Чтение возможно, если рассматриваются проекты бюджета

В рассмотрении законопроекта, как правило, участвуют комитеты палаты, они могут работать над ним между чтениями.

Федеральные законы принимаются Государст­венной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов (1/2 от 450);

При голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы (2/3 от 450).

· Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федерального закона.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмот­рение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голо­сование поступившие из Государственной Думы законы или их не рас­сматривать – молчаливое согласие (в течение 14 дней), за исключением законов по определенным, перечислен­ным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации (федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; ратификация и денонсация международных договоров; войны и мира; статус и защита государственных границ).

Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации (1/2 от 178), то этот закон также считается одобренным. Но он может быть, и отклонен (вето Совета Федерации).

· В этом случае может возникнуть дополнительный этап — преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона. |

При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии.

Но она в этой ситуации может и не принять предложения согласительной комиссии и выразит несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда он ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (2/3 от 450). Это способ преодоления решения (вето) Федерации об отклонении закона, принятого Думой, позволяющий ей реализовать свою позицию, свое мнение.)

· Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.

Это заключительная стадия законодательного процесса. Участник главы государства — неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен приинять решение и выбрать один из двух возможных вариантов:

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу.

Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право – вето (суспензивное – отлагательное вето) и отклонить федеральный закон, не подписав его.

Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон или при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации (2/3 от 178) и депутатов Государственной Думы (2/3 от 450), то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней.

В подобном случае Президент РФ обязан сделать это независимо от своей политической позиции, точки зрения содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных по мнению Президента, принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет ряд особенностей, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституци­ями закон считается принятым, если он одобрен большинством не нее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации - ¾ от 178 - и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы - 2/3 от 450. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.

В отношении федеральных конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ также не предусматривается.

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в тече­ние семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официаль­ным опубликованием считается первая публикация полного текста за­кона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете».

Федеральные законы всту­пают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступ­лении определенной даты).

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постанов­ления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если) иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: