Праведные халифы

Мухаммед умер, не оставив наследников мужского пола. Мальчики, рожденные женами, умерли в младенчестве. Приемный сын Зейд погиб в бою еще до смерти пророка. Возглавить общину должны были его ближайшие соратники – «праведные халифы». Халифы – приемники Мухаммеда, которые после его кончины в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в ее деятельности, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака.

Первым кто возглавил общину после смерти пророка был Абу Бакр ас-Сиддик (632–634) – мекканский купец, который одним из первых принял ислам. Он сопровождал Мухаммеда во время хиджры, выдал за него свою дочь Айшу. В конце жизни Мухаммеда Абу Бакр иногда руководил пятничным намазом.

Время правления Абу Бакра совпало с периодом, отпадения ряда племен от ислама и отказа платить налоги. Ему удалось подавить племенной сепаратизм и восстановить мусульманские владения в Аравии. При нем начала формироваться регулярную армию, и арабские войска продвинулись до границ Ирана и Византии. Но начало завоевания Сирии застала Абу Бакра на смертном одре. Чтобы избавить общину от раздоров он сам назначил приемника – Умара ибн Хаттаба.

Умар (Омар) ибн аль–Хаттаб аль–Фарук (634–644) – второй из «праведных халифов». Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после встречи с Мухаммедом стал одним из его самых верных сторонников. В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман. Тогда же он стал советником Мухаммеда, а со временем и породнился с ним: его дочь (Хафса) вышла замуж за Пророка.

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. Были завоеваны огромные территории: Палестина, Сирия, Египет, Иран и Армения. Для завоеванных народов действовало правило: «Ислам, налог или меч». Причем «меч» (преследования и казни) предназначался в первую очередь для язычников и тех, кто отказывался сотрудничать и платить соответствующую подать. Обращенные в ислам избавлялись от налога. Созданная налоговая система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеяние пророка и его веры. Запрещалось прикасаться к мусульманской женщине, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д. Кроме того, немусульмане должны были «отличаться одеждой» от мусульман; им нельзя было строить жилища выше домов правоверных, пить публично вино, открыто носить кресты, иметь оружие, ездить верхом и т.п.

Была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы. В городах действовали судьи – кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. Были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. Оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. Умар добавил к званию халифа титул амир аль–муаминин (повелитель правоверных). Систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса – на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры.

В 644 Умар был смертельно ранен в мечети. Он скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Им стал Усман (Осман) ибн Аффан (644–656) – третий халиф из плеяды «праведных». Среди первых последователей Мухаммеда он ничем не выделялся, но был выходцем из богатого рода и являлся зятем пророка.

При Усмане происходит кодификациия Корана. Работа, начатая еще при его предшественнике, вступила в новую стадию: собранные тексты необходимо было сопоставить, выбрать из них наиболее достоверные и скомпоновать в единый сборник. Все последующие списки делались на основе этой редакции.

Завоевательные экспедиции также продолжались. Мусульманам покорилась Северная Африка, острова Эгейского моря, Иран, частично Малая Азия и Закавказье. Усман занялся назначением на важные посты своих родственников. Люди из ближайшего окружения пророка, но не связанные с ним кровным родством, были лишены привилегий, так как Усман ставил кровные связи выше заслуг перед мусульманской общиной. Таким образом, он вернулся к старым, племенным традициям, отменив принципы, заложенные Мухаммедом. Это вызвало недовольство многих мусульман, особенно тех, кто считал, что место халифа (заместителя пророка) может занять только человек из рода Мухаммеда, то есть Али, его двоюродный брат и муж Фатимы, дочери пророка.

Резко обозначилось разделение мусульманского общества на очень богатых, живущих в роскоши (чего не было при Мухаммеде, Абу Бакре и Умаре), и подавляющего большинства населения, прозябающего на грани нищеты. Это скрытое напряжение, которое сдерживал Умар, при Усмане вылилось в откровенный раскол в государстве. Мусульмане из Египта и Ирака подняли восстание и убили халифа.

Али ибн Абу Талиб – четвертый и последний праведный халиф (656–661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и двоюродным братом пророка, который воспитывался вместе с ним. Али вторым (после Хадиджи) принял ислам. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммеда Фатиме. В мединский период Али участвовал во всех походах и битвах мусульман и отличился храбростью. После смерти пророка Мухаммеда Али, поддерживаемый Фатимой, предполагал, что именно он, как ближайший кровный родственник, станет во главе мусульманской общины. Однако этого не произошло. Но позднее, на фоне всеобщего недовольства политикой Усмана, многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины. Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них, поддерживаемые вдовой пророка Айшой, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть. Муавия ибн Суфьян, наместник сирийской провинции, двоюродный брат Усмана, объявил Али участником заговора против погибшего халифа и выступил против него под лозунгом «месть за Усмана».

Али разбил войска Муавии и Айши, но не смог воспользоваться победой. Согласившись на переговоры с побежденным противником, он вызвал недовольство среди части своих соратников. В знак своего несогласия несколько военачальников покинули лагерь Али, уведя с собой 12 тысяч воинов. Их стали называть хариджитами (от араб. «покидать», в данном случае – «вышедшие из повиновения»). Впоследствии движение хариджитов, первоначально политическое, приобрело религиозный характер. Тех, кто остался верен Али, стали называть «шиа» (сторонники, партия), став впоследствии еще одним религиозным направлением – шиитами. Но теперь сторонников Али было недостаточно для борьбы с главным его соперником Муавией. Через несколько лет, в войнах с ним, Али теряет контроль над большей частью халифата. Преследования хариджитов делают их врагами Али. Он был убит хариджитом в 661 году на пороге мечети в Куфе.

Его гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика. Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты персидского богатыря и святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али и его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммеда. Сторонники Али называют его «вали Алла» (араб. «друг Аллаха»).

После гибели Али заканчивается эпоха праведных халифов. Следующим правителем халифата стал Муавия. Старший сын Али Хасан согласился отказаться от своих прав, а второй сын Али, Хусейн, согласился отложить свои требования до смерти Муавии. Но перед смертью своим преемником вместо Хусейна он назначил своего сына Йазида. Шиитское возмущение против этого решения вылилось в битву при Кербеле, во время которой Хусейн был убит. После смерти Муавии власть в халифате стала наследственной. Первой правящей династией стали Омейяды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: