Перераспределение доходов

Приступая к характеристике перераспределения до­ходов, полезно акцентировать внимание учащихся на со­циальных последствиях обострения проблемы бедности. Предлагаем использовать с этой целью прием историчес­кой аналогии и обратиться к рубрике

«Документ» (с. 144). После прочтения документа учащимся могут быть пред­ложены следующие вопросы:

1) Почему в учебнике по обществознанию приведен документ о восстании 1648 г. в Москве? Как он связан с темой урока?

2) Какие положе­ния изучаемого материала иллюстрируют описанные в до­кументе исторические события?

Содержание политики перераспределения доходов, направленной на обеспечение сохранности стабильности в обществе, целесообразно раскрыть, следуя логике учебно­го текста.

В ходе изложения важно отметить, что, как бы ни ста­ралось государство снизить разницу в доходах, оно не мо­жет и не должно уравнять доходы всех людей. Доходы тех, кто производит блага, никогда не будут равны дохо­дам людей, которые ничего не производят, но имеют за­конное право произведенные в стране блага потреблять. Если бы было наоборот, то, наверное, не нашлось бы лю­дей, которые хотели бы что-либо производить. Произво­дители затрачивают огромные усилия, средства, идут на различные риски, и все эти затраты должны компенсиро­ваться высокими доходами. В то же время государствен­ные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, могут отбить желание трудиться. К примеру, зачем

искать работу, если получаешь пособие по безработице, а оплата труда низкооплачиваемых рабочих примерно та­кая же, как и это пособие? В этой связи чрезвычайно ак­туален вопрос о целесообразных мерах государственной политики перераспределения доходов.

Экономические меры социальной поддержки насе­ления.

Тому, что делает государство, чтобы снизить разни­цу в доходах различных групп населения и обеспечить со­циальную защиту малоимущих, посвящен завершающий пункт плана урока. Учащимся может быть предложено изучить его самостоятельно по тексту учебника, составляя при этом развернутый план ответа. По завершении рабо­ты одному из учащихся можно предложить записать план на доске, а остальным дополнить его на основе своих пла­нов. Этот план может выглядеть, к примеру, следующим образом:

Экономические меры социальной поддержки населения

1. Социальные выплаты:

а) стипендии;

б) пенсии (по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.);

в) пособия нуждающимся;

г) льготы (на проезд в транспорте, приобретение ле­карств, оплату коммунальных услуг);

д) компенсации.

2. Социальное обслуживание (для инвалидов, престаре­лых, многодетных семей, беженцев, беспризорных) на до­му или в специальных учреждениях.

3. Помощь малоимущим гражданам в увеличении за­работков:

а) регулирование заработной платы (установление ми­нимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате, установление условий ее изменения в связи с ростом цен);

б) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь;

в) помощь безработным (материальные выплаты, меры по повышению занятости, дотации на оплату жилья, ком­мунальных услуг, общественного транспорта, услуг здра­воохранения, общественного питания и др.).

В дополнение к тексту учебника учитель может конк­ретизировать, какие меры предпринимает государство по повышению занятости: проводит профессиональное обуче­ние и переобучение людей, потерявших работу, выплачи­вает стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки, создает рабочие места, помогает в от­крытии собственного дела.

При наличии времени полезно обратиться к высказы­ваниям в рубрике «Говорят мудрые».

При работе над высказыванием Оливера Голдсмита по­лезно обсудить следующие вопросы: 1) Какого социально­го явления коснулся автор высказывания? 2) Какой из ис­точников доходов нашел в этом высказывании свое образ­ное отражение? 3) Как влияют различия, упомянутые в высказывании, на величину доходов? 4) Может ли чело­век повлиять на социальную ситуацию и изменить вели­чину получаемых им доходов? Каким образом?

При работе над высказыванием Уильяма Кемдена важ­но акцентировать внимание на целенаправленной деятель­ности самого человека по созданию необходимых факто­ров, влияющих на величину его доходов. В этой связи необходимо подчеркнуть получение соответствующего об­разования, профессии, повышение квалификации, актив­ное и творческое отношение к своей роли в системе обще­ственных отношений, готовность к саморазвитию (в том числе к развитию волевых умений преодолевать труднос­ти, добиваться результата и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: