Ученые едины во мнении о том, что «басмала[10]» является частью аята из суры «ан-Намль», но они разошлись во мнениях, относительно «басмалы», которая находится перед каждой сурой, вследствие чего возникли три известных мазхаба:
1. Эти слова являются аятом суры «аль-Фатиха» и каждой суры (Корана), поэтому, читать их следует обязательно вместе с сурой «аль-Фатиха». Если во время совершения молитвы «аль-Фатиха» читается вслух, то и «басмала» читается также, а если «аль-Фатиха» читается тихо, то «басмала» также читается про себя.
Самым сильным доказательством в пользу этого мнения является хадис Ну’айма аль-Муджаммира, который сказал:
﴿ صليت وراء أبي هريرة فقرأ (بسم الله الرحمن الرحيم ، ثم قرأ بأم القرآن) الحديث وفي آخره قال: والذي نفسي بيده أني لاشبهكم صلاة برسول الله صلى الله عليه وسلم ﴾ رواه النسائي وابن خزيمة وابن حبان
«Я совершал молитву за Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, и он прочитал: “Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим”/С именем Аллаха Милостивого, Милосердного/ а затем он прочитал “Мать Корана”» [11]. В конце хадиса он передал слова (Абу Хурайры, который) сказал: «Клянусь Тем, в чьих Руках моя душа, я совершил молитву подобную той, (какую совершал) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали ан-Насаи 905, Ибн Хузайма 481 и Ибн Хиббан 1797.[12]
Аль-Хафиз в «аль-Фатх» сказал: «Это самый достоверный хадис в пользу того, что «басмалу» следует читать вслух».
2. Эти слова являются отдельным аятом и были ниспосланы в виде доброго предзнаменования и для разграничения сур. Их разрешается читать с сурой «аль-Фатиха», более того, это является желательным, но читать их вслух не является Сунной.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ صليت خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم وخلف أبي بكر وعمر وعثمان ، وكانوا لا يجهرون ببسم الله الرحمن الرحيم ﴾ رواه النسائي وابن حبان والطحاوي بإسناد على شرط الصحيحين.
«Я совершал молитву за посланником Аллаха, за Абу Бакром, за ‘Умаром и ‘Усманом, и они не читали “Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим” вслух».
Этот хадис передали ан-Насаи 907, Ибн Хиббан 1799 и ат-Тахави с иснадом соответствующим условиям двух «Сахихов».[13]
3. Эти слова не являются аятом ни суры «аль-Фатиха», ни какой-либо другой суры, и их чтение является нежелательным, как вслух так и про себя при выстаивании обязательной молитвы, но только не в добровольной. Это направление (мазхаб) является слабым.
Ибн аль-Къаййим объединил первое и второе мнения и сказал:
«Иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (“Бисмилляхир-Рахманир-Рахим”)вслух, но в основном он читал это тихо. Нет сомнения в том, что он не всегда читал эти слова вслух, денно и нощно по пять раз, будучи дома или в поездке, так чтобы этого не заметили его праведные халифы, все его сподвижники и обитатели его страны, которые имели честь жить в превосходную эпоху».






