Обществознание
Класс № 22
Тема: Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Задачи урока
1. Описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).
2. Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «уровень бедности».
3. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции учащихся при подготовке к осуществлению социальных ролей работников и собственников.
План изучения нового материала
I. Доходы граждан и прожиточный минимум.
II. Неравенство доходов.
III. Перераспределение доходов.
IV. Экономические меры социальной поддержки населения.
Ход урока.
Доходы граждан и прожиточный минимум.
I. Первый пункт плана можно изучить, сконцентрировав внимание на раскрытии понятий
· «совокупный доход»,
«прожиточный минимум»,
· «потребительская корзина»
«уровень бедности».
Раскрытию учителем и усвоению учащимися понятия «совокупный доход» призвана помочь при
веденная в учебнике схема (с. 141) и обращение к знаниям о доходах граждан, полученным на уроках в 7 классе.
Сущность трех других понятий учитель может раскрыть на основе соответствующего фрагмента текста учебника, акцентируя внимание на их связи. Так, целесообразно подчеркнуть, что прожиточный минимум есть стоимость того, что входит в потребительскую корзину, а величина доходов
граждан, равная прожиточному минимуму, представляет собой уровень (черту) бедности.
Те, чей совокупный доход ниже этого уровня, не в состоянии приобрести необходимые
продукты питания, а также непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Они оказываются за чертой бедности.
Неравенство доходов.
II. Начать изучение материала, соответствующего второму пункту плана, рекомендуем с обращения к изложенному в учебном тексте сюжету известной детской сказки «Кот в сапогах», проинтерпретированному применительно к изучаемой теме. Далее полезно поставить и обсудить
следующие вопросы:
1) С чем связана для людей возможность получать доходы?
2) Какую роль в этом может сыграть образование?
3) Может ли сам человек повлиять на ценность и объем находящихся в его собственности факторов производства? Каким образом?
4) Как влияют на величину доходов такие факторы производства, как труд,
земля, капитал?
5) Почему люди используют факторы производства с разной степенью успешности?
В случае затруднения при ответе на эти вопросы следует попросить учащихся прочитать фрагмент параграфна с. 142, второй абзац, начинающийся словами «Различаются доходы людей...».
При раскрытии данного фрагмента в воспитательных целях полезно обратить внимание на то, что стремление увеличить свои доходы толкает некоторых людей к использованию средств, лежащих вне закона. Понятно, что общество не может приветствовать грабежи, кражи, мошенничество. В то же время есть много законных способов добиться такого уровня доходов, который обеспечит достойную жизнь.
Можно предложить учащимся привести собственные примеры таких способов и в целом того, как активная позиция человека повлияла на размер его доходов.
В классах с сильным составом учащихся можно рассмотреть и иные причины неравенства людей в получаемых ими доходах. Например, одной из таких причин является место проживания человека. В ряде стран оно оказывается главным фактором социального неравенства. Ни образование, ни здоровье, ни профессиональные квалификационные характеристики человека, а именно то, где он живет, определяет уровень его дохода. У человека, который живет в крупном городе или в районе экономического развития, шансы на достижение достаточно приличного уровня жизни гораздо выше, чем у человека с такими же характеристиками интеллекта, с тем же наследством, с такой же профессией, но живущего в экономически отсталом регионе. Именно этот факт побуждает большое количество людей переезжать из сельской местности в город или из своего города в другой город либо в другой регион. В дальнейшем эти знания помогут учащимся осознанно изучать вопросы социальной мобильности. Другая причина — структура экономики. Экономисты утверждают, что любая экономика, ориентированная в основном на добывающие отрасли, обречена на высокий уровень неравенства. (Исключением из этого правила называют Кувейт, где численность населения и количество рабочих мест в добывающих отраслях сбалансированы.) Добыча нефти и газа — это так называемые фондоемкие производства, где большую прибыль обеспечивает очень небольшое число людей (в отличие, например, от сферы услуг, где в основном себестоимость продукции формируется за счет вложенного труда).
При освещении вопроса поляризации доходов важно подчеркнуть специфику неравенства доходов граждан России. Основной вклад в него вносят так называемые крайние группы — самые бедные и самые богатые. Уровень жизни граждан, относящихся к среднему слою, различается весьма незначительно.
Говоря о поляризации доходов, можно обратиться к данным Фонда общественного мнения. В России в 2005 г. состоялся опрос, участниками которого стали полторы тысячи человек. Респондентам был задан вопрос: «Материальное положение Вашей семьи за последний год улучшилось, ухудшилось или не изменилось?» По полученным данным, 17 процентов опрошенных отметили улучшение материального положения своей семьи, 27 процентов указали, что их материальное положение ухудшилось. Основная же часть опрошенных (53 процента) не заметили изменений в материальном положении. Учащимся можно предложить оценить результаты проведенного опроса и предположить, какими были бы его результаты, если бы он состоялся сегодня и был бы проведен среди их ближайшего окружения.
Завершая изучение вопроса, важно подвести учащихся к пониманию того, что в целом ряде случаев человек не может противостоять социальной ситуации, вызывающей и обостряющей неравенство доходов. Помочь ему призвано государство, проводящее перераспределение доходов.