Современное российское общество, направления политики

В ходе изучения подтемы рекомендуем акцентировать внимание учащихся на динамике изменения доходов граждан России. Прежде всего важно подчеркнуть, на­сколько серьезным было их снижение к концу прошлого века. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии и того меньше. В результате треть населения имела доходы ниже прожи­точного минимума. Это значит, что треть наших граждан обнищала. (Здесь и далее приводятся данные из докумен­та «О стратегии развития России до 2020 года».)

Желательно разъяснить учащимся, что такое падение доходов было вызвано прежде всего инфляцией, проявляю­щейся в росте цен, и задолженностями гражданам по мате­риальным выплатам («Инфляция съедала и без того невы­сокие доходы граждан России. В 1999 г. она составляла 36,5 процента. На начало 1999 г. пришелся и пик задол­женностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (не­которые пособия не выплачивались совсем). На предприя­тиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет»).

Далее желательно подчеркнуть, что реальные доходы граждан России за 8 лет выросли в 2,5 раза, пенсии так­же почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

При изучении подтемы важно учитывать задачи, сфор­мулированные в вышеуказанном документе, в том числе следующие:

• «Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социально­го и материального статуса в течение жизни. Лучшей — в поощрении таланта и успеха. Все, кто готов работать, долж­ны иметь возможность хорошо зарабатывать. В том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнуто­го уровня жизни после завершения трудовой деятельности».

• «Очень важно, чтобы сегодняшние пенсионеры и ин­валиды получали достойные пенсии и пособия».

Домашнее задание

Проработать § 18, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В клас­се и дома».

Учащимся, интересующимся предметом, можно предло­жить написать собственную задачу по аналогии с задани­ем 1 из рубрики «В классе и дома». При этом важно под­черкнуть, что проверяться и оцениваться будет как текст условия задачи, так и ее решение. Можно также предло­жить на основе изученной темы, опираясь на материал учебника, письменно поразмышлять над высказыванием ис­панского писателя Мигеля де Сервантеса (15471616): «Бо­гатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».




double arrow
Сейчас читают про: