Черты олигополии

ТЕМА 6: ОЛИГОПОЛИЯ

План:

1. Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

2. Типология моделей олигополии. Модели, основанные на кооперативной и некооперативной стратегии.

3. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

4. Олигополия и эффективность.

5. Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и ее особенности в РБ.

Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Тип рыночной структуры, для которого характерен контроль со стороны нескольких фирм над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли, называется олигополией (от греч. «oligos» — немногий и «poleo» — торгую).

Различают однородную и дифференцированную олигополии.

Однородная олигополия существует в отраслях, производящих стандартизированную продукцию (обычно сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент и т.п. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции — автомобилей, телевизоров, сигарет и др.

По аналогии с олигополией определяется понятие олигопсонии — рыночной структуры, при которой несколько фирм-потребителей контролируют основной объем покупок на данном рынке. Такая структура характерна, например, для рынков сырья. Зачастую ситуация олигополии (когда несколько фирм производят определенный товар) сочетается с олигопсонией этих фирм на рынке ресурсов, необходимых для производства данного товара. Например, несколько крупных оптовых торговцев определенной продукцией могут являться олигопсонистами при закупке этой продукции у производителей и олигополистами — при перепродаже ее розничным торговцам.

Для олигополии характерны следующие черты:

контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью. Олигополистическая фирма, принимая решения в отношении цен и объемов выпуска затрагивает интересы своих конкурентов, поэтому должна учитывать их ответную реакцию на свои действия;

высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль, связанные с эффектом масштаба, системой патентов и лицензий, большими расходами на рекламу; так называемые «барьеры стратегического сдерживания» (резервные мощности, увеличенные расходы на НИОКР, заниженные цены);

преимущественное использование неценовой конкуренции, особенно при дифференциации продукта.

Черты олигополии

Контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью. Олигополистическая фирма, принимая решения в отношении цен и объемов выпуска затрагивает интересы своих конкурентов, поэтому должна учитывать их ответную реакцию на свои действия Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль, связанные с эффектом масштаба, системой патентов и лицензий, большими расходами на рекламу; так называемые «барьеры стратегического сдерживания» (резервные мощности, увеличенные расходы на НИОКР, заниженные цены) Преимущественное использование неценовой конкуренции, особенно при дифференциации продукта

Олигополия получила развитие во многих отраслях промышленности и оптовой торговле благодаря существованию эффекта масштаба производства. В отраслях, где положительный эффект масштаба значителен, рентабельное производство возможно только в небольшом количестве крупных фирм. При заданном рыночном спросе расширение предприятий может происходить только за счет конкурентов. Поэтому реализация эффекта масштаба отдельными фирмами неизбежно приводит к банкротствам и слияниям в отрасли. Эффект масштаба может стать и труднопреодолимым барьером для вступления в отрасль, поскольку, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, необходимы крупные инвестиции в основной капитал.

Четко проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, цены при олигополии изменяются редко, а с другой, имеет место тенденция к согласованным действиям при назначении и изменении цен.

В отличие от других типов рыночных структур пока не разработана общая модели олигополии, характеризующая поведение олигополистической фирмы в отношении цен и объемов выпуска продукции. Причина кроется в неопределенности спроса на продукцию фирмы-олигополиста. Существует отраслевой спрос, но его распределение между фирмами зависит от поведения всех фирм в отрасли, и отдельный продавец остается в неведении относительно спроса на его продукцию.

Рынок олигополии –это тип рынка несовершенной конкуренции (такая форма организации рынка), при которой на рынке действует несколько крупных фирм, производящих однородный или дифференцирующий продукт, и самостоятельно устанавливающих цену на выпускаемую продукцию, учитывая при этом возможную рыночную конкуренцию.

Олигополия существует лишь тогда, когда число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Рынок олигополии – это типичная форма организации современного рынка.

Рынок олигополии характеризуется следующими чертами:

1. действует несколько крупных фирм;

2. доля каждой фирмы на рынке значительна;

3. каждая фирма самостоятельно устанавливает цену, учитывая возможную реакцию конкурентов;

4. существуют препятствия для входа на рынок новых фирм (естественные и искусственные);

5. преобладает неценовая конкуренция

Рынок олигополии возникает в силу следующих причин: 1. действие патентов на научные открытия и изобретения; 2. контроль над редкими ресурсами; 3. действие эффекта масштаба производства; 4. привилегии со стороны государства;5. ценовая и неценовая конкуренция, использование неэкономических методов конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: