Исламский закон – шариат

Шариат (закон, ясно установленный путь), представляет собой комплекс религиозно–правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, и регулируют практически все сферы повседневной жизни. Эта традиция восходит к Мухаммеду, который не делал различия между божественным и светским правом. Сложившись в средние века, он до сих пор остается действующим в ряде мусульманских стран. В каждой из них применение законов шариата зависит от степени секуляризации самого государства.

Исламская юриспруденция (фикх) как нормативно–правовая часть шариата вобрала в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В рамках фикха регламентируется все поведение мусульманина и определяется пятью категориями: 1. «фард» или «ваджиб» – нечто, подлежащее обязательному и беспрекословному исполнению, например соблюдение пяти столпов ислама; 2. «харам» – нечто абсолютно запретное, например супружеская измена или употребление в пищу свинины; 3. «мандуб» или «суннат» – рекомендованные, но необязательные действия, например совершение из добрых побуждений дополнительных молитв; 4. «макрух» – не запрещенные, но и не поощряемые действия, например развод; 5. «муба» – действия, по поводу которых не существует ясного указания, а потому оставленные на суд совести и здравого смысла каждого мусульманина. Большинство проблем современной жизни подпадает под категорию муба. Все, что не запрещено, в исламе является разрешенным, в разумных, естественно, пределах и в гармонии с исламскими принципами и личной совестью.

Юристы признают существование четырех источников права – это Коран, сунна, иджма (согласованное мнение) и кийас (суждение по аналогии). Первые два источника являются общепризнанными, но крайне ограниченными по применению, т.к. не смотря на обилие в Коране и Сунне правовых норм, они не в состоянии охватить всех случаев, регулируемых шариатом. Иджма предполагает согласие мусульманских богослов с выведением новых правовых норм (в том числе судебных решений) опираясь на дух Корана и Сунны. Кийас – это суждение о правовых нормах по аналогии с установленным в Коране и Сунне и выработка новых решений на этой основе. Выведенные однажды нормы считаются неотменяемыми.

В классической исламской юриспруденции существуют четыре школы (мазхабы): ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. Каждой из них приходилось решать следующую дилемму: до какой степени законодателю позволено прибегать к «независимому суждению», если спорный случай не имеет прецедентов в жизни самого Мухаммеда?

Основателем ханифитского мазхаба является Абу Ханифа (ум. 767). Особенностью мазхаба широкое применение обычного права мусульманских народов (адат) как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. Благодаря широкой терпимости этот мазхаб начиная с XI в. стал быстро распространяться и в настоящее время ханифитами является подавляющее большинство мусульман России (кроме некоторых народов Северо–Восточного Кавказа), Средней Азии и стран Балканского полуострова.

Основатель маликитского мазхаба – Малик ибн Анас Аль–Асбахи (ум. 795). Особенность школы ориентация на правовую практику жителей Медины при жизни Мухаммеда. В настоящее время большинство мусульман, придерживающихся маликитского мазхаба, проживают в Африке.

Основатель шафиитского мазхаба – аш–Шафии, абу Абдаллах (767–820), ученик Малика ибн Анаса. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Мазхаб распространен в Палестине и на юге Аравийского полуострова и среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей.

Основатель ханбалитского мазхаба – Ахмад ибн Ханбал (780–855). Ханбалиты одними из первых приступили к систематизации традиционалистской концепции вероучения. Они отвергали как буквальное, так и аллегорическое толкование Корана и хадисов, а также возможность любого рационалистического истолкования догматов веры. Важной особенностью этого мазхаба является отрицание любых нововведений в области вероучения и мусульманского права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах. Нетерпимый к «новшествам» ханбалитский мазхаб крайне строг в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. В XVIII веке в Аравии идеи ханбалитского мазхаба легли в основу ваххабитского движения и в настоящее время эта богословско–правовая школа является господствующей на данной территории.

Школы мусульманского права различаются между собой по многим деталям, но их принципы остаются общими. Так, кто–либо может примкнуть к другой школе, подчиниться власти иной школы, при этом он не перестает считаться мусульманином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: