Игротерапия

Истоки метода разработаны в рамках психоаналитического направления и представлены в 20-е гг. ХХ в. в работах А.Фрейд, М. Клейна, Г.Гуг-Гельмут. В 1950-е гг. вклад в развитие игротерапии был внесен представителями гуманистического направления – А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Л.Лэндрет и др. В середине ХХ в. на основе теории игровой деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) метод игротерапии начал активно применяться в отечественной психологии. В названных выше направлениях реализована специфика взглядов на механизмы коррекционно-развивающего влияния игры на развитие психики ребенка.

В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек, ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения. Ситуация, в которой происходит терапевтическое взаимодействие, является нерегулируемой, и игра ребенка не управляется взрослым, т.е. метод игротерапии в рамках психоанализа имеет недирективный характер.

Механизмы игротерапии, используемые в психоаналитическом подходе, связаны с несколькими основными процессами:

1. установлением между психологом и ребенком особого терапевтического взаимодействия (аналитической связи);

2. достижением катарсиса, осуществляемого через деятельность ребенка, а также вербализацию его чувств и переживаний;

3. достижением инсайта как более глубокого понимания себя и своих отношений с окружающими;

4. исследованием реальности, связанной с апробированием форм и способов взаимодействия с социумом;

5. сублимацией подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласованной с социальными нормами, моралью и ожиданиями общества.

В практике гуманистической психологии игротерапия прошла несколько этапов становления от недирективной игротерапии через терапию, «вербализующую чувства», к клиент-центрированной терапии.

Таким образом, техника игротерапии в рамках гуманистической психологии строится на следующих принципах, которые являются базовыми для клиент-центрированной терапии.

1. обеспечение клиенту свободы и самостоятельности в исследовании проблемной ситуации;

2. эмпатическое принятие клиента, которое включает три базовый компонента: безусловное принятие клиента и всех его проявлений и эмоциональная теплота по отношению к нему; понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность «Я» терапевта в процессе коммуникации с клиентом;

3. стимулирование у клиента рефлексивно-вербализирующего типа поведения.

Данные принципы позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в технике игровой терапии в работе с детьми, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Игротерапия, центрирования на ребенке, строится на представлении о спонтанности психического развития ребенка, в психике которого заложены внутренние источники саморазвития и потенциальные возможности личностного роста. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение. В связи с этим игра решает не только коррекционные, но и психотерапевтические задачи.

В теории деятельности игра рассматривается как ведущая деятельность в дошкольном возрасте; она определяет развитие всех психических функций на данном возрастном этапе. По мнению Д.Б.Эльконина, в игре ребенок может преодолеть эгоцентризм, что обеспечивается механизмом принятия на себя роли и выполнением этой роли. Таким образом, игра способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной децентрации, что в свою очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации. В ходе выполнения той или иной роли ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания, связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смысл и значения своей деятельности, а также формируют новые социальные мотивы деятельности.

Форма проведения игротерапии (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. При любой форме центром психологической работы являются каждый ребенок и его индивидуальные психологические сложности. При работе с эмоциональной сферой ребенка предпочтение отдается индивидуальной игротерапии. Групповая игротерапия приоритетна в том случае, если эмоциональные проблемы ребенка связаны с социальными факторами; но и в этом случае на первых этапах коррекционной работы используется индивидуальная форма игротерапии.

Таким образом, при использовании игротерапии для решения проблем эмоционального развития ребенка в целях установления эмоционального взаимодействия с ребенком используется индивидуальная игротерапия. Важно также принимать во внимание сформированность игровых умений у ребенка, уровень его интеллектуального развития, широту осведомленности и др.

Основной этап коррекционной рабаты с эмоциональной сферой ребенка может опираться как на групповую, так и на индивидуальную форму, но в связи с тем, что заключительный этап коррекции связан с переносом приобретенных позитивных новообразований в эмоциональной сфере ребенка на реальную практику социальных отношений, данный этап опирается на групповую игротерапию. Приоритет групповой игротерапии на первых этапах коррекционной работы отдается в том случае, если у ребенка имеется социальная потребность в общении, есть мотив получить одобрение взрослого или сверстника, отмечается статусное стремление к лидерству.

Размер группы - от 7 до 15 чел. для проведения игротерапии соотносится с рекомендуемыми нормами (Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002. С 254 – 256). Но имеется ряд показаний, при которых рекомендуется уменьшить размер коррекционной группы до 3 – 5 детей:

1)Это низкая социальная компетентность, выраженные проявления эмоционально-личностного эгоцентризма,

2)наличие у ребенка агрессивных проявлений,

3)ярких фобических реакций,

4)отсутствие ориентации на сверстника и низкая эмпатия,

5)наличие вредных привычек или деликвентных проявлений и др.

В связи с тем что в ходе игротерапии отношения между детьми должны быть динамичными, рекомендуется включение в группу нечетного количества детей. В ином случае, как правило, отмечается склонность к формированию устойчивых диад, что может привести к ригидности позиций и закреплению тех или иных партнерских моделей поведения в игре.

В связи с тем что в ходе игротерапии отношения между детьми должны быть динамичными, рекомендуется включение в группу нечетного количества детей. В ином случае, как правило, отмечается склонность к формированию устойчивых диад, что может привести к ригидности позиций и закреплению тех или иных партнерских моделей поведения в игре.

Существует ряд требований к тем игрушкам и игровым предметам, которые используются в игротерапии. Основные требования связаны с тем, что игрушки и игровые предметы должны:

1) давать возможность объективирования и выражения основных эмоциональных состояний (обида, злость, гнев, ревность, страх и др.) и отношений эмоциональной зависимости (привязанность, отвержение);

2) обеспечивать моделирование и проигрывание различных эмоционально значимых для ребенка ситуаций взаимодействия с родителями и сверстниками, а также другими взрослыми вне семьи (в детском саду, школе); это ситуации конфликта, наказания, поощрения и др.;

3) обеспечивать переживания, способствующие личностному росту (развитию позитивного образа «Я», самопринятию, уверенности в себе, целенаправленности поведения, рефлексивности, преодолению страхов и тревожности и др.), а также стимулировать когнитивное развитие.

В набор игрушек и игровых предметов включаются наборы для игры «в семью», «в детский сад», «в школу», включающие наборы кукол (в целях актуализации защитных механизмов рекомендуется использовать куклу с непрорисованным лицом, что позволит ребенку осуществить идентификацию с любым значимым другим или с собой, если у ребенка имеются какие-либо физические дефекты, рекомендуется использовать куклу с тем же дефектом.) и бытовых предметов (столы, стулья, кровати и др.). Необходимо также иметь кукольных театр (игрушки, одевающиеся на руку, настольный театр), что позволяет проигрывать ситуации социального взаимодействия. В игровой комнате должны присутствовать транспортные игрушки, использование которых помогает ребенку обследовать игровую комнату и проигрывать ситуации приближения-отдаления. Для реализации агрессии, деструктивных наклонностей, тревоги и страхов должны иметься дикие животные, игрушечное оружие, шумовые музыкальные игрушки, игрушки-«гады» (страшные игрушки тира злых динозавров, пауков, змей и др.), а также строительные наборы и конструкторы. Должны быть и атрибуты для подвижных игр (мячи, мишени, кегли и др.), материалы для изобразительной деятельности, аппликации и лепки.

Коррекционно-развивающие программы игротерапии включают несколько основных этапов:

1 этап - ориентировочный, направлен на установление эмоциональных контактов и ориентацию в игровой комнате. Этап длится 1 – 2 занятия и предполагает использование объединяющих игр, направленных на создание атмосферы принятия и доверия, в связи с чем психолог использует недирективные тактики;

Задачи:

1. установление позитивного контакта психолог-ребенок, позитивного отношения. Эмпатическое слушание, отражение чувств ребенка. Требования: знать имя ребенка, выражать положительное отношение, радость от присутствия ребенка. Психолог «идет» за ребенком, предоставляет инициативу ребенку.

2. Знакомство участников группы друг с другом. Использовать игры «Имя» (назвать свое имя, имя соседа и свое, или свое качество), «Ветер дует на...», «Знакомство в парах» а затем представление от имени партнера, Представится от имени сказочного персонажа, рассказ о себе, перечислить свои качества с той буквы с которой начинается имя и т.д.

3. Ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты. Знакомство с правилами поведения и нормами поведения здесь. Психолог вводит правила. Говорить цели игры, но немного. Правила в безличной форме (здесь нельзя...)

2 этап - объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов, решает диагностические задачи, в связи с чем предполагает актуализацию и реконструкцию конфликтных ситуаций и объективирование негативных состояний и трудностей ребенка. Длительность этапа составляет 2 – 3 занятия. Тактика деятельности психолога предполагает сочетание директивных и недирективных приемов, в связи с чем используются направленные ролевые игры, эмпатическое слушание и другие методы, имеющие конкретную заданность содержания, но дающие возможность свободным действиям ребенка внутри этого содержания;

Т.Е. Главная задача: диагностика. Уточнение трудностей. Тактика психолога – директивная. Он предлагает игры, упражнения, ситуации. И недирективная – ребенок самостоятельно решает как себя вести, как выходить из конфликтных ситуаций. Задача психолога – наблюдать.

Проигрывание ситуаций (школа, семья, двойка, обида и т.д., где психолог сам может выполнять роли специально усиливая напряженность.

Прием – свободное рисование. Желательно индивидуальное обсуждение. Рисунки на тему.

Сочинение историй (например, по кругу)

3 этап - конструктивно-формирующий, направлен на решение основных задач коррекции. Этап длится 10 – 12 занятий. Занимает 2/3 всего времени. Тактика психолога – максимально директивна. Составлен сценарий. Психолог использует специально отобранные игры и упражнения, техники эмпатического слушания, приемы конфронтации, резюмирования, суммирования, методы решения конфликтных ситуаций и др.;

Задачи: Решаются проблемы, связанные с темой.

1. Формирование адекватных способов поведения в конфликтной ситуации (через ролевые игры) Сделать ребенка активным в саморазвитии.

2. Развитие коммуникативной компетентности.

3. Формирование способности к произвольной регуляции действий (работа по образцу и все игры с правилами)

4. Построение позитивной «Я-концепции» Через ситуацию успеха.

Проигрывание сказок, рисунок по кругу, различные игры, чередование пассивных и активных видов деятельности.

4 этап - обощающе-закрепляющий, решает задачу обобщения сформированных у ребенка способов деятельности, их закрепления и переносов на практику реальной жизни ребенка. В связи с этим к работе привлекаются родители и ближайшее социальное окружение, которые могут принимать реальное участие в занятиях, в выполнении домашних заданий, а также предоставляют психологу сведения о новых возможностях и способностях ребенка. Используются техники проигрывания реальных условных ситуаций, совместная деятельность детей с родителями и др.

Т.Е. Задачи:

1. Закрепление нового опыта, сформированных форм поведения, повторная диагностика.

2. Перенос нового опыта в реальную жизнедеятельность.

Домашние задания родителям (играть в такие-то игры или наблюдать и т.д.) Проигрывать ситуации из жизни. Совместное занятие детей и додителей.

см.(2), +Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: