ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ЗАКОНОМ ПРАВО СУБЪЕКТА ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ВНЕСТИ ПРОЕКТ ЗАКОНА ИЛИ ИДЕЮ.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Прокуратура вносить не может, но может обратиться к тем, кто имеет право по вопросам их компетенции.
Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.
Каждый законопроект регистрируется в ГД и передается в комитет, который будет его курировать.
Правомочия субъекта – 1) инициирование;
2)участие в обсуждении;
3)изменение и дополнение в собственный проект;
|
|
4) право отзыва своего проекта.
Обязанности ГД (на данном этапе):
· Обязана зарегистрировать;
· Обязана направить проект в ответственный комитет;
· Обязана отправить в субъекты РФ, министерствам и ведомствам, организовать публикации в печати (если необходимо);
· Провести экспертизу;
· Подготовить проект к рассмотрению.
Вернуть проект на доработку или если не выполнены следующие условия:
· отсутствует обоснование (пояснительная записка о целесообразности принятия, финансовые последствия и т.д.);
· не приложен перечень актов, которые будут подлежать отмене;
· нет согласования с Правительством РФ (Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ — это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета(ст. 104 п. 3 К РФ). Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной и денежной политики, несет за это ответственность и обладает информацией по этим проблемам (что делает важной и полезной оценку этим органом названных законопроектов). Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства).