Приступая к характеристике перераспределения доходов, полезно акцентировать внимание учащихся на социальных последствиях обострения проблемы бедности. Предлагаем использовать с этой целью прием исторической аналогии и обратиться к рубрике
«Документ» (с. 144). После прочтения документа учащимся могут быть предложены следующие вопросы:
1) Почему в учебнике по обществознанию приведен документ о восстании 1648 г. в Москве? Как он связан с темой урока?
2) Какие положения изучаемого материала иллюстрируют описанные в документе исторические события?
Содержание политики перераспределения доходов, направленной на обеспечение сохранности стабильности в обществе, целесообразно раскрыть, следуя логике учебного текста.
В ходе изложения важно отметить, что, как бы ни старалось государство снизить разницу в доходах, оно не может и не должно уравнять доходы всех людей. Доходы тех, кто производит блага, никогда не будут равны доходам людей, которые ничего не производят, но имеют законное право произведенные в стране блага потреблять. Если бы было наоборот, то, наверное, не нашлось бы людей, которые хотели бы что-либо производить. Производители затрачивают огромные усилия, средства, идут на различные риски, и все эти затраты должны компенсироваться высокими доходами. В то же время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, могут отбить желание трудиться. К примеру, зачем
|
|
искать работу, если получаешь пособие по безработице, а оплата труда низкооплачиваемых рабочих примерно такая же, как и это пособие? В этой связи чрезвычайно актуален вопрос о целесообразных мерах государственной политики перераспределения доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.
Тому, что делает государство, чтобы снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих, посвящен завершающий пункт плана урока. Учащимся может быть предложено изучить его самостоятельно по тексту учебника, составляя при этом развернутый план ответа. По завершении работы одному из учащихся можно предложить записать план на доске, а остальным дополнить его на основе своих планов. Этот план может выглядеть, к примеру, следующим образом:
Экономические меры социальной поддержки населения
1. Социальные выплаты:
а) стипендии;
б) пенсии (по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.);
в) пособия нуждающимся;
г) льготы (на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг);
д) компенсации.
2. Социальное обслуживание (для инвалидов, престарелых, многодетных семей, беженцев, беспризорных) на дому или в специальных учреждениях.
|
|
3. Помощь малоимущим гражданам в увеличении заработков:
а) регулирование заработной платы (установление минимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате, установление условий ее изменения в связи с ростом цен);
б) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь;
в) помощь безработным (материальные выплаты, меры по повышению занятости, дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранения, общественного питания и др.).
В дополнение к тексту учебника учитель может конкретизировать, какие меры предпринимает государство по повышению занятости: проводит профессиональное обучение и переобучение людей, потерявших работу, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки, создает рабочие места, помогает в открытии собственного дела.
При наличии времени полезно обратиться к высказываниям в рубрике «Говорят мудрые».
При работе над высказыванием Оливера Голдсмита полезно обсудить следующие вопросы: 1) Какого социального явления коснулся автор высказывания? 2) Какой из источников доходов нашел в этом высказывании свое образное отражение? 3) Как влияют различия, упомянутые в высказывании, на величину доходов? 4) Может ли человек повлиять на социальную ситуацию и изменить величину получаемых им доходов? Каким образом?
При работе над высказыванием Уильяма Кемдена важно акцентировать внимание на целенаправленной деятельности самого человека по созданию необходимых факторов, влияющих на величину его доходов. В этой связи необходимо подчеркнуть получение соответствующего образования, профессии, повышение квалификации, активное и творческое отношение к своей роли в системе общественных отношений, готовность к саморазвитию (в том числе к развитию волевых умений преодолевать трудности, добиваться результата и т. п.).