Шариат (закон, ясно установленный путь), представляет собой комплекс религиозно–правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, и регулируют практически все сферы повседневной жизни. Эта традиция восходит к Мухаммеду, который не делал различия между божественным и светским правом. Сложившись в средние века, он до сих пор остается действующим в ряде мусульманских стран. В каждой из них применение законов шариата зависит от степени секуляризации самого государства.
Исламская юриспруденция (фикх) как нормативно–правовая часть шариата вобрала в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В рамках фикха регламентируется все поведение мусульманина и определяется пятью категориями: 1. «фард» или «ваджиб» – нечто, подлежащее обязательному и беспрекословному исполнению, например соблюдение пяти столпов ислама; 2. «харам» – нечто абсолютно запретное, например супружеская измена или употребление в пищу свинины; 3. «мандуб» или «суннат» – рекомендованные, но необязательные действия, например совершение из добрых побуждений дополнительных молитв; 4. «макрух» – не запрещенные, но и не поощряемые действия, например развод; 5. «муба» – действия, по поводу которых не существует ясного указания, а потому оставленные на суд совести и здравого смысла каждого мусульманина. Большинство проблем современной жизни подпадает под категорию муба. Все, что не запрещено, в исламе является разрешенным, в разумных, естественно, пределах и в гармонии с исламскими принципами и личной совестью.
|
|
Юристы признают существование четырех источников права – это Коран, сунна, иджма (согласованное мнение) и кийас (суждение по аналогии). Первые два источника являются общепризнанными, но крайне ограниченными по применению, т.к. не смотря на обилие в Коране и Сунне правовых норм, они не в состоянии охватить всех случаев, регулируемых шариатом. Иджма предполагает согласие мусульманских богослов с выведением новых правовых норм (в том числе судебных решений) опираясь на дух Корана и Сунны. Кийас – это суждение о правовых нормах по аналогии с установленным в Коране и Сунне и выработка новых решений на этой основе. Выведенные однажды нормы считаются неотменяемыми.
В классической исламской юриспруденции существуют четыре школы (мазхабы): ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. Каждой из них приходилось решать следующую дилемму: до какой степени законодателю позволено прибегать к «независимому суждению», если спорный случай не имеет прецедентов в жизни самого Мухаммеда?
|
|
Основателем ханифитского мазхаба является Абу Ханифа (ум. 767). Особенностью мазхаба широкое применение обычного права мусульманских народов (адат) как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. Благодаря широкой терпимости этот мазхаб начиная с XI в. стал быстро распространяться и в настоящее время ханифитами является подавляющее большинство мусульман России (кроме некоторых народов Северо–Восточного Кавказа), Средней Азии и стран Балканского полуострова.
Основатель маликитского мазхаба – Малик ибн Анас Аль–Асбахи (ум. 795). Особенность школы ориентация на правовую практику жителей Медины при жизни Мухаммеда. В настоящее время большинство мусульман, придерживающихся маликитского мазхаба, проживают в Африке.
Основатель шафиитского мазхаба – аш–Шафии, абу Абдаллах (767–820), ученик Малика ибн Анаса. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Мазхаб распространен в Палестине и на юге Аравийского полуострова и среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей.
Основатель ханбалитского мазхаба – Ахмад ибн Ханбал (780–855). Ханбалиты одними из первых приступили к систематизации традиционалистской концепции вероучения. Они отвергали как буквальное, так и аллегорическое толкование Корана и хадисов, а также возможность любого рационалистического истолкования догматов веры. Важной особенностью этого мазхаба является отрицание любых нововведений в области вероучения и мусульманского права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах. Нетерпимый к «новшествам» ханбалитский мазхаб крайне строг в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. В XVIII веке в Аравии идеи ханбалитского мазхаба легли в основу ваххабитского движения и в настоящее время эта богословско–правовая школа является господствующей на данной территории.
Школы мусульманского права различаются между собой по многим деталям, но их принципы остаются общими. Так, кто–либо может примкнуть к другой школе, подчиниться власти иной школы, при этом он не перестает считаться мусульманином.