Учебник
Понятие социального (общественного) отношения связано с общефилософской категорией отношения. По мнению советских ученых, «вступить в отношение всегда означает проявить общую природу с соотносящимся и обнаружить на этой основе отличие от соотносящегося».2 В связи с этим отношение понималось как «взаимоположение обособленных предметов, явлений, возможное в силу их общей природы и основывающееся на их свойствах».3
Данное определение применимо и к понятию общественного отношения. Следует только иметь в виду специфику социального отношения, субъекты которого имеют общую природу не в качестве физических или даже биологических существ, а в качестве деятелей, совершающих осмысленные и ценностно значимые (легитимные) поведенческие акты. А это означает, что общественные отношения могут быть самыми разнообразными, как разнообразны индивидуальные социальные свойства вступающих в отношения субъектов.
Чаще всего общественное отношение понимают как визуально-непосредственное, реальное взаимодействие в социальном пространстве конкретных субъектов, выраженное посредством внешних актов поведения. И это верно. Совместная деятельность трудового коллектива по производству, например, материальных благ представляет собой пример общественного отношения. Вопрос заключается лишь в том, исчерпывается ли таким «контактным» пониманием сущность социального отношения. Думаем, что нет.
|
|
Более приемлемую, на наш взгляд, трактовку социального отношения предлагает М. Вебер и школа феноменологической социологии. Под социальным (общественным) отношением М. Вебер понимает поведение людей, взаимно соотнесенное по своему смыслу и ориентирующееся на такую взаимную соотнесенность.4
2 Скидерский В. И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л., 1970. С. 19.
3 Протасов В. Н. Что и как регулирует право. М., 1995. С. 8.
4 С такой, социологической, точки зрения вне социальных отношений не может быть никаких социальных образований. Государство, например, перестает «существовать» в социологическом смысле, «как только исчезает возможность функционирования определенных типов осмысленно ориентированного социального действия... Никакого другого ясного смысла утверждение, что какое-либо государство существует или уже не существует, не может иметь» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 631-632.). Но ведь данное рассуждение вполне относится и к праву!