Вопрос. Подходы к коррекции эмоциональной сферы ребенка

В современной психологии можно выделить несколько основных подходов к коррекции эмоциональной сферы ребенка, на основе которых разрабатываются коррекционные программы. Это техники психодинамического подхода, основы которого были разработаны в школе психоанализа (З Фрейд, А. Фрейд, М. Клейн, Т. Халл, А. Бандура и др.), и Деятельностный подход, представленный в русле теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн).

Наиболее продуктивным и в связи с этим более представленным в работе современной отечественной и зарубежной практической психологии является психодинамический подход, предметом которого являются переживания и импрессия (средства эмоциональной выразительности). В рамках психодинамического подхода разработаны техники недирективной (ненаправленной) игротерапии, недирективной сказкотерапии (мифотерапии), арттерапии.

Основные функции психолога в соответствии с психодинамическим подходом связаны с организацией эмпатического общения, сопереживания, с обеспечением переживания ребенком чувства собственного достоинства, созданием атмосферы принятия ребенка и всех его продуктивных проявлений, а также демонстрацией конструктивных способов деятельности и оказанием необходимой технической поддержки (Урзсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М., 1992).

Отдельные психологи считают, что в работе с детьми дошкольного возраста игротерапия имеет существенные преимущества перед арттерапией, обусловленные тем, что в этом возрасте игра имеет ведущее значение (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), а изобразительная деятельность находится в рамках игрового экспериментирования (Э.Крамер). Все же в практике коррекционной работы активно используются обе техники. Причем каждая из них имеет свои преимущества. В последние годы психокоррекционная работа с ребенком также опирается и на технику сказкотерапии.

Предмет поведенческого подхода к коррекции эмоциональной сферы – поведение ребенка, через влияние на которое происходит гармонизация эмоциональных реакций ребенка; влиянию подвергаются эмоциональные фокторы, отражающиеся в поведении.

Первоначальные взгляды на техники коррекционного воздействия основывались на позициях классического бихевиоризма, и строились эти техники как модели классического обуславливания по схеме «стимул - реакция» и оперантного обуславливания. В связи с этим коррекционная работа фокусировалась на внешнем поведении. Далее, в концептуальную модель поведения были введены внутренние детерминанты – когнитивные процессы. Таким образом, когнитивные процессы, обуславливающие поведение, становятся центром психологических воздействий. Исходя из работ А.Бандуры (концепция самоэффективности) и Дж. Роттера (теория социального научения), базовая теоретическая модель внутренних детерминант поведения и научения была усложнена включением процессов саморегуляции; также особое значение приобрел механизм подражания социальным и культурным паттернам поведения. Таким образом, ключевым звеном поведения стала считаться активность субъекта, а внутренние психические процессы (когнитивные процессы, саморегуляция, мотивы и ценности) становятся фокусом при осуществлении психологического вмешательства (Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002).

Следует отметить, что техники, используемые в данном направлении, чаще имеют директивный характер: психолог использует специфические влияния в ходе той или иной техники, направляя поведение и реакции ребенка. Наибольшую популярность и эффективность в работе с эмоциональными нарушениями, повышенной тревожностью, страхами и фобиями получил метод систематической десенсибилизации, разработанный в конце 50-х гг. XX века Д.Вольпе.

Деятельностный подход рассматривает вопросы коррекционного влияния при наличии сложностей эмоциональной регуляции, обусловленных ее недостаточной зрелостью в целом или при недостатке отдельных компонентов. Причины нарушений связываются с нарушением ведущего вида деятельности на данном или предыдущих этапах. В связи с этим техники коррекционной работы строятся с учетом ведущего в данном возрасте вида деятельности (в младенчестве – эмоциональное общение со взрослым, в раннем возрасте – предметно-манипулятивная деятельность, в дошкольном возрасте – игровая деятельность, в младшем школьном возрасте – учебная деятельность), а также с учетом продуктивных видов деятельности (изобразительная деятельность и др.) и видов музыкально-эстетической деятельности. Влияние техник направлено на гармонизацию и обогащение эмоциональной сферы ребенка, а также на оптимизацию социальной ситуации его развития.

Положения теории А.В.Запорожца об амплификации психического развития (1978) позволяют выделить два направления оптимизации состояния эмоциональной сферы ребенка (Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики. – М., 1980).

1. Обогащение содержания ведущих деятельностей в целях устранения мотивационной депривации к данной деятельности и снятия дефицита активности, необходимой на данном этапе развития (т.е. коррекционное воздействие носит мотивационный характер).

2. Обогащение инструментария ведущих деятельностей в целях развития дифицитарных средств эмоциональной регуляции (т.е. коррекционная работа имеет инструментальный характер).

Причем следует отметить, что в русле деятельностного подхода оба направления используются в обязательной взаимосвязи. Мотивационное коррекционное воздействие предшествует инструментальному (Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., 1990.).

Анализ современного состояния рассмотренных подходов позволяет сделать заключение о том, что наблюдается тенденция к сближению и взаимообогащению теоретических позиций как в рамках психодинамического, поведенческого и деятельностного походов в целом, так и в отдельных техниках и методах коррекционной работы в частности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: