Интересное объяснение факторов, влияющих на эмоции, нашел отечественный физиолог П.В. Симонов

Э = Р(П(Инал- ИНеоб))

где Э — эмоция,

П — потребность,

ИНал — информация наличная,

ИНеоб — информация необходимая.

Итак, эмоция есть функция от потребности челове­ка, умноженной на разность между информацией необходимой, требуемой для успешного решения си­туации, и информацией наличной, которой человек реально располагает. В нашем примере с экзаменами хорошо подготовленный студент, вероятнее всего, спо­коен, не испытывает волнения, тогда как у студента, не успевшего выучить билеты, состояние, как прави­ло, нервозное. Теория П.В. Симонова получила назва­ние информационной. Она показывает зависимость эмоциональных переживаний человека от владения им информацией. Следуя современной реальности мож­но согласиться, что информация дорогого стоит.

Большая заслуга в исследовании физиологичес­ких механизмов эмоций принадлежит русским уче­ным. В.М. Бехтерев заметил зависимость эмоциональ­ных реакций от раздражения подкорковых центров: раздражение зрительных бугров птиц вызывало у них двигательные реакции, позволяющие предполагать изменение их эмоционального состояния. Швейцарс­кий физиолог В. Гесс пришел к тому же выводу. Экспе­риментируя на кошках, он заметил появление защитных реакций при раздражении у них гипоталамического отдела. Таким образом, на физиологическом уровне эмоции обеспечиваются подкорковыми отделами.

Интересные разработки, известные под названи­ем «ассоциативного эксперимента», принадлежат К. Юнгу (1906). Он обнаружил сильнейшее влияние эмоций на течение представлений и предложил ис­пользовать данные изменения в качестве диагности­ческого симптома эмоционального состояния. Его ис­следование показало, что аффективные переживания влияют на тип ассоциации. Ученый установил, что если исходное представление испытуемого не является эмоционально значимым, возникают объективные, ти­пичные для повседневной жизни ассоциации. Если же испытуемый имеет аффективное переживание, его ас­социации отклоняются от типичных, образуя специ­фическую ассоциативную реакцию. Ассоциативный эксперимент используется в следственной практике для установления причастности подозреваемого к преступлению. Для этого ему предлагается мгновен­но отвечать на серию предъявляемых слов первым, что приходит в голову. Дальнейший анализ текстового материала позволяет выявить присутствие нетипич­ных ассоциаций. Шутки ради можно проверить типичность собственных ассоциаций, назвав часть лица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: