Развиваемые рабочим колесом

♦ Основная задача теории ЦБ машин состоит в установлении зависимости между напором, создаваемым рабочим колесом машины и скоростью потока, проходящего через это колесо, а также его размерами.

H = f (u(w,c,…); D2)

♦ Применим к потоку, проходящему через колесо ЦБ машины уравнение моментов количества движения:

Импульс момента внешних сил, действующих на массу, состоящую из любых материальных частиц, равенизменению момента количествадвижения этой массы.

Может быть получен из II закона Ньютона путем векторного умножения обеих частей на плечо r:

Через колесо за время Δt проходит масса жидкости . Моменты количества движения на входе и выходе из колеса

Следовательно, теоретический момент, подаваемый потоку с вала:

Выразим r1 и r2 через конструктивные величины R1 и R2

Мощность, передаваемая колесу Nт связана с моментом сил Мт соотношением

Т.к. , то

Ур. Эйлера (1754 г.)

и, следовательно:

Из параллелограммов скоростей на входе и выходе с колеса

(можно вывести из рассмотрения двух прямоугольных треугольников).

 
 


Выразив отсюда U1 C1U и U2 C2U и подставив в уравнение Эйлера, получим:

1 – напор, обусловленный работой центробежной силы жидкости (газа).

2 и 3 – выражают прирост напора вследствие преобразования кинетических энергий и движения в межлопастных каналах.

Максимальное значение Нт достигается, очевидно, при условии U1C1U = 0 (см. уравнение Эйлера). Так как при U1 = 0 рабочее колесо не вращается, этот случай не имеет практического значения, то интерес представляет случай С1U = 0 (радиальный вход потока на рабочее колесо).

В этом случае

Из прямоугольника скоростей на входе в колесо при C1U = 0 следует:

Подставив эту формулу в выражение для Нт, получим:

Практически важное соотношение

для колеса с радиальным входом

потока. (α1 = 90°; С1U =0)

Действительный напор, развиваемый рабочим колесом меньше теоретического (Н < Н­т) по двум причинам:

1. Часть энергии затрачивается на гидравлические сопротивления в проточной части. Учитывается гидравлическим КПД (ηг).

2. Относительная скорость неравномерно распределена по выходному сечению колеса. Учитывается коэффициентом μ, зависящим от количества лопастей и угла лопасти на выходе.

2.3. Влияние угла β2 на напор, развиваемый центробежной машиной

Рассмотрим это влияние на примере колеса с радиальным входом потока:

 
 


откуда

подставив в уравнение Эйлера, получим:

Построим зависимость Нт = f2)

β2   90° 180°
Нт – ∞ + ∞

Значение β­2 при котором Нт = 0 →

 
 


Очевидно, что лопаточный угол β2 является фактором, позволяющим конструировать ЦБ машины с различными значениями Нт.

 
 


Рассмотрим влияние β2 на статическую и динамическую составляющего полного напора

♦ Полагая, что радиальная составляющая абсолютной скорости не изменяется при прохождении через рабочее колесо для α = 90°:

Динамический напор

 
 


Проанализируем это выражение

β2↑ → Нт↑; (Нд)↑ всегда, а (Н­ст)т↑ до β2 = 90°, а затем снижается.

♦ Способность рабочих лопастей развивать статический напор называют степенью реактивности

 
 


На самостоятельную работу: сформулировать выводы по этому графику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: