Антропологическое направление. В этом случае к изучению психосоматических явлений и психосоматической патологии подходят с позиций анализа бытия

Тема: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХОСОМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ОТСТАВАНИЕ, РЕГРЕССИЯ, ИСКАЖЕНИЕ.

ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ РАЗВИТИЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ ИМЕЕТ СВОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН. САМИ ОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ НЕ ОСТАЮТСЯ БЕЗРАЗЛИЧНЫМИ В ХОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИХ ОПОСРЕДОВАНИЯ, ПРЕОБРАЗУЮТСЯ В НОВЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗВЕНЬЯ ИХ РЕГУЛЯЦИИ. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ОПОСРЕДОВАННЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОТЕКАЕТ ГЕТЕРОХРОННО, И РАЗНЫЕ ОРГАНИЗМЕННЫЕ ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБРЕТАЮТ РАЗНУЮ ГЛУБИНУ И ХАРАКТЕР “ПСИХОСОМАТИЧНОСТИ”. ВЕРОЯТНО, ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЕЛЕСНАЯ ФУНКЦИЯ ИМЕЕТ ВЫХОДОВ В ПЛАН ОТКРЫТОГО ПОВЕДЕНИЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОНА КУЛЬТУРНО ЗАДАНА, ТЕМ ОТЧЕТЛИВЕЕ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТРЕГУЛИРОВАНЫ НАБОРОМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ ДЕТЕРМИНИРОВАН ДОСТИГНУТЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТЕЛЕСНОСТИ. НИКОЛАЕВОЙ В.В. БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНЫ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА:

1. ОТСТАВАНИЕ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ТЕЛЕСНЫХ ФУНКЦИЙ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ ЗАДЕРЖКОЙ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ. КРИТЕРИЕМ ЯВЛЯЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНО ЗАДАННОГО СПОСОБА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНЫХ ДЕЙСТВИЙ;

2. РЕГРЕСС В ПСИХОСОМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ КРАТКОВРЕМЕННЫМ КАК РЕАКЦИЯ НА ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ (НАПРИМЕР, ПРИ ПЛОХОМ САМОЧУВСТВИИ РЕБЕНОК ТЕРЯЕТ УЖЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НАВЫКИ: НЕ МОЖЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ, ЗАСЫПАТЬ И Т.Д.). БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ВАРИАНТ РЕГРЕССА СВЯЗАН С АКТУАЛИЗАЦИЕЙ БОЛЕЕ РАННИХ СМЫСЛОВЫХ СИСТЕМ (КАК ПРИ КОНВЕРСИОННОМ СИМПТОМЕ) ИЛИ С ПЕРЕХОДОМ К БОЛЕЕ ПРИМИТИВНЫМ МЕХАНИЗМАМ РЕГУЛЯЦИИ ТЕЛЕСНОСТИ (ОТ РЕФЛЕКСИРУЕМЫХ К АФФЕКТИВНЫМ);

ИСКАЖЕНИЕ ХОДА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ ИСКАЖЕНИЕМ РАЗВИТИЯ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ: ЦЕННОСТНОГО, СМЫСЛОВОГО, КОГНИТИВНОГО. ИСКАЖЕНИЕ КАСАЕТСЯ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕСНОГО “Я” В ЦЕЛОМ. ЭТОТ ВИД ПС-ДИЗОНТОГЕНЕЗА ОБУСЛОВЛЕН НАРУШЕНИЯМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ. ОСОБО ПАТОГЕННУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ СИМБИОТИЧЕСКОЕ И АВТОРИТАРНО-ОТВЕРГАЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ (ЭЙДЕМИЛЛЕР, ЮСТИЦКИЙ, 1990).

ТЕЛЕСНОСТЬ - КАЧЕСТВО, СИЛА И ЗНАК ТЕЛЕСНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА, ФОРМИРУЮЩИХСЯ С МОМЕНТА ЗАЧАТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ. ОНА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУКТОМ ОДНОГО ЛИШЬ ТЕЛА: ЭТА РЕАЛЬНОСТЬ - РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРИЕДИНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА, И ПОТОМУ ТЕЛЕСНОСТЬ — «ДОЧЕРНИЙ» ФЕНОМЕН: ЭТО ОБЪЕКТИВНО НАБЛЮДАЕМОЕ И СУБЪЕКТИВНО ПЕРЕЖИВАЕМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ И СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕКТОРА (+ ИЛИ -) СОВОКУПНОЙ ЭНЕРГИИ ИНДИВИДА (ЗДЕСЬ ГРЕЧ. ENERGEIA - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ, СИЛА В ДЕЙСТВИИ). ТЕЛЕСНОСТЬ ОБРАЗУЕТСЯ В КОНТЕКСТЕ ГЕНОТИПА, ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И УНИКАЛЬНЫХ БИОПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУУМА В ПРОЦЕССЕ ЕГО АДАПТАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ. ОСНОВОЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНАЯ ПАМЯТЬ. ТЕЛЕСНОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КАК ПРОЦЕСС В ФОРМЕ ТЕЛА ЧЕРЕЗ ХАРАКТЕРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПОЗЫ, ОСАНКУ, ДЫХАНИЕ, РИТМЫ, ТЕМПЫ, ТЕМПЕРАТУРУ, «ПРОТЕКАЕМОСТЬ», ЗАПАХ И ЗВУЧАНИЕ. ТЕЛЕСНОСТЬ ИЗМЕНЯЕМА: ХАРАКТЕР ЕЕ МЕНЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ СО ЗНАКОМ ТЕЛЕСНО-ЧУВСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ. ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ НЕ ИДЕНТИЧНЫ ПРОЦЕССАМ РАЗВИТИЯ, ВЗРОСЛЕНИЯ ИЛИ СТАРЕНИЯ, НО ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ВЛИЯЮТ НА НЕЕ И В НЕЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ. ПОСКОЛЬКУ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИМО ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ, ТО ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭТИХ УСЛОВИЙ ВЛЕКУТ ЗА СОБОЙ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. НА СОСТОЯНИИ ТЕЛЕСНОСТИ ОТРАЖАЮТСЯ МОТИВАЦИИ, УСТАНОВКИ И, В ЦЕЛОМ, СИСТЕМА СМЫСЛОВ ИНДИВИДУУМА, ПОЭТОМУ ОНА ХРАНИТ ОБОБЩЕННОЕ ЗНАНИЕ.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ХОТЯ ФРЕЙД В СВОИХ РАБОТАХ НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ТЕРМИН "ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА" И ЕГО ЛИЧНЫЙ ВКЛАД ОГРАНИЧЕН КОНЦЕПЦИЕЙ КОНВЕРСИОННЫХ НАРУШЕНИЙ, ТО ЕСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ТЕЛЕСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ КОНВЕРСИОННОЙ ИСТЕРИИ (F44), САМА РАЗРАБОТКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЕГО КОЛЛЕГАМ.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ ПОДХОДЯТ С ПОЗИЦИЙ АНАЛИЗА БЫТИЯ.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ. ДЛЯ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИФИЧНОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ОБЫЧНА ПОСТАНОВКА СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ: ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ ЛИ ЛИЦА, ОБЛАДАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРОЙ, К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ; ПРИВОДЯТ ЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КОНФЛИКТНАЯ И ОБЩАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ; СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЧЕЛОВЕКА И РИСКОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ.

КОНЦЕПЦИЯ АЛЕКСИТИМИИ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВНИМАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРИВЛЕЧЕНО К ТАК НАЗЫВАЕМОМУ АЛЕКСИТИМИЧЕСКОМУ РАДИКАЛУ В СТРУКТУРЕ ПРЕМОРБИДНОЙ ЛИЧНОСТИ, КАК ОДНОМУ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

Выделяется несколько мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний:

• болезнь как кара

• болезнь как испытание

• болезнь как назидание другим

• болезнь как расплата за грехи предков

При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грехи.

Другой группой мировоззренческих установок является представление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами:

• болезнь как неизбежность

• болезнь как стечение обстоятельств

• болезнь как собственная ошибка

В рамках этого мировоззрения все процессы (в том числе, и происхождение болезней) рассматривается сквозь призму внешней или внутренней заданности. Многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» является фатальным фактором в генезе заболеваний. Все, что происходит с человеком трактуется представителями этой позиции, базируясь на наследственно-конституциональном принципе причинности («И твой отец так хромал», «Вся в мать — дальнозоркая»).

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистическом подходе к процессам этиопатогенеза:

• болезнь вследствие зависти

• болезнь вследствие ревности

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в предвзятом отношении близких окружающих (соседей, знакомых, родственников, сослуживцев) к человеку. Процесс возникновения болезней рассматривается как экстраполяция «негативной энергии» ревнующего или завидующего на реципиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: