Определение диспенсации (распределения)


Новозаветное слово “распределение” в основном означает “управление домом” [греч. oikonomia ]. В том, как оно используется в Библии, слово может означать “управление” имением (Лук. 16:2-4), “служение” или “домостроительство” (1 Кор. 9:17; Еф. 3:2, 9; Кол. 1:25), “глава”[в значении руководство] (1:10) или “назидание” (1 Тим. 1:4).[68] Павел говорил об апостольских обязанностях, как “распределении,” или домостроительстве, ради которых он был облечен божественной благодатью (Еф. 3:1-2; ср. Рим. 12:3).
Имея это в виду, я определяю диспенсацию, в том как она относится к нашей теме, как те обязанности, которые Бог предписывает человечеству или отдельным людям на некоторый период времени, за который они ответственны перед Ним.
Несмотря на то, что диспенсация касается времени, особый упор должен быть сделан на тех обязанностях, которые она накладывает на своих реципиентов. Хотя Бог работает через эти диспенсации для достижения Своей цели (ср. Еф. 1:10; 3:9), для нас основной интерес представляет изучение тех обязанностей, соблюдения которых эти диспенсации требуют от своих реципиентов. Эти диспенсации, за исключением первой, не должны рассматриваться как испытания на предмет послушания божественной воле. Вместо этого, они представляют собой проявления божественной воли для тех людей, которым они даны, за что эти люди несут ответственность.
Диспенсационалист —это тот, кто признает божественные диспенсации и применяет божественные библейские повеления соответствующим образом. Кроме того, диспенсационализм представляет собой такое толкование и применение Писаний, которые признают различные диспенсации и их черты, людей, которым была дана та или иная диспенсация, и отрывки Библии, относящиеся к каждой конкретной диспенсации и ее реципиентам.

Различие между диспенсацией и эпохой [69]
Мы должны делать различие между диспенсацией и веком и не использовать эти термины синонимически. В Библии слово “век” имеет несколько значений, относящихся ко времени. В дополнение к ссылке на возраст человека (1 Пар. 23:3; Иоан. 9:21), слово “век” имеет два значения, которые имеют диспенсационную важность. Я характеризую эти значения слов как “динамическое” и “этическое”.
Динамически, век—это период времени, который характеризуется определенной деятельностью Бога, человека или сатаны. Например, период, во время которого Господь строит Свою Церковь, называется Веком Церкви. Согласно взгляду довеликоскорбного восхищения, период сразу же после восхищения Церкви и до второго пришествия Господа на землю называется Веком Скорби. Причина в том, что обитатели земли переживут многие наказания в течение этого периода (Откр. главы 6-19). Период, во время которого Бог имеет дело с Израилем—70 седьмин [“недель”] Даниила 9 гл.—иногда называется Веком Иудеев (ср. Матф. 24:3). Также, тысячелетнее правление нашего Господа на земле называется Веком Царства.
Этически, век—это то, что представляет собой мир в нравственном и философском отношении в какой-либо момент истории. Например, когда апостол Павел пишет: “Не сообразуйтесь с веком сим” (Рим. 12:2), он призывает читателей христиан не принимать греховный образ жизни и мышление неспасенных.
Век может соответствовать диспенсации. К примеру, Век Царства совпадает с диспенсацией Земного правления Господа. Век может также совпадать лишь с частью диспенсации. Например, я верю, что Век Церкви и Век Скорби попадают в диспенсацию Благодати. Наконец, век может перекрывать границы диспенсации. Скажем, Век Иудеев захватывает части диспенсации Моисеева Завета и диспенсации Благодати.

Диспенсационализм и толкование Библии
Признание и понимание диспенсаций важно для правильного толкования и применения Библии, особенно в следующем.
Первое. Оно соблюдает различия между божественными диспенсациями, божественными заветами, а также теми людьми, которым они принадлежат. Пример различия между Израилем и Церковью универсален. Те, кто не признает этого различия, рассматривают Израиль, как ветхозаветную Церковь, а Церковь—как новозаветный Израиль, с общими духовными благословениями и функциями. Однако, диспенсационалисты считают, что каждая из этих групп имеет свои конкретные обязанности, благословения и функции. Имея диспенсацию Благодати, Церковь не обязана соблюдать диспенсацию Закона Моисеева, равно как она не выполняет тех же функций, что Израиль в программе Бога.
Второе. Это позволяет толковать Библию буквально, особенно в области неисполнившегося пророчества. Буквальная интерпретация библейского пророчества была продемонстрирована буквальным исполнением тех пророчеств Ветхого Завета, которые относились к первому пришествию нашего Господа на землю. Недиспенсационалисты, к примеру, обычно верят, что Израиль своим отвержением Христа, потерял право на свое будущее место в программе Бога, а все те пророчества о будущем, которые касались этой нации, должны интерпретироваться аллегорически, как относящиеся к Церкви.[70] С другой стороны, диспенсационалисты придерживаются взгляда, что Израиль занимает определенное место в будущей программе Бога, как указывают пророчества, и что еврейский народ должен пережить исполнение заветных обетований Бога, данных ему, как действие присущей Ему верности.
Третье. Многие диспенсационалисты правильно считают, что на протяжении человеческой истории существует лишь один метод спасения, и что спасение несет основные общие благословения всем евангельским верующим, независимо от их времени в истории. Этими благословениями являются: прощение грехов и личные взаимоотношения с Богом (Иер. 31:33-34; Иоан. 17:3). С другой стороны, искупленные народы различных диспенсаций, по всей видимости, имеют разные функции в программе Бога. Например, Израиль имел особые отношения завета с Господом, как Его жена (Исх. 19:5; Иер. 3:14, 20; Ос. гл. 2). Хотя народ нарушил эти отношения своим идолопоклонничеством (Иер. 31:32; гл. 3), этот союз будет восстановлен, когда Господь возвратится на землю для Своего тысячелетнего царства (Иер. 31:31; Ос. 2:7, 14, 16, 19-20). Избранный остаток Израиля будет наслаждаться благословениями своих особых отношений с Богом, как Его жены и как передовой нации на земле (Иер. 3:14; Ос. 2:21-23; Зах, 8:23; Мих. 4:1-7; Ис. 59:20—60:22). С другой стороны, Церковь будет действовать как невеста Иисуса (Еф. 5:22-23; Откр. 19:7).[71] Это указывает на то, что она будет иметь особоую связь с Господом Иисусом, превыше всякого из искупленных народов. В отличие от Израиля, Церковь не будет иметь земного наследства, но вечно будет с Иисусом, который является ее наследием (Иоан. 14:3; 1 Фес. 4:17; Еф. 1:11).

Применение диспенсаций к жизни
Первое. Мы, спасенные, ответственны по отношению к диспенсации Благодати, которая состоит из большинства повелений Нового Завета. Эта часть Библии была дана Господом Иисусом для руководства Его народом во время отсутствия Христа на земле (Иоан. 16:12-15; Еф. 4:21; Кол. 3:16; Гал. 6:2; Откр. 1:1-2).
Второе. Тогда как учения нашего Господа, записанные в Евангелиях, были даны во время диспенсации Моисеева Закона, на самом деле они принадлежат диспенсации Благодати, ибо Господь готовил Своих учеников к жизни и служению в Век Церкви, который начался в день Пятидесятницы. Примеры этих учений мы находим в Нагорной проповеди (Матф. главы 5-7) и в беседе в горнице (Иоан. главы 14-16).
Третье. Мы должны признавать, что при всей полезности Библии для нас, не вся она про нас (2 Тим. 3:16; Рим. 15:4; 1 Кор. 10611). Большая часть Ветхого Завета [Исход 19—Малахия 4] касается того, как Бог обращается с Израилем в период диспенсации Моисеева Закона. Поскольку Новый Завет дает диспенсации Бога для Его народа сегодня, мы можем следовать наставлениям Ветхого Завета настолько, насколько они отражают учения Нового Завета, или согласуются с ними. Например, мы не исполняем ритуалы жертвоприношений, ибо эти ритуалы были замещены раз и навсегда жертвой Господа Иисуса. С другой стороны, мы читаем об обязанности бояться Бога (Пс. 33:10; Прит. 1:7; Екк. 12:13), о которой мы имеем повеление и в Новом Завете (Еф. 5:21; Евр. 12:28; 1 Пет. 1:17; 2:17).
Четвертое. Определенные пророческие места Нового Завета, как главы 24-25 Матфея и 6-18 Откровения не относятся напрямую к нам, живущим в Веке Церкви. Эти отрывки будут иметь особую ценность для народа Божия, который будет жить в Век Скорби. С другой стороны, очень важно для нас обращать внимание на такие предостережения как то, чтобы мы были готовы к пришествию Христа и бодрствовали(Матф. 24:42, 44).
Пятое. В книге Деяний записаны определенные события, переживания и практики, которые принадлежат к периоду, переходному к диспенсации Благодати, и являются нормативными для нас сегодня. Сюда входят: ожидание обетования от Отца (1:14), переживание феномена Пятидесятницы (2:1-4), общая тенденция придерживаться личного пророчества (ст. 45) и молиться о даре Святого Духа (8:14-17). Сегодня евангельские верующие принимают Духа Святого, получают крещение в Нем и помазание от Него в момент спасения. Поэтому нет необходимости в том, чтобы искать этих дополнительных дел, или благословений, благодати.

Ультрадиспенсационализм
Некоторые диспенсационалисты выносят диспенсационализм за те рамки, которые ясно определены Писаниями. Эти люди называются “ультрадиспенсационалистами.” Они придерживаются взгляда, что Великое Поручение является иудейским (Матф. 28:19-20). Они верят, что в то время как “иудейская церковь” началась в день Пятидесятницы (Деян. гл. 2), “языческая церковь” началась с Павла—либо после его обращения (13:2), либо после прибытия в Рим (28:28). Они также учат, что водное крещение не относится к Веку Церкви, и что в Деяниях 2:38 устанавливается тип спасения—“по делам.”
Мы можем опровергнуть эти крайние взгляды, показав, что строительство Церкви началось в день Пятидесятницы, что водное крещение соблюдалось ранней Церковью, что спасение всегда происходит по благодати через веру в Иисуса Христа, и что Великое Поручение является самоувековечиванием. В Деяниях 2:38, фраза “для прощения грехов” может быть также прочитана “вследствие прощения грехов.”[72] Водное крещение должно следовать после спасения (Деян. 18:8).

Различие между диспенсациями и божественными заветами
Четко разграничивая диспенсации Бога и Его заветы, мы избегаем путаницы и неправильного понимания. Тогда как диспенсация представляет те обязанности, исполнение которых Бог возлагает на определенных людей, завет заявляет о том, какие обетования Бог исполнит для определенных людей. Божественные заветы существуют в рамках диспенсационных периодов, но, кроме Закона Моисеева, ни одно из этих обетований завета не является существенной частью какой-либо диспенсации. Закон Моисеев действовал одновременно и в качестве диспенсации, и в качестве завета. Как мы увидим, основной чертой диспенсации являются обязанности, которые Бог вменяет определенным людям; основой же чертой завета являются те обетования, которые Бог дает определенным людям.

Названия диспенсаций [73]
1. Диспенсация сотворенного человека (Быт. 1:28-29; 2:15-17)
2. Диспенсация падшего человека (Быт. 3:16—4:7)
3. Диспенсация управляемого человека (Быт. 9:1-7)
4. Диспенсация патриархов (Быт. 12:1; 17:1; 26:5; 31:3, 13; 35:1; 46:1-4)
5. Диспенсация Моисеева закона (Исх. 20:1-7; 21:1—23:19; Лев. главы 1-27; Чис. главы 5- 6, 9-10, 15, 18-19, 27-30)
6. Диспенсация благодати (Тит. 2:11-12; большая часть повелений Нового Завета)
7. Диспенсация земного правления Христа (Ис. 2:1-3)

Описание диспенсаций
В нашем изучениидиспенсаций мы пронаблюдаем следующие характерные черты.
1. Реципиенты диспенсации
Люди, которым дается диспенсация. Пять диспенсаций являются всеобщими в том, что они даны людям всего мира; одна—дана человеку и определенным представителям его потомства, и одна—нации.
2. Обязанности, вмененные человеку
Выражают волю Божию по отношению к реципиентам.
3. Реакция человека на диспенсацию
Может быть выражена в послушании или непослушании. Каждая диспенсация налагает на своих реципиентов ответственность за соблюдение своих обязанностей.
4. Ответное действие Бога на реакцию человека
Он благословляет послушных и наказывает непослушных. мы увидим, что люди. избранные Богом, в достаточной мере послушны действием божественной благодати, позволяющей Ему достигать Своей цели через их жизни.
5. Длительность диспенсации
Представляет собой промежуток времени, в течение которого действуют обязанности диспенсации.
6. Использование диспенсации Богом
Бог работает через жизни людей в соответствии с их диспенсацией для осуществления Своей цели в отношении них и всего человечества. Поскольку основной божественной деятельностью в истории человечества является искупление, мы рассмотрим именно этот аспект использования Богом диспенсаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: