Цели и задачи профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе

Общая задача школы 8 вида состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производственных

предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения.

Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Однако опыт работы многих вспомогательных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития учащихся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду на промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, в сельском хозяйстве.

На развитие трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских и во время производственной практики.

В процессе обучения труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.

Таким образом, трудовое обучение во вспомогательной школе не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше. Это накладывает особую ответственность на руководителей школ и учителей труда.

Анализ данных по трудоустройству выпускников вспомогательных школ показывает, что они работают, выполняя различные профессиональные обязанности на промышленных предприятиях, в сфере бытового обслуживания и в сельскохозяйственном производстве. При этом им доступны лишь специальности, не предъявляющие к работникам высоких интеллектуальных требований.

Таким образом, целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях различных отраслей, преимущественно в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Для ее достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т.п.

Перечисленные задачи должны реализовываться комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых учащихся базируется на общих принципах обучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников.

К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы.

Развитие общетрудовых умений. Овладевая профессиональными навыками, учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения

в ориентировке в задании (анализ образца, понимание инструкции, привлечение своего прошлого опыта к решению данной задачи),

планировании трудовой деятельности (определение последовательности операций и приемов работы),

самоконтроле.

Все это и является причиной недостаточной самостоятельности школьников. Поэтому задача формирования обобщенных или общетрудовых умений является наиболее ответственной в трудовом обучении, ее следует решать систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся при выполнении трудовых заданий.

Из практики известно, что возможность учащегося изготовить то или иное изделие зависит не только от сложности объекта работы, но и от условий, в которых задание выполняется. Поэтому одним из существенных факторов формирования общетрудовых умений является строго дозированная помощь учителя в умственных и перцептивных трудовых действиях школьника (не идущая в ущерб развитию его самостоятельности), из которых складываются ориентировка, планирование и самоконтроль. Естественно, чем полнее такая помощь, тем более сложное изделиепри прочих равных условиях может сделать ученик. Но если педагог в течение всего периода обучения станет решать за учащихся, например, задачу планирования работы, то этот вид общетрудового умения будет у них совершенствоваться крайне медленно.

В темах программ (в подразделе «Умения») указаны наиболее важные этапы развития общетрудовых умений. Каждый этап определяется, во-первых, той помощью которую учитель оказывает школьникам в умственных трудовых действиях (прежде всего в планировании работы и ориентировке в задании), и, во-вторых, различной основой ориентировочных действий. Так, учащиеся могут выполнять задание или по натуральному образцу изделия, или по техническому рисунку (объемному изображению),или по чертежу, или на базе различных комбинаций (например, натуральный объект и его изображения).

В начале обучения школьникам легче ориентироваться по натуральному образцу, труднее – по чертежу. Технический рисунок в этом отношении занимает промежуточное положение, но данный в сочетании с конкретным объектом (изделием) он облегчает анализ предмета (в техническом рисунке можно подчеркнуть, выделить то, что недостаточно четко воспринимается в образце). А показывая учащимся чертеж вместе с техническим рисунком того же изделия, учитель облегчает школьникам чтение чертежа.

Программа предусматривает постепенное уменьшение помощи учащимся в умственных действиях и переход к более сложным видам ориентировки (от натурального предмета в сочетании с рисунком к графическому изображению объекта работы). Так, в начальный период обучения ориентировке в трудовом задании характеристику изделия-образца дает учитель. Например, перед изготовлением в столярной мастерской кубиков школьники получают следующие сведения об изделии: стороны кубика называются гранями, грани расположены под прямым углом (отшлифованными). В этой теме, кроме того, используются уже известные учащимся предметные характеристики и геометрические знания (например, свойства квадрата).

После того как учащиеся научатся выслушивать, повторять и запоминать простейшую характеристику объекта, осуществляется переход к следующему этапу обучения ориентировки в задании, когда анализ предмета проводится в групповой беседе. Например, рассматривая образцы игрушечной мебели, учащиеся сами определяют большинство параметров изделий, отвечая на вопросы учителя. («У стула есть спинка и сиденье; спинка сделана из полосок фанеры длиной 100 мм, сиденье – из бруска длиной 50 мм; спинка к сиденью прибита гвоздями; изделие зачищено шкуркой и окрашено краской»). Уровень самостоятельности школьников при таком анализе не остается неизменным: варьируя условиями беседы (наводящие вопросы, использование наглядных пособий), учитель постепенно уменьшает свою помощь в определении характеристик изделия.

В старших классах учащиеся самостоятельно определяют параметры изделий по техническому рисунку и чертежу, а при изготовлении простых предметов – только по чертежу.

Таким образом осуществляется, постепенно снижаясь, помощь учащимся в планировании и самоконтроле. Однако при этом необходимо помнить, что в зависимости от сложности и новизны трудовых заданий возможен возврат к уже пройденным этапам развития обобщенных умений.

Требования к развитию общетрудовых умений приводятся в темах программы, которые предполагают изготовление законченных изделий, то есть когда задача ориентировки в задании и планировании более сложна для учащихся.

Сознательное овладение приемами труда. Работа над изделием складывается из выполнения определенных приемов, то есть способов трудовой деятельности. Лишь овладев необходимым запасом приемов, можно рационально спланировать и практически выполнить трудовое задание. В большинстве случаев умственно отсталый учащийся без посторонней помощи не способен найти (сконструировать) какой-то рациональный трудовой прием, нужный для работы, даже если он очень прост (например, удобно закрепить деталь в тисках). Поэтому в процессе обучения необходимо заботиться о том, чтобы опыт школьников постоянно пополнялся доступными им приемами труда, включая и самые элементарные.

Если учащиеся были ознакомлены с каким-то приемом, копируя практические действия учителя, то они не смогут самостоятельно применить его в других условиях: прием очень быстро забывается. Только осознанное овладение приемами труда, когда школьники способны рассказать о причинно-следственных зависимостях (почему действие надо осуществлять именно таким образом, что будет, если его изменить и т.д.) и о последовательности выполнения приема, позволяет произвольно переносить освоенные способы деятельности в другие условия или их рационально подбирать в соответствии с содержанием задания. Например, обучая школьниц приему двойного шва, необходимо четко определить, в каких изделиях и почему применяется этот шов. Если учитель не привел убедительных доказательств того, что двойной шов обеспечивает прочность и непроницаемость изделий для сыпучих и других веществ (перьев, пуха), то ученицы могут ошибаться в самостоятельной работе, заменяя этот шов стачным.

В программе приводятся наиболее распространенные профессиональные приемы, которые можно отнести к следующим группам: разметки; обработки (например, сверление глухого отверстия на станке); соединения деталей (выполнение соединительных швов, склеивание, соединение крепежными деталями); наладки инструмента (приспособлений); крепления деталей (заготовок) для обработки; контроля.

Кроме названных выше двух задач профессионально-трудового обучения, решаются следующие задачи:

3. Исправление недостатков в трудовой деятельности и повышение на этой основе общего уровня ее развития. Характерные для олигофренического слабоумия особенности психики затрудняют формирование прежде всего умственных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается менее совершенной, на более низком уровне, чем у учащихся с нормальным интеллектом.

В то же время этот уровень во многом зависит от организации трудового обучения и производственной практики учащихся вспомогательных школ. При коррекционной направленности, четкой специальной организации трудового обучения, общий уровень развития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен.

Задача исправления недостатков в трудовой деятельности и повышение на этой основе общего уровня ее развития является специфической для вспомогательной школы. Она определяет особенности постановки трудового обучения, то есть его содержание, методику и организацию.

Данная общая задача включает ряд частных задач, каждая из которых направлена на коррекцию и развитие отдельных сторон трудовой деятельности учащихся (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности).

Общая задача содержит также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекционную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной школы, установление для учащихся общих правил, помогающих им правильно действовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и в соблюдении организационных требований.

Трудовое обучение во вспомогательной школе, так же как и в массовой, решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся. В то же время их решение происходит иначе, чем в массовой общеобразовательной школе, специфичность проявляется как в методике обучения, так и в уровне их сложности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: