Священные тексты ислама

Священными текстами ислама являются Коран и Сунна. По аналогии с текстами христианства Коран можно определить как Священное Писание, а Сунну – Священное Предание.

«Коран» в переводе с арабского означает «то, что читают, произносят». Коран делится на 114 сур (глав), расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры. Она называется «аль–Фатиха» – «Открывающая книгу» имеет особое значение в исламском ритуале и состоит из семи аятов. Аяты – это стихи или фразы, на которые делятся суры. Всего в Коране 6236 аятов. Все суры (кроме девятой) начинаются с традиционного зачина: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного».

Коран, согласно мусульманской традиции, был передан Мухаммеду в откровениях. Их источником он называл «Небесную книгу», которая открывалась Пророку частями, архангелом Джибраилом сначала в Мекке, а потом в Медине. Поэтому суры делят по происхождению на более ранние мекканские, которые отличаются от мединских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого периода возвышенны и эмоциональны, посвящены в основном проповеди единобожия. Суры мединского периода в основном содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, поскольку именно в Медине пророк стал реализовывать религиозно-правовые нормы ислама. Речь идет всегда от лица Бога: «Мы», или «Я». Содержание охватывает пересказ библейских историй, историй доисламской Аравии и древнего мира, нравственные и юридические установления, полемику с немусульманами, описание страшного суда и посмертного воздаяния и т.п.

Мусульманское учение о Коране сформулировано следующим образом: «Коран является словом Аллаха, поэтому он всегда существовал, он не был сотворен Аллахом. Тот Коран, который сегодня имеется на руках – проявление в материальном мире извечного Корана – слова Аллаха. Пророк Мухаммед с помощью откровения получил эту Книгу и, ничего не добавляя своего и, ничего не утрачивая, передал ее своим сподвижникам. Поэтому Коран не содержит ничего, кроме слов Аллаха. Более того, текст Корана никто не сможет изменить по своему желанию. Аллах обещает сам хранить и оберегать Коран».

При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме. Сподвижники пророка заучивали его проповеди и некоторые знали весь текст наизусть, а многие фрагментарно. Тогда же начали записывать отдельные части на камнях, кусках кожи, финиковых листьях, но полный сборник сур еще не был составлен. После смерти пророка, чтобы не утерять священные тексты, их начали собирать и записывать вместе. Третий халиф – Осман организовал комиссию по стандартизации текста Корана и сведению его в один корпус под руководством Зейда – последнего писца Мухаммеда. По всему халифату начали собирать и изыскивать сохранившиеся записи. Их сложили в главы, которые снабдили произвольными названиями и разместили в порядке убывания: ближе к началу располагались пространные суры (главы), ближе к концу – короткие. Полученный текст был объявлен единственно верным. Разрозненные материалы, использовавшиеся при его создании, были уничтожены. Копии канонизированной зейдо-османовской редакции Корана были разосланы в центры мусульманского мира. Коран считается священной книгой только на арабском языке. Переводы не считаются собственно Кораном как «словом Аллаха», хотя и производятся для понимания смысла. Однако в ритуальной жизни его можно читать только на арабском языке.

Одним из направлений в мусульманском богословии уже с VII века стало толкование Корана – «тафсир». В нем специфической форме отразились основные этапы идеологической и политической борьбы в арабо-мусульманском обществе, и гамма религиозных убеждений и этнокультурных пристрастий их авторов. Можно говорить о разделении мусульманской общины на сторонников буквального понимания коранического текста и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл.

Сунна – второй после Корана источник сведений о том, как подобает жить и действовать мусульманину. Сунна – это совокупность сообщений об изречениях, поступках и привычках Мухаммеда, о том, что он учил и одобрял. Полная форма: «суннат расул Аллах» (Пример посланника Аллаха), – поступки и высказывания пророка Мухаммеда как образец и руководство для мусульманской общины. Сунна состоит из хадисов, – кратких рассказов о каком-либо действии или изречении Мухаммеда. Рассказы эти устно передавались из поколения в поколение, от очевидцев их потомкам, из уст которых их и записали сборщики хадисов спустя двести лет после событий, которые в них описываются.

К этому времени количество хадисов достигло колоссального количества, и даже для самых пристрастных мусульман было очевидно, что большая их часть являются искаженными или вовсе подложными. Мусульманские ученые предприняли значительную работу по отделению достоверных хадисов от недостоверных. Вынося решение о достоверности или недостоверности того или иного хадиса, мусульманские средневековые ученые критически исследовали «иснад» – цепочку передатчиков хадиса из поколения в поколение. Эти люди должны были реально существовать, иметь славу благочестивых мусульман и хронологические рамки их жизни должны были вписываться в цепочку передатчиков хадиса. Кроме этого, некоторые требования предъявлялись к содержанию хадиса («матн»): он не должен противоречить основам ислама. Оперируя этими принципами, хадисоведы разделили хадисы на несколько групп, основные из которых: «достоверный», «хороший» и «слабый». Каноническими являются только хадисы первой группы, хадисы других групп имеют меньший авторитет, но могут использоваться в назидательном значении.

Результатами работы сборщиков хадисов (мухаддисов) явились шесть сборников достоверных хадисов, которые были признаны каноническими и составили собственно Сунну: 1) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари; 2) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима; 3) «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда; 4) «Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи; 5) «Аль-Джами аль-Кабир» имама ат-Тирмизи; 6) «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама Насаи. Составлены они были в VIII – IX века. Тогда же стали составляться сборники хадисов по тематическому принципу, а также сборники избранных хадисов.

Сунна дополняет и разъясняет коранические установления. Так, например, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как молиться ответ дают хадисы. Пророк Мухаммед говорит: «Молитесь так, как я молился», а его сподвижники рассказывают и показывают, как молился пророк. Этому образцу и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступком пророка. Хадис дает толкование, разъяснение отдельных положений Корана и имеет пояснительный статус по отношению к «слову Аллаха». Но все, что в Коране недосказано, что требует разъяснения, может находить свое раскрытие в суждениях пророка.

Можно сказать, что Мухаммед для мусульманина это образец для подражания. Причем это подражание касается не только основ духовной жизни, но и социальных отношений. Более того, образцом выступают и личные качества пророка, и его внешний вид и даже правила личной гигиены, исполняемые им и зафиксированные в Сунне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: