями. Лена считает, что, серь­езнее относясь к учебе, сможет исправить положение.

Подругу нее нет - ни в музыкальной школе, ни в гимназии, но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет. Гимназический класс нравится тем, что дает хо­рошие знания. Музыка пригодится в жизни: будет учить своих де­тей и играть для гостей.

Диагноз непсихологов:

Кл. руководитель: "Злая, бездушная девочка, совершенно нрав­ственно не воспитана".

Мама: неадекватная, "дикая" реакция на враждебный детский коллектив.

Самодиагноз: "Когда тебя унижают, надо давать отпор".

Резюме по феноменологии:

агрессивное поведение по отноше­нию к одноклассникам,

неудовлетворительная адаптация к новому коллективу гимназического класса.

Теоретический конструкт и гипотезы:

Дезадаптация к коллективу гимназического класса с агрессив­ным поведением по отношению к одноклассникам может быть вы­звана:

1) эпилептоидными чертами характера;

2) своеобразной ие­рархией мотивов;

3) агрессивностью как устойчивой особенностью личности.

Данные психологического обследования:

1. Эпилептоидные черты характера:

Наблюдение и беседа с ребенком, мамой и учителями: присущая людям с эпилептоидными чертами любовь к порядку и аккуратности не свойственна Лене (жалобы мамы на несобранность), не наблюдается и повышенной заботы о своем здоровье, пристрастия к занятиям физкультурой или спортом.

Таким образом, гипотеза о наличии эпилептоидных черт характера не подтверждается.

По методике определения личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард) так же эпилептоидных черт характера не выявлено.

2. Иерархия мотивов:

2.1. Анализ сочинения: ориентация на социальный престиж.

2.2. Наблюдение и беседа: стремление к престижу среди сверстников и к признанию у взрослых.

2.3. Диагностика мотивационной сферы личности:

¾ Мотив достижения выражается в нацеленности на жесткие отношения (конкуренция, применение силы для отстаивания своих прав) вокруг себя, а так же этот мотив проявляется в озабоченности организацией своей деятельности.

¾ Мотив влияния, доминирования выражен в желании контролировать свое социальное окружение посредством совета или силы.

¾ Мотив агрессии проявляется в нетерпимости и враждебности по отношению к окружающим людям, в стремлении подчинить их себе, в том числе силовыми методами.

¾ Познавательный мотив обнаруживается в суждениях, описывающих положительные переживания процесса учения, занятий, общения с учителями, книгами.

¾ Мотив саморазвития, выражается в том, что девочка стремится сама контролировать свои действия.

3. Агрессивность:

Рисуночный тест "Дом-дерево-человек": признаков агрессивности не обнаружено.

Резюме по данным психологического обследования:

гипотезы о наличии эпилептоидных черт характера и агрессивности как ус­тойчивой личностной особенности не подтвердились. Обнаружена специфическая иерархия мотивов. Ведущими являются мотивы достижения и конкуренции в детском коллективе, причем открытая конфронтация и жесткие взаимоотношения не являются препятствием в реализации доминирующих мотивов.

Психологический диагноз:

Дезадаптация к коллективу нового для девочки гимназического класса с агрессивным поведением по отношению к одноклассникам вызвана:

реакцией личности с недостаточно сформированными моральными нормами на блокирование ведущего мотива-первенства в детском коллективе - вследствие снижения успеваемости из-за серьезного повышения требований к учебе, а также снижения организованности, вызванного резким переходом от полного контроля матери к самоконтролю.

Рекомендации:

Кл. руководителю:

1. Как можно реже при Лене "ранжировать" учеников по любым критериям.

2. Не требовать от нее (и от ее мамы) раскаяния и извинений в ответ на замечания учителей.

3. В театральных постановках давать девочке роли, позволяющие открыто выражать эмоции разной модальности.

Маме и Лене не давались рекомендации, так как, по мнению психолога, после инцидентов они сделали правильные выводы.

Катамнез через год:

Лена уверенно вошла в "десятку сильнейших" по успеваемости в классе. "Четверки" у нее только по русскому и английскому языкам. Учителя отмечают творческий потенциал девочки и ее умение отстоять свое мнение. Вероятно, она в новом учебном году станет участницей межшкольных олимпиад. Никаких агрессивных проявлений с ее стороны не наблюдалось. Лена заметно подросла, отказалась от "детских" элементов в одежде - бантов, оборок, ярких заколок, стала серьезнее. На смену желанию выделиться пришла некоторая застенчивость: она просит разрешения выйти из класса, когда учитель зачитывает ее удачную работу, хотя на любую похвалу со стороны старших девочка отвечает горячей благодарностью. Лена призналась психологу, что она не держит зла на учителей за суровое осуждение ее рукоприкладства, а своими отношениями с педагогами очень довольна. Единственное, что их омрачает, - это нелюбовь девочки к уборке класса. Не сразу появились у нее и подружки - две самые тихие и скромные девочки со средней успеваемостью. Лена держится с ними на равных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: