Характеристики декрета Божия

Декрет Бога является единственным (Еф. 1:11; 3:11).***
На то, что план Божий—один, указывают слова в единственном числе: “цель” и “замысел.” У. Г. Т. Шедд писал: “Божественный указ образован в вечности, но исполняется во времени. Существует последовательность в исполнении, но не в образовании вечной цели Бога... Для Бога нет серии декретов, отделенных друг от друга отрезками времени. Бог является всеведущим, обладая совокупностью Своих планов и целей одновременно.”[30]

Декрет Божий вечен (Еф. 3:11).
Хотя каждая часть плана Божия происходит в свое, божественным образом установленное время,—сам по себе план—вечен. С нашей временной точки зрения, декрет был образован до основания вселенной (2 Тим. 1:9; Откр. 13:8; Тит. 1:2; Еф. 1:4); с точки зрения Бога, он всегда существует в Его уме.

Декрет Божий неизменен (Евр. 6:17).
Будучи продуктом неизменного Бога, план Его никогда не меняется и не подлежит изменению; он всегда остается прежним (Пс. 32:11). Его план не подвержен никакой ошибке, неведению или неспособности с Его стороны, равно как и чему бы то ни было вне Его, как то: силам зла или деятельности ангелов или людей.

Декрет Божий всеобщ (Еф. 1:11; Рим. 11:36).
Декрет Божий включает все, что существует и происходит во вселенной. Он включает решения, действия, условия и обстоятельства всех личностных существ [ангелов и людей], как хороших, так и плохих (2 Пар. 10:15; 36:22). Он также включает действия, условия и обстоятельства всех живых и неживых вещей (Пс. 118:90-91). Более того, Бог определяет подобные вещи по отношению к людям, в качестве “случайных” событий (Прит. 16:33; 3 Цар. 22:34), сферы обитания (Деян. 17:26), управления жизнью (Прит. 16:9) и длительности жизни (Иов. 14:5).
Более того, Его план включает все внешние действия Бога, относящиеся ко вселенной, такие как ее сотворение, управление ею, и использование ее для достижения Своих целей (Откр. 4:11). Декрет не определяет внутренние дела Божества, такие как: сущностные качества божественной природы или взаимоотношения внутри Троицы.

Декрет Божий определенен (Прит. 19:21; Ис. 46:10).
Все, что Бог определил, непременно произойдет. Ничто не может помешать осуществлению Его цели (Прит. 21:30), ибо все, что существует, определено Его декретом. Его замысел придает определенность действиям всех творений и сотворенных вещей, но Бог [как мы увидим]не производит всех этих действий и не принимает ответственности за них, например: распятие Христа (Лук. 22:22; Деян. 2:23; 4:27-28).

Декрет Божий абсолютен (Деян. 4:27-28).
Бог не только определил все то, чему должно быть, но и то, каким образом это должно произойти. Исполнение Его декрета во всех его частностях не зависит ни от чего такого, что не является частью самого декрета. Например, Бог не только запланировал, что Его Сын умрет в качестве заместительной жертвы за грешников (1 Пет. 1:19-20; Откр. 13:8), но также и то, при каких обстоятельствах (Деян. 4:27-28) и каким образом (Иоан. 10:18). Бог не оставил никакой случайности [таковой и не существует]. Он определил каждую деталь каждого события, происходящего во время существования вселенной.

Декрет Божий независим (Еф. 1:5, 9, 11).
Бог свободно определил, каким будет Его план, и какие детали он будет включать. Никто и ничто вне Его Самого не повлияли на Него. Будучи один, когда Он [божественная Троица] издавал декрет, Бог делал это независимо, добровольно, как Ему было угодно, и в соответствии со Своей волей (Пс. 134:6; Ис. 40:13, 14; Рим. 11:33-36). В то время ничего не было определено каким-либо предыдущим декретом, поэтому не было ничего, что необходимо было бы предвидеть, как нечто, способное оказать влияние на Его план.

Декрет Божий сокрыт (Еф. 3:9-11).
Будучи сокрыт в Нем Самом, что явлено в тайне принадлежности язычников и иудеев к одному телу, замысел Божий секретен, за исключением того, что Он открыл в Слове Своем, и что уже произошло (см. Втор. 29:29; 1 Кор. 2:6-12; Рим. 16:25-26; Ам. 3:7; Иоан. 15:15).

Декрет Божий Христоцентричен (Еф. 3:11).
Декрет Божий концентрируется на Иисусе Христе, в том смысле, что его составление (Еф. 1:4) и осуществление относятся к божественной деятельности Господа, как Посредника Отца (1 Кор. 8:6) и Его человеческой Мессианской работе, как Слуги Отца, или Его Раба (Иоан. 6:38; Еф. 1:10; 2 Тим. 1:9; Откр. 1:8; ср. Ис. 42:1-7).

Предшествующие качества показывают, что план Божий не контролируется роком (системой неопределенных, безличных причин и следствий) и не является его синонимом. Декрет Божий личен; рок—безличен. Декрет Бога мудро спланирован для определенных конечных результатов; рок—действие случая, производящее случайные, неопределенные результаты. Благодаря существованию декрета Божия, рока не существует.

ОТНОШЕНИЯ ДЕКРЕТА БОЖИЯ
Факт декрета Божия вызывает вопросы по поводу его отношения к Богу и Его творениям.

Отношение декрета к Богу
1. К Его предузнанию
В нашем изучении всеведения Божия, мы отметили, что Его декрет является основой Его свободного знания, или предузнания, всего действительного. Этот взгляд подкрепляется следующим: тем порядком, который записан в Римлянам 8:28-29, где цель Бога предшествует Его предузнанию; истиной о том, что Его избрание происходит по божественной благодати, а не по предвидению тех дел или заслуг людей, которые они совершат (9:11; 11:5-6; 2 Тим. 1:9)*; тем фактом, что предузнание грамматически приравнивается к Его замыслу в Деяниях 2:23 [см. сноску 10]; и абсолютной суверенностью Бога (Ис. 46:10), которая исключает всякого соперника или равного, который мог бы влиять на Его действия. Факт остается фактом, что нельзя ничего предвидеть, если это уже не определено божественным декретом. То, что декретом не определено, остается в сфере возможного, но оно не имеет существования, т.е. никогда не становится реальностью.
2. К Его переходным действиям
Что касается Его действий, декрет Божий имеет отношение только к Его переходным действиям—Его делам, связанным с тем, что находится за Его пределами, такими, как сотворение вселенной, Его действия по отношению к ней, а также Его искупление за грехи. Его декрет не распространяется на само Его Существо (например, Его декрет быть святым) или Его существование в трех Лицах. Кроме того, он не относится к имманентной деятельности внутри божественной Троицы (например, декрет Отца любить Сына).

Отношение декрета к деятельности творений
1. Его причинный аспект
В то время, как декрет Бога определяет действия всех творений, включая ангелов и людей, не все они происходят аналогичным образом. Бог производит некоторые вещи непосредственно, как сотворение вселенной (Быт. 1:1). Другие вещи Он производит косвенно, посредством промежуточных факторов, таких как закон природы (Деян. 14:17) или деятельность людей (Дан. 1:9; 1 Пар. 15:10). Этот момент известен как причинный аспект Егодекрета, за который Он берет на Себя ответственность во всем, что происходит, и принимает честь.
2. Его разрешительный аспект
Бог позволяет происходить и другим вещам, которые также определены Его декретом, но которые Он не производит Сам, и за которые Он не несет ответственности и не принимает почести. Это разрешительный аспект Его декрета. Этот аспект касается греховных действий ангелов и людей и их гибели (ср. Рим. 9:22-23; см. Приложение К: “Порядок декрета Божия”). Это не предполагает, что Бог пассивно позволяет происходить злу, хотя Он мог бы предотвратить его или взять под Свой контроль. Это означает, что Он активно и независимо решил, чтобы зло было частью Его декрета и позволил таковому выразиться в пределах, установленных божественным образом, для того, чтобы с помощью него могли достигаться цели Бога [ср. распятие Христа, Деян. 2:23; Лук. 22:22; см. ниже “Цель декрета Божия”]. Однако Он не является Первопричиной, или Производителем, зла или нечестивых личностей и их злых дел.

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ДЕКРЕТОМ БОГА И ДЕЙСТВИЯМИ ЕГО ТВОРЕНИЙ
Когда мы думаем о плане Божьем, мы иногда упускаем из виду тот факт, что Его декрет не синонимичен делам Его личностных творений или Его желанию, открытому для них. Давайте рассмотрим это более подробно.

Декрет не синонимичен действиям творений
Например, в то время как декрет включал грех Адама и определял его, сама по себе эта часть декрета не являлась действием. Декрет не производил греха, равно как и Бог не виновен в этом грехе. Он Своим декретом не повелел Адаму согрешить. Это должно напоминать нам о том, что декрет не адресован человеку, и его не следует расценивать как закон, накладывающий обязанность на волю человека.[31]

Декрет не синонимичен желанию, которое Бог открыл
Как бы странно это не выглядело, декрет Божий не идентичен Его открытой воле, или желанию, в отношении Своих творений. Фактически, будучи двумя различными понятиями, эти истины не противоречат друг другу. Декрет Божий [Его планирующая воля, Еф. 1:5, 9, 11] является Его сокрытым планом, тогда как Его повеления [Его распорядительная воля, Еф. 5:17; 1 Фес. 4:3] представляют собой Его открытое желание по отношению к Своим личностным творениям.
Например, Его желание к Своему народу заключается в том, чтобы они не грешили (ср. 1 Иоан. 2:1), хотя по своему опыту мы часто уклоняемся от распорядительной воли Бога. Это уклонение подпадает под разрешительный аспект божественного декрета, однако не является распорядительной волей Бога для нас. Более того, мы несем ответственность за свои согрешения и то божественное родительское исправление, которому мы подвергаемся за них. Опять же, желание, которое Бог открыл неспасенным,—чтобы они могли спастись (1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9), но Его декрет заключается в том, что лишь те, которых Он избрал, спасутся (2 Фес. 2613; Еф. 1:4-5). Независимо от того, избран он или нет, неспасенный человек ответствен за свою вину и испорченное состояние (Лук. 22:22; Рим. 1:18-32; 9:22-23). В свете этого различия, наш долг—более интересоваться той распорядительной волей, которая нам открыта нам, нежели Его декретом, который от нас сокрыт.
Непризнание различия между планирующей и распорядительной волей Бога, привело таких арминианских теологов, как Ричард Ватсон, к тому, что они отвергли абсолютный, независимый характер декрета Божия и сделали его зависимым от событий, которых Он не хотел для Своих созданий.[32]

КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ДЕКРЕТА БОЖИЯ
Конечной целью декрета Божия является принесение славы Ему (Ис. 42:8; 43:7; Рим. 9:17, 22; Еф. 1:3-6, 11-12; 3:21; Откр. 4:11). Слава Божия состоит из некоторых проявлений Его Существа, таких, как Его сила (Пс. 18:2; Иоан. 2:11) и благодать (Тит. 2:11), а также той хвалы, которую эти проявления вызывают у Его творений (Матф. 5:16; 9:8; Откр. 5:11-14).
Хотя эта цель может показаться горделивым самовозвышением, что было бы греховным в личностных творениях,—это отнюдь не так. Это право, присущее Создателю—возносить Себя и принимать хвалу от Своего творения, ибо это долг творения, само существование которого зависит от Творца,—прославлять своего Создателя. На самом деле, Богу нет равных, и нет ни одной личности, которая могла бы претендовать на хвалу, равную этой. Наш высший долг—прославлять Творца во всем, что мы делаем (1 Кор. 10:31; 6:20). Это означает, что мы должны жить так, чтобы воздавать Ему честь и хвалу. Тогда как грех в нашей жизни отличает нас от Него и дискредитирует Его, наше послушание в силе Его проявляет Его качества и дела в нашей жизни и приносит хвалу Ему (Матф. 5:16, 48; ср. Иоан. 17:4) Мы существуем для этой цели (Еф. 1:12).

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕКРЕТОМ БОЖЬИМ
Превосходя пределы нашего ограниченного ума, доктрина декрета Божия ставит две проблемы, которых мы не можем полностью разрешить.

Проблема нравственной свободы человека
На первый взгляд кажется, что декрет Божий, который представляет, что все уже определенным образом включено в него, тем самым отрицает свободу выбора для ангелов и людей, а также их ответственность за свои действия. При первом рассмотрении создается впечатление, что люди не свободны в своих действиях, или оказываются вне декрета Божия, как считают арминианцы. Однако распятие Христа показывает, что Бог запланировал поступки людей, и при этом они все равно несут личную ответственность за них (Лук. 22:22; Деян. 2:23; 3:15; 4:27-28).
Наша проблема понимания заключается в нашем понятии свободы. Обычно мы думаем о ней, как об абсолютном неограниченном самоопределении, но мы, творения, не имеем такой свободы (Иер. 10:23). Различные факторы влияют на наше самоопределение, такие как: нравственные воздействия и подготовка, которые руководят нашими оценками, склонностями и побуждениями (ср. нравственную обработку Павла законом, Рим. 7:7-9), умственные и психические состояния (ср. 2 Кор. 2:4; Гал. 4:13), внешние условия [ср. комнатная температура, влияние людей], и силы зла (Рим. 7:15-23; Еф. 6:11-13; Рим. 12:2) и силы Бога (Езд. 6:22; 7:27-28; Прит. 21:1; Дан. 1:9; Иоан. 6:44; Фил. 2:13; Откр. 17:17).
С другой стороны, мы—не механически настроенные или контролируемые, подобно марионеткам или роботам. Будучи относительно свободными исполнителями, мы имеем способность принимать решения и приступать к их выполнению. Именно в сфере своего сознания мы свободно избираем направления наших действий, безо всякого чувства божественной необходимости (1 Кор. 7:37).[33] Таким образом, имея нравственное сознание и силу сознательного самоопределения, мы несем ответственность за свои поступки (Рим. 14:12). Однако на уровне нашего подсознания, Бог действует на нашу волю таким образом, чтобы это служило выполнению Его плана, сохраняя при этом целостность нашей сознательной свободы и ответственности. В этом и заключается корень данной проблемы, неразрешимой для нас. Поскольку как абсолютная суверенность Бога, так и ответственность человека, являются учениями Слова Божия,—эти по-человечески неразрешимые божественные истины мы должны принимать верой.

Проблема отношения Бога ко греху
Может показаться, что декрет Божий, который представляет, что все уже определенным образом включено в него, делает Бога Первопричиной, или Производителем, греха. Однако, это понятие противоречит тому, что Он явил о Своем характере (Пс. 91:16; Иак. 1:13; 1 Иоан. 1:5) и способности (Иак. 1:13; Тит. 1:2). Он не грешен, равно как и грешить не способен.
Бог знал о возможности греха и из благих намерений включил его в Свой декрет, однако не Он Сам произвел его. Это сделали ангелы и люди. Будучи божественным образом наделены способностью принимать нравственные решения, эти личностные творения имели возможность делать неправильный выбор и, таким образом, давать начало греху в своей жизни. Люцифер предпочел избрать восхищение собой, самовознесение и свою красоту вместо Бога. Этот неправильный выбор привел к греховной гордости и честолюбию. Он отказался оставаться на том месте, которое Бог определил ему (1 Тим. 3:6; Иез. 28:13-17; Иоан. 8:44).
В Своем разрешительном декрете Бог решил позволить греху возникнуть, но Он не принимает никакой ответственности за него. Л. Беркхоф поясняет: “Декрет просто делает Бога автором свободных, нравственных существ, которые сами являются авторами греха. Бог определяет поддерживать их свободу, регулировать обстоятельства их жизни и позволять этой свободе выразиться во множестве дел, часть из которых греховна. По благим и святым причинам Он представляет эти греховные поступки конкретными, но не определяет произвести нечестивые желания или выборы в людях изначально. Относительно греха декрет не является причинным, но разрешительным, в отличие от декрета произвести грех божественной причинностью.”[34]

ПРИМЕНИМОСТЬ ДЕКРЕТА БОЖИЯ НА ПРАКТИКЕ
Доктрина имеет практическое применение к жизни, как замечает А. Х. Стронг: [35]
1. Она внушает смирение, представляя неисследимые замыслы Бога и Его абсолютную суверенность.
2. Она учит уверенности в Нем, Кто мудро назначил наши рождение, смерть, обстоятельства, вплоть до мельчайших подробностей, и сделал так, чтобы все это вместе работало для триумфа Его царства и во благо любящим Его.
3. Она показывает врагам Бога, что Бог в Своем плане предвидел их грехи и усмотрел выход из этого состояния, так что, пока они остаются во грехах своих, им никогда не избежать уготованного для них наказания, нависшего над ними.
4. Она побуждает грешника воспользоваться указанным средством—благодатью, если он предназначен ко спасению.

НАБЛЮДЕНИЯ ПО ПОВОДУ ДЕКРЕТА БОЖИЯ
1. Данная доктрина никоим образом не стоит на пути кого бы то ни было, желающего быть спасенным. Всем, кто уверует во Спасителя и Его искупительную работу, обещано спасение (Иоан. 1:12; 3:16; 6:37). Фактически, всем повелевается принять Его (Деян. 17:10).[36]
2. Во всех наших мыслях о Боге, мы должны отдавать Ему самую высокую честь. Мы должны сознавать попытки сатаны привести нас к тому, чтобы мы держались ложных взглядов на Бога, вследствие недостаточности нашего понимания (Рим. 3:4; 9:20; 11:33-36; ср. Быт. 3:1-5).
3. Мы должны быть настороже в отношении человеческих рассуждений, которые бы могли нас привести к принятию выводов, не подкрепляемых ясным учением на основании Писания, или противоречащих Писаниям.
4. Нам, спасенным, следует уделять внимание распорядительной воле Бога, или Его желанию для нас, вместо того, чтобы беспокоиться о том, что Он определил. То, что Он определил—Его забота; нам следует интересоваться тем, чего Он хочет от нас.
5. Божественная суверенность и человеческая свобода, с ее ответственностью, не могут быть примирены в человеческом мышлении. Придерживаться одного и отвергать или умалять другое,—путь, приводящий к извращенному взгляду на библейскую истину. То, чего мы не можем понять с помощью довода, должно быть принять верой, ибо Бог сказал, и Слово Его—истина.


ДЕЛА БОГА

В этом разделе мы будем изучать основные переходные деяния Бога, относящиеся к существующей вселенной. Псалмопевец описывал дела Божии, как великие, вожделенные, славные, красивые и правильные (Пс. 110:2-4).Это созерцание привело его к восклицанию: “Свято и страшно имя Его!” (ст. 9). Когда мы будем исследовать эти дела, да будут сердца наши исполнены подобной хвалой.

СОТВОРЕНИЕ БОГОМ ВСЕЛЕННОЙ
Истинное, надежное знание о созидательной работе Бога содержится только в Писаниях (Быт. главы 1-2) и должно приниматься верой в целостности Его Слова (Евр. 11:3). Всякий взгляд или теория, игнорирующие это, и не считающие эту истину своей предпосылкой, являются порочной спекуляцией.

Определение творительной работы Божией
Сотворение может быть определено, как работа Бога по приведению к существованию всего, что составляет вселенную. Это не включает грех, который был произведен позднее некоторыми из Его личностных творений.

Анализ творительной работы Божией с точки зрения Писаний
Анализ работы Бога по сотворению, как представлено в Писании, показывает следующее:

1. Это совместная работа божественной Троицы.
Это работа Отца (1 Кор. 8:6), Сына (Иоан. 1:3; 1 Кор. 8:6; Кол. 1:13-17) и Святого Духа (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 103:30; Ис. 40:12-13). В то время как работа по сотворению приписывается каждой Личности божественной Троицы, все творение было инициировано Отцом, произведено через Сына и произошло посредством Святого Духа (1 Кор. 8:6; Иоан. 1:3; Иов. 26:13). Таким образом, Отец—Первопричина вселенной, Сын—Творительная Причина, и Дух Святой—Динамическая Причина (см. “Соотношение Личностей внутри божественной Троицы”).

2. Это был независимый акт Бога.
Никакая сила, или необходимость извне Его, не заставляла Бога творить. Это было нечто такое, что Он сделал независимо, в соответствии с замыслом Своей воли (Еф. 1:11; Откр. 4:1).

3. Это было сделано в два этапа.
Первым шагом была начальная созидательная работа Бога. Это было сотворение Им вселенной без каких бы то ни было предсуществующих материалов, поскольку их не было (Быт. 1:1; Пс. 148:2-5; Евр. 11:3). Иногда это описывается, как творение ex nihilo, то есть “творение из ничего.” Одна из спекуляций тех, кто игнорирует эту истину, заключается в том, что вселенная состоит из вечной материи, представляющей собой некое излучение божественной субстанции или какое-то феноменальное явление Божества.
Вторым шагом была последовательная созидательная работа Бога, посредством которой Он подготовили земли к обитанию человека (Быт. 1:3, 6, 9, 14). Бог также сотворил Адама и Еву, наряду с растительной и животной жизнью (1:11. 20, 24, 26-27; 2:7. 21-22). Он использовал существующие сотворенные элементы в виде воды и праха, чтобы создать их физические тела. Он наделил эти тела физической жизнью, движущая сила которых в животных и людях пребывает в душе и духе (1:20, 242:7; 6:17; 7:21-22; Екк. 3:19-20). Будучи отличной от жизни людей и животных, растительная жизнь состоит просто из определенных химических действий и реакций. У растений нет души и духа.

4. Это придает вселенной определенное, зависимое существование.
Это означает, что вселенная не является Богом или частью Его, но полностью производна и отлична от Него (Деян. 17:24-25). В то время, как Бог ни в чем не зависим от вселенной (Иоан. 5:26; Деян. 17:25), вселенная полностью зависима от Него в своем существовании (Евр. 1:3; Кол. 1:17).
Отношение Бога ко вселенной как трансцендентно, так как и имманентно. Будучи трансцендентен, Он отделен от вселенной, стоит над ней, и является отличным от нее. Будучи имманентен, Он везде в, с и на протяжении вселенной, не являясь при этом ее частью, и не будучи ограничен ею. Эта истина указывает на то, что вселенная—не часть Бога, и в то же время,—не изолирована от Него. При этом, она отлична от Него и полностью зависима от Него в своем существовании.

5. Его главная цель—прославлять Бога.
Бог использует вселенную для прославления Себя, проявляя определенные, присущие Ему совершенства, через нее (Пс. 18:2; Рим. 1:20), достигая Своей цели для нее (Откр. 4:11; Еф. 1:11-12) и вызывая хвалу в Своих творениях (Пс. 148; Откр. 5:13; Рим. 11:33-36).

Содержание творения
Под содержанием я имею в виду все содержимое вселенной, сотворенной Богом (Кол. 1:16; Неем. 9:6; Иоан. 1:3), по сущности и месту. “Сущность” относится к тому, что Он сотворил—материальное и нематериальное, личное и безличное, видимое и невидимое. “Место” касается того, где существуют данные личности и вещи. Бог создал все личности и вещи на небесах, на земле и под землей [или в земле] (Фил. 2:10; Откр. 5:13), что, похоже, относится к аду [нынешней темнице для некоторых падших ангелов и мертвых неспасенных людей].
Создавал ли Бог зло? В тех случаях, где “зло” означает бедствие, Он действительно производит его посредством промежуточных причин (Ис. 45:7; ср. Ам. 3:6; Ис. 10:5-6). С другой стороны, где “зло” означает силу греха и его злые дела, творимые ангелами и людьми, Бог не является их Первопричиной. Ангелы и люди были производителями зла. Грех не был частью изначального творения (Быт. 1:31). Он был произведен личностными творениями, которые были сотворены безгрешными, но выбрали бунт против своего Создателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: