Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломанной кривой спроса

Разобраться подробнее с моделью.

Неявные тайные соглашения (картели) обычно неустойчивы, в то время как олигополистические фирмы зачастую испытывают сильное стремление к стабильности, особенно в отношении цены. Вот почему олигополистическим отраслям обычно свойственна негибкость, или жесткость цен. Эта негибкость цен лежит в основе модели ломаной кривой спроса для олигополии.

Предпосылки:

1) 3 фирмы (А, Б, В) – каждой принадлежит около трети рынка дифференцированного продукта.

2) Действуют независимо – не идут на сговор о ценах на рынке.

3) Текущая цена на продукцию фирмы А равна Ро, а объем ее продаж – Qo.

Неизменность цен можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены; в то же время они полагают, что соперники последуют за снижением их цен. При таких обстоятельствах кривая спроса, как ее воспринимает каждая конкретная фирма, имеет странную форму (рис. 7.36).

Предположим, что к данному моменту у данного олигополиста сложилась комбинация объема производства и цены, соответствующая точке А. Олигополист рассуждает следующим образом: если я уменьшу цену, то некоторые из моих конкурентов, опасаясь сокращения своих продаж, могут последовать моему примеру. Поэтому в случае понижения цены я вряд ли резко увеличу свои продажи, и линия спроса на мою продукцию на соответствующем участке АВ имеет довольно крутой наклон. Если я увеличу цену, то конкуренты, стремясь к увеличению продаж, вряд ли последуют моему примеру. Тем самым они смогут привлечь некоторых моих покупателей. Поэтому кривая спроса на мою продукцию на участке СА имеет пологий наклон.

Наклон линии спроса на продукцию данного олигополиста определяется не только предпочтениями потребителей, но и реакцией на то или иное его действие других олигополистов. Нашему олигополисту эта реакция в точности не известна. Он в своих действиях исходит из наименее благоприятного для него варианта реакции; и в его представлении линия спроса имеет излом в точке А. Подчеркнем, что речь идет не о «действительной» линии спроса, а о субъективной оценке этой линии спроса данным олигополистом. Предполагается, что олигополист испытывает «отвращение к риску» и в своем поведении исходит из наименее благоприятного варианта реакции конкурентов.

Излом в линии спроса означает разрыв в линии предельной выручки MR при сложившемся объеме производства. При понижении цены олигополисты рассчитывают лишь на незначительное увеличение общей выручки. (В принципе возможно даже сокращение общей выручки. В этом случае вертикальный отрезок линии MR пересечет горизонтальную ось.) При повышении им цены общая выручка может сократиться на гораздо большую величину.

Рис. 7.36. Ломаная олигополистическая кривая спроса

Напомним, если линия спроса – прямая, то линия предельной выручки MR начинается в той же точке на вертикальной оси, что и линия спроса, и имеет двойной по сравнению с линией спроса наклон. Исходя из этого и построена на рис. 7.36 линия MR. Слева от точки А линия MR соответствует участку линии спроса СА, справа от точки А линия MR соответствует участку линии спроса АВ.

Допустим, что первоначальная линия предельных затрат занимает положение МС. Оптимальная для олигополиста комбинация объема производства и цены соответствует точке А. Предположим, что цены на используемые олигополистом ресурсы увеличились, его затраты возросли и линия предельных затрат сдвинулась вверх, заняв положение МС'. Тем не менее, оптимальная для олигополиста комбинация объема и цены осталась той же.

Лишь только тогда, когда линия предельных затрат займет положение МС" и точка пересечения с линией MR окажется вне вертикального участка линии MR, олигополист изменит цену. Таким образом, олигополист не склонен изменять цену при незначительных изменениях своих затрат.

Если увеличивается спрос на данный продукт, то линия спроса CAB как бы растягивается вправо. Вместе с ней сдвигается вправо и вертикальный участок линии MR. Если линия МС по-прежнему пересекает линию MR на ее вертикальном участке, то оптимальной ценой для олигополиста останется прежняя цена, хотя оптимальный размер производства и увеличивается. Таким образом, при изменении спроса на данный продукт олигополист не склонен изменять цену, хотя и изменяет объем производства.

Данная модель не является исчерпывающей моделью олигополии. Она лишь объясняет стабильность цен на олигополистических рынках, но не объясняет формирование первоначальной цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: