Неравенство доходов

Обществознание

Класс № 22

Тема: Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.

Задачи урока

1. Описать явления и процессы, которые складывают­ся в сфере распределения (охарактеризовать причины не­равенства доходов, объяснить необходимость перераспре­деления доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).

2. Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «уровень бедности».

3. Способствовать воспитанию активной жизненной по­зиции учащихся при подготовке к осуществлению соци­альных ролей работников и собственников.

План изучения нового материала

I. Доходы граждан и прожиточный минимум.

II. Неравенство доходов.

III. Перераспределение доходов.

IV. Экономические меры социальной поддержки насе­ления.

Ход урока.

Доходы граждан и прожиточный минимум.

I. Первый пункт плана можно изучить, сконцентрировав внимание на раскрытии понятий

· «совокупный доход»,
«прожиточный минимум»,

· «потребительская корзина»
«уровень бедности».

Раскрытию учителем и усвоению уча­щимися понятия «совокупный доход» призвана помочь при­
веденная в учебнике схема (с. 141) и обращение к знаниям о доходах граждан, полученным на уроках в 7 классе.

Сущ­ность трех других понятий учитель может раскрыть на ос­нове соответствующего фрагмента текста учебника, акцен­тируя внимание на их связи. Так, целесообразно подчерк­нуть, что прожиточный минимум есть стоимость того, что входит в потребительскую корзину, а величина доходов
граждан, равная прожиточному минимуму, представляет собой уровень (черту) бедности.

Те, чей совокупный доход ниже этого уровня, не в состоянии приобрести необходимые
продукты питания, а также непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Они оказы­ваются за чертой бедности.

Неравенство доходов.

II. Начать изучение материала, соответствующего вто­рому пункту плана, рекомендуем с обращения к изложен­ному в учебном тексте сюжету известной детской сказки «Кот в сапогах», проинтерпретированному применительно к изучаемой теме. Далее полезно поставить и обсудить
следующие вопросы:

1) С чем связана для людей возмож­ность получать доходы?

2) Какую роль в этом может сыг­рать образование?

3) Может ли сам человек повлиять на ценность и объем находящихся в его собственности фак­торов производства? Каким образом?

4) Как влияют на ве­личину доходов такие факторы производства, как труд,
земля, капитал?

5) Почему люди используют факторы производства с разной степенью успешности?

В случае затруднения при ответе на эти вопросы сле­дует попросить учащихся прочитать фрагмент параграфна с. 142, второй абзац, начинающийся словами «Разли­чаются доходы людей...».

При раскрытии данного фрагмента в воспитательных целях полезно обратить внимание на то, что стремление увеличить свои доходы толкает некоторых людей к ис­пользованию средств, лежащих вне закона. Понятно, что общество не может приветствовать грабежи, кражи, мо­шенничество. В то же время есть много законных спосо­бов добиться такого уровня доходов, который обеспечит достойную жизнь.

Можно предложить учащимся привести собственные примеры таких способов и в целом того, как активная по­зиция человека повлияла на размер его доходов.

В классах с сильным составом учащихся можно рас­смотреть и иные причины неравенства людей в получае­мых ими доходах. Например, одной из таких причин яв­ляется место проживания человека. В ряде стран оно ока­зывается главным фактором социального неравенства. Ни образование, ни здоровье, ни профессиональные квалифи­кационные характеристики человека, а именно то, где он живет, определяет уровень его дохода. У человека, кото­рый живет в крупном городе или в районе экономическо­го развития, шансы на достижение достаточно прилично­го уровня жизни гораздо выше, чем у человека с такими же характеристиками интеллекта, с тем же наследством, с такой же профессией, но живущего в экономически отс­талом регионе. Именно этот факт побуждает большое ко­личество людей переезжать из сельской местности в город или из своего города в другой город либо в другой реги­он. В дальнейшем эти знания помогут учащимся осознан­но изучать вопросы социальной мобильности. Другая при­чина — структура экономики. Экономисты утверждают, что любая экономика, ориентированная в основном на до­бывающие отрасли, обречена на высокий уровень нераве­нства. (Исключением из этого правила называют Кувейт, где численность населения и количество рабочих мест в добывающих отраслях сбалансированы.) Добыча нефти и газа — это так называемые фондоемкие производства, где большую прибыль обеспечивает очень небольшое число людей (в отличие, например, от сферы услуг, где в основ­ном себестоимость продукции формируется за счет вло­женного труда).

При освещении вопроса поляризации доходов важно подчеркнуть специфику неравенства доходов граждан Рос­сии. Основной вклад в него вносят так называемые край­ние группы — самые бедные и самые богатые. Уровень жизни граждан, относящихся к среднему слою, различа­ется весьма незначительно.

Говоря о поляризации доходов, можно обратиться к данным Фонда общественного мнения. В России в 2005 г. состоялся опрос, участниками которого стали полторы ты­сячи человек. Респондентам был задан вопрос: «Матери­альное положение Вашей семьи за последний год улучши­лось, ухудшилось или не изменилось?» По полученным данным, 17 процентов опрошенных отметили улучшение материального положения своей семьи, 27 процентов указали, что их материальное положение ухудшилось. Основная же часть опрошенных (53 процента) не замети­ли изменений в материальном положении. Учащимся можно предложить оценить результаты проведенного оп­роса и предположить, какими были бы его результаты, если бы он состоялся сегодня и был бы проведен среди их ближайшего окружения.

Завершая изучение вопроса, важно подвести учащихся к пониманию того, что в целом ряде случаев человек не может противостоять социальной ситуации, вызывающей и обостряющей неравенство доходов. Помочь ему призва­но государство, проводящее перераспределение доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: