Модели олигополии

Точно просчитать поведение олигополистов невозможно, поскольку олигополия включает в себя большое разнообразие рыночных ситуаций. Однако в ценообразовании имеются две взаимосвязанные предсказуемые черты. Первая из них – жесткость, негибкость цен, т.е. цены при олигополии изменяются реже, чем при других рыночных структурах. Вторая – если цена меняется, то, чаще всего, фирмы меняют ее все вместе, поскольку существует стимул к согласованным действиям.

Большое разнообразие рыночных ситуаций определяет существование нескольких моделей олигополии. При этом ни одна из них не является универсальной. Чтобы понять сущность олигополистического поведения рассмотрим четыре модели: 1) Нескоординированная олигополия. Ломаная кривая спроса; 2) Сговор (картель). Ценообразование, обусловленное тайным соглашением; 3) «Игра по правилам». Лидерство в ценах; 4) Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Рассмотрим эти модели более детально.

1) Нескоординированная олигополия. Ломаная кривая спроса.

Пусть, фирмы А, В и С – участники рынка олигополии. Все фирмы действуют независимо друг от друга, т.е. не устанавливают какие бы то ни было соглашения относительно цен. Посмотрим, как будет себя вести фирма А в этих условиях?

График

Расположение и форма кривой спроса олигополиста зависит от того, как будут реагировать на предпринятое фирмой А ее конкуренты. Возможны два предположения: последуют за ней или не будут обращать внимания.

Исходя из этого модель ломаной кривой спроса опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма А будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD – если конкурент последует за изменением ее цен, линию dd - если конкурент не будет реагировать на изменение ее цен. При этом линия DD и dd пересекаются в точке K. Пусть, первоначально текущая цена, по которой продает свой товар фирма А, равна P K , а объем ее продаж составляет Q K.

Рассмотрим поведение участников олигополии в разных ситуациях.

Конкуренты следуют за фирмой А. В этом случае кривые спроса и предельной выручки будут выглядеть как DD и MR. Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем, если бы конкуренты сохранили (не изменили) бы свои цены. Небольшое увеличение в продажах, которое осуществят фирма А и ее конкуренты, произойдет за счет других отраслей, т.е. А увеличит объем продаж не за счет фирм В и С.

Если фирма А поднимет текущую цену, а ее конкуренты последуют за ней, то ее продажи несколько снизятся, но немного. Почему? Все подняли цены, поэтому фирма А не будет вытеснена с рынка. Теперь отрасль теряет некоторый объем продаж в пользу других отраслей, но А не теряет потребителей в пользу В и С.

Конкуренты не следуют за фирмой А. В этом случае кривые спроса и предельной выручки будут выглядеть как dd и mr. В этом случае кривая спроса значительно более эластична (по сравнению с предыдущим вариантом поведения конкурентов). Если фирма А понизит цену, а ее конкуренты – нет, то она увеличит объем продаж за счет своих конкурентов В и С, поскольку ее цена ниже. Если же фирма А повысит цену, а ее конкуренты – нет, то фирма А будет потеснена на рынке ее конкурентами В и С, которые торгуют теперь по относительно более низким ценам. Но, скорее всего, объем продаж фирмы А не упадет до нуля в вид дифференциации продукта, часть ее покупателей останутся верным ей.

Исходя из предыдущего анализа, какие предположения относительно поведения конкурентов должна сделать фирма А?

Логично предположить, что когда фирма А будет снижать цену, то конкуренты последуют за ней, с тем, чтобы потерять меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже P K линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма А повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней с тем, чтобы захватить ее долю рынка. Тогда при ценах выше P K линия спроса фирмы А пойдет по отрезку линии dd.

Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке К. Кривая спроса высоко эластична на отрезке выше цены P K , но мало эластична (или неэластична) на отрезке ниже цены P K.

Если конкуренты будут следовать за фирмой А при снижении цены и игнорировать ее при повышении цены, то кривая предельной выручки также будет иметь своеобразную форму (ALMN). Ломанной линии спроса соответствует разорванная ломанная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и mr, соответствующих отрезкам линий DD и dd, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K (переход от очень эластичного спроса к очень неэластичному).

Негибкость цен. Почему изменения цены при олигополии редки даже в отсутствие сговора?

а) со стороны спроса. Фирма А знает, что любое изменение цены приведет к худшим результатам по сравнению с имеющимся положением. Если цена повышается сверх ее текущего уровня, то она теряет значительная часть своих потребителей. Если она снизит цену, то выигрыш в объеме продаж будет невелик, но при этом издержки могут возрасти в большей степени. Почему это так?

Если отрезок КD неэластичен (ЕD меньше 1), то при снижении цены общая выручка фирмы снизилась бы, т.к. кривая спроса является эластичной слева от точки, где кривая предельной выручки пересекает ось Q и равна 0, и неэластичной – слева от этой точки. Кроме того, снижение цены фирмой А может вызвать ценовую войну (фирмы В и С предлагают все более низкие цены), в результате чего объем продаж фирмы А может сократиться. Следовательно, если итоговые прибыли оказываются удовлетворительными для нескольких фирм при текущей цене, то лучше ее не трогать.

Если кривая предельных затрат (MC) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене PK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой MC выше или ниже вдоль вертикального отрезка кривой предельной выручки не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.

б) склонность к негибкости цены со стороны издержек. Ломаная кривая предельной выручки (ALMN) означает, что в определенных пределах (на вертикальном отрезке ALMN) значительные изменения издержек не будут оказывать никакого воздействия на объем QK и цену PK. Сдвиг кривой МС вверх или вниз на вертикальном отрезке не приведет к изменению объема и цены.

2) Скоординированная олигополия (сговор, картель).

Какие факторы способствуют сговору?

А) Немногочисленность и взаимозависимость основных участников олигополистического рынка;

Б) неопределенность будущего и стремление максимизировать прибыли;

В) желание ограничить конкуренцию и препятствовать входу на рынок новых фирм;

Г) опасность ценовых войн.

Все это благоприятствует заключению соглашения между ними. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства (Q k) и цены (Pk) на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка). Следовательно, сговор формирует фактически монополистическое поведение, как если бы отрасль была бы чистой монополией, состоящей из нескольких предприятий (А, В, С).

Временем расцвета картелей был период с конца ХIХ по к. 30х г.г. ХХ века, когда они имели легальную форму и были распространены в электротехнике, химии, металлургии, нефтяной промышленности. После Великой Депрессии они запрещены. В настоящее время картели существуют, но рассматриваются как тайные сговоры, преследуются по закону. Но они допускаются под контролем государства в старых, умирающих отраслях и в экспортной деятельности. Ярким примером является ОПЕК.

Но существуют препятствия для тайных сговоров. Это: различия в спросе и издержках; несколько большее число фирм, чем возможно для сговора; мошенничество (оппортунистическое поведение); спад деловой активности; возможные вступления новых фирм (каждый защищается, как может); антитрестовское законодательство.

3) «Игра по правилам». Лидерство в ценах.

«Игра по правилам» это форма олигополии, представляющая собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают между собой в соглашение, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства, а, с другой стороны, такая политика позволяет уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объемы выпуска) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно, поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, например в автомобилестроении. Так, в 1991-1992 г.г. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал ВАЗ, а АЗЛК и ГАЗ следовали за ним.





Подборка статей по вашей теме: