Рассматривая вопрос о коррекции эмоциональной сферы ребенка, мы говорим о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. То есть методы коррекционного воздействия призваны осуществить такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации ее функционирования.
Основными условиями осуществления коррекционных воздействий при работе с эмоциональной сферой ребенка являются следующие:
1. проведение коррекционных воздействий по механизму компенсации, т.е. с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы;
2. системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную работу включаются и другие стороны его развития (познавательные способности, компетентность и др.), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится (как правило, это система семейного взаимодействия); таким образом устраняются причины, обуславливающие эмоциональные нарушения. Те факторы психической жизни ребенка, которые включаются в коррекционную работу, выявляются на основе психологической диагностики его развития;
|
|
3. оказание кредита доверия ребенку, т.е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним;
4. формулирование целей коррекционной работы в позитивных формулировках (создание позитивных «точек роста»), а также учет того, что цели коррекционного взаимодействия должны быть реалистичными;
5. охрана интересов ребенка, т.е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку. Его психическому и физическому здоровью и т.д.; для этого психолог должен предусмотреть возможные негативные последствия своей коррекционной работы и не допустить их.
Также необходимо учитывать, что любое коррекционное воздействие не всегда приводит к тем последствиям, которые ожидаются психологом. Это положение обусловлено тем фактором, что вмешательство в эмоциональную сферу не только оказывает влияние на определенное патологическое проявление, но и приводит к изменениям в целостной структуре эмоциональной регуляции (Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. – М., 1990).
|
|
Коррекционная работа с ребенком строится при учете ряда принципов, которые особенно необходимы при проектировании коррекционных программ Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002.
Нарушения, отклонения в развитии эмоциональной сферы (как и отклонения в развитии психики в целом), поддающиеся психологической коррекции, связываются с ее несоответствием системе предъявляемых социальных требований и ожиданий, не выходящими нарушениями (Бреслав Г.М.).
Практика коррекционной работы опирается на несколько основных моделей, направленных на объяснение причин трудностей в развитии психики (Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002).
1. медицинская модель рассматривает данные причины как аномалии в развитии;
2. биологическая модель характеризует сложности развития как снижение темпов органического созревания;
3. интеракционистская модель делает акцент на «нарушения» и «сбои» взаимодействия субъекта со средой;
4. педагогическая модель объясняет нарушения влиянием социальной и педагогической запущенности;
5. деятельностная модель подчеркивает значимость несформированности ведущей деятельности и других типичных для возраста деятельностей.
Выделяются внешние и внутренние причины нарушений эмоционального развития ребенка (Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. – М., 1990). Если внешние причины обусловлены социальными факторами (длительная психотравмирующая ситуация, недостаток необходимой для развития эмоциональной сферы аффективной стимуляции, неправильная организация коммуникативного взаимодействия с ребенком), то внутренние причины связаны с патологическими особенностями эмоциональной сферы ребенка (например, повышенная тревожность, патологическая ранимость, сверхвозбудимость, инертность психических процессов и др.).
Коррекционная работа предполагает предварительное планирование целей, задач и тактики, осуществляемое на основе анализа результатов психологического обследования ребенка. Перед взаимодействием с ребенком психолог также организует условия, необходимые для коррекции.
Непосредственное коррекционное взаимодействие психолога с ребенком начинается с установления эмоционального контакта. Основным условием успешности решения данной задачи является то, что психолог должен исходить из интересов ребенка, начинать взаимодействие с той деятельности, которую выберет сам ребенок из ряда предложенных, ни в коем случае не допускать какого-либо психологического давления, включать в общение элементы аутостимуляции приятными впечатлениями, положительными оценками. Перечисленные выше рекомендации приобретают особое значение при работе с детьми, имеющими нарушенные аффективные контакты (например, в случае аутизма).
Основной этап коррекционной работы связан с применением тех методов, которые позволят решить проблемы эмоционального развития ребенка.
Коррекция эмоционального развития ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с использованием игровой и музыкально-эстетической деятельности.
Разработка методов и программ коррекционного воздействия опирается на представления о нормативном функционировании и развитии эмоциональной сферы в том или ином возрасте, а также техник воздействия на психику человека, разработанные на основе того или иного теоретического подхода. В связи с этим решается вопрос о том, что является предметом коррекционного воздействия, т.е. какие компоненты внутриэмоциональной сферы подвергаются психологическому воздействию и каким образом осуществляются те или иные воздействия (какие методы для этого используются).
|
|
Формы коррекционной работы (приоритет индивидуальной или групповой работы) обусловлены той особенностью эмоционального развития, на которую направлено коррекционное воздействие. Часто эти формы используются в комплексе (например, при коррекции страхов ребенка могут использоваться как групповые, так и индивидуальные занятия).
При групповой коррекционной работе размер и состав группы зависят от той эмоциональной проблемы, которая решается психологом. Размер группы варьируется от 3 до 7 – 9 человек. Чем сложнее проблемы детей, которые решаются, тем меньший размер группы рекомендуется. Важен также опыт специалиста: для начинающего психолога целесообразно ограничивать размер группы 3 – 5 детьми. Необходимо учитывать и принцип взаимодополнения дефекта: состав коррекционной группы не должен быть однородным (должны быть включены дети с разным характером психологических сложностей), так как в процессе занятий дети компенсируют проблемы друг друга. В коррекционную группу рекомендуется включать детей с гармонично развитий психикой.
По результатам коррекционной работы проводится завершающий этап, который направлен на оценку эффективности проведенной работы.
Эффективность коррекционных воздействий, осуществляемых психологом, может быть оценена на нескольких уровнях:
1. на уровне общеразвивающего эффекта и степени его устойчивости к факторам риска;
2. на уровне разрешения проблемы эмоционального развития ребенка;
3. на уровне поставленных целей и задач коррекционной работы.
Значение имеет и позиция, на которой строится оценка. Так, после коррекционного взаимодействия значение могут иметь состояние эмоционального комфорта для ребенка, уровень решения задач коррекции для психолога, степень удовлетворенности запроса к психологу у родителей, которая также связана с особенностями понимания ими проблем ребенка.
|
|