Сообщение о творительной работе Божией

1. Запись
Единственной надежной информацией, которую человек имеет о созидательной деятельности Бога, это та, которую Творцу было угодно дать нам в Писаниях (ср. Быт. 1:1-2:25). По божественному вдохновению, Моисей точно записал эту информацию для всех будущих поколений. Будучи Словом Божьим, это откровение должно приниматься верой [независимо от превалирующего научного взгляда], если мы хотим правильно понимать происхождение вселенной и мира, в котором мы живем (Евр. 11:3). Сам Иисус признавал историчность и подлинность библейского сообщения (Матф. 19:4-5). Примечательно то, что это объяснение не включает ни одной из ложных идей, которых люди придерживались во времена Моисея.[37]
Творческая деятельность Бога в течение шести дней недели творения выражается Его созидающим повелением “Да”, которое не позволяет самосуществующей вселенной, посредническим созидательным действиям или случайному шансу возникнуть и развиваться. Его созидательная деятельность включает следующее:
В первый день (Быт. 1:1-5), Бог сотворил небо и землю, включая время, пространство, материю, энергию и гравитацию, мгновенно по повелению (Пс. 32:6, 9). Небеса включали ангелов и физические небесные тела, вместе с их окружением (Неем. 9:6; Пс. 135:5-6; 145:6; Исх. 20:11; Откр. 14:7). Ангелы уже были, когда Бог создавал землю (Иов. 38:4-7). Он также приказал временному свету освещать землю до четвертого дня, пока над ней не воссияет солнце (Быт. 1:17). Он установил дневной цикл обращения земли, определивший наши дни двадцатью четырьмя часами.
Во второй день (Быт. 1:6-8), Бог создал земную атмосферу [“твердь,” имея в виду пространство], которую положил между той водой, что на земле, и водой Ноева потопа, которая висела над землей в форме пара.[38]
В третий день (Быт. 1:9-13), Бог разделил море и сушу на отдельные массивы и сотворил растительность “по роду ея” (Быт. 1:11-12).[39]
В четвертый день (Быт. 1:14-19), Бог дал направление луне, солнцу и небесным телам, чтобы они одновременно освещали землю.[40] Стих 16—как бы подразумеваемая ретроспекция первого дня, когда Он сотворил эти тела. На четвертый день Он поставил их на свои места и сделал так, чтобы их свет мгновенно осветил землю, несмотря на то, что они находились на расстоянии миллионов световых лет от нее. Это факт сводит на нет все оценки возраста вселенной по удаленности звезд. Бог также дал эти небесные тела для различения времен года, определения времени, и знамений. Кроме того, Он дал звездам имена (Пс. 146:4; Ис. 40:26), очевидно с тем расчетом, чтобы они несли молчаливую весть человечеству о грядущем Искупителе, в течение 2500 лет до написания Моисеем книги Бытие (Рим. 10:16-18; Пс. 18:5).[41] Еще одним способом применения небесных тел является их использование Богом для знамений, указывающих на исторические (Матф. 2:2) и надвигающиеся пророческие события Лук. 21:25).
В пятый день (Быт. 1:20-23), Бог произвел морскую жизнь и птиц пернатых, которые описываются как “души живые.”[42]
В шестой день (Быт. 1:24-31), Бог создал зверей земных, пресмыкающихся и человека. Человек отличается от животных тем, что сотворен по образу Божию. Этот образ заключается в подобии (но не идентичности) и состоит из личностности [см. “Человек—сложное существо”]. Бог наделил только что сотворенного человека функцией управляющего, или обязанностями, которые тот должен был исполнять.
То, что данная деятельность была ограничена шестью днями, отражено в Бытие 2:1 и заявлено в Исходе 20:11. В седьмой день (Быт. 2:1-3), Бог завершил Свою творческую деятельность, относящуюся к этому начальному творению. Его отдых не был вызван истощением (Ис. 40:28), но тем, что цель сотворения была Им достигнута.
Второе сообщение о творении (Быт. 2:4-25) дает больше деталей о сотворении Адама и Евы и их обязанностях. [Стих 19а является ретроспекцией к 1:21-25.] Информация этого второго сообщения дополняет то, что дается в первом сообщении о творении (Быт. 1:1-2:3). Она также обеспечивает информацией, являющейся существенной для правильного понимания изначального греха и нравственного падения человека, записанных в 3 главе книги Бытие.

2. Толкование
Как нам интерпретировать сообщение о творении? Религиозный либерализм рассматривает его, как ненадежную переработку ранних языческих традиций, либо ненадежную формулировку истины в форме мифа. Наоборот, те, кто верит в богодухновенность книги Бытие, толкуют сообщение буквально или приспособительно (в соответствии с научными взглядами на вселенную). Давайте исследуем эти методы более подробно.

(1) Буквальная интерпретация сообщения о творении
Понимает сообщение как простое прямое утверждение о созидательной деятельности Бога на нормальном человеческом языке. Этот метод также придерживается взгляда, что по времени эта деятельность происходила в течение шести дней (Исх. 20:11), каждый из которых длился 24 часа.[43] Буквальная интерпретация понимает первый стих первой главы Бытие, как общее заявление о сотворении Богом неба и земли. Последующие стихи (2-31) представляют собой детальное описание того, как Бог готовил первозданную необитаемую землю для человека. Достойно внимания то, что второй стих грамматически не содержит действия, но включает три обстоятельственных предложения, описывающих изначальное состояние земли. Грамматически эти описательные предложения определяют глагол “сказал” в третьем стихе.[44] Создав землю пустой массой, окутанной тьмой и покрытой водой, Дух Святой, как написано, носился над водой, поддерживая то, что было создано, и находясь в готовности осуществить оставшуюся часть созидательной деятельности.
Отвечая на протест, что описание во втором стихе представляет собой одно из несовершенных состояний, можно сказать, что творение не было “совершенным” в смысле законченности, до тех пор, пока не истекли шесть дней, но каждый шаг был совершенным согласно цели Бога.[45] Согласно Юнгу, “слова “безвидна” [означающее “бесформенна”] и “пуста” [означающее “пустынна”] не подтверждают того, что это была беспорядочная масса в смысле перемешанности и перепутанности, но означают лишь то, что она была необитаема, не готова для человека... Все было хорошо организованным и в точности таким, как хотел Бог.”[46] Таким образом, несмотря на то, что земля была незавершенной [еще не готовой для человека], она была совершенной в плане сиюминутной цели Бога, и ее состояние соответствовало божественной воле.[47]
Более того, слово “тьма” во втором стихе должна пониматься буквально как тьма, ибо Бог еще не повелел свету явиться. Это место не может толковаться, как стилистическая фигура, означающая грех и его результаты. Следует заметить, что Сам Бог, будучи светом, вечно обитает в отсутствии всякого рода света (2 Пар. 6:1; Пс. 96:2). Он создал тьму, равно как и свет, для пользы вселенной (Ис. 45:7; Пс. 103:19-20).
Буквальное толкование сообщения о творении придерживается взгляда, что созидательная деятельность Бога повелительна по природе, то есть происходит по божественной команде. Когда Он сказал: “Да будет...,” это произошло немедленно, уникально, независимо от естественного закона, всецело божественной силой (Пс. 32:6, 9). Будучи неограниченным по силе, Бог совершал Свою работу мгновенно. Например, если десять человек могут выполнить определенную работу за сто дней, то [при всем безразличии к материально-техническому обеспечению и т. п.] сто человек могли бы выполнить ту же работу за десять дней, а тысяча человек—за один день. Таким образом, беспредельная сила не требует времени вовсе.

(2) Приспособительные интерпретации сообщения о творении
Представляют собой попытки гармонизировать библейское сообщение о творении с научным взглядом в отношении вселенной. Однако, я верю, что их следует отвергать, ибо всякая попытка гармонизировать безошибочное сообщение Бога с меняющимся научным взглядом не только требует неестественного объяснения записи творения, но также подчиняет безошибочное авторитетное Слово человеческим рассуждениям, подверженным ошибкам. Мышление, лежащее в основе научного подхода, руководствуется как ограничениями, присущими научному методу, которые попросту несовместимы с вопросами, касающимися происхождения, так и предубеждениями ученых, часто носящими небиблейский характер. На мой взгляд, очень маловероятно, что Бог открыл такую важную истину, имеющую основополагающий характер для всех поколений, в форме, которая не могла бы быть правильно понята до сегодняшнего дня. Ниже приводятся некоторые приспособительные интерпретации первой главы книги Бытие.
(1) Теория день—век
Придерживается взгляда, что дни в первой главе Бытие означали шесть периодов времени, которые представляли собой эпохи геологической истории, и что созидательные действия осуществлялись Богом через естественные процессы в природе на протяжении длительных отрезков времени.[48]
(2) Теория прогрессирующего творения
Придерживается взгляда, что в каждый из дней геологической истории, Бог начинал созидательную деятельность повелением и приводил ее к завершению через процессы, основанные на естественных законах.[49]
(3) Теория провала, или перестройки
Придерживаясь взгляда, что земля была приготовлена к жизни человека за шесть дней, эта теория верит, что этой перестройке предшествовал промежуток времени, в течение которого совершенная земля претерпела божественное наказание и пережила геологический переворот.
Некоторые верят, что этот провал произошел до Бытие 1:1.[50] Это означает, что начальное творение (Иоан. 1:3; Кол. 1:16; Евр. 11:3) и бунт сатаны (Иез. 28:12-15) произошли до Бытие 1:1. В соответствии с этим взглядом, Бытие 1:1-2 описывает позднейшее преобразование подвергшейся наказанию земли, с целью ее подготовки к сотворению человека и его жизни на ней.
Другие верят, что этот провал последовал событиям Бытие 1:1. Популяризируемый Библией с комментариями Скоуфилда, более распространенный взгляд теории провала заключается в том, что Бытие 1:1 относится к изначальному творению вселенной в ее совершенной, законченной форме, с землей под надзором Люцифера [имя сатаны до его грехопадения]. Но его бунт против Бога вызвал божественное наказание земли, приведшее в результате к пустоте, описанной во втором стихе. После незаписанного провала в геологических эпохах, третий стих отмечает начало перестройки земли для человека.[51]
(4) Теистическая эволюционная теория
Аллегоризирует сообщение о творении, как поэтическое выражение духовной истины. Эта теория придерживается взгляда, что Бог использует эволюционный процесс для создания форм жизни, а также для того, чтобы привести их к современной стадии развития.

Приспособительные толкования первой главы Бытие предполагают, что современное понимание геологических данных является правильным, и что вначале Бог сотворил землю в законченной форме, что бунт Люцифера произошел перед Бытие 1:3, что соединительный глагол “была” означает “стала” (ст. 2), что другие библейские ссылки описывают “хаос” второго стиха, как наказание, и что смерть была всеобщим переживанием творений до грехопадения человека. Однако, эти допущения не обязательно являются библейскими, по следующим причинам. Во-первых, геологические данные могут быть результатами процессов творения, Ноева потопа и других естественных возмущений земной коры.[52] Во-вторых, в свете Бытие 1:31 и 1:26 с 9:2, похоже, что бунт сатаны не произошел до тех пор, пока не завершилась неделя творения. После потопа человек не имел такой власти над землей, как имел Адам (ср. Евр. 2:8). Я верю, что совершив грех, Адам потерял свою мировую власть в пользу сатаны (Иоан. 12:31). В-третьих, грамматически перевод слова “была” (Быт. 1:2), а не “стала”, является правильным в этом контексте.[53] В-четвертых, контекст Исайи 24:1 и Иеремии 4:23-26 показывает, что эти ссылки говорят скорее о пророческом будущем, нежели о Бытие 1:2. В-пятых, похоже, что творения, имевшие душу [евр.— nephesh, Быт. 1:20-21, 24; 2:7] не умирали до того момента, пока люди не согрешили, и божественное “тщеславие” не было навязано им (Быт. 3:17-19, 21; 4:8; Рим. 5:12; 8:20-22). Примечательно, что наземные животные и пернатые до грехопадения человека были травоядными (Быт. 1:29-30).
То, что шесть дней недели творения были 24-часовыми, подтверждается следующими соображениями. Во-первых, это основное, обыкновенное значение слова “день” в Библии. Во-вторых, фраза “вечер и утро” указывает на суточное вращение земли вокруг своей оси.[54] В-третьих, этот взгляд подкрепляется Исходом 20:9-11, где буквальные дни используются для обозначения рабочих дней и субботы. В-четвертых, где бы в Библии не использовалось слово “день” с предшествующим ему числительным или во множественном числе, оно всегда означает буквальные дни (ср. Быт. 7:10-12). В-пятых, Адам был сотворен в шестой день, однако ему было всего 130 лет, когда родился Сиф (Быт. 5:3). В-шестых, растительность [сотворенная в третий день] нуждалась бы в тепле и свете солнца [которые достигли земли на четвертый день], а также в опылении насекомыми [сотворенными в пятый день] для своего выживания. В-седьмых, во всех случаях, где слово “день” используется в Писании для обозначения дневного времени или периода, большего 24 часов,—это указывается в контексте (ср. Быт. 1:5; 2:4).

Дата творительной работы Божией
Многие ученые верят, что возраст земли составляет миллиарды лет. Это предположение, в основном, основано на принципе униформитарианизма,[55] который применяется к интерпретации геологических данных и оценки материалов, полученных методом радиометрического датирования.[56] Поскольку ничего не может быть проверено до начала записанной истории [с 3500 г до н. э.], то все оценки возраста помимо этого, являются всего лишь догадками. Единственная надежная хронологическая запись дана в Библии и указывает на возраст в 5995 лет, по 22 сентября 1996 года.[57] Библия дает полную генеалогию от Адама до Христа (Лук. 3:23-38).

Противники творительной работы Божией
Противниками библейского откровения, касающегося происхождения земли являются сайентизм и связанный с ним эволюционизм. Сайентизм—философия, превозносящая научный метод выше Слова Божия, гласит, что там, где данный метод неприменим,—ничего не существует. Тогда как научный метод имеет законное применение к материальным вещам, в плане их состава и функции, он не в состоянии делать сколько-нибудь авторитетные заявления по поводу метафизических вопросов, таких как происхождение вселенной. На любые вопросы, связанные с происхождением, его смыслом и целью, может ответить только божественное откровение (1 Кор. 2:9-10).
Когда неспасенные люди отвергают откровение Бога, явленное в Его работе по сотворению, их альтернативой может быть принятие ошибочного взгляда, говорящего о том, что вселенная есть результат безличного случая. Не имея объяснения происхождению материи, эти люди считают, что она вечна и приобрела существующую форму в результате случайного эволюционного процесса.
Новая Колумбийская Энциклопедия определяет органическую эволюцию, как “веру в существование животных и растений, развившихся в результате процесса постепенных, непрерывных изменений, из ранее существовавших форм.”[58] Хотя многие некреационисты сегодня придерживаются точки зрения, что эти изменения произошли быстро, все они приписывают это развитие определенным безличным механизмам изменений, наблюдаемым сегодня в природе, а именно, приспособление, мутация и естественный отбор.
Мы, принимающие сообщение Бога о Его деятельности по сотворению, изложенное в Писаниях, придерживаемся точки зрения креационизма—веры в то, что различные основные формы жизни были сотворены Богом, независимо от какого-либо эволюционного процесса. Бог мог использовать встроенные механизмы изменений, чтобы произвести многообразие различий в определенных пределах, установленных изначальным “родом” растения или животного (Быт. 1:11-12, 21; 24-25). Это может также касаться расовых различий человека. Уильям Д. Тинкл предлагает взгляд, что живые организмы были созданы гетерозиготными, то есть, со смешанными генами, которые производили больше типов, но уровень их не становился выше.[59]

1. Противоположность эволюции Писаниям
Эта противоположность выражается в следующих сравнениях.
Первое. Эволюция приписывает нынешнее существование вселенной и ее форму безличному случаю—взгляд всецело механистический и материалистический. Напротив, Писания открывают, что вселенная является творением личностного Создателя—Бога. С философской точки зрения, понятие теистической эволюции является абсурдом, ибо гласит, что Бог работал вместе со случаем в сотворении вселенной.[60]
Второе. Эволюция стоит на позиции, что вся существующая жизнь произошла из нескольких простых форм. Напротив, Библия учит, что Бог сотворил жизнь “по роду ея” (Быт. 1:1-12, 21, 24-25). Это не говорит о том, что все творения, живущие сегодня, появились в точности такими же, как были сотворены их изначальные “рода,” поскольку происходило развитие многообразия в пределах их порядков. Однако, это развитие не может считаться эволюционным, поскольку высшие формы при этом не развивались.
Третье. Эволюция учит, что человек переживает нравственное улучшение, и что грехи являются чертами животной наследственности, которые постепенно исчезают с дальнейшим развитием человека. Напротив, Библия открывает, что человек является ответственным творением, которое согрешило против Создателя и навлекло на себя ужасные наказания за это действие.
Четвертое. Считая вселенную закрытой системой [огромной машиной, которая полностью работает сама по себе], эволюция отвергает факт трансцендентной суверенности Бога, который управляет всеми делами во вселенной. Напротив, Библия учит, что Бог есть Реальность, отличная от вселенной, и что Он управляет ее делами для достижения Своих целей.

2. Противоположность эволюции естественному закону
Христианские исследователи и ученые подчеркивают, что те естественные процессы, которые по мнению эволюционистов свидетельствуют в пользу эволюционного развития, на самом деле противоречат двум основным принципам, в рамках которых должны работать все естественные процессы. Эти основные законы известны как первый и второй законы термодинамики—законы сохранения и разрушения материи. Эволюция также противоречит принципу биогенезиса.
Первый закон термодинамики [сохранение] утверждает, что материя не возникает и не разрушается. Этот принцип противоречит эволюционистскому взгляду спонтанного образования энергии, необходимой для повышения организации, объединения и развития. Библия подтверждает этот закон сохранения (Быт. 2:1-3; Евр. 4:3-4, 10; 2 Пет. 3:10).
Второй закон термодинамики [разрушение] утверждает, что все физические системы, предоставленные самим себе, склонны становиться менее организованными и менее полезными. В то время как общее количество энергии во вселенной остается неизменным, количество энергии, доступной для работы, уменьшается [иными словами, спичка сгорает лишь один раз]. Таким образом, процессы прекращаются, а вещи изнашиваются, или становятся дезорганизованными. Всякое временное повышение порядка требует подачи энергии извне самой системы (ср. Евр. 1:3). Этот принцип противоречит эволюционистскому взгляду, считающему, что постоянное повышение организации и развитие происходит во вселенной в соответствии с естественными процессами.[61] Псалом 101:26-28 учит обратному.
Эволюционная теория противоположна принципу биогенезиса. Этот принцип утверждает, что жизнь происходит только от жизни. Это противоречит эволюционистскому взгляду, что жизнь спонтанно возникла из неодушевленной материи. Содержа учение о том, что живой Создатель является источником всей жизни, Библия поддерживает принцип биогенезиса (Деян. 17:24-25).
Несмотря на то, что эволюционная теория противоречит этим основным всеобщим законам и основывается на абсурдности случайного шанса, выдающиеся люди мира предпочитают принимать ее, нежели истину о личностном Творце. Принятие последней требует, чтобы они признали свою сотворенность и ответственность перед Создателем и свой долг—воздать честь Ему. Вследствие своего бунта против Бога, неспасенные люди предпочитают ложь сатаны истине Божьей (ср. Рим. 1:18-25).

Продолжение творительной работы Божией
Нынешняя физическая вселенная будет продолжать существовать до окончания тысячелетнего царства Иисуса. В это время Бог растворит существующую вселенную, возможно, возвратив ее массу в немолекулярную форму (2 Пет. 3:10-13; Откр. 20:11), и сотворит новую, которая будет длиться вечно (Откр. 21:1-3). В период между растворением вселенной и сотворением новой, произойдет осуждение падших ангелов и неспасенных людей (Откр. 20:11-15).
Между тем, в нынешнем веке Господь участвует в духовном творении. Он строит Свою Церковь, которая называется “одним новым человеком” (Матф. 16:18; Еф. 2:15). Все верующие в Иисуса и Его искупительную работу соделаны новыми творениями в Нем (2 Кор. 5:17; Еф. 2:10).

СУВЕРЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ БОГА
Писания учат, что Бог, как Властелин вселенной (Пс. 23:1; 49:12), демонстрирует суверенное, абсолютное правление над ней в осуществлении того, что Он желает (1 Пар. 29:11-12; Пс. 102:19; Еф. 1:11).
Д. И. Пакер замечает:
Этот взгляд на отношение Бога к миру должен отличаться от: (а) пантеизма, который абсорбирует мир в Бога; (б) деизма который отрезает его от Творца; (в) дуализма, который делит контроль над ним между Богом и другой силой; (г) индетерминизма, который придерживается того, что над миром вовсе нет никакого контроля; (д) детерминизма, устанавливающего контроль такого типа, который разрушает нравственную ответственность человека; (е) доктрины случайности, которая отрицает то, что контролирующая сила разумна; и (ж) доктрины рока, которая отрицает то, что отношение Бога к миру благожелательно.[62]
Суверенное правление Бога устанавливается в библейских учениях сохранения и провидения.

Его сохранение
Сохранение касается поддержания Богом того, что он создал, и Его забота обо всем этом (Неем. 9:6; Кол. 1:17; Евр. 1:3). Он верно усматривает нужды вселенной в соответствии со Своей целью для этих творений и вещей. Он заботится о неодушевленном творении (Ис. 40:26), Своих созданиях (Пс. 103:10-28), всех людях (Деян. 14:17; 17:25, 28) и тех, кого Он избрал (Пс. 36:23-29; Ис. 41:10; Матф. 6:25-34; Иоан. 6:39; 10:28).

Его провидение
Провидение касается направления Богом всего к определенной цели, которую Он определил. Своим провидением Бог осуществляет Свой декрет для всех действительных вещей. Мы видим это в исполнении Им Своей суверенной цели на протяжении всей вселенной (Дан. 4:32) в том, что Он управляет всеми силами природы (Пс. 103; Иов. 38:4-38) и животными (Иов. 38:39—39:30; 40:15—41:34), контролирует дела народов (Дан. 4:22; Ис. 10:5-6; 2 Пар. 10:12-16) и отдельных личностей (Ис. 44:28; Иер. 1:5; Прит. 16:9; 20:24; 21:1), и господствует над невзгодами людей (Быт. 39:1-2, 21-23;45:7). Однако, когда мы рассматриваем истину о провидении Божьем, в поле зрения попадают несколько проблем.

1. Проблема процветания нечестивых
Псалмопевец был озабочен благоденствием нечестивых (Пс. 72:1-16). Но когда он пошел в храм Божий, он узнал, что преуспевание их временно (ст. 17). Он увидел конец нечестивых (стихи 18-19) и подумал о своих благословениях (стихи 23-28). Из Нового Завета мы узнаем, что Бог терпелив по отношению к нечестивым, с тем, чтобы дать им возможность покаяться (Рим. 2:4; 2 Пет. 3:9). Но единственное благоденствие, которым они когда-либо насладятся,—это благословения общей благодати в этой настоящей жизни (ср. Матф. 5:45б; Деян. 14:17 с Матф. 25:41, 46).

2. Проблема страдания благочестивых людей
Бог применяет страдание для благотворных целей (Прит. 3:11-12; Пс. 118:67, 71). Он использует его, чтобы обеспечить практическое освящение и духовный рост Своего народа (Иак. 1:2-4), для исправления, когда людям не удается разобраться с известными в их жизни грехами (Откр. 3:19; 1 Кор. 11:30-32), чтобы привести их в подчинение Своей воле, наставить их и сделать плодотворными (евр. 12:5-11). Не взирая на всякие сомнения и ложь сатаны, Бог помнит о духовном благополучии Своих людей во всех их страданиях. Мы, спасенные, не должны забывать о том, что Он больше обеспокоен нашим духовным состоянием, нежели нашим физическим комфортом. Если нужно, Он лишит нас физического покоя, чтобы обеспечить наш духовный рост и благополучие. Верно переносимое страдание прославляет Бога, и вместе с тем, приносит нам личное благословение (Иов. 1:21; 42:1-6; Иоан. 9:1-3; Иак. 1:2-4) и духовную плодотворность (Иоан. 15:2; Евр. 12:11; 2 Кор. 12:7-10).
Благочестивые страдают также от враждебности со стороны мира (Иоан. 15:18-20). Иисус заявлял, что мир ненавидит Его людей за их связь с Ним и отделенность от самого мира. Эта ненависть в значительной степени безлична и органична [из-за сущностных различий между неспасенными и спасенными людьми], происходя из враждебности мира по отношению к Богу и конфликта их развращенных сердец с теми, что спасены (ср. Фил. 1:29; 2 Тим. 3:12; 1 Пет. 4:12-16; 1 Иоан. 3:13).

3. Проблема страдания тех, кто этого не заслужил
Касается незаслуженного страдания невинных людей, включая младенцев и детей. Они страдают из-за того, что являются частью этого греховного мира. Г. И. Гиллбод пишет: “Как бы это ни было тяжело для человека, страдающего через нечестие кого-то другого, в лучших интересах самого человечества—чтобы уродство греха не могло быть укрыто, а ничто другое не выставляет его в его истинном свете, как то страдание, которое оно несет невинным... Греховный мир не может быть миром, свободным от страдания.”[63]
Веря в то, что дети, умирающие до достижения моральной ответственности, спасаются по смерти, я вижу нечто худшее, чем их смерть. Это их жизнь и переживание суровости этой жизни, а в конце—попадание в ад за непринятие Спасителя.
Страдания разного рода—неизбежный результат вторжения греха в человеческую семью. Они будут остро переживаться неспасенными вовеки (Матф. 25:46), но мы, будучи спасенными, однажды будем избавлены от этого (1 Фес. 4:13-17; Откр. 21:3-5).

4. Проблема участия Бога в действиях личностных творений, ответственных за свои поступки
Библия показывает, что Бог, в соответствии со Своей суверенной целью допускает некоторые грехи (Пс. 80:13-14; 2 Фес. 2:7-12), предотвращает определенные грехи (Быт. 20:6; 1 Цар. 25:39) и ограничивает конкретные действия зла (Иов. 1:12; 2:6; 2 Фес. 2:7). Бог не только позволяет неспасенным делать то, что они предпочитают (Рим. 9:22), но Он также побуждает спасенных желать и делать то, что благоугодно Ему (Фил. 2:13). Эта связь между суверенным воздействием Бога на личностные творения, и их действиями, за которые они несут ответственность, является “совпадением” [в значении схождения вместе, см. Втор. 30:15-20; Прит. 16:9; 20:24; 21:1; Лук. 22:22; Деян. 2:23]. Джеймс И. Пакер вновь замечает: “Контроль Бога абсолютен, в том плане, что человек делает только то, что Он определил; однако, при этом люди свободны, в смысле того, что их решения—это их решения, и они несут нравственную ответственность за них (ср. Втор. 30:15 и ниже).”[64]
Каким образом Бог может контролировать действия людей и, при этом, не отнимает их свободы и ответственности,—является тайной, которая является вызовом нашему пониманию. Но, коль скоро этому учит Писание, мы должны довольствоваться принятием этой истины верою и ожидать озарения, которое будет дано позже (ср. 1 Кор. 13:11-12).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: