Э = Р(П(Инал- ИНеоб))
где Э — эмоция,
П — потребность,
ИНал — информация наличная,
ИНеоб — информация необходимая.
Итак, эмоция есть функция от потребности человека, умноженной на разность между информацией необходимой, требуемой для успешного решения ситуации, и информацией наличной, которой человек реально располагает. В нашем примере с экзаменами хорошо подготовленный студент, вероятнее всего, спокоен, не испытывает волнения, тогда как у студента, не успевшего выучить билеты, состояние, как правило, нервозное. Теория П.В. Симонова получила название информационной. Она показывает зависимость эмоциональных переживаний человека от владения им информацией. Следуя современной реальности можно согласиться, что информация дорогого стоит.
Большая заслуга в исследовании физиологических механизмов эмоций принадлежит русским ученым. В.М. Бехтерев заметил зависимость эмоциональных реакций от раздражения подкорковых центров: раздражение зрительных бугров птиц вызывало у них двигательные реакции, позволяющие предполагать изменение их эмоционального состояния. Швейцарский физиолог В. Гесс пришел к тому же выводу. Экспериментируя на кошках, он заметил появление защитных реакций при раздражении у них гипоталамического отдела. Таким образом, на физиологическом уровне эмоции обеспечиваются подкорковыми отделами.
Интересные разработки, известные под названием «ассоциативного эксперимента», принадлежат К. Юнгу (1906). Он обнаружил сильнейшее влияние эмоций на течение представлений и предложил использовать данные изменения в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. Его исследование показало, что аффективные переживания влияют на тип ассоциации. Ученый установил, что если исходное представление испытуемого не является эмоционально значимым, возникают объективные, типичные для повседневной жизни ассоциации. Если же испытуемый имеет аффективное переживание, его ассоциации отклоняются от типичных, образуя специфическую ассоциативную реакцию. Ассоциативный эксперимент используется в следственной практике для установления причастности подозреваемого к преступлению. Для этого ему предлагается мгновенно отвечать на серию предъявляемых слов первым, что приходит в голову. Дальнейший анализ текстового материала позволяет выявить присутствие нетипичных ассоциаций. Шутки ради можно проверить типичность собственных ассоциаций, назвав часть лица